Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не




НазваниеСлово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не
страница1/76
Дата публикации07.08.2013
Размер7.82 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76
Святитель Иоанн Златоуст
Полное собрание творений

Том 1 (Часть 2)

О священстве
СЛОВО ПЕРВОЕ. Лучший друг детства Иоанна Златоуста - Василий. - Они никогда не

расставались между собой. - Намерение их обоих принять иночество. - Слезы и просьбы

матери, отклонившие Иоанна от исполнения этого намерения. - Подвижническая жизнь

друзей. - Слух о намерении посвятить их обоих в епископский сан. - Уклонение Златоуста

и избрание Василия. - Жалобы Василия и оправдания Иоанна. Нравственное значение

хитрости - в зависимости от намерения. - Польза ее как в мире, так и на войне. - К ней

прибегают как врачи тела, так и врачи души. - Исцеление больных таким способом. - Ею

пользуется и ап. Павел, чтобы привлечь иудеев к Иисусу Христу.
СЛОВО ВТОРОЕ. Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только

можно дать в отношении к Иисусу Христу. - Преимущества священства. - Кровь Иисуса

Христа есть цена душ. - Любовь Иисуса Христа к Своей церкви. - Обязанности

священства более важны, чем всякого другого положения. - Мало достойных для него. -

Ответственность священника. - Враги стада Христова. - Лечение душ труднее, чем

лечение овец. - Трудность постижения самой причины боления душ. - Нет другого

средства, кроме убеждения. - Священство требует превосходной души. - Насколько

благоразумие необходимо священнику. - Священство есть должность, исполненная

затруднений и опасностей. - Необходимость вполне знать кандидата на священство. -

Превосходные свойства человеколюбия. - Похвала Василию. - Его человеколюбие. -

Почему Златоуст отказался от епископства. - Его отказ не только не послужит ко вреду

избирателей, но избавит их от нареканий, которым они иначе подверглись бы.
СЛОВО ТРЕТЬЕ. Златоуст продолжает свое оправдание. - Его отказ произошел не от

гордости. - Обвинять других в неуважении к священству значит обнаруживать свое

невысокое мнение о нем. - Отказ его произошел не из тщеславия. - Любовь к славе

напротив должна бы побудить его принять епископство. - Священство имеет небесный

характер. - Величавая обстановка священства ветхозаветного и превосходство священства

новозаветного. - Величие христианского тайнодействия. - Священник сильнее ангелов. -

Источники его могущества. - Священники ветхозаветные только давали свидетельство об

исцелении проказы тела, а священники новозаветные исцеляют проказу души. - Если

наши родители дают нам жизнь телесную, то священники сообщают нам жизнь духовную,

и они могут нам давать ее, когда даже мы потеряли ее. - Крещение. - Покаяние. - Даже ап.

Павел трепетал, размышляя о высоте своего служения. - То же самое устрашило и

Златоуста. - Ясное сознание высоты священнослужения с одной стороны и сознание своей

слабости - как побуждения, заставившие его отказаться от епископства. - Другие

побуждения, как заключающиеся в опасностях и трудностях, сопряженных со

священнослужением. - Устранение тщеславия со всеми сопровождающими его страстями.

- Чем возвышеннее священство, тем омерзительнее злоупотребления им. - Можно желать

священства, но не возвышения и власти, связанных со священством. - Священник должен

быть господином над самим собой: печальные последствия гнева. - Погрешности

священников быстро становятся известными всем и происходящий отсюда соблазн. -

Примеры неудачных избраний. - Управление вдовицами, попечение о девственницах,

церковное судопроизводство, связанные с ним трудности. - Отлучение и требуемое им

благоразумие.
СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Возражения Василия, что все сказанное его другом относится к

тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к

нему. - Опровержение этого возражения. - Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. -

Иуда был призван к апостольству. - Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому

с ними наказанию. - Необходимо рукополагать с крайней осторожностью. - О церковном

служении. - Дар слова, как необходимая принадлежность священника. - Без дара слова не

достаточно ни доброго примера, ни даже дара чудотворения. - Слово, как единственное

оружие, которым можно отражать врагов Церкви. - Сравнение Церкви с сильной

крепостью. - Главные враги, с которыми приходится Церкви иметь дело: иудеи, язычники,

манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. - Враги домашние,

возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. - Возражения Василия: не презирал ли

красноречия ап. Павел? - Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов

своего времени. - Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова,

то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненной любовью к

Господу Иисусу. - Красноречие ап. Павла - простое и сильное, единственно основанное на

знании и восторженности. - Похвальный отзыв о его посланиях. - Необходимость для

епископа обладать ученостью, чтобы наставлять других. - Он должен быть способен

защищать догматы веры.
СЛОВО ПЯТОЕ. Продолжение рассуждения о церковном красноречии. - Беседы,

предназначаемые для народа, требуют большего труда. - Трудность удовлетворить

слушателей, потому что они часто приходят не за тем, чтобы назидаться, но за тем, чтобы

судить о проповеднике. - Чтобы с успехом преодолеть эту трудность и овладеть

слушателями, необходимы две вещи: пренебрежение к похвалам и сила слова. -

Пренебрежение к похвалам не имеет никакого значения без силы слова, и наоборот. - К

пренебрежению похвалами нужно прибавить и презрение к зависти. - Недостаточно

приобрести дар слова, нужно еще сохранять его трудом и упражнением, потому что

красноречие есть дар изучения еще более, чем природы. - Чем выше у проповедника дар

слова, тем более он должен трудиться над ним. - Козни великому проповеднику со

стороны его завистливых врагов. - Немного людей, которые в состоянии основательно

судить о беседах. - Сильный сознанием своего дара, проповедник может становиться

выше суждений толпы. - Еще больше уверенности ему может дать стремление к главной

цели - благоугодить Богу. - Пренебрежение к похвалам не менее необходимо и тому, кто

не обладает даром красноречия.
СЛОВО ШЕСТОЕ Ответственность священника за грехи вверенной ему паствы. -

Благоразумие и осторожность, с которыми нужно жить, чтобы предохранить себя от

заражения делами мира сего и сохранять красоту души. - Ревность, тщательность и

бдительность в отправлении священнослужения. - Священники суть посланники Божии не

к одному только городу, но ко всей земле. - Они поставлены, чтобы молиться и

ходатайствовать о прощении грехов людей, и не только живых, но и умерших. - Призвав

Св. Духа, они благоговейно приносят великую жертву, приближаться к которой должно со

страхом и трепетом. - Они носят в своих руках Владыку и Господа всех людей. -

Необходимость для них самого тщательного благоразумия, чтобы не оскорбить кого-

нибудь из ближних, приспособляться ко всем, не прибегая к хитрости, притворству и

лести, но скорее действуя с великим дерзновением и свободой, причем попеременно,

смотря по обстоятельствам, можно употреблять суровость или мягкость. - Как ни велики

труды монахов и как ни трудна брань, которую они ведут, но во всяком случае служение

епископа труднее отшельничества. - Осуществлять добродетель в пустыне легче, чем при

исполнении церковных дел, так как эти дела подвергают епископа многим случайностям и

легко открывают в нем пороки и недостатки, которые не обнаружились бы в пустыне. -

Повторение совета не пренебрегать народной молвой, хотя бы она была ложной. -

Нетрудно спастись самому себе. - Священник подлежит более страшному наказанию, чем

простые верующие. - Состояние, которое должен переживать человек, когда его хотят

возвести в священный сан. - Нет более страшной брани, как та, которую воздвигает на нас

в таких случаях диавол.
XI. Беседа по рукоположении во пресвитера.
Мысли и чувства по случаю возведения в высокий сан священства. Неуверенность в своих

способностях. - Вся вселенная хвалит Бога, за исключением грешников. - Но и грешник

может найти способ славословия. - Похвала Флавиану, епископу антиохийскому. -

Знатность его происхождения и великость его подвижничества. - Воспоминание о

Мелетие, епископе антиохийском. - Просьба о молитве за нового пресвитера.
XII.Против аномеев
СЛОВО ПЕРВОЕ. Похвала Флавиану. Величие его человеколюбия. - Смысл изречения:

"аще разум испразднится". - Опровержение аномеев. - Проповедник намерен вразумлять, а

не побивать своих противников. - Бог непостижим не только в своей сущности, но и в

Своем промышлении; не только в Своем промышлении, насколько оно управляет всем

творением, но еще и насколько оно управляет судьбами одного народа, например народа

иудейского. - Увещание.
СЛОВО ВТОРОЕ. В рассуждении о божественных предметах нужно руководиться не

разумом, а верой. - Аномеи притязают на то, что они знают Бога так же, как Он знает

Самого Себя. - Испытывать Его сущность с чрезмерным любопытством значит оскорблять

Его. - Необходимость умеренности в рассуждениях с еретиками.
СЛОВО ТРЕТЬЕ. Славословие Бога более полезно человеку, чем Богу. - Бог непостижим

для ангелов. - Человек не может проникнуть даже в существо ангелов. - Верховные силы

не могут постигнуть Бога и при Его снисхождении. - Укор антиохийцам за то, что они

тотчас после беседы ушли из церкви. - Действенность общественной молитвы.
СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. О непостижимости естества Божия. - Краткое повторение

предшествующих бесед. - Ангелы узнали о некоторых тайнах только с нами и через нас. -

Они не знают существа Божия. - Похвала антиохийцам за ту послушность, с которой они

исполнили данные им советы. - Предостережение против карманных воров, появившихся

в церкви.
СЛОВО ПЯТОЕ. О непостижимости естества Божия. - Сын и Св. Дух вполне знают

Отца. - Слова: Бог и Господь одинаково свойственны Отцу и Сыну. - Мудрость ап. Павла

в его наставлениях. - Не только существо ангелов, но даже и существо нашей души

непостижимо для нас. - Возражение аномеев, что нельзя поклоняться тому, чего не

знаешь. - Ответ на это возражение. - Сила молитвы. - Смирением производится

дерзновение.
СЛОВО ШЕСТОЕ. О святом Филогоние. - Насколько будущая жизнь выше настоящей. -

Св. Филогоний сначала был адвокатом. - Избранный во епископа, он предался

совершению всякого рода добродетелей. - Назидание по случаю приближения праздника

Рождества Христова. - Истинное покаяние, даже краткое, может очистить совесть. -

Способ совершения покаяния.
СЛОВО СЕДЬМОЕ. О единосущии Сына с Отцом. - Необходимость внимательного

отношения к слову Божию. - Сын единосущен Отцу. - Выражения св. Писания, по-

видимому уничижающие Сына, находят себе объяснение в воплощении. - Другие

побуждения для таких изречений св. Писания. - Две воли во Иисусе Христе. - Увещание к

молитве.
СЛОВО ВОСЬМОЕ. О суде и милостыне и о просьбе матери сынов Зеведеевых. - Ответ

на возражение еретиков. - Сын имеет ту же власть, что и Отец. - Милостыня измеряется не

по величине подаяния, но по чистоте намерения. - Похвала ап. Павлу, изречения которого

приводит проповедник. - В каком смысле сказал Иисус Христос "несть Мое дати". -

Награду заслуживает тот, кто подвизается.
СЛОВО ДЕВЯТОЕ. О четырехдневном Лазаре. - Иисус Христос знал, где находится

Лазарь. - Не должно быть слишком легковерным. - Почему Иисус Христос молился перед

воскрешением Лазаря? - Не вследствие необходимости, а вследствие присутствовавшего

там народа и в ответ на просьбу Марфы.
СЛОВО ДЕСЯТОЕ. Вступление. - Различие между долгом денежным и долгом

духовным. - Иисус Христос единосущен Отцу. - Уничижение принято Им для того, чтобы

снизойти к нашей немощи и чтобы наставить нас не только словами, но и примером. - Ему

свойственно то же всемогущество, что и Отцу. - Доказательство, заимствованное из

исцеления слепорожденного. - Как несовершенен закон. - Сын равен Отцу. Доказательства

из св. Писания. - Нужно избегать всякой вражды. - Увещание к примирению с врагами.
СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ. О непостижимости существа Божия. - Когда дело идет об

истинах веры, то следует основываться главным образом на св. Писании. - Божество

Иисуса Христа, доказываемое на основании первой главы книги Бытия. - Согласие

Ветхого и Нового заветов. - Обязанность христиан присутствовать при собраниях

верующих и водить туда своих детей. - Присутствие в этих собраниях в церквах приносит

двоякую пользу.
СЛОВО ДВЕНАДЦАТОЕ. О расслабленном, бывшем в расслаблении тридцать восемь

лет и на слова: "Отец Мой доселе делает и Аз делаю" (Ин.5:17). - Сравнение проповедника

с землепашцем. - Почему Иисус Христос показывался иудеям в дни праздников. -

Исцеление расслабленного. - Почему Иисус Христос спрашивает больного. - Похвала

расслабленному. - Почему Иисус Христос повелевает ему взять и понести постель. -

Иисус Христос по всемогуществу равен Отцу. - Увещание присутствовать в собраниях

церкви.
XIII. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть

истинный Бог.

Нелюбовь большинства людей к длинным рассуждениям. - Простое общедоступное

рассуждение. - Обращение к язычникам с доказательствами, что Иисус Христос есть Бог:

основание Церкви, быстрое распространение Евангелия, обращение римлян и варваров,

совершенное в непродолжительное время лицами совне презренными, без всякой

посторонней помощи. - Такое дело не могло быть делом рук человеческих. - Обращение к

иудеям. - Против них гласит Ветхий Завет. - Все главные тайны и события христианства

предсказаны были пророками. - О том, что Христос будет Богом и человеком,

предсказывал пророк Варух. - Что Он родится от девы - Исаия. - Что родится в Вифлееме -

Михей. - Что будет исцелять всякие болезни - Исаия. - Неблагодарность иудеев также

предсказана Давидом и Исаией. - Проповедь апостолов - Давидом и Иоанном. - Об

отвержении иудеев предсказывали Малахия, Исаия, Моисей. - Страшный суд

предвозвещен Малахией, Давидом, Варухом, Исаией. - Чествование, воздаваемое кресту. -

Частое употребление крестного знамения. - Части истинного Креста, находимые по всему

миру. - Исполнение пророчеств Иисуса Христа. - Чудо распространения Евангелия. -

Поражение императоров в войне, воздвигнутой ими против Церкви. - Тщетность усилий,

которые иудеи с помощью Юлиана отступника употребляли для восстановления храма

вопреки пророчеству Иисуса Христа.
XIV. Против иудеев
СЛОВО ПЕРВОЕ. Прерывая свои беседы против аномеев о непостижимости существа

Божия, проповедник переходит к обличению иудействующих. - Христианам не должно

принимать участия в праздниках иудейских, потому что 1) иудеи люди жалкие, делающие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не iconИоанна От Пасхи до Вознесения Слово на Светлой Пасхальной седмице...
Слово в Неделю 3-ю Великого поста Приидите вернии, животворящему древу поклонимся

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не iconМагические слова. К. Бессер-Зигмунд
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Евангелие от Иоанна, 1: 1)

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не iconНачало школьной жизни важная веха в развитии каждого ребенка. Для...
Другая причина в том, что они никогда не испытывают недостатка в друзьях – не обязательно благодаря своей общительности или приветливости,...

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не iconНовости? спросил тот, что был повыше
На узкой тропинке, освещённой лунным светом, появились двое мужчин. На мгновение они замерли, нацелив друг другу волшебные палочки...

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не iconВасилий Филиппович Маргелов десантник №1
Василий Филиппович Маргелов родился в Екатеринославле. Отец Филиппа Иванович Маркелов рабочий-металлург. Фамилию Маргелов Василий...

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не iconЛев Успенский. Слово о словах
Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные,...

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не iconНаследник Дмитрия Донского Василий I дмитриевич (1389 1425) успешно...
Василием Румянцем поддержали московского великого князя они воспользовались случаем перейти на сторону более сильного. Впрочем, местные...

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не icon862 призвание Варяг в Новгород
Даниил Александрович, Юрий Даниилович, Иван I калита, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Василий I, Василий II, Юрий Дмитриевич, Иван...

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не icon1. абрамов василий
Абрамов василий Александрович, 1872, священник церкви Георгия на Лубянице в г. Новгороде, приговорён от 30. 12. 1937 к расстрелу

Слово первое. Лучший друг детства Иоанна Златоуста Василий. Они никогда не iconПрограмма передач ctc на 17-ю неделю с 22. 04. 2013 по 28. 04. 2013...
Если бы проводили конкурс на самый плохой мальчишник, то мальчишник Лёни занял бы на нём первое место. А вот если бы проводили конкурс...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов