Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология»




НазваниеУчебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология»
страница1/10
Дата публикации17.08.2013
Размер1.69 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Медицина > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ЗДОРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Минздравсоцразвития России
Кафедра терапии педиатрического и стоматологического факультетов

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Методы клинического обследования больного
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов стоматологического факультета


(специальность 060105.65 - стоматология)

Хабаровск

2011

УДК 616.1/.9 (076)


ББК 54.1 я 73-4

П 817
Составитель:

доцент кафедры терапии педиатрического и стоматологического факультетов, к.м.н. Казакевич Н.В.

Под редакцией:

заведующей кафедрой терапии педиатрического и стоматологического факультетов, д.м.н., профессора Рудь С.С.
Рецензенты:
Е.Ф. Семисотова, к.м.н., профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО «Владивостокский Государственный Медицинский Университет Росздрава», г. Владивосток
И. Г. Меньшикова, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО Амурская государственная медицинская академия, д.м.н., профессор, г. Благовещенск

В учебно-методическом пособии представлены материалы по синдромальной диагностике внутренних болезней. Информация знакомит обучающихся с принципами клинической диагностики. Теоретический материал дополнен таблицами, рисунками и фотографиями. Для самоконтроля знаний пособие содержит тестовые задания и ситуационные задачи.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология».

ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность изучения дисциплины……………..………………………….…5

Тема № 1. Клинические синдромы заболеваний органов дыхания: синдром воспалительного уплотнения легочной

ткани, бронхообструктивный синдром. Рентген-диагностика…..…….…..7

Тема № 2. Клинические синдромы заболеваний органов дыхания: синдром скопления жидкости в плевральной полости, синдром полости в легком, синдром пневмоторакса. Рентген – диагностика………….……...23

Тема № 3. Синдром дыхательной недостаточности (острой и хронической). Клиника, диагностика. Оказание первой врачебной помощи…………………………………………………………………………….37

Тема № 4. Синдром артериальной гипертензии. Классификация артериальной гипертензии. Диагностика гипертонического криза………51

Тема № 5. Синдром стенокардии и инфаркта миокарда. Основные жалобы больных. Клиника и диагностика. Тактика врача………..…….…66

Тема № 6. Симптоматология недостаточности кровообращения. Клиника и диагностика. Оказание первой врачебной помощи ….…………………79

Тема № 7. ЭКГ - диагностика нарушений ритма и проводимости. ЭКГ-признаки мерцания предсердий, экстрасистолии, АВ - блокады, фибрилляции желудочков, блокады ножек п. Гиса………………………...89

Тема № 8. Симптоматология основных клинических синдромов и заболеваний желудочно-кишечного тракта. Симптомы и синдромы при язвенной болезни. Диагностика, тактика врача …………………………..103

Тема № 9. Симптоматология основных клинических синдромов и заболеваний печени, желчного пузыря и поджелудочной железы. Синдромы желтухи, портальной гипертензии, ЖКБ. Диагностика……..115

Тема № 10. Основные клинические синдромы и заболевания органов мочевыделения. Мочевой, нефротический, нефритический синдромы. ОПН. ХПН. Лабораторная и инструментальная диагностика …………..131

Рекомендуемая литература………….……………………………………….142

Эталоны…………………………………………………………………………..143

Приложение……………………………………………………………………...153

Актуальность изучения дисциплины

В практике врача-стоматолога редко приходится сталкиваться с абсолютно здоровыми лицами при наличии того или иного стоматологического заболевания. Кроме того, многие внутренние болезни проявляются симптомами со стороны зубов и полости рта (сахарный диабет, болезни крови, иррадиационные боли в нижнюю челюсть при инфаркте миокарда и стенокардии и т.д.).

В методологическом аспекте путь распознавания болезней и постановки диагноза проходит несколько этапов. Начальный этап – это выявление симптомов заболевания. Второй этап – группировка симптомов в синдромы. Третий этап – постановка диагноза. Таким образом, синдром – это совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом. Одни и те же синдромы могут встречаться при разных заболеваниях, в то же время при одном и том же заболевании появляются разные синдромы (на различных стадиях болезни и при различных его клинических формах). Поэтому важнейшим элементом деятельности врача-стоматолога является клиническое мышление и наблюдательность, которые помогут выявить симптомы и синдромы сопутствующих терапевтических заболеваний, что, в свою очередь базируется на знаниях семиотики и клинической диагностики внутренних болезней.

^ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Знать:

- основы медицинской и врачебной этики и деонтологии в работе с пациентом, с медицинским персоналом и коллегами по работе;

- правила ведения основной медицинской документации;

- этапы опроса больного;

- правила проведения общего осмотра пациента;

- классификации основных клинических синдромов;

- этиологию, патогенез, клинику, симптоматику основных терапевтических симптомов и синдромов;

- методы обследования больных с заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной систем;

- электрокардиографические признаки нарушений ритма и проводимости;

- патологические изменения данных лабораторных и инструментальных методов исследования при различных клинических синдромах.

Уметь:

- применять правила медицинской этики и деонтологии;

- собирать жалобы пациента и анамнестические данные;

- проводить общий осмотр больного, пальпацию, перкуссию и аускультацию органов и систем;

- выделять основные патологические симптомы и синдромы;

- объединять выявленные симптомы в синдром;

- назначать адекватное лабораторное и инструментальное дообследование;

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования больного;

- оформлять историю болезни, согласно принятым нормам.

Тема № 1

ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ: СИНДРОМ ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО УПЛОТНЕНИЯ ЛЕГОЧНОЙ ТКАНИ, БРОНХООБСТРУКТИВНЫЙ СИНДРОМ НА ПРИМЕРЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ И ОБСТРУКТИВНОГО БРОНХИТА. РЕНТГЕН-ДИАГНОСТИКА
Уплотнение легочной ткани может наблюдаться в случаях:

  • заполнения части альвеол воспалительным экссудатом, кровью (пневмония, инфаркт-пневмония);

  • замещения части альвеол соединительной тканью (пневмосклероз);

  • прорастания части воздушной ткани легкого опухолью (первичный рак легкого).

^ СИНДРОМ ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО УПЛОТНЕНИЯ ЛЕГОЧНОЙ ТКАНИ (ПНЕВМОНИЯ)

Пневмония – заболевание, характеризующееся воспалительными изменениями в легочной ткани. При этом в альвеолах происходит накопление воспалительного экссудата.

Этиология. В подавляющем большинстве случаев причиной воспаления легочной ткани являются пневмококки. Остальную часть составляют стафилококки, клебсиеллы, хламидии, микоплазмы, вирусы, грибы и др.

Факторы риска:

  • переохлаждение;

  • курение;

  • злоупотребление алкоголем;

  • тяжелые хронические заболевания (длительный постельный режим).

Патогенез. Возбудитель проникает чаще бронхолегочным путем, фиксируется на слизистой оболочке, колонизируется, инвазируется и вырабатывает токсины, что в сочетании с предрасполагающими факторами приводит к воспалению. Воспаление легочной ткани происходит по типу экссудативного, т.е. обязательным компонентом заболевания является наличие в альвеолах воспалительного выпота.

Воспаление вызывает появление общих и местных симптомов (рис.1), степень выраженности которых зависит от иммунного статуса пациента и от объема поражения легочной ткани.

Клинические проявления



Рис. 1. Основные симптомы при пневмонии

Объективный осмотр

Общий осмотр. Частота дыхания зависит от тяжести процесса и может варьировать в широких пределах. При крупозной пневмонии половина грудной клетки, соответствующая воспалительному очагу, отстает в акте дыхания. При очаговой пневмонии движения грудной клетки симметричны.

Пальпация. Над областью поражения - усиление голосового дрожания.

Перкуссия. Над очагом определяется притупление перкуторного звука.

Аускультация. В 1 стадию заболевания – ослабленное везикулярное или бронховезикулярное дыхание, в стадию разрешения – крепитация, возможны мелкопузырчатые влажные хрипы и усиление бронхофонии.

^ Лабораторные данные. Общий анализ крови – лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, повышение СОЭ. Микроскопия мокроты и посев на питательную среду позволяют верифицировать возбудителя и определить его чувствительность к антибиотикам.

^ Инструментальные данные. Рентгенологическое исследование позволяет уточнить локализацию и размеры воспалительной инфильтрации, которая определяется, как участок затемнения без четких контуров (рис. 2).



Рис. 2. Пневмония в правом легком

^ БРОНХООБСТРУКТИВНЫЙ СИНДРОМ

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма — инфекционно-аллергическое заболевание, основным проявлением которого являются приступы бронхоспазма (удушья) в ответ на экзогенный или эндогенный аллерген.

^ Этиология и патогенез. При бронхиальной астме нарушается нервная регуляция функции бронхов, в результате чего раздражаются окончания блуждающего нерва, иннервирующие легкие. При контакте с аллергеном, происходит активация прессорных механизмов гладких мышц бронхов, что приводит к бронхоспазму и к сужению их просвета. Это затрудняет выдох и приводит к удушью. Обычно больные вначале имеют повышенную чувствительность лишь к одному аллергену, в последующем количество их значительно увеличивается. Нередко бронхиальная астма возникает после инфекционных заболеваний. В этих случаях роль аллергенов играет микробная флора. Иногда приступы бронхиальной астмы возникают под влиянием сильных психических потрясений, черепно-мозговых травм.

^ Клинические проявления.

Основным проявлением бронхиальной астмы является приступ удушья. Он имеет три периода.

1. Период предвестников. Возникает после контакта организма с аллергеном либо с провоцирующим агентом (холод, прием аспирина). Появляются жалобы на заложенность носа, возможны кашель, чихание появляется чувство нехватки воздуха. Больной стремится открыть окно, глубоко дышит, принимает сидячее положение со спущенными ногами, упираясь руками в какой-либо твердый предмет для облегчения дыхания (положение ортопноэ). Постепенно появляется кашель, мокрота не отходит, она очень вязкая.

2. Фаза разгара. Лицо бледное, с каплями холодного пота, крылья носа раздуваются, выдох затруднен и совершается со свистом, слышен на расстоянии. Грудная клетка увеличена в объеме — как бы застывает в положении вдоха. В акте дыхания участвует дополнительная мускулатура.

3. Период обратного развития. Состояние больного облегчается, начинает отходить мокрота, имеющая стекловидный характер. Чувство нехватки воздуха проходит, дыхание облегчатся.

Температура тела обычно нормальная и лишь изредка наблюдается кратковременное ее повышение. Приступ может продолжаться от полу­часа до 2—3 часов, иногда приобретает затяжной характер (астматический статус).

^ Объективный осмотр

Общий осмотр. Симптоматика зависит от периода приступа удушья (см. выше).

Перкуссия. В период разгара перкуторный звук коробочный с тимпаническим оттенком, нижние границы легких опущены, экскурсия легких ограничена, возникает острая эмфизема.

Аускультация. Ослабленное везикулярное дыхание, значительное количество свистящих, жужжащих хрипов по всей поверхности легких.

Осложнения. Длительно существующая астма осложняется эмфиземой легких, пневмосклерозом.

Лабораторные данные. В анализе мокроты можно обнаружить спирали Куршмана (слизевые слепки бронхиол) и кристаллы Шарко — Лейдена (остатки эозинофилов), в общем анализе крови — эозинофилия.

R – логически. Усиление легочного рисунка, признаки эмфиземы легких.

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

ХОБЛ - собирательное понятие, которое объединяет хронический обструктивный бронхит и эмфизему легких. У больного ХОБЛ необратимая обструкция бронхов происходит как за счет перибронхиального фиброза (хронический обструктивный бронхит), так и по причине деструкции эластичного остова легких (эмфизема легких). Эти процессы сочетаются у одного и того же больного. Другое дело, что один из этих механизмов преобладает, и тогда говорят либо о бронхитическом, либо об эмфизематозном варианте ХОБЛ.

^ Эмфизема легких – повышенная воздушность легочной ткани. Процесс может быть первичным (дефицит α1-антитрипсина) или вторичным (вследствие БА или ХОБ).

Хронический обструктивный бронхит (ХОБ)

Хронический обструктивный бронхит – хроническое неаллергическое воспалительное заболевание слизистой оболочки бронхов, сопровождающееся бронхообструкцией и прогрессирующим нарушением легочной вентиляции.

Этиология. Этиология ХОБ напрямую связана с факторами риска, вызывающими заболевание.

Существуют три безусловных фактора риска развития ХОБ:

  • курение;

  • тяжелая врожденная недостаточность альфа-1-антитрипсина;

  • повышенный уровень пыли и газов в воздухе, связанный с профессиональными вредностями и неблагополучным состоянием окружающей среды (шахтеры, железнодорожники).

Главный фактор риска в 80-90% случаев ХОБ – курение. Курильщики имеют максимальные показатели смертности, у них быстрее развиваются необратимые обструктивные изменения функции дыхания и все известные признаки ХОБ.

Имеются множество вероятных факторов: пассивное курение, респираторные вирусные инфекции, низкое социально-экономическое положение, неблагоприятные условия проживания, потребление алкоголя, возраст, пол, семейные и генетические факторы, гиперреактивность дыхательных путей.

Патогенез. Эффективность мукоцилиарного транспорта - важнейшего компонента нормального функционирования воздухоносных путей – зависит от скоординированности действия реснитчатого аппарата мерцательного эпителия и характеристик бронхиального секрета. Под влиянием факторов риска нарушается движение ресничек вплоть до полной остановки, развивается метаплазия эпителия с утратой клеток цилиарного эпителия и увеличением числа бокаловидных клеток. Изменяется состав бронхиального секрета, что нарушает движение значительно поредевших ресничек. Это способствует возникновению мукостаза, вызывающего блокаду мелких воздухоносных путей.

Этиологические факторы внешней среды приводят не только к нарушению мукоцилиарного транспорта в бронхах, но и формируют оксидативный стресс, проявляющийся образованием большого количества свободных радикалов в воздухоносных путях. Главным источником свободных радикалов являются нейтрофилы циркулирующей крови, в большом количестве концентрирующиеся в легких под влиянием пусковых факторов. Наряду с нейтрофилами в формировании и реализации воспаления принимают участие макрофаги, Т-лимфоциты. Густая и вязкая бронхиальная слизь со сниженным бактерицидным потенциалом - хорошая питательная среда для различных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы). При определенных условиях у этих больных происходит активация респираторной инфекции. Развивается хроническое воспаление.

Существенным звеном в патогенезе нарушения бронхиальной проходимости является активация холинергических механизмов вегетативной нервной системы, приводящая к бронхоспазму. Раздражающий эффект на рецепторы оказывают воздействия табачного дыма, токсических газов (озона, двуокиси азота).

Клинические проявления
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconСборник ситуационных задач по пропедевтике внутренних болезней уфа-2012
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “башкирский государственный медицинский...

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconУчебно-методическое пособие разработано по дисциплине «Иностранный язык»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Физкультура и спорт». Оно составлено в соответствии...

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconУчебно-методическое пособие для студентов ||| курса
Обследование больного и оформление истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников...

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconУчебно-методическое пособие к расчетно-графической работе для студентов,...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconУчебно-методичекое пособие для студентов среднего профессионального...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования по специальности 030504- право и организация...

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconУчебно-методическое пособие / сост. Каюмова А. Ф., Тупиневич Г. С.,...
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям: 040100 Лечебное дело, 040200 Педиатрия, 040 300 Медико-профилактическое...

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн»

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
У 598 Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»....

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconМетодическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения,...
Методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 210100 «Проектирование и технология...

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников всех специальностей, изучающих предметы «Информатика», «Информатика и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов