Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич»




Скачать 141.55 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич»
Дата публикации15.08.2013
Размер141.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Медицина > Методические рекомендации
Методические рекомендации к практическому занятию

для студентов

Тема занятия: «ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ»
Цель занятия:

1. Формирование клинического мышления СТУДЕНТА для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения и профилактики перинатальных поражений нервной системы.

2.Овладение навыками неврологического осмотра ребенка раннего возраста, оформления истории болезни, составления реабилитационных программ для пациентов с перинатальными поражениями нервной системы и детским церебральным параличом.
^ Студент должен знать:

  1. Современные представления об этиологии, патогенезе, клинике основных форм последствий перинатальных поражений нервной системы.

  2. Принципы дифференциальной диагностики перинатальных поражений головного и спинного мозга.

  3. Стандарты лечения перинатальных поражений нервной системы и детского церебрального паралича.

  4. Порядок оказания медицинской помощи больным с перинатальными поражениями нервной системы и их последствиями в зависимости от возраста ребенка.

  5. Принципы реабилитации больных с последствиями перинатальных поражений нервной системы.

  6. Основы профилактики перинатальных поражений нервной системы.

Студент должен уметь:

  1. Осуществлять неврологический осмотр ребенка раннего возраста от 7 дней до 3 лет с перинатальным поражением нервной системы.

  2. Формулировать клинический диагноз.

  3. Проводить дифференциальную диагностику.

  4. Составить план обследования и лечения.

  5. Составить план реабилитационных мероприятий.


Общее время: 450 минут.

Оснащение:

  1. Схемы, таблицы, учебные презентации, разборный муляж головного мозга;

  2. Анатомические препараты по Вайгерту.

  3. Набор тестов и контрольных задач.

  4. Набор инструментария, необходимый для неврологического обследования: набор ольфакторных веществ, набор растворов для исследования вкуса, таблицы для определения остроты зрения, цветоощущения, периметр, неврологические молоточки, иглы и пробирки для исследования чувствительности, электроэнцефалоргаммы, медицинская документация.

  5. Пациенты детского, подросткового возраста с последствиями перинатального поражения нервной системы и ДЦП.

Место проведения: учебная комната, палата больных.
^ Блок информации

Перинатальные поражения нервной системы – это группа синдромов, проявляющихся нарушениями со стороны головного, спинного мозга, периферических нервов, а также разнообразными вегетативными расстройствами, которые возникают в перинатальном периоде.

^ Перинатальный период включает в себя три этапа: внутриутробный с 28 недели гестации и до начала родов; родовый или интранатальный; ранний неонатальный (первые 7 дней жизни). На практике часто у недоношенных детей к перинатальному периоду относят первые 28 дней жизни ребенка или весь неонатальный возраст.

^ ПРИЧИНЫ, ВЕДУЩИЕ К ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЯМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА

(внутриутробный, родовый, неонатальный)

Внутриутробный период. Нормальное развитие плода возможно в условиях сформированной физиологически полноценной гестационной доминанты. Доминанта – это подчинение работы организма выполнению одной определенной цели, даже в ущерб другим задачам. Доминанта беременности (гестационная доминанта) обозначает перестройку гомеостаза организма матери в интересах плода. В гипоталамусе и лимбической системе матери и плода усиливается выработка трофотропных гормонов и ГАМК-эргических нейромедиаторов. Таким образом, при беременности в норме обнаруживается усиление парасимпатических вегетативных влияний: артериальная гипотония, гиперкалиемия, гиперинсулинемия (гипогликемия), снижение свертываемости крови, щелочная реакция мочи. Так как происходит задержка воды в организме беременной женщины, то за счет гемодилюции может отмечаться анемия. Из-за преобладания анаболических процессов увеличивается уровень белка, и его следы выявляются в моче. Изменяется подвижность нервных процессов в сторону их инертности. Перечисленные сдвиги являются нормой для организма беременной женщины.

Под воздействием различных стрессовых агентов наступает торможение доминанты беременности, и необходимой «перестройки» в материнском организме не происходит. В результате нарушается созревание плаценты. Развивается хроническая внутриутробная гипоксия плода, задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР), его незрелость. Главные факторы, вызывающие торможение доминанты беременности: 1) заболевания матери (соматические, генитальной сферы, инфекционные); 2) TORCH – инфекции; 3) социальные факторы риска. Последние оказывают особенно неблагоприятное влияние на плод.

Среди социальных факторов риска выделяют экопатогенные, в том числе профессиональные вредности, а также те воздействия, которые вызывают хронический эмоциональный стресс беременной женщины. К ним относят возраст матери моложе 18 лет, не регистрированный брак, продолжение учебы или работы во время беременности, отсутствие жилья, нежеланная беременность, употребление при беременности наркотиков, алкоголя, табакокурения. В перечисленных неблагоприятных социальных ситуациях будущий ребенок не является приоритетом для матери, поэтому мы обозначили нарушения, выявляемые у новорожденного, как синдром нежеланного ребенка. Этот синдром включает в себя незрелость новорожденного (или ЗВУР) и неонатальную дизадаптацию.

Период родов. За 72 – 24 часа до начала родовой деятельности на смену гестационной доминанте формируется доминанта родов, в организме плода, а затем и матери начинается выработка медиаторов, обеспечивающих состояние аутоанальгезии плода в родах или интранатальной гибернации плода (ИНГП). Эта перестройка носит защитный характер, плод становится «нечувствительным» к гипоксии и компрессии в родах. Его обменные процессы перестраиваются на анаэробный гликолиз, наступает состояние гипобиоза. Вначале усиливаются шевеления плода – фаза тревоги. Затем развивается торможение функций ЦНС, блокада ноцицептивных импульсов – фаза гибернации. У плода в этот период может отмечать неправильный сердечный ритм за счет миграции водителя ритма на атриовентрикулярный узел. Одновременно усиливается сократительная активность матки. Если роды начинаются по воле врача (индуцирование родовой деятельности при помощи амниотомии, медикаментозного родовозбуждения), защитные механизмы родовой адаптации плода не успевают реализоваться. В результате этого у матери может отмечаться слабость родовой деятельности, требующая дополнительных акушерских пособий (медикаментозное родоусиление, сон-отдых, повторное родовозбуждение, мануальные пособия, оперативное родоразрешение). Неизбежно наступает повреждение плода в родах. Таким образом, указание в анамнезе на индуцирование родовой деятельности является признаком вероятного интранатального поражения центральной нервной системы ребенка.

Ранний неонатальный период включает первые 7 дней жизни. Сразу после рождения у ребенка сохраняется состояние гибернации (кардиореспираторная депрессия, родовый катарсис), то есть угнетения. Новорожденный нечувствителен к звукам, покалыванию иглой. Через 10-30 секунд наступает фаза дегибернации или внезапного пробуждения, разгибание головы и туловища, первый вдох. Водителем сердечного ритма становится синусовый узел. Оценивается соответствие антропометрических и физиологических характеристик гестационному возрасту. Если показатели массы тела при рождении находятся на уровне или ниже 3 перцентиля, то это говорит о задержке внутриутробного развития плода или его незрелости. Оценка по шкале Апгар 7 баллов и ниже является показателем острой асфиксии плода в родах.
^ КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Собственно перинатальные поражения нервной системы диагностируются на протяжении всего неонатального периода, то есть на первом месяце жизни ребенка, а в возрасте старше 1 месяца мы говорим о последствиях перинатальных поражений нервной системы.

В остром периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют синдромы:

1) возбуждения ЦНС;

2) угнетения ЦНС;

3) судорожный;

4) менингеальный;

5) острая гидроцефалия;

5) кома.

^ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

У детей старше 1 месяца диагностируют последствия перинатальных поражений нервной системы. Классификация разработана Российской Ассоциацией Специалистов Перинатальной Медицины (РАСПМ) в 2000 году. В этой классификации выделяют 4 группы нарушений со стороны нервной системы ребенка, связанных с гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими и инфекционными причинами.

  1. Последствия гипоксических поражений ЦНС

  • Последствия церебральной ишемии – гипоксии

  • Последствия гипоксических внутричерепных кровоизлияний

  1. Последствия родовой травмы нервной системы

  • Последствия внутричерепной родовой травмы

  • Последствия родовой травмы спинного мозга

  • Последствия родовой травмы периферической нервной системы

3. Последствия перинатальных дисметаболических и токсико-метаболических нарушений функций ЦНС

  • Последствия преходящих перинатальных дисметаболических нарушений (форма выделяется в зависимости от дисметаболического фактора, например, постгипогликемическая, билирубиновая энцефалопатия)

  • Последствия токсико-метаболических повреждений ЦНС (форма уточняется в зависимости от повреждающего фактора, например, наркотическая, алкогольная, гидантоиновая энцефалопатия)


4. Последствия перинатальных инфекционных заболеваний ЦНС

  • Поражение ЦНС вследствие перенесенного (врожденного) энцефалита, менингита, менингоэнцефалита (TORCH-синдром: цитомегаловирусная инфекция, герпетическая инфекция, токсоплазмоз, врожденная краснуха, ECHO-вирусы, сифилис)

  • Поражение ЦНС вследствие неонатального сепсиса. Менингит, энцефалит, вентрикулит.

Основные клинические синдромы последствий перинатальных поражений нервной системы.

1. Доброкачественная внутричерепная гипертензия

2. Расстройство вегетативной нервной системы

3. Гиперактивное поведение, гипервозбудимость

4. Нарушение, задержка моторного развития

5. Различные формы гидроцефалии

6. Курабельные и резистентные формы симптоматической эпилепсии раннего детского возраста

7. Очаговые нарушения (парезы, параличи)

8. Поражения ЧМН

9. Тяжелые формы нарушения моторного развития (формирующиеся и сформированные детские церебральные параличи)

Детские церебральные параличи – это синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.

Этиология

Внутричерепные травматические кровоизлияния: супра- и субтенториальные, оболочечные, внутрижелудочковые, перивентрикулярные.

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС.

Внутриутробные нейроинфекции.

^ Патогенез детского церебрального паралича

церебральная гипоксия-ишемия

внутричерепные родовые травмы

нетравматические кровоизлияния

TORCH-инфекции
^ Классификация клинических форм детского церебрального паралича
Диплегическая (болезнь Литтля)

Гемиплегическая

Двойная гемиплегическая

Гиперкинетическая

Атонико-атактическая
^ Ранние клинические симптомы ДЦП

Безусловные рефлексы новорожденного

Задержка редукции безусловных рефлексов новорожденного

Диагностика развития ребенка первого года жизни
^ Дополнительные методы диагностики при ДЦП

Нейросонография

КТ и МРТ головного мозга

Электромиография

Медико-генетическое консультирование

ДНК-диагностика на TORCH-инфекции
^ Медикаментозная терапия детского церебрального паралича
вазоактивные препараты

метаболические препараты

диуретические препараты

противосудорожные средства

центральные миорелаксанты
^ Немедикаментозные методы коррекции
костюмы «Адель», «Гравистат»

ипотерапия

психолого-педагогическое сопровождение
Нейрохирургическое лечение ДЦП
хроническая эпидуральная стимуляция поясничного утолщения

^ План самостоятельной работы студента



Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время (мин.)

1

Контроль исходного уровня знаний

Решение тестовых заданий

Проверка степени готовности к занятию

30

2

Самостоятельная работа

Работа с литературой, работа с муляжами. Решение типовых задач. Курация детей с перинатальными поражениями нервной системы (оценка анамнеза, неврологического статуса, формулирование топического диагноза, синдромологического заключения, формулирование клинического диагноза, интерпретация данных лабораторных и инструментальных методов обследования, составление плана дифференциальной диагностики, плана лечения и реабилитационных мероприятий).

Усвоение алгоритмов диагностики и лечения перинатальных поражений ЦНС

220

3

Контроль конечного уровня знаний

Решение тестовых заданий и ситуационных задач

Определение степени достижения цели занятия

40



^ Задание на дом

Вопросы самоподготовки

Литература

Цель

Самоконтроль

1. Анатомия головного и спинного мозга, периферической нервной системы. Анатомо-функциональные особенности ЦНС плода и новорожденного

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.


Знать анатомию и функцию различных отделов головного мозга, симптомы поражения, бассейны кровоснабжения мозговых сосудов, особенности ликворной системы у детей раннего возраста. Знать анатомию и симптомы поражения спинного мозга на разных уровнях


Зарисовать схему многоуровневой регуляции движений, анатомию центрального и периферического нейронов, ядра черепных нервов в стволе, основные проводящие пути спинного мозга, зоны васкуляризации каротидного и вертебро-базилярного бассейнов.

2.Классификация перинатальных поражений нервной системы

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.

Знать классификацию перинатальных поражений нервной системы

Записать классификацию перинатальных поражений нервной системы

3.Клиника перинатальных поражений ЦНС в остром и восстановительном периодах

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.

Знать клинические особенности перинатальных поражений ЦНС в разные возрастные периоды

Записать и зарисовать схемы основных клинических синдромов перинатальных поражений ЦНС

4.Методы диагностики

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.

Знать и уметь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов обследования

Сделать конспект методов лабораторной и инструментальной диагностики перинатальных поражений нервной системы

5.Лечение

1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2-т. – М., 2009 г.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник – М.: Медпресс-информ.- 2010.-608 с.

Знать объем терапии при перинатальных поражениях ЦНС у детей от 7 дней до 1 года в зависимости от возраста гестации, массы тела ребенка, тяжести симптомов.

Сделать конспект схем лечения


^ Примеры контролирующих заданий
Контролирующие задания исходного уровня знаний
Вариант 1

Заполните пропуски:

Перинатальный период включает в себя: ....., интранатальный, ранний неонатальный периоды.

^ Эталон ответа: поздний фетальный.
Вариант 2

Выберите симптомы острого периода перинатального поражение ЦНС: 1) раздраженный пронзительный крик, 2) высокая двигательная активность, 3) пульсация большого родничка, 4) выбухание большого родничка, 5) отсутствие безусловных рефлексов, 6) отсутствие сухожильных рефлексов.

^ Эталон ответа: 1, 4, 5.

Вариант 3

Заполните пропуски. Клинические формы детского церебрального паралича: 1) диплегическая, 2) гемиплегическая, 3) … , 4) гиперкинетическая, 5) … .

^ Эталон ответа: 3) двойная гемиплегическая, 5) атонико-атактическая
Контролирующие задания конечного уровня знаний
Вариант 1

Перечислите факторы интранатального повреждения нервной системы плода и новорожденного: 1) ... , 2) ... , 3) ... , 4) ... .

^ Эталон ответа: 1) медикаментозное родовозбуждение, 2) амниотомия, 3) оперативные роды, 4) мануальные пособия.

Вариант 2

Клиника перинатального поражения ЦНС в возрасте 1 месяца включает в себя: 1) … , 2) ..., 3) ... , 4) ... .

^ Эталон ответа: 1) отсутствие зрительного сосредоточения, 2)снижение безусловных рефлексов, 3) отсутствие начального гуления, 4) нарушение пищевого поведения.
Задача

У ребенка в возрасте 2 месяцев отмечается ограничение движений в левой руке. Мышечный тонус и рефлексы в ногах не изменены, в руках слева снижены. Отмечается гипотрофия левой руки. Из акушерского анамнеза известно, что родился в ягодичном предлежании, проводилось пособие по Цовьянову.

1. Выделить патологические синдромы.

2. Поставить топический диагноз.

3. Поставить предварительный диагноз.

4. Назначить план обследования и провести дифференциальный диагноз с учетом данных обследования.

5. Назначить лечение, определить тактику ведения больного.
Эталон ответа к задаче: периферический парез левой руки, уровень поражения - плечевое сплетение слева. Дифференцировать от травмы шейного утолщения спинного мозга по признаку отсутствия пареза в ногах, ЭМГ. Диагноз: Родовая травма плечевого сплетения, паралич Дюшена-Эрба слева. В лечении комплекс метаболической терапии, антихолинэстеразные препараты, физиолечение, ИРТ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №33...
Нервная ткань регулирует деятельность других тканей и органов, их взаимосвязь и их связь с внешней средой. Понимание специфики биохимических...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления дифференциальной диагностики пароксизмальных состояний, лечения эпилепсии...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» iconОсобенности развития детей с детским церебральным параличом
Термин «Детский церебральный паралич» (дцп) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения опухолей головного...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема: «черепно-мозговая травма»
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной диагностики,лечения черепно-мозговой...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» iconДетский церебральный паралич
Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» icon11. Копирование 37 >12. Вопросы восприятия и выражения 42
Травма мозга,умственная отсталость,умственная неполноценность, детский церебральный паралич (дцп),эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез,гиперактивность,...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» icon20 Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы
Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы. Методические рекомендации к практическому занятию для студентов...

Методические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема занятия: «перинатальные поражения нервной системы. Детский церебральный паралич» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №32...
Правильная оценка функционального состояния печени с использованием различных биохимических тестов позволяет установить факт заболевания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов