Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии»




Скачать 134.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии»
Дата публикации04.08.2013
Размер134.11 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю:

«Некоторые специальные проблемы психиатрии»

Цели блока:

  1. Развитие профессиональных компетенций:

    1. Слушатель должен знать:

- основы социальной психиатрии;

- вопросы первичной, вторичной и третичной профилактики в психиатрии;

- вопросы антиалкогольного санитарного просвещения;

- программы диспансеризации населения;

- основы суицидологи;

- вопросы физиологии и психологии детского возраста;

- основы детской и подростковой психиатрии;

- морфологические, физиологические и социально-психологические особенности лиц позднего возраста;

- основы геронтопсихиатрии;

- вопросы психиатрической экспертизы (трудовой, военно-врачебной, судебно-психиатрической);

- порядок проведения принудительного лечения;

- основы наркологии: особенности клиники различных стадий и форм опьянения, клиники алкоголизма, металкогольных психозов, отдельные формы наркоманий и токсикоманий.

    1. Слушатель должен уметь:

- составить программу диспансерного наблюдения за больным;

- выявить суицидальные мысли, тенденции, суицидальное поведение;

- проводить дифференциальную диагностику выявленных психопатологических симптомов и синдромов у детей и подростков;

- проводить дифференциальную диагностику выявленных психопатологических симптомов и синдромов у лиц пожилого возраста;

- определять признаки временной и стойкой нетрудоспособности;

- организовать оказание принудительного лечения в условиях психиатрического стационара;

- проводить дифференциальную диагностику на симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом уровнях у больных с болезнями зависимости.

    1. Слушатель должен владеть:

- методами клинической беседы, сбора объективного и субъективного анамнеза при выявлении определенной нозологии у лиц молодого и старческого возраста;

- методами клинической беседы, сбора объективного и субъективного анамнеза при выявлении болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания);

- методами биологической терапии алкоголизма, наркоманий, токсикоманий в соответствии со стандартом медицинской помощи;

- методами биологической терапии неотложный состояний в наркологии;

- методикой определения признаков временной и стойкой нетрудоспособности при определенном психическом расстройстве;

- методиками определения уровня социальной адаптации/дезадаптации психически больных;

- методами психо-социальной реабилитации больных при определенных видах принудительного лечения;

- навыками проведения первичной профилактики и санитарного просвещения.

^ Продолжительность самостоятельного изучения блока: 12 академических часов

Содержание блока:

Тема № 1 «Социальная психиатрия»

Тема № 2 «Основы детской и подростковой психиатрии»

Тема № 3 «Основы геронтопсихиатрии»

Тема № 4 «Основы судебно-психиатрической экспертизы. Принудительное лечение. Профилактика общественно-опасных действий больных»

Тема № 5 «Врачебно-трудовая и военная экспертиза психически больных»

Тема № 6 «Основы наркологии»

^ Задания для самостоятельной работы слушателей:

В процессе прохождения производственной практики, в условиях клиники каждый обучающийся ежедневно проводит осмотр пациентов под наблюдением врача-куратора, фиксирует психический статус пациента в дневниковых записях МКСБ (медицинской карты стационарного больного), оценивает наличие у больного признаков временной и стойкой утраты трудоспособности, общественно-опасных тенденций, оформляет этапные и выписные эпикризы, больничные листы, направления на МСЭК и прочую медицинскую документацию, которая ведется в психиатрическом стационаре и диспансере.

Контрольные вопросы:

  1. Основные положения Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

  2. Оформление медицинской документации в психоневологическом диспансере.

  3. Проведение недобровольной госпитализации в стационар (показания, оформление необходимой документации).

  4. Оформление медицинской документации в психиатрическом стационаре.

  5. Вопросы трудовой экспертизы.

  6. Клинические критерии определения степени снижения трудоспособности.

  7. Вопросы судебной экспертизы.

  8. Критерии вменяемости и невменяемости, дееспособности и недееспособности.

  9. Понятие о военно-врачебной (психиатрической) экспертизе.

  10. .Психические расстройства при церебральном атеросклерозе и ГБ.

  11. Атипичные пресенильные психозы (болезнь Альцгеймера, Пика).

  12. Старческое слабоумие. Клиническая картина. Особенности ухода и лечения.

  13. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя (хронический алкоголизм).

  14. Белая горячка. Симптоматика, течение, исход, лечение.

  15. Психотические расстройства вследствие употребления алкоголя (алкогольный галлюциноз, алкогольный параноид).

  16. Амнестический синдром вследствие употребления алкоголя (Корсаковский психоз).

  17. Принципы этапы и методы лечения алкогольной зависимости.

  18. Классификация и клиническая картина психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных веществ (наркомании и токсикомании).

  19. Психотические расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Правовой аспект. Профилактика, лечение. Психотерапия.

  20. Особенности психопатологических проявлений в детском и подростковом возрасте.

  21. Характеристика психогенных заболеваний в детском и подростковом возрасте.

  22. Реактивные состояния в детском и подростковом возрасте.

  23. Экзогенно-органические, резидуально-органические психозы у детей и подростков.

  24. Шизофрения у детей и подростков.

  25. Эпилепсия у детей и подростков.

  26. Что такое социальная психиатрия.

  27. Что такое идентичность человека.

  28. Какая группа населению наиболее подвержена суицидам

  29. Частота суицидов, признанная воз как критическая в отношении психического здоровья населения.

  30. Клиническое содержание культурально-специфического синдрома "амок".

  31. Раздел психиатрии, посвященный сравнительному изучению психического здоровья у представителей разных национальностей.

  32. Представители какой этнической группЫ отличаются повышенной частотой суицидального поведения.

  33. Какое значение имеет семейное положение с точки зрения повышения риска развития депрессивных состояний

  34. Какие факторы относятся к числу экстремальных природно-экологических

  35. Кем принимается решение о непригодности гражданина вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

  36. Кто имеет право запрашивать сведения о состоянии психического здоровья гражданина.

  37. Как проводится амбулаторное лечение лица, страдающего психическим расстройством, в возрасте старше 15 лет, не признанного в установленном законом порядке недееспособным.

  38. Кем дается согласие на лечение несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет, а также лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным

  39. В каких случаях может проводиться лечение без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя.

  40. Кто имеет право на отказ от лечения психических расстройств.

  41. Кем принимается решение о проведении лечения без согласия больного при недобровольной госпитализации психически больного в неотложных случаях.

  42. Когда необходимо получить от больного или его законного представителя согласие на

  43. Как врач-психиатр диспансера может провести недобровольное освидетельствование при получении сведений, дающих основания предполагать наличие у лица тяжелого психического расстройства, которое обусловливает его непосредственную опасность для себя или окружающих.

  44. Кто принимает решение о проведении недобровольного освидетельствования больного, состоящего под диспансерным наблюдением

  45. Кто принимает решение об установлении диспансерного наблюдения за лицом,страдающим психическим расстройством, или его прекращении

  46. С какой периодичностью и кем должно осматриваться лицо, помещенное в психиатрический стационар в недобровольном порядке.

  47. Какие права пациента могут быть ограничены при его нахождении в психиатрическом стационаре.

  48. Как может быть проведена выписка пациента, госпитализированного в психиатрический стационар в недобровольном порядке.

  49. Как осуществляется выписка из психиатрического стационара пациента, к которому по решению суда применены принудительные меры медицинского характера

  50. Какие лица, страдающие психическими расстройствами, имеют право на получение информации о характере применяемых методов лечения.

  51. Что является основанием для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке до постановления судьи лица, страдающего тяжелым психическим расстройством.

  52. Кем подается заявление в суд по вопросу о госпитализации лица в недобровольном порядке.

  53. Что является основанием для добровольной госпитализации несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет в психиатрический стационар.

  54. Кто принимает решение об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке.

  55. Как оформляется заключение психиатра-эксперта (психиатров-экспертов).

  56. Что такое повторная судебно-психиатрическая экспертиза.

  57. На основании какого нормативного документа следователь назначает стационарную судебно-психиатрическую экспертизу обвиняемого, не содержащегося под стражей. Для помещения обвиняемого в психиатрический стационар (стационарное отделение).

  58. Что такое дополнительная судебно-психиатрическая экспертиза.

  59. Допустим ли допрос эксперта-психиатра.

  60. Могут ли входить в состав экспертной комиссии, проводящей экспертизу по конкретному делу, два эксперта, состоящие в родстве между собой.

  61. какими законодательными актами регулируется порядок производства судебно-психиатрической экспертизы.

  62. Судебно-психиатрическая экспертиза поручена следователем экспертному учреждению (конкретной спэк). Обвиняемый требует ввести в состав экспертной комиссии выбранного им психиатра, не являющегося сотрудником данного экспертного учреждения. Обвиняемый ссылается на часть 2 ст. 5 закона рф "о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно которой любое лицо при оказании ему психиатрической помощи вправе требовать приглашения выбранного им психиатра для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым названным законом. Допустимы ли подобные действия?

  63. обязан ли следователь ознакомить обвиняемого с постановлением и заключением судебно-психиатрической экспертизы, которая проводится в стадии предварительного следствия.

  64. Субъекты (должностные лица и органы), правомочные назначать судебно-психиатрическую экспертизу.

  65. По делу о признании гражданина недееспособным (ст. 29 гк, глава 29 гпк) судьей назначена судебно-психиатрическая экспертиза, однако гражданин уклоняется от ее прохождения, в каком случае ее можно провести.

  66. Что необходимо сделать эксперту не согласному с мнением других членов экспертной комиссии.

  67. Когда психиатр-эксперт вправе отказаться от дачи экспертного заключения.

  68. Какова правильная формула юридического критерия невменяемости (ст.21 ук рф).

  69. Какова правильная формула медицинского критерия невменяемости (ст.21 ук рф).

  70. какова правильная формула юридического критерия недееспособности (ст.29 гк рф).

  71. Какова правильная формула медицинского критерия недееспособности (ст.29 гк рф).

  72. Какие основные терминологические отличия новой формулы медицинского критерия невменяемости от старой.

  73. Каковы терминологические отличия новой формулы медицинского критерия недееспособности от старой.

  74. Что является юридической основой освобождения от наказания лиц, заболевших психическим расстройством после совершения правонарушения, но до вынесения приговора и осужденных

  75. Что является предметом судебно-психиатрической экспертизы.

  76. Виды судебно-психиатрических экспертиз, проводящихся свидетелям.

  77. Какой вид экспертизы может быть проведен обвиняемому, совершившему тяжкое деяние.

  78. Какова специфика контингента лиц, направляемых на судебно-психиатрическую экспертизу.

  79. Какие компоненты юридический включает критерий невменяемости.

  80. Чем может быть обусловлено наличие юридического критерия невменяемости.

  81. Что является формулой юридического критерия неспособности свидетеля и потерпевшего давать показания.

  82. Что может быть причиной беспомощного состояния потерпевшего.

  83. Права психиатра-эксперта.

  84. Какие клинические характеристики необходимо учитывать при судебно-психиатрической оценке олигофрений.

  85. Показания к направлению больного на принудительное лечение в психиатрический стационар с интенсивным наблюдением.

  86. Как может быть исполнена принудительная мера медицинского характера, соединенная с исполнением наказания.

  87. С какой периодичностью продлевается принудительное лечение.

  88. какое психическое состояние больного может быть поводом для прекращения принудительного лечения.

  89. Какие психические расстройства допустимы в случаях ограниченной вменяемости при шизофрении.

  90. В каких случаях необходимо судебно-психиатрическое освидетельствование осужденных.

  91. Как сказываются на выводах судебно-психиатрической экспертизы данные о совершении правонарушения больным шизофренией в состоянии алкогольного опьянения.

  92. Являются ли при проведении судебно-психиатрической экспертизы все виды обследования обязательными для испытуемого.

  93. С какими науками тесно соприкасается судебная психиатрия.

  94. В каких случаях может выноситься заключение о невменяемости при психопатии.

  95. Основные клинические проявления исключительного состояния.

  96. Как сказываются данные об алкогольном или наркотическом опьянении субъекта в период совершения правонаушения на судебно- психиатрическом заключении.

  97. Судебно-психиатрические экспертизы, проведенные в различных учреждениях, стационарно или амбулаторно, имеют одинаковое или неодинаковое юридическое значение.

  98. При каком содержании алкоголя в крови устанавливается средняя степень опьянения.

  99. Чем характеризуется первичное патологическое влечение к алкоголю.

  100. Основные признаки ii стадии алкоголизма.

  101. Основные признаки iii стадии алкоголизма:

  102. Форма зависимости, при которой абстинентный синдром обычно отсутствует.

  103. В какие сроки больной с диагнозом - "наркомания" может быть снят с диспансерного наблюдения.

  104. К какой группе относится наркотик кокаин в соответствии с мкб-10.

  105. Какие психотропные препараты используются при лечении наркологических заболеваний.

  106. В какие сроки больной с диагнозом - "алкоголизм", может быть снят с диспансерного наблюдения.

  107. Основные виды обманов восприятия при алкогольном делирии являются.

  108. Какие группы психофармакологических препаратов вызывают токсикоманическую зависимость.

  109. К какой группе наркотиков относится клофелин.

  110. К какой группе наркотиков метадон.

  111. В какой форме применяется налтрексон.

  112. Каким должно быть оптимальное количество пациентов в наркологической психотерапевтической группе.

  113. Основные этапы групповой динамики при лечении алкоголизма.

  114. У больного с первичным патологическим влечением к алкоголю, ростом толерантности к спиртным напиткам и утратой количественного контроля периодически бывают выпивки по 2-3 дня подряд. После таких эпизодов он ощущает головную боль, испытывает тошноту, сопровождающуюся иногда рвотой. Прием алкоголя на следующий день не облегчает состояние, а, наоборот, усиливает указанные выше проявления. Каким будет предположительный диагноз.

  115. Больного алкоголизмом с выраженной деградацией личности подозрительные люди могут, как утверждают родственники, вынудить продать за бесценок свою квартиру. Какой законодательный акт позволит защитить интересы пациента путем ограничения дееспособности.

  116. У больного с iii стадией алкоголизма вы обнаружили при обследовании после прекращения употребления алкоголя: фиксационную амнезию, отдельные конфабуляции и выраженные явления полиневрита. Больной сохраняет частичную ориентировку и внешне упорядоченное поведение, но из-за нарушений памяти неспособен выполнять сложные задания администрации на производстве. Каким будет предполагаемый диагноз и терапевтическая тактика.

  117. У больного, которого вы подозреваете в приеме наркотических средств, в области локтевого сгиба обнаруживаются следы от внутривенных инъекций. Какими веществами он, по-видимому, злоупотреблял.

  118. Больной в., 19 лет. Сонлив, апатичен, временами что-то бормочет. Установить речевой контакт не удается. Изо рта сильный запах алкоголя. Кожа бледная, холодная, влажная. Пульс частый, слабого наполнения и напряжения. Ад 60/40 мм. Рт.ст. Тоны сердца глухие. Дыхание поверхностное, учащенное. Резко снижены конъюктивальные, болевые рефлексы. Зрачки расширены, реакция на свет очень слабая. Спонтанный горизонтальный нистагм. В процессе осмотра у больного отмечены рвота, непроизвольное мочеиспускание. Что больному необходимо ввести (дать внутрь).

  119. Вы проводите судебно-наркологическую экспертизу по применению ст.99 ук рф (назначение принудительного лечения наркологическим больным). Подэкспертный за 4 года до совершения правонарушения обращался в наркологический диспансер, где проходил лечение по поводу алкоголизма. В последующем, по имеющимся данным, спиртные напикти он не употреблял. Подэкспертный страдает язвенной болезнью желудка вне фазы обострения. Какое экспертное решение вы вынесете.

Список литературы, рекомендуемый для усвоения материала

  1. Абрамович Г.Б., Харитонов В.А. Эпилептические психозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1929. – 142 с.

  2. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Психиатрический аспект геронтологии и гериатрии. – Л.: Медицина, 1969. – 284 с.

  3. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1991. – 96 с.

  4. Алкоголизм: Руководство для врачей / Под ред. Г.В.Морозова и др. – М.: Медицина, 1983. – 432 с.

  5. Ануфриев А.К. Нарушения интерперсональных отношений и деятельности у подростков как первые признаки “непсихотической” шизофрении // Вопросы общей психопатологии и социальной адаптации психически больных. – МЗ РСФСР МНИИ психиатрии. Труды. – Т.65. – С.154-162.

  6. Болдырев А.И. Эпилепсия у детей и подростков. — М.: Медицина, 1990.

  7. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Подростковая психиатрия. – 1993. – 77 с.

  8. Жариков Н.М. Эпидемиология психических болезней. – М.: Медицина, 1977.

  9. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. — Л.: Медицина, 1988.

  10. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М.: МГУ, 1986.

  11. Иванец. Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А. Психиатрия и наркология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

  12. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л.: Медицина, 1982.

  13. Кекелидзе З.И., Чехонин В.П. Критические состояния в психиатрии. — М.: ГНЦССП им. В.П.Сербского, 1997.

  14. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: (Руководство для врачей). — М.: Медицина, 1979.

  15. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М.: Медицина, 1985.

  16. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. – М.: Медицина, 1984. – 224 с.

  17. Коркина М.В., Цивилько М.А., Марилов В.В. Нервная анорексия. – М.: Медицина, 1986. – 176 с.

  18. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Медицина, 1985.

  19. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

  20. Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. – Л.: медицина, 1975. – 334 с.

  21. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1994.

  22. Судебная психиатрия: Руководство для врачей / Под ред. Г.В.Морозова. – М.: Медицина, 1988. – 400 с.

  23. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медгиз, 1955. – Т.1; 1959. – Т.2; 1965. – Т.3.

  24. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. — М.: Медицина, 1973.

  25. Шахматов Н.Ф. Бредовые психозы позднего возраста: Автореф. дис. – М., 1968.

  26. Штернберг Э.Я.Геронтологическая психиатрия. – М.: Медицина, 1977.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю
«психопатологического синдрома», современные классификации симптомов и синдромов

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю
Тема №1 История вопроса. Антипсихиатрические концепции и методы лечения психически больных. Биопсихосоциальный подход к вопросам...

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Частная психиатрия»
Тема №6 «Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга. Психические расстройства при органических заболеваниях...

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические рекомендации для обучающихся и преподавателей
Методические рекомендации предназначены для обучающихся и преподавателей. В данном выпуске содержится теоретический материал по основам...

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для самостоятельной...
Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цели, задачи курса и т д.), тематический план, содержание курса, методические...

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов...
Предмет и задачи психиатрии. Основные этапы развития зарубежной и отечественной психиатрии. Выдающиеся отечественные психиатры (В....

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю пм. 01
Методические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю пм. 01 «Документирование хозяйственных операций и...

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных...
Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов выпускных курсов психологического факультета, обучающихся по направлению...

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 260502 на 5-ом курсе и на...

Методические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Некоторые специальные проблемы психиатрии» iconМетодические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся...
Совет обучающихся действует на основании Положения о совете обучающихся образовательной организации (далее – Положение), принимаемого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов