Скачать 141.55 Kb.
|
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ» Цель занятия: 1. Формирование клинического мышления СТУДЕНТА для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения и профилактики перинатальных поражений нервной системы. 2.Овладение навыками неврологического осмотра ребенка раннего возраста, оформления истории болезни, составления реабилитационных программ для пациентов с перинатальными поражениями нервной системы и детским церебральным параличом. ^
Студент должен уметь:
Общее время: 450 минут. Оснащение:
Место проведения: учебная комната, палата больных. ^ Перинатальные поражения нервной системы – это группа синдромов, проявляющихся нарушениями со стороны головного, спинного мозга, периферических нервов, а также разнообразными вегетативными расстройствами, которые возникают в перинатальном периоде. ^ включает в себя три этапа: внутриутробный с 28 недели гестации и до начала родов; родовый или интранатальный; ранний неонатальный (первые 7 дней жизни). На практике часто у недоношенных детей к перинатальному периоду относят первые 28 дней жизни ребенка или весь неонатальный возраст. ^ (внутриутробный, родовый, неонатальный) Внутриутробный период. Нормальное развитие плода возможно в условиях сформированной физиологически полноценной гестационной доминанты. Доминанта – это подчинение работы организма выполнению одной определенной цели, даже в ущерб другим задачам. Доминанта беременности (гестационная доминанта) обозначает перестройку гомеостаза организма матери в интересах плода. В гипоталамусе и лимбической системе матери и плода усиливается выработка трофотропных гормонов и ГАМК-эргических нейромедиаторов. Таким образом, при беременности в норме обнаруживается усиление парасимпатических вегетативных влияний: артериальная гипотония, гиперкалиемия, гиперинсулинемия (гипогликемия), снижение свертываемости крови, щелочная реакция мочи. Так как происходит задержка воды в организме беременной женщины, то за счет гемодилюции может отмечаться анемия. Из-за преобладания анаболических процессов увеличивается уровень белка, и его следы выявляются в моче. Изменяется подвижность нервных процессов в сторону их инертности. Перечисленные сдвиги являются нормой для организма беременной женщины. Под воздействием различных стрессовых агентов наступает торможение доминанты беременности, и необходимой «перестройки» в материнском организме не происходит. В результате нарушается созревание плаценты. Развивается хроническая внутриутробная гипоксия плода, задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР), его незрелость. Главные факторы, вызывающие торможение доминанты беременности: 1) заболевания матери (соматические, генитальной сферы, инфекционные); 2) TORCH – инфекции; 3) социальные факторы риска. Последние оказывают особенно неблагоприятное влияние на плод. Среди социальных факторов риска выделяют экопатогенные, в том числе профессиональные вредности, а также те воздействия, которые вызывают хронический эмоциональный стресс беременной женщины. К ним относят возраст матери моложе 18 лет, не регистрированный брак, продолжение учебы или работы во время беременности, отсутствие жилья, нежеланная беременность, употребление при беременности наркотиков, алкоголя, табакокурения. В перечисленных неблагоприятных социальных ситуациях будущий ребенок не является приоритетом для матери, поэтому мы обозначили нарушения, выявляемые у новорожденного, как синдром нежеланного ребенка. Этот синдром включает в себя незрелость новорожденного (или ЗВУР) и неонатальную дизадаптацию. Период родов. За 72 – 24 часа до начала родовой деятельности на смену гестационной доминанте формируется доминанта родов, в организме плода, а затем и матери начинается выработка медиаторов, обеспечивающих состояние аутоанальгезии плода в родах или интранатальной гибернации плода (ИНГП). Эта перестройка носит защитный характер, плод становится «нечувствительным» к гипоксии и компрессии в родах. Его обменные процессы перестраиваются на анаэробный гликолиз, наступает состояние гипобиоза. Вначале усиливаются шевеления плода – фаза тревоги. Затем развивается торможение функций ЦНС, блокада ноцицептивных импульсов – фаза гибернации. У плода в этот период может отмечать неправильный сердечный ритм за счет миграции водителя ритма на атриовентрикулярный узел. Одновременно усиливается сократительная активность матки. Если роды начинаются по воле врача (индуцирование родовой деятельности при помощи амниотомии, медикаментозного родовозбуждения), защитные механизмы родовой адаптации плода не успевают реализоваться. В результате этого у матери может отмечаться слабость родовой деятельности, требующая дополнительных акушерских пособий (медикаментозное родоусиление, сон-отдых, повторное родовозбуждение, мануальные пособия, оперативное родоразрешение). Неизбежно наступает повреждение плода в родах. Таким образом, указание в анамнезе на индуцирование родовой деятельности является признаком вероятного интранатального поражения центральной нервной системы ребенка. Ранний неонатальный период включает первые 7 дней жизни. Сразу после рождения у ребенка сохраняется состояние гибернации (кардиореспираторная депрессия, родовый катарсис), то есть угнетения. Новорожденный нечувствителен к звукам, покалыванию иглой. Через 10-30 секунд наступает фаза дегибернации или внезапного пробуждения, разгибание головы и туловища, первый вдох. Водителем сердечного ритма становится синусовый узел. Оценивается соответствие антропометрических и физиологических характеристик гестационному возрасту. Если показатели массы тела при рождении находятся на уровне или ниже 3 перцентиля, то это говорит о задержке внутриутробного развития плода или его незрелости. Оценка по шкале Апгар 7 баллов и ниже является показателем острой асфиксии плода в родах. ^ Собственно перинатальные поражения нервной системы диагностируются на протяжении всего неонатального периода, то есть на первом месяце жизни ребенка, а в возрасте старше 1 месяца мы говорим о последствиях перинатальных поражений нервной системы. В остром периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют синдромы: 1) возбуждения ЦНС; 2) угнетения ЦНС; 3) судорожный; 4) менингеальный; 5) острая гидроцефалия; 5) кома. ^ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У детей старше 1 месяца диагностируют последствия перинатальных поражений нервной системы. Классификация разработана Российской Ассоциацией Специалистов Перинатальной Медицины (РАСПМ) в 2000 году. В этой классификации выделяют 4 группы нарушений со стороны нервной системы ребенка, связанных с гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими и инфекционными причинами.
3. Последствия перинатальных дисметаболических и токсико-метаболических нарушений функций ЦНС
4. Последствия перинатальных инфекционных заболеваний ЦНС
Основные клинические синдромы последствий перинатальных поражений нервной системы. 1. Доброкачественная внутричерепная гипертензия 2. Расстройство вегетативной нервной системы 3. Гиперактивное поведение, гипервозбудимость 4. Нарушение, задержка моторного развития 5. Различные формы гидроцефалии 6. Курабельные и резистентные формы симптоматической эпилепсии раннего детского возраста 7. Очаговые нарушения (парезы, параличи) 8. Поражения ЧМН 9. Тяжелые формы нарушения моторного развития (формирующиеся и сформированные детские церебральные параличи) Детские церебральные параличи – это синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Этиология Внутричерепные травматические кровоизлияния: супра- и субтенториальные, оболочечные, внутрижелудочковые, перивентрикулярные. Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. Внутриутробные нейроинфекции. ^ церебральная гипоксия-ишемия внутричерепные родовые травмы нетравматические кровоизлияния TORCH-инфекции ^ Диплегическая (болезнь Литтля) Гемиплегическая Двойная гемиплегическая Гиперкинетическая Атонико-атактическая ^ Безусловные рефлексы новорожденного Задержка редукции безусловных рефлексов новорожденного Диагностика развития ребенка первого года жизни ^ Нейросонография КТ и МРТ головного мозга Электромиография Медико-генетическое консультирование ДНК-диагностика на TORCH-инфекции ^ вазоактивные препараты метаболические препараты диуретические препараты противосудорожные средства центральные миорелаксанты ^ костюмы «Адель», «Гравистат» ипотерапия психолого-педагогическое сопровождение Нейрохирургическое лечение ДЦП хроническая эпидуральная стимуляция поясничного утолщения ^
^
^ Контролирующие задания исходного уровня знаний Вариант 1 Заполните пропуски: Перинатальный период включает в себя: ....., интранатальный, ранний неонатальный периоды. ^ Вариант 2 Выберите симптомы острого периода перинатального поражение ЦНС: 1) раздраженный пронзительный крик, 2) высокая двигательная активность, 3) пульсация большого родничка, 4) выбухание большого родничка, 5) отсутствие безусловных рефлексов, 6) отсутствие сухожильных рефлексов. ^ Вариант 3 Заполните пропуски. Клинические формы детского церебрального паралича: 1) диплегическая, 2) гемиплегическая, 3) … , 4) гиперкинетическая, 5) … . ^ Контролирующие задания конечного уровня знаний Вариант 1 Перечислите факторы интранатального повреждения нервной системы плода и новорожденного: 1) ... , 2) ... , 3) ... , 4) ... . ^ Вариант 2 Клиника перинатального поражения ЦНС в возрасте 1 месяца включает в себя: 1) … , 2) ..., 3) ... , 4) ... . ^ нарушение пищевого поведения. Задача У ребенка в возрасте 2 месяцев отмечается ограничение движений в левой руке. Мышечный тонус и рефлексы в ногах не изменены, в руках слева снижены. Отмечается гипотрофия левой руки. Из акушерского анамнеза известно, что родился в ягодичном предлежании, проводилось пособие по Цовьянову. 1. Выделить патологические синдромы. 2. Поставить топический диагноз. 3. Поставить предварительный диагноз. 4. Назначить план обследования и провести дифференциальный диагноз с учетом данных обследования. 5. Назначить лечение, определить тактику ведения больного. Эталон ответа к задаче: периферический парез левой руки, уровень поражения - плечевое сплетение слева. Дифференцировать от травмы шейного утолщения спинного мозга по признаку отсутствия пареза в ногах, ЭМГ. Диагноз: Родовая травма плечевого сплетения, паралич Дюшена-Эрба слева. В лечении комплекс метаболической терапии, антихолинэстеразные препараты, физиолечение, ИРТ. |
![]() | Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных... | ![]() | Нервная ткань регулирует деятельность других тканей и органов, их взаимосвязь и их связь с внешней средой. Понимание специфики биохимических... |
![]() | Формирование клинического мышления студента для осуществления дифференциальной диагностики пароксизмальных состояний, лечения эпилепсии... | ![]() | Термин «Детский церебральный паралич» (дцп) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем... |
![]() | Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения опухолей головного... | ![]() | Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной диагностики,лечения черепно-мозговой... |
![]() | Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых... | ![]() | Травма мозга,умственная отсталость,умственная неполноценность, детский церебральный паралич (дцп),эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез,гиперактивность,... |
![]() | Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы. Методические рекомендации к практическому занятию для студентов... | ![]() | Правильная оценка функционального состояния печени с использованием различных биохимических тестов позволяет установить факт заболевания... |