2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина




Название2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина
страница1/5
Дата публикации06.08.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5
Ст. 111.1, 112.1, 115.1, 116.1 – УК РФ; гл. 27 ст. 195-207 УПК.
1. Предмет судебной медицины.

Название «судебная медицина» утвердилась в Европе в конце 17 века. Судебная медицина основана на медицинских знаниях общего характера, а судебной она стала потому, что данная отрасль медицины применяется в связи с осуществлением правовых функций государства. Судебная медицина решает вопросы, возникающие при практической деятельности правоохранительных органов. Задачи медицины: профилактика заболеваний и травм, охрана здоровья населения в целом и отдельных групп, обособленных по определенному признаку (студентов, военнослужащих), лечение заболеваний и травм, общая борьба за продление жизни человека. В правоохранительной деятельности в процессе её осуществления возникают вопросы, для разрешения которых необходимо участие эксперта. Постепенно, вопросы, которые периодически возникали у правоохранительных органов, привели к накоплению знаний, касающихся криминального поведения и его последствий. Появляется судебная медицина, как систематизированная совокупность знаний.
Основные задачи лечащего врача:

1. поставить диагноз,

2. оказать медицинскую помощь,

3. назначить дальнейшее лечение,

4. последующее наблюдение.
Функции судебно-медицинского эксперта:

1. поставить диагноз (определить характер повреждения),

2. выполнение судебно-медицинской экспертизы: а. чем причинено повреждение, б. механизм повреждения, в. время причинения повреждения, г. могло ли быть повреждение получено при определенных обстоятельствах, д определение степени тяжести вреда здоровья.

Судебно-медицинская экспертиза – а. применение знаний их области судебной медицины на практике, б. один из частных видов судебной экспертизы, который регламентируется соответствующим процессуальным кодексом.

Судебная экспертиза – исследование, производимое компетентным лицом (лицами), для решения специальных вопросов, требующих специальных знаний, по заданию судебно-следственных органов и осуществляемое в рамках требований уголовно-процессульного и других видов процессуального законодательства.

Если требующиеся знания судебно-медицинские, медицинские вообще, некоторые виды биологических знаний, то это будет судебно-медицинская экспертиза.
^ 2. Система предмета судебной медицины.

Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина.

Теоретические разделы:

А. введение в судебную медицину (общие вопросы судебной медицины)

Б. учение о повреждениях (судебно-медицинская травматология)

В. учение об умирание и смерти (судебно-медицинская танатология)

Г. идентификация в судебной медицине (идентификация предметов, причинивших повреждения, идентификация личности)

Практические:

А. организация судебно-медицинской экспертизы.

Б. процессуальная регламентация

В. деятельность судебного медика в качестве специалиста в уголовном процессе

Г. суд. мед. экспертиза потерпевших, обвиняемых, подозреваемых и других лиц (экспертиза живых лиц)

Д. судебно-медицинская экспертиза трупов

Е. судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств

Ж. судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел (судебно-медицинская экспертиза по медицинским документам; судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел, содержащих сведения медицинского характера)

З. судебно-медицинская экспертиза при расследовании отдельных категорий уголовных дел

И. судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе

К. судебно-медицинская экспертиза в административном процессе, в арбитражном процессе в деятельности нотариуса.

Л. внепроцессуальная деятельность судебных медиков.
Данная наука не является изолированной, имеет большое количество междисциплинарных связей.
^ 3. Связь судебной медицины с другими науками.

А. С медицинскими науками: патологическая анатомия, травматология и.т.д.

Б. С биологическими науками: антропология, зоология.

В. С энтомологией.

Г. С юридическими дисциплинами: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс (проведение судебной экспертизы по гражданским делам), административный процесс, .

Д. С рядом дисциплин из различных областей науки и технике при разработке вопросов о причинение вреда здоровью внешними факторами (баллистика, конструкция и функционирование транспортных средств и др. в зависимости от характера повреждения).
^ 4. Подготовка судебно-медицинских экспертов.

Преподавание судебной медицины ведётся в высших медицинских учебных учреждениях. Государственный экзамен по судебной медицине не предусмотрен. Для работы в качестве судебно-медицинского эксперта необходимо дополнительное послевузовское образование (ординатура и др.). Термин судебно-медицинский эксперт имеет двоякий смысл: 1. определяет статус носителя специальных судебно-медицинских знаний в том случае, когда ему в соответствии с законодательством предоставлена право проводить судебно-медицинскую экспертизу (имеет процессуальное значение), 2. указывает должностное положение.

^ 5. значение судебной медицины.

Наибольшее значение судебная медицина имеет в уголовном процессе.
Учение о повреждениях (судебно-медицинская травматология)

Травма – повреждение от каких-либо механических воздействий. Наряду с этим существуют химические, психические и т.д. травмы. Травма – повреждение от механического воздействия (в узком смысле). Травма – повреждение от любого внешнего воздействия (широкий смысл, принято в см).

Повреждение – нарушение строения или состава и (или) функций организма человека, вызванное факторами внешнего воздействия, которое может сопровождаться нарушением здоровья или смертью.

Признаки повреждения:

1) Нарушение строения (в т.ч. состава) и (или) функций организма человека. Раздельно нарушение строения и функций, как правило, не встречается. Нарушение строения влечёт нарушение соответствующих функций. Нарушение м.б. временным (обратимым) и необратимым (стойкая утрата). Первичные нарушения функций связано с нарушением строения (состава), но не так быстро это разовьётся. 2)Воздействие факторов внешней среды. 3)Нарушение здоровья или наступление смерти. Смерть как следствие причинения вреда м.б. только результатом тяжких повреждений.
^ Воздействие факторов внешней среды.
Классификация таких факторов имеет следующий вид:

1. физические факторы (90%). Некоторые авторы особо выделяют механические факторы как группу.

2. химические факторы.

3. биологические факторы – воздействие на организм человека чужеродного белка, т.е. белковых образований по своим основным свойствам чуждых человеку вообще (как виду) или определенному человеку. К таким образованиям относятся микробы, вирусы и продукты их деятельности (токсины). Такое понимание совпадает с понятием биологическое оружие (биологические факторы + средства их доставки). Таким образом, в судебной медицине инфекционные заболевания должны быть классифицированы как биологические факторы.

4. психические факторы. Воздействие психических факторов внешней среды мало изучено. В настоящее время в РФ судебная психиатрия является самостоятельной дисциплиной, которая, однако, не занимается вопросами повреждений от психической травмы. Поэтому разработка данных вопросов должно осуществляться судебными медиками и психиатрами. Психические факторы – угроза, выраженная в различной форме (в т.ч. жестами, движениями тела). Окружающая психотравмирующая ситуация также может рассматриваться как психический фактор.

5. комбинированное действие факторов из предыдущих групп (напр. воздействие укуса змеи). Некоторые авторы не упоминают данную группу факторов. Воздействие факторов внешней среды обычно носит комбинированный характер. Огнестрельное ранение относится к комбинированным факторам (механическое повреждение, сопряженное с внесением в рану большого количества микробов). В комбинированных факторах выделяется ведущий фактор – имеющий наибольшее значение для данного вида воздействия.

Биологические факторы и психические факторы с судебно-медицинской точки зрения исследованы достаточно слабо.
^ Образование повреждения.

На человека постоянно воздействует комплекс факторов внешней среды. Ведущий среди них выделить довольно трудно. Индивидуальные свойства организма, выработанные в процессе эволюции биологического вида, а также специальные приспособления снижают или устраняет травмирующее воздействие внешних факторов. Внешние факторы способны оказывать травмирующее воздействие в случаях: 1. превышение воздействующими факторами защитных свойств организма, 2. ослабление защитных свойств организма по отношению к воздействию определенных факторов, 3. отсутствие защитных свойств организма и защитных приспособлений против воздействия определенных факторов.

^ Развития повреждения во времени

Повреждение – не одномоментное событие, а процесс. Любой процесс имеет начало и конец. Между этими точками идёт течение повреждения. Образование, течение, исход. 1)Образование повреждения определяет такие признаки вреда здоровью как наличие или отсутствие опасности для жизни (ст.111).

2)временной промежуток в судебной медицине учитывается в днях (1 день = 1 сутки). Длительность соответствует критериям ст.112,115 как длительное или кратковременное расстройство здоровья.

3)исход повреждения – 3 вида: 1.практически полное выздоровление. Определяется по степени восстановления организма. Критерий – отсутствие стойкой утраты трудоспособности (ст.111,112,115) как общей, так и профессиональной. 2.неполное выздоровление. Связано с той или иной степенью утраты трудоспособности (как общей так и профессиональной). М.б. как незначительная утрата, так и полная потеря трудоспособности. Здесь м.б. различная тяжесть вреда здоровью (ст.111 – полная утрата профессиональной трудоспособности). Степень утраты – в %. 3.Смерть – как исход повреждения может наступать только как последствие тяжкого вреда здоровью. Ч.4ст.111 – по неосторожности.
^ Повреждение от физических факторов.
Классификация физических факторов внешней среды, вызывающих образование повреждений:

1)механические факторы – действия острых предметов, действия тупых предметов, огнестрельные повреждения, взрывная травма.

2)термические факторы – действие высокой температуры, действие низкой температуры (м.б. общее действие и местное действие). Нормальная температура – 36,6.

3)действие электричества: природное (атмосферное (молнии) и продуцируемое животными (скаты, угри)); техногенное (антропогенное) – любые приспособления или устройства.

4)резкие изменение барометрического давления. Чаще – резкое понижение давления. Только особые обстоятельства (разгерметизация кабины высотного летательного аппарата, быстрый подъём водолазов из глубины).

5)Действие проникающей радиации (ионизирующая радиация) - , ,  - излучение, рентгеновское излучение и т.д.

6)прочие физические факторы – все факторы, действующие физическим путём и не включённые в другие группы: электромагнитные поля, звуковые волны (инфра - <20Гц и ультра - >18-20 тыс Гц – звук не слышен; порок – 115-120 Дцб), лазерные излучения, вибрационные воздействия. Наибольшее значение в см имеют механические повреждения.
^ Повреждение от механических факторов.

Данные повреждения моно разделить на две подгруппы в зависимости от того, на что был направлен фактор воздействия:

1. преимущественно анатомические (морфологические): ссадины (повреждения наружных слоев кожи, не проникающее до собственно кожи), кровоподтёки, раны (повреждения, которые проникают до уровня собственно кожи или глубже), вывихи и растяжения областей суставов, переломы (нарушение анатомической целостности костей или хрящей)– открытые/закрытые; полные/неполные; дырчатые; оскольчатые; терассовидные., закрытые повреждения внутренних органов при целости кожных покровов, отделение частей тела, полное разрешение (фрагментация) тела.

2. преимущественно функциональные: сотрясение, шок, механическая асфиксия.
^ Схема описания повреждения.

Анатомические повреждения объективны, их можно увидеть и исследовать непосредственно. Для фиксации характера повреждения принята определенная схема описания. Применение данной схемы способствует единообразному пониманию повреждений и оценки их тяжести.

1.Название повреждения.

2.Локализация (местоположение) повреждения. Указывается применительно к анатомическим областям, линиям, точкам.

3.Форма повреждения. Сравнивается с формой плоскостного объекта, а не объёмного. Из данного правила существует одно исключение, когда сравнивают рану с веретеном или лодки. Обычно, когда указывают форму, добавляют слово «неправильной».

4.Размеры повреждения. Так как повреждение редко бывает правильной геометрической формы, обычно указывается максимальную длину и ширину повреждения, для чего повреждение мысленно вписывается в квадрат или прямоугольник. Можно – только длина, длина лучей в зависимости от формы. Если «звезда» - 2 варианта: 1)давать угловые соотношения между пронумерованными лучами, но: как они ориентированы по вертикали? 2) – более удобный способ – вписать в циферблат часов («ориентирован соответственно цифре … условного циферблата часов»).

5. Фотография раны

6.Схема раны.

7.Особенности или детали повреждения, которые указываются применительно к характеру повреждения. Каждый вид повреждения имеет присущие ему детали (например, цвет кровоподтёка).

8.Состояние окружающих повреждения тканей.

9.Прочие особенности (наличие посторонних включений – частиц пороха и пр.).

^ Преимущественно функциональные повреждения: сотрясение, шок, механическая асфиксия. 1)Сотрясение. Бывает любых внутренних органов, м.б. совокупности внутренних органов – сотрясение тела. Наибольшее значение имеет сотрясение головного мозга – однозначно трактуемые клинические признаки. 2)Шок – резкое угнетение жизненных функций. Шок тяжёлой степени – тяжкий вред здоровью. 3)Механическая асфиксия – удушение человека, вызванное механическими причинами. Обычно в чистом виде они не встречаются. Эти функциональные повреждения приводятся как следствие какой-то травмы (закрытая черепно-мозговая травма сопровождаемая сотрясением мозга, механическая асфиксия от сдавления петлёй или удушения петлёй).

^ Соотношение понятий предмет, орудие и оружие в судебной медицине.

Предметы – все материальные объекты окружающего мира, имеющие определенные формы и размеры, фиксированные во времени (напр., облако не является предметом).

Орудия – предметы, специально изготовленные для выполнения определенных трудовых, бытовых и иных процессов.

Оружие – предметы, специально изготовленные для причинения повреждений людям или животным, или некоторых спортивных целей.

Данные понятия трудно разграничить на практике. При проведение судебно-медицинской экспертизы сперва устанавливаются групповые свойства предмета (круглый, тяжёлый и пр.). Эта информация необходима при ответе на вопрос о том, мог ли представленный следователем объект нанести определенные повреждения.
^ Повреждение от острых предметов.

Острый предмет – предмет, действующая часть которого имеет острый конец, острие, или острый край, острую кромку, острое лезвие, или сочетание того и другого в различных вариантах и с различными свойствами.
Острая кромка, острый край – такие свойства предмета, которые не были заданы целенаправленно человеком либо созданы природными явлениями. Из определения острых предметов становится ясно, что их несколько видов (групп):

1. Колющие предметы: продолговатая форма; резкое преобладание длинны действующей части колющего предмета, над размерами его поперечного сечения; наличие острия: отсутствие острого лезвия, острой кромки, острого лезвия (вязальная спица, игла, гвоздь и пр.).

2. Режущие предметы: наличие острой кромки, острого края, острого лезвия; отсутствие острия; протяженность лезвия от 2-3 мм; форма лезвия – любая (столовый нож, не имеющий острия и пр.).

3. Колюще-режущие предметы: наличие острой кромки, острого края, острого лезвия; наличие острия; продолговатая форма действующей части; преобладание длинны действующей части над шириной. Могут быть с одним лезвием (финский нож), двумя (обоюдоострые) (кинжал, кортик); тремя лезвиями (в сечении – треугольник, похож на очень удлинённую пирамиду), 4-мя лезвиями (2 клинка вставлены один в другой).

4. Рубящие предметы: наличие лезвия; отсутствие острия; значительная масса предмета. Лезвие обычно достаточно протяженно, как правило, имеет форму выпуклой дуги. Примеры: топоры, ледорубы, шашки, сабли.

5. Пилящие предметы: особый вид острых предметов. Имеют протяженную действующую часть, на которой расположены единообразные выступы (зубцы), обычно в виде треугольников. М.б. односторонне-острые или обоюдоострые. Это обычно орудия. Типы пиления: 1)возвратно-поступательный (ручные пилы, на пилорамах) – зубцы обоюдоострые; 2)путём движения рабочих поверхностей в одном направлении (циркулярные, цепные (бензопилы)). Односторонне-острые зубцы – на цепных пилах, на циркулярных – м.б. и обоюдоострые.

6.Некоторые авторы выделяют колюще-рубящие предметы. Данное деление несколько условно. Необходимо понимать, что конструкция предметов вытекает из задач, для которых они создавались (например, к какой классификационной группе относится тяжёлый боевой нож). Вышеуказанная классификация основана на обычном применение предметов. Предметы одной группы могут использоваться как предметы другой группы.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина iconПротоколом заседания кафедры
Предмет, понятие и методы судебной медицины как отрасли права. Система судебной медицины

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина iconСудебная система российской федерации
Судебная система – это упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами. Суды не...

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина icon2. задачи, организационная структура и основы деятельности всероссийской...
Принято считать, что медицина катастроф как новое научно-практическое на­правление медицины и здравоохранения выделилась в 70-х годах...

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина iconПлан Понятие и признаки судебной власти. Суд как орган судебной власти....
Задача Начертите схему судебной системы РФ по Федеральному Конституционному закону РФ «О судебной системе рф» от 31. 12. 1996 г....

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина iconЭкзаменационные вопросы по травматологии и ортопедии для студентов...
Определение предмета травматологии, ортопедии и протезирования. Цели и задачи. Основные пути развития предмета в историческом аспекте...

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина iconПрактическая медицина имеет ряд привлекательных черт, которые дела­ют...
Во-вторых, медицина — это научная дисциплина, которая сильно шагнула вперед за последние десятилетия и позволяет нам вселять надежду...

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина iconВопросы по общей хирургии для студентов 3 курса, включенные в экзаменационные билеты
Хирургия как раздел клинической медицины. Система организации хирургической помощи в Беларуси

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина iconИсследование предмета тгп предполагает характеристикугип как в статике,...
Тгп изучает г и п в целом, а не отдельные их части, исследует г и п в их единстве и неразрывной взаимосвязи тгп изучает общие закономерности...

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина icon1. История развития судебной экспертизы и судебных экспертных учреждений...
Годом официального становления судебной экспертизы считают 1716 г., когда Воинским уставом Петра 1 было предписано привлекать лекарей...

2. Система предмета судебной медицины. Показывается те вопросы, которые изучает судебная медицина iconВопросы к междисциплинарному государственному экзамену для студентов специальности Психология
Проблема предмета психологии. Понимание предмета психологии постклассический период развития науки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов