Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей»




Скачать 124.96 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей»
Дата публикации13.08.2013
Размер124.96 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
Методические рекомендации к практическому занятию

для студентов

Тема занятия: «ЭПИЛЕПСИЯ И ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ»

Цель занятия:

  1. Формирование клинического мышления студента для осуществления дифференциальной диагностики пароксизмальных состояний, лечения эпилепсии и пароксизмальных состояний.

  2. Овладение навыками неврологического осмотра, оформления истории болезни, тактики лечения для больных эпилепсией и пароксизмальными состояниями студентами.


Студент должен знать:

  1. Этиологию, патогенез, клинику основных форм эпилепсии.

  2. Принципы дифференциальной диагностики эпилепсии и неэпилептических пароксизмальных состояний детского возраста.

  3. Организацию поэтапной помощи соответствующим больным.

  4. Стандарты лечения эпилепсии у детей и подростков.

  5. Порядок оказания медицинской помощи больному во время эпилептического приступа и эпилептического статуса.

Студент должен уметь:

  1. Проводить неврологическое обследование больных эпилепсией.

  2. Проводить дифференциальную диагностику эпилептических и неэпилептических приступов (обмороки, аффективно-респираторные приступы).

  3. Определить вид приступа и форму эпилепсии.

  4. Поставить клинический диагноз.

  5. Назначить дополнительное обследование.

  6. Назначить лечение с учетом формы эпилепсии, возраста больного.

Общее время: 225 минут.

Оснащение:

  1. Схемы, таблицы, учебные презентации, разборный муляж головного мозга;

  2. Анатомические препараты по Вайгерту.

  3. Набор тестов и контрольных задач.

  4. Набор инструментария, необходимый для неврологического обследования: набор ольфакторных веществ, набор растворов для исследования вкуса, таблицы для определения остроты зрения, цветоощущения, периметр, неврологические молоточки, иглы и пробирки для исследования чувствительности, электроэнцефалоргаммы, медицинская документация.

  5. Пациенты с различными формами эпилепсии.

Место проведения: учебная комната, палата больных.

^

Блок информации


Определение


Эпилептический синдром

Эпилепсия

Эпилептическая

реакция


Классификация эпилептических приступов (Япония, Киото, 1981г.)


Эпилептические приступы





Генерализованные

Парциальные

(фокальные)






Судорожные

Бессудорожные

Простые парциальные

(без выключения сознания)

Сложные парциальные

(с полным выключением сознания)

-тонико-клонические - абсансы

-тонические - миоклонии

-клонические - атонические





Моторные:

-соматомоторные

-адверсивные

-тонические

-постуральные

- речевые

Сенсорные:

- соматосенсорные

-зрительные

- обонятельные

- вкусовые

- слуховые

- вестибулярные

Вегетативно-висцеральные:

- кардиальные

-респираторные

- энуретические

С психическими симптомами:

-дисфатические

- дисмнестические;

- когнитивные;

-аффективные;

- иллюзорные;
е) галлюцинаторные


^ Современная классификация эпилепсий

(принята в Индии, Нью-Дели, 1989г.)

Базируется на следующих принципах:

I. Принцип локализации:

1) локализационно-обусловленные (фокальные, локальные, парциальные) формы эпилепсии;

2) генерализованные формы;

^ II. Принцип этиологии:

1) симптоматические - вследствие структурного поражения головного мозга.

2) криптогенные - с неустановленной этиологией (считаются предположительно симптоматическими),

3) идиопатические – генетически-детерминированные.

III. Возраст дебюта приступов:

1) формы новорожденных,

2) младенческие,

3) детские,

4) юношеские,

5) взрослых.

^ IV. Основной вид приступов, определяющий клиническую картину синдрома:

· абсансы,

· миоклонические абсансы,

· инфантильные спазмы и др.

V. Особенности течения и прогноза:

· доброкачественные,

· тяжелые (злокачественные).


Дополнительные методы исследования






Общеклинические (ЭКГ, гематологический, биохимический анализы крови и др.)


Нейровизуализационные (КТ, МРТ головного мозга)

Электроэнцефалографичес-кие (рутинная ЭЭГ, ЭЭГ-видеомониторинг)



Классификация антиэпилептических

(противосудорожных) препаратов – АЭП


АЭП





«Старые»

- барбирураты,

- бензодиазепины,

- карбамазепины.

«Новые»

- вальпроаты,

- ламотриджин,

- топирамат,

- леветирацетам

«Новейшие»

- окскарбазепин,

- прегабалин,

- лакосамид


^ План самостоятельной работы студента



Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время минуты

1

Контроль исходного уровня знаний

Тестовые задания

Выяснить готовность студентов к занятию и необходимость коррекции

10 минут

2

Самостоятель-ная работа студентов

Проведение осмотра больных с эпилепсией и пароксизмальными состояниями по стандартной схеме, составление синдромологического заключения, формулирование клинического диагноза, оценка данных инструментальных и лабораторных методов исследования, составление плана лечения и дифференциальной диагностики.

Освоение алгоритма диагностики и лечения различных форм эпилепсии и пароксизмаль-ных состояний.

85 минут

3

Отчет студенческой группы

Представление результатов клинического осмотра пациентов, интерпретация данных лабораторных и инструментальных методов обследования

Выработка клинического мышления

20 минут

4

Контроль конечного уровня знаний

Решение тестов и ситуационных задач

Проверить степень достижения цели занятия

30 минут

5

Заключитель-ный этап

Подведение итогов, выставление оценок, задание на дом

Создать мотивацию на повышение уровня знаний и самостоятельную работу

10 минут


^ Задание на дом


Вопросы самоподготовки

Литература

Цель

Самоконтроль

1. Классифика-ция эпилепсии и эпилептичес-ких припадков.

1.Бадалян Л.О. Детская неврология.- Медпресс, 2001.

2.Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.


Знать классификацию эпилепсии и эпилептических припадков. Знать определение эпилепсии, эпилептической реакции и эпилептического синдрома.

Законспекти-

ровать классификацию эпилепсии и эпилептических припадков

2. Этиология и патогенез эпилепсии и эпилептического синдрома.

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.


Знать этиологию и патогенез эпилепсии и эпилептического синдрома.

Законспекти-

ровать в тетрадь.

3. Особенности течения эпилепсии у детей.


1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Мухин К.Ю., Петрухин А.С. Эпилептические синдромы. Диагностика и стандарты терапии (справочное руководство). - М., 2005 г.

Знать особенности течения эпилепсии у детей: неонатальных судорог, инфантильных спазмов (синдром Веста), синдрома Леннокса-Гасто, фебрильныех судорог, роладической эпилепсии.

Законспекти-

ровать в тетрадь.

4.Неэпилептичес-кие пароксизмальные расстройства в детском возрасте (аффективно-респираторные приступы).

1.Виленский Б.С. Неотложные состояния в неврологии. - Спб.: Фолиант, 2004 г.

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.

Знать и уметь дифференцировать неэпилептические пароксизмальные расстройства в детском возрасте (аффективно-респираторные приступы).

Законспекти-ровать в тетрадь.

5. Лечение эпилепсии

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.

Знать принципы лечения эпилепсии, классификацию антиконвульсантов.

Законспекти-ровать в тетрадь.

6. Эпилептичес-кий статус: клиника, патогенез, лечение.

1.Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Частная неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.

2.Виленский Б.С. Неотложные состояния в неврологии. - Спб.: Фолиант, 2004 г.


Знать критерии диагностики, особенности клиники, патогеза, принципов оказания неотложной помощи, лечения эпилептического статуса.

Законспекти-ровать в тетрадь.

7.Параклини-ческие методы в диагностике пароксизмаль-ных расстройств сознания. Электроэнцефалография, КТ и МРТ головного мозга.


1.Зенков Л.Р., Ронкин М.Л. Функциональная диагностика нервных болезней. - М.: Медпресс, 2003.

2.Мухин К.Ю., Петрухин А.С. Эпилептические синдромы. Диагностика и стандарты терапии (справочное руководство). - М., 2005.


Знать и уметь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов обследования (электроэнцефало-графия, КТ и МРТ головного мозга).

Законспекти-ровать в тетрадь.

^ Примеры контролирующих заданий
Контролирующие задания исходного уровня знаний
Билет № 1

  1. Эпилепсия – это:

А) Хроническое заболевание головного мозга.

Б) Неврологический синдром.

В) Реакция мозга на внешние раздражения.


  1. Компонентом генерализованного судорожного тонико-клонического приступа не является:

А) Потеря сознания.

Б) Расширение зрачков.

В) Падение артериального давления.

Г) Прикус языка.

Д) Непроизвольное мочеиспускание.


^

Билет № 2


  1. Для какого заболевания не характерен эпилептический синдром?

А) Опухоль головного мозга.

Б) Полинейропатия.

В) Острый период черепно-мозговой травмы.

Г) Энцефалит.


  1. В каком возрасте наиболее часто встречается эпилепсия?

А) У детей.

Б) У взрослых.


^

Билет № 3


  1. Для какого заболевания наиболее характерен эпилептический синдром?

А) Рассеянный склероз.

Б) Полинейропатия.

В) Опухоль головного мозга.


  1. Какой эпилептический приступ является генерализованным?

А) Соматомоторный.

Б) Соматосенсорный.

В) Миоклонический.

^ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

Б.№1 1-А, 2-В.

Б №2 1-Б, 2-А.

Б. №3 1-В, 2-В.


Контролирующие задания конечного уровня знаний
Задача 1.

У мальчика 8 лет на протяжении года отмечаются периодические замирания в виде «задумок» с кратковременной остановкой взора и отключением сознания продолжительностью в несколько секунд. В связи с этими состояниями снизилась школьная успеваемость. Перинатальный анамнез без особенностей. Семейный анамнез отягощен наличием эпилепсии у родного дяди по материнской линии. Объективно: очаговой неврологической симптоматики нет. Отмечается эмоциональная лабильность. По данным ЭЭГ регистрируется генерализованная активность острая-медленная волна.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Проведите дифференциальную диагностику.

  3. Определите тактику лечения.



Задача 2

Больная 15 лет предъявляет жалобы на головные боли. Часто головная боль бывает утром после сна. 4 месяца назад появились эпилептические припадки, начинающиеся с судорог в левой ноге, затем распространяющихся на левую руку, длящихся до 1 минуты. После припадка отмечала слабость в левой ноге на протяжении 1-2 часов. Всего было 6 припадков, два из которых закончились потерей сознания и генерализованными судорогами.

При осмотре: Сглажена левая носогубная складка, глаза зажмуривает хорошо. Язык отклоняется влево, атрофий и фибриллярных подергиваний в мышцах языка нет. Объем движений полный. Снижена сила в левой ноге, больше в дистальных отделах – до 3 баллов. В левой ноге повышен мышечный тонус, преимущественно в разгибателях. Снижена глубокая чувствительность в пальцах левой стопы. Сухожильные рефлексы повышены слева, слева вызывается симптом Бабинского.

    1. Поставьте диагноз.

    2. Проведите дифференциальную диагностику.

    3. Определите тактику лечения.



Задача 3

Больной 18 лет доставлен в отделение реанимации городской больницы в бессознательном состоянии. Со слов очевидцев, около часа назад на улице внезапно потерял сознание и наблюдались тонические судороги всего тела. Больной не контактен, отмечаются клонические судороги конечностей. При неврологическом обследовании отмечается снижение сухожильных рефлексов. Общемозговых, менингальных симптомов, другой очаговой симптоматики не выявляется. На ЭЭГ упорядоченный, высоко амплитудный ритм с частотой 4-6 колебаний в сек., амплитудой до 200 мкВ, который затем приобрел характер ритма пик-волна и полипик-волна частотой 2,5-1,5 в секунду с дальнейшей депрессией биопотенциалов головного мозга. На МРТ очаговых изменений в ткани головного мозга не выявлено.

    1. Поставьте диагноз.

    2. Проведите дифференциальную диагностику.

    3. Определите тактику лечения.


Эталоны ответов

Задача 1.

Детская абсансная эпилепсия. Дифференцировать с тиками. Лечение-постоянный регулярный прием противоэпилептических препаратов (депакин).
Задача 2

Эпилептический синдром при супратенториальной опухоли больших полушарий мозга – правой лобной доли. Оперативное удаление опухоли с последующим назначением противоэпилептических препаратов.
Задача 3

Эпилептический статус генерализованных тонико-клонических приступов. Дифференцировать с ОНМК. Лечение в отделении нейрореанимации (сибазон, оксибутират натрия, при отсутствии эффекта - наркоз).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения и профилактики...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения опухолей головного...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема: «черепно-мозговая травма»
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной диагностики,лечения черепно-мозговой...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №32...
Правильная оценка функционального состояния печени с использованием различных биохимических тестов позволяет установить факт заболевания...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №33...
Нервная ткань регулирует деятельность других тканей и органов, их взаимосвязь и их связь с внешней средой. Понимание специфики биохимических...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» icon20 Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы
Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы. Методические рекомендации к практическому занятию для студентов...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconМетодические указания к практическому занятию для студентов V курсов...
Раньше хроническими окклюзирующими заболеваниями артерий конечностей страдало около 12% населения земного шара, в наше время 18%....

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconИнструкция к практическому занятию №6 тема: «Серологический метод...
Изучить принципы постановки серологических реакций и их значение для диагностики инфекционных заболеваний

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «эпилепсия и пароксизмальные состояния у детей» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Конфликтология»
Семинарские занятия состоят из двух частей. Первая часть состоит из теоретического изложения материала по каждому вопросу в соответствии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов