Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга»




Скачать 78.94 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга»
Дата публикации15.08.2013
Размер78.94 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
Методические рекомендации к практическому занятию

для студентов

Тема занятия: «ОПУХОЛИ И АБСЦЕССЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА»

Цель занятия:

  1. Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения опухолей головного мозга, диагностики, лечения а также и профилактики абсцессов головного мозга.

  2. Овладение навыками неврологического осмотра, оформления истории болезни, составления реабилитационных программ для пациентов с опухолями и абсцессами головного мозга.

Студент должен знать:

  1. функциональную организацию ликвородинамики;

  2. механизмы компенсирующие повышенное внутричерепное давление;

  3. классификацию, этиологию, патогенез, клинику опухолей головного мозга;

  4. типы оперативного лечения.

  5. Принципы и средства реабилитации больных после оперативного лечения.

Студент должен уметь:

  1. проводить неврологическое обследование больных с объемными образованиями головного мозга;

  2. обобщать полученные данные;

  3. проводить дифференциальную диагностику и ставить клинический диагноз;

  4. назначить лечение, расписать план реабилитационных мероприятий

Общее время: 225 минут.

Оснащение занятия: таблицы, череп, разборный муляж головного мозга, набор тестов и контрольных задач, набор для неврологического обследования: набор ольфакторных веществ и растворов, таблицы для определения остроты зрения, периметр, молоточки, иглы и пробирки для исследования чувствительности, медицинская документация.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная комната, палаты больных.

Блок информации

КЛАССИФИКАЦИЯ

^ ОПУХОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

По локализации:

  1. СУПРАТЕНТОРИАЛЬНЫЕ

  2. СУБТЕНТОРИАЛЬНЫЕ

  3. ОПТИКО-ХИАЗМАЛЬНЫЕ (ТУБЕРО-СЕЛЛЯРНЫЕ)

По отношению к веществу головного мозга:

  1. ЭКСТРАЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ

  2. ИНТРАЦЕРЕБРАЛЬНЫЕ

По этапности поражения:

  1. ПЕРВИЧНЫЕ

  2. ^ ВТОРИЧНЫЕ (МЕТАСТАТИЧЕСКИЕ)

По характеру течения:

  1. ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ

  2. ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ

По гистологической структуре:

  1. ^ НЕЙРОЭКТОДЕРМАЛЬНЫЕ (ГЛИАЛЬНЫЕ)

АСТРОЦИТОМА (дифференцированная, недифференцированная)

ОЛИГОДЕНДРОГЛИОМА (олигодендроганглиобластома)

ЭПЕНДИМОМА ( эпендимобластома)ГЛИОБЛАСТОМА

^ НЕВРИНОМА ( ШВАННОМА)

  1. МЕНИНГО-СОСУДИСТЫЕ

АРАХНОЭНДОТЕЛИОМА (МЕНИНГИОМА) менингосаркома

АНГИОРЕТИКУЛОМА ангиоретикулобластома

  1. ^ АДЕНОМЫ ЭОЗИНОФИЛЬНАЯ СОМАТОТРОПИНОМА

ХРОМОФОБНАЯ ПРОЛАКТИНОМА

4 ДИСЭМБРИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ

АТЕРОМА ДЕРМОИДНАЯ КИСТА КРАНИОФАРИ НГИОМА

^ План самостоятельной работы студента

NN

п/п

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время, минуты

1

Контроль исходного уровня знаний

Решение тестовых заданий

Проверка степени готовности к занятию и необходимости коррекции

20 минут

2

Самостоятельная работа

Работа с литературой, работа с муляжами. Решение типовых задач. Курация больных с объемными образованиями головного мозга (сбор жалоб, анамнеза, оценка неврологического статуса по стандартной схеме, формулирование топического диагноза, синдромологического заключения, формулирование клинического диагноза, интерпретация данных лабораторных и инструментальных методов обследования, составление плана дифференциальной диагностики, плана лечения и реабилитационных мероприятий).

Усвоение алгоритмов диагностики и лечения объемных образований головного мозга

110

минут

3

Контроль конечного уровня знаний

Решение тестовых заданий и ситуационных задач

Определение степени достижения цели занятия

20 минут

^ Задание на дом

Вопросы самоподготовки

Литература

Цель

Самоконтроль

1. Анатомия головного мозга, ликвородинамика.

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.


Знать особенности анатомии,принципы объемных взаимоотношений внутричерепных структур


Зарисовать схему ликвородинамики, выписать механизмы компенсации внутричерепной гипертензии, отметить факторы срыва механизмов регуляции внутричерепного давления

2.Классификация опухолей головного мозга

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.

Знать классификацию опухолей головного мозга

Законспектировать классификацию опухолей головного мозга

3.Клиника отдельных форм опухолей головного мозга

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.

Знать клинические особенности основных форм опухолей головного мозга

Записать и зарисовать схемы основных клинических синдромов опухолей головного мозга

4.Методы диагностики

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.

Знать и уметь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов обследования

Законспектировать методы лабораторной инструментальной диагностики опухолей головного мозга

5.Лечение

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.

Знать принципы и виды оперативного лечения

Законспектировать в тетрадь

6. Возможные осложнения оперативного лечения. Исходы оперативного лечения

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учеб. Пособие для студ. Мед ВУЗов. – М: МИА, 2006г.

Знать принципы своевременной диагностики и клинических проявлений различных осложнений оперативного лечения

Законспектировать в тетрадь

^ Примеры контролирующих заданий

Контролирующие задания исходного уровня знаний

Билет 1

1. К супратенториальным опухолям относятся:

а) опухоль мозжечка;

б) опухоль варолиева моста;

в) опухоль продолговатого мозга;

г) опухоль затылочной доли.

2. Очаговыми симптомами опухоли оптико-хиазмальной области не являются:

а) сомато-моторные эпилептические припадки;

б) битемпоральная гемианопсия;

в) зрительные эпилептические припадки (галлюцинации);

г) лобная психика;

д) эндокринные нарушения

Билет 2

1. Аденома гипофиза относится к группе опухолей:

а) оптико-хиазмальной области;

б) супратенториальные опухоли;

в) субтенториальные опухоли

2. К очаговым симптомам опухоли височной доли относятся:

а) зрительные эпилептические припадки (галлюцинации);

б) гомонимная верхнеквадрантная гемианопсия;

в) сенсорная афазия;

г) моторная афазия;

д) вестибулярные эпилептические припадки;

^ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Билет 1. 1 – г; 2- а, в, г

Билет 2. 1- а; 2- б,в,д

Контролирующие задания конечного уровня знаний

Задача


Больная 40 лет поступила в клинику с жалобами на слабость в левой ноге, головные боли, возникающие преимущественно в утреннее время. Слабость в левой ноге стала отмечать в последние 2-3 месяца, головные боли беспокоят около месяца. Вчера возник приступ в виде клонических судорог в левой ноге, затем распространяющихся на левую руку, затем больная потеряла сознание возникли генерализованные судороги. После припадка отметила усиление слабости в левой ноге. При осмотре: сглажена левая носогубная складка, глаза зажмуривает хорошо. Язык отклоняется влево, атрофий и фибриллярных подергиваний в мышцах языка нет. Объем движений полный. Снижена сила в левой ноге, больше в дистальных отделах – до 3 баллов. В левой ноге повышен мышечный тонус, преимущественно в разгибателях. Снижена глубокая чувствительность в пальцах левой стопы. Сухожильные рефлексы повышены слева, слева вызывается симптом Бабинского.

1. Выделить синдромы поражения 2. Поставить топический диагноз 3.Поставить предварительный диагноз 4. Определить тактику лечения

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1 – центральный парез мимических мышц слева (VII нерв), центральный парез мышц языка слева (XII нерв), левосторонний центральный монопарез в ноге, снижение глубокой чувствительности в левой стопе (корковый тип нарушения чувствительности), сомато-моторный, вторичногенерализованный эпилептический припадок, общемозговая симптоматика

2 – Верхние отделы передней центральной извилины справа

3- Опухоль лобной доли справа (вероятно парасаггитальная)

4 – Оперативное удаление опухоли

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления дифференциальной диагностики пароксизмальных состояний, лечения эпилепсии...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения и профилактики...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема: «черепно-мозговая травма»
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной диагностики,лечения черепно-мозговой...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconМетодические рекомендации для обучающихся к образовательному модулю : «Частная психиатрия»
Тема №6 «Психические расстройства при атрофических процессах головного мозга. Психические расстройства при органических заболеваниях...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №33...
Нервная ткань регулирует деятельность других тканей и органов, их взаимосвязь и их связь с внешней средой. Понимание специфики биохимических...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» icon20 Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы
Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы. Методические рекомендации к практическому занятию для студентов...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №32...
Правильная оценка функционального состояния печени с использованием различных биохимических тестов позволяет установить факт заболевания...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconМетодические указания к практическому занятию для студентов V курсов...
Раньше хроническими окклюзирующими заболеваниями артерий конечностей страдало около 12% населения земного шара, в наше время 18%....

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «опухоли и абсцессы головного мозга» iconИнструкция к практическому занятию №6 тема: «Серологический метод...
Изучить принципы постановки серологических реакций и их значение для диагностики инфекционных заболеваний

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов