Философские проблемы медицинских наук




Скачать 203.74 Kb.
НазваниеФилософские проблемы медицинских наук
Дата публикации01.09.2013
Размер203.74 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы


ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СЕДОВА Н.Н.


ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКИХ НАУК
Курс лекций для аспирантов и соискателей





Тема 4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК В МЕДИЦИНЕ

Волгоград, 2007.

Рекомендовано

Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета
Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Лисеев И.К. (Москва, ИФ РАН)

Доктор философских наук, профессор Стрельченко В.И. (Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена)
Самым трудным вопросом в философии науки является вопрос о классификации наук. От правильного его решения зависит эффективность развития каждой науки и грамотность построения междисциплинарных связей. Для медицины процедура классификации представляет особую сложность, поскольку методологии ее построения для такого разнородного интеллектуального поля нет. Мы рассмотрим проблему поэтапно:

  1. Выбор оснований для классификации наук, история их применения и наличные классификации.

  2. Типология научного знания в медицине

  3. Общая характеристика основных типологических уровней медицинского знания.

Каждая наука отличается от другой такой же науки, как мы уже говорили, по своему предмету, методу и языку. При этом существует метауровень систематизации наук – отрасли научного знания, которые дифференцируются по своему объекту. Следует отличать объект и предмет науки.

Объект научного знания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая деятельность. В медицине как системе знания объектом выступает здоровье человека. Нужно отметить, что в прошлой лекции мы называли здоровье предметом медицины. Но тогда мы говорили о медицине в целом – как единстве знаний и практики, как о феномене, отличном от других познавательно-деятельностных феноменов. А если говорить о внутренней специфике медицины, то следует признать здоровье – общим объектом интереса всех ее направлений. При этом каждое из них выбирает на этом объекте те проблемы, решение которых и придает смысл его существованию. Другими словами, внутренняя дифференциация медицинского знания идет уже по предмету исследования.

Предмет исследования – это та сторона исследования, которая рассматривается в данной науке или научной дисциплине.

Например, гематология относится к медицинскому знания, потому что объектом ее интереса является здоровье человека. Но она отличается от других медицинских наук тем, что ее предметом является кровь, кровеносная система, ее норма и патологии, способы лечения.

Соотношение объекта и предмета иерархично, при этом, если познание идет по восходящей – от простого к сложному, от частного к общему, на новой его ступени объект становится предметом нового уровня знания, для которого определяется новый объект. И наоборот, то, что в фундаментальной науке было предметом, в прикладной становится объектом.

Например, объектом фармакологии является здоровье, предметом – разработка лекарственных средств для возвращения, поддержания и укрепления этого здоровья. Клиническая фармакология является частной дисциплиной по отношению к фармакологии. Для нее предмет фармакологии выступает как объект, а собственным предметом является действие конкретных препаратов при конкретных заболеваниях.

Уже из этих примеров видно, что классификация наук чрезвычайно сложна. Но, прежде всего, надо дать ее определение. Классификация наук – это раскрытие взаимной связи наук на основе определенных принципов и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения наук. К критериям классификации относятся, кроме предмета, о котором мы уже сказали, методы наук и их практические цели-результаты.

Так, например, методы психиатрии и методы анестезиологии очевидно различны. Из цели и результаты – тоже. Естественно, методы и цели связаны с предметом, но они не есть предмет, поэтому следует выделять их как классификационные признаки особо.

Устанавливать связь между науками, то есть классифицировать их можно двумя способами – по горизонтали и по вертикали. По горизонтали мы обнаруживаем отношения между, если можно так сказать, равноценными областями знания. Например, физика и химия, социология и психология, патологическая анатомия и патологическая физиология. По вертикали мы обнаруживаем убывающую общность или возрастающую конкретность. Например, физика и молекулярная физика, химия и органическая химия, общая патология и патологическая анатомия.

Первый способ классификации называется координацией и придумал его Огюст Конт. Второй – субординацией и придумал его Герберт Спенсер. Кстати, если применять второй способ классификации, а именно он полезен при анализе знания внутри конкретного направления, например, медицины, то мы постепенно от наук перейдем к научным дисциплинам, а от них – к тематическим эмпирическим обобщениям. Или наоборот, это зависит от выбора метода классификационных процедур – дедуктивного или индуктивного.

Можно представить, как эти методы интегрируются в единую классификационную систему. Всю, конечно, рассмотреть трудно, поэтому попробуем представить небольшой «отрезок» в дисциплинах, связанных с медициной.

ФАРМАКОЛОГИЯ координация ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Субординация субординация

Клиническая ф. фармакоэпидемиология

Фармакоэкономика координация

субординация

ЭКОНОМИКА

Исторически классификация наук связана с работами Г.Виндельбанда и Г.Риккерта. При этом Риккерт делил науки на науки о природе и науки о культуре, а Виндельбанд – на номотетические и идиографические, что суть одно и то же, только с разных ракурсов. Риккерт делил по объекту, а Виндельбанд – по методам и предметам. Номотетическое мышление, согласно его концепции, направлено на отыскание общих законов, которым подчиняются изучаемые явления, на неизменные формы реальных событий. А идиографическое мышление ищет отдельные исторические факты, рассматривает явления с точки зрения «их однократного, в себе самом определенного содержания». Номотетическая наука пользуется генерализующим методом, а идиографическая – индивидуализирующим, имеющим своей задачей не открытие общих законов, а представление исследуемых объектов в их единстве и неповторимости.

Очень интересно развил этот подход Дильтей, когда написал, что науки о культуре (синонимы – науки о духе, гуманитарные науки) опираются не только на принцип причинности, имеющий силу для всех наук, но и на определенные ценности и суждения о целях. Кстати, примерно на той же позиции стоял отечественный систематизатор науки академик Б.М.Кедров, который критиковал и Риккерта, и Виндельбанда, и Дильтея, но в своей схеме, практически, повторял их идеи, только с обязательными диалектико-материалистическими условностями. Его схему мы рассматривать не будем, медицине там места не нашлось, да и архаична она в наши дни.

Впоследствии приведенная классификация уточнилась за счет признания правоты античных мыслителей, выделявших науки с абстрактным предметом. Вернее, науку – математику. Развитие последней и превращение ее в комплекс дисциплин позволили говорить о трех видах наук: естественные (о природе), гуманитарные (о культуре) и формальные (абстрактный предмет). Особенностью естественных наук является то, что они стремятся описывать исследуемые фрагменты реальности, а не оценивать их. Гуманитарные науки, наоборот, включают не только описание, но и оценку. Формальные науки (логика и математические дисциплины) настолько абстрактны, что получаемые результаты находят применение во всех областях знания. Объяснительные процедуры естественных и гуманитарных наук, таким образом, равно как и их прогностические функции, отличаются достаточно сильно именно по аксиологической составляющей. Остается вопрос, к какому ряду относятся науки медицинские?

Поскольку парадигмальной дисциплины для естественных наук не существует, а для гуманитарных тем более, соотнести медицину с каким-то эталоном не представляется возможным. Западные философы медицины считают ее гуманитарной наукой. У нас, несмотря на очевидную аксиологичность медицинских дисциплин, считают ее частью естественнонаучного знания. При этом ценностные мотивы относят к медицинской практике, «освобождая» таким образом медицинскую науку для поиска истин. Поиск дает незначительные результаты.

Но вернемся к истории вопроса. В наши дни классификации наук уделяется очень мало внимания. И не потому что они растут как грибы после дождя, и любая типология всегда будет неполной, потому что пока ее создают уже появляются необобщенные дисциплины. Скорее потому, что, как мы уже отмечали, в ситуации смены парадигм очень трудно, если вообще возможно, найти «точку отсчета» для такой классификации. Однако, усилия предпринимаются. Так, например, А.Ивин предлагает на основе риккертовской уточненную классификацию по способу представления фундаментальных категорий, таких как «бытие», «время», «пространство, «добро», «истина»). Они, по его мнению, могут быть представлены в абсолютной и сравнительной форме: «там – здесь» или «ближе – дальше», «тогда – сейчас» или «раньше, позже». Он считает, что естественные науки пользуются сравнительными формами, а гуманитарные – абсолютными. Но есть точка зрения, согласно которой все обстоит как раз наоборот: если гуманитарные науки включают в себя оценку, то это уже сравнение. А если естественные науки включают только описание факта, то это уже абсолютное суждение.

Но предложение Ивина наводит на мысль о том, что можно предложить, не уходя от риккертовской идеи, классификацию наук по субстанциональному критерию. В существовании двух субстанций – материальной и идеальной – пока никто не усомнился. Разве только законченный солипсист, чьи архаичные представления не могут быть предметом рационального обсуждения.

Рассмотрим данный подход.

Если наука – это систематизированные знания о мире, то программа систематизации может быть задана этим самым миром, его структурой. Эта структура суть единство двух субстанций – материальной и идеальной. Что первично – не важно. Важно, что они сосуществуют и связаны переходными формами. Позитивистский вариант выглядит так:


НЕЖИВОЕ


ЖИВОЕ


Разумеется, между этими тремя блоками мироздания имеются переходные формы. Тот, кто считает сознание первичным, может просто перевернуть рисунок, суть не изменится.

Так вот, если считать науки теоретической рефлексией реальности, то различаться они будут, прежде всего, по тому, какую реальность отражают. Следовательно, есть науки о неживой природе, науки о живой природе и науки о живой природе, наделенной сознанием – о человеке. Поскольку существование других форм идеального, кроме непосредственно связанных с живым материальным субстратом, научно не доказано, то наука ими и занимается. Предположениями о других формах идеального как отдельной субстанции занимаются такие учения и верования как теология, эзотерика (в ее крайних формах), мистика и т.п. Но это уже за пределами науки. Хотя известный физик Ландау шутил, что науки делятся на четыре категории: 1) науки естественные - математика, физика, химия, биология и т.п. - о природе; 2) науки неестественные - о человеческих деяниях - история, лингвистика и т.п.; 3) науки противоестественные - философия и близкие к ней дисциплины, например психоанализ 4) "науки" сверхъестественные - богословие, оккультные науки, теософия, астрология.

Оставляя сверхъестественные «науки» за границами нашего рассмотрения, укажем, что в предложенной классификации наук, может возникнуть проблема определения предмета многих из них. Так, например, физика описывает процессы, происходящие как в неживой, так и в живой природе – закон тяготения действует для всех объектов, например. Но физика не может описывать идеальные процессы. Так же как психология не может описывать химические процессы. С другой стороны, биология может описывать процессы и в живом, и в живом, обладающем сознанием, но бессильна в понимании, например, космогонических или субатомарных процессов. Очевидно, «демаркационной линии» в общей классификации наук нет, но предлагаемая схема показывает предельный уровень действия законов отдельных наук. Но, главное, в этой классификации находится место медицинским наукам, которые не выделяли ни Риккерт, ни Виндельбанд, ни Кедров, ни Ивин.

Медицинские науки нельзя назвать в полной мере естественными, как нельзя назвать и гуманитарными. В то же время, они являются и теми, и другими. Поэтому классификация наук по субстанциональному критерию позволяет определить инвариант предмета всех медицинских наук как живое, обладающее сознанием. Это, в свою очередь, позволяет установить их связь с другими науками. Она существует постольку, поскольку живое, обладающее сознанием, может быть объяснено в категориях этих наук.

Так, например, теория опережающего отражения Анохина описывает определенный вид поведения всех живых организмов. В физиологии человека она выступает методологическим ключом к пониманию активности сознания как результата совокупных нервных импульсов. А это, в свою очередь, создает предпосылки для решения психосоматической проблемы, один из вариантов которой – действуя на психику, изменять организм. Но даже если не касаться таких сложных проблем, как психосоматическая, можно привести простой и известный всем врачам пример плацебо-эффекта. Это уже даже не наука, а медицинская практика.

Можно привести более сложный пример взаимодействия медицинских и социальных наук как в указанной выше схеме взаимодействия фармакологии и экономики, когда на стыке возникает фармакоэкономика и оказывается, что результат действия лекарственных средств зависит не только от их фармакологической активности, но и от их стоимости. Вот на этой основе и можно начать разговор о типологии научного знания в медицине.

Мы уже говорили о том, что медицинские науки – явление новое. Не даром в истории философии они как бы не принимались в расчет. Медицину считали ремеслом, каковым она и была. Появление новых биотехнологий поставило вопрос не только об их полезности и границах применения, но и об их доказанности как медицинских. И сейчас о медицине можно говорить, в первую очередь, как о системе знаний, а потом уже – о способах применения этих знаний, то есть о практике врачевания.

Большая медицинская энциклопедия предлагает делить всю совокупность медицинских наук (к наукам там относят и дисциплины, и эмпирические обобщения) на три блока – медико-биологические, клинические и медико-социальные. С этим трудно не согласиться. Но что делить? Какие науки? Здесь проблема, которую пока никто не решил. Каждый профессионал в медицине считает свою отрасль знаний наукой. Более того, существует официально закрепленный и утвержденный перечень наук. Он называется иначе – ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ. На основе него разработан Перечень научных специальностей, по которому присуждаются ученые степени – кандидат наук, доктор наук. В Перечне выделены отрасли наук, которые включают «официальные» науки. Мы не будем приводить его полностью – с ним можно ознакомиться на сайте ВАКа. Скажем только, что под №14 в Перечне стоит отрасль «Медицинские науки». Мы вынуждены опираться именно на данный классификатор, покольку подготовка в аспирантуре планируется именно в соответствии с этим представлением о номенклатуре медицинских наук:

^ Перечень научных специальностей


Код

Наименование

Отрасли наук

14.00.00

Медицинские науки

 

14.00.01

Акушерство и гинекология

медицинские

14.00.02

Анатомия человека

медицинские
биологические

14.00.03

Эндокринология

медицинские
биологические

14.00.04

Болезни уха, горла и носа

медицинские

14.00.05

Внутренние болезни

медицинские

14.00.06

Кардиология

медицинские
биологические

14.00.07

Гигиена

медицинские
биологические

14.00.08

Глазные болезни

медицинские

14.00.09

Педиатрия

медицинские

14.00.10

Инфекционные болезни

медицинские

14.00.11

Кожные и венерические болезни

медицинские

14.00.13

Нервные болезни

медицинские

14.00.14

Онкология

медицинские
биологические

14.00.15

Патологическая анатомия

медицинские

14.00.16

Патологическая физиология

медицинские
биологические

14.00.18

Психиатрия

медицинские

14.00.19

Лучевая диагностика, лучевая терапия

медицинские

14.00.20

Токсикология

медицинские
биологические

14.00.21

Стоматология

медицинские

14.00.22

Травматология и ортопедия

медицинские

14.00.24

Судебная медицина

медицинские

14.00.25

Фармакология, клиническая фармакология

медицинские
биологические
фармацевтические

14.00.26

Фтизиатрия

медицинские

14.00.27

Xирургия

медицинские

14.00.28

Нейрохирургия

медицинские

14.00.29

Гематология и переливание крови

медицинские
биологические

14.00.30

Эпидемиология

медицинские
биологические

14.00.31

Химиотерапия и антибиотики

медицинские
биологические

14.00.32

Авиационная, космическая и морская медицина

медицинские
биологические

14.00.33

Общественное здоровье и здравоохранение

медицинские

14.00.35

Детская хирургия

медицинские

14.00.36

Аллергология и иммунология

медицинские
биологические

14.00.37

Анестезиология и реаниматология

медицинские

14.00.39

Ревматология

медицинские

14.00.40

Урология

медицинские

14.00.41

Трансплантология и искусственные органы

медицинские
биологические
технические

14.00.43

Пульмонология

медицинские

14.00.44

Сердечно-сосудистая хирургия

медицинские

14.00.45

Наркология

медицинские
биологические

14.00.46

Клиническая лабораторная диагностика

медицинские
биологические

14.00.47

Гастроэнторология

медицинские

14.00.48

Нефрология

медицинские

14.00.50

Медицина труда

медицинские
биологические

14.00.51

Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия

медицинские
биологические
психологические

14.00.52

Социология медицины

медицинские, социологические

Интересно отметить, что по некоторым специальностям присваиваются не только медицинская, но и биологическая или психологическая, или техническая, или социологическая ученые степени. Это степени выступают маркерами междисциплинарных связей медицины с другими науками. Можно выделить основные блоки таких междисциплинарных связей
^

Таблица. ТИПОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНЕ.

медицинские

медицинские
биологические
фармацевтические

медицинские
биологические

медицинские
биологические
психологические

медицинские
социологические

медицинские
биологические
технические

Нефрология

Гастроэнторология


Пульмонология

Сердечно-сосудистая хирургия

^ Анестезиология и реаниматология

Ревматология

Урология

Общественное здоровье и здравоохранение

Детская хирургия

Фтизиатрия

Xирургия

Нейрохирургия

Стоматология

Травматология и ортопедия

Судебная медицина

Психиатрия

Лучевая диагностика, лучевая терапия
^

Патологическая анатомия


Глазные болезни

Педиатрия

Инфекционные болезни

Кожные и венерические болезни

Нервные болезни

Болезни уха, горла и носа

Внутренние болезни

Акушерство и гинекология

Фармакология,

клиническая фармакология

Гигиена

Онкология

^

Патологическая физиология

Медицина труда

Токсикология

Клиническая лабораторная диагностика

Наркология

Аллергология и иммунология

Авиационная, космическая и морская медицина

Химиотерапия и антибиотики

Эпидемиология

Гематология и переливание крови

Восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия

Социология медицины

Трансплантология и искусственные органы


Исходя из этого перечня, попробуем определить, что здесь – действительно наука, что – научная дисциплина, а что – тематическое эмпирическое обобщение. Учитывая все, что мы знаем о науках и способах их классификаций, можно предложить следующее распределение указанных «научных специальностей»

Таблица. Классификация наук в медицине

Медико-биологические

клинические

Медико-социальные

НАУКИ

(предмет–класс состояний организма в целом и методов изменения этих состояний)

Фармакология

^

Иммунология

Патологическая анатомия

Патологическая физиология

Эпидемиология

Токсикология


Xирургия

Психиатрия

Онкология


Педиатрия

Гинекология

Внутренние болезни

Гигиена

Социология медицины

^ НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(предмет – отдельные системы организма и манипуляции на них)

Аллергология

Гематология


Стоматология

Сердечно-сосудистая хирургия

Детская хирургия

Глазные болезни
^

Пульмонология

Гастроэнторология

Нейрохирургия

Нефрология


Ревматология

Урология

Нервные болезни

Болезни уха, горла и носа

Общественное здоровье и здравоохранение

^ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ

(предмет – отдельные состояния организма и операций с ними)

Клиническая лабораторная диагностика

^

Химиотерапия и антибиотики


Судебная медицина

Курортология

Физиотерапия


Травматология и ортопедия

Трансплантология и искусственные органы

Фтизиатрия

Анестезиология и реаниматология
^

Наркология

Клиническая фармакология


Лучевая диагностика, лучевая терапия

Авиационная, космическая и морская медицина

Медицина труда

Восстановительная медицина

Спортивная медицина


В целом можно сказать, что классификация наук в медицине затруднена именно из-за неопределенности их статуса. С одной стороны – они имеют дело с истинами, с другой – с ценностями, что препятствует однозначной идентификации.

Другая трудность – статусная недостаточность большинства дисциплин, которые в медицинской среде принято именовать науками. В строгом смысле слова, сами медики понимают под словом «наука» в медицине ту совокупность знаний, которая дает возможность построить объяснительную гипотезу конкретного клинического случая. Часто они просто не замечают, что соотнесение данного случая с общими знаниями и представлениями никогда не осуществляется непосредственно. Оно транслируется через их личную оценку – и ситуации, и наличных знаний. Поэтому в одном и том же случае, пользуясь одним и тем же набором знаний, разные врачи могут поставить разные диагнозы и назначить различные лечебные процедуры. Но это уже относится не к философии науки, и даже не к аксиологии, а, скорее, к психологии медицинской науки – совершенно не изученного научного направления.

Рекомендуемая основная литература:

  1. Анохин А.М. Проблемы знания в медицине: методологические аспекты. М., 1995.

  2. Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. М., 1998.

  3. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. М., Медицина, 1990.

  4. Лисицын Ю.П. Теории медицины на стыке веков – ХХ и ХХ1. М., 1998.

  5. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. Доктрина адаптивного реагирования. Спб., 1992.

  6. Петров В.И., Седова Н.Н. Проблема Качества жизни в биоэтике. Волгоград, 2001.

  7. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика. М., 2004.

  8. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

  9. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. 2-е изд. М., 1998.

  10. Седова Н.Н. Философия человека. Курс лекций. Волгоград, 1997, 2005.

  11. Седова Н.Н. Правовые основы биоэтики. М., 2004.

  12. Степин В.С. Философская антропология и философия науки, М., 1992.

  13. Философия здоровья. М., 2001.

  14. Царегородцев Г.И. Методологические проблемы медицины. //Философские проблемы естествознания. М., 1985.   

  15. Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицина. М., 2005.        

Дополнительная литература:

  1. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность, М., "Мысль", 1988, стр. 7-26.

  2. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. Изд. 3-е. Т.14, с. 7–322.

  3. Петленко В.П., Корольков А.А. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М., Медицина, 1977.

  4. Седова Н.Н., Дмитриенко С.В. Ваш бизнес – стоматология. Нормативная регукляция в стоматологии. М., 2001.

  5. Седова Н.Н., Эртель Л.А. Право и этика в педиатрии: проблема информированного согласия. М., 2004.

  6. Энциклопедия клинического обследования больного / пер. с англ. М.,1997.


Подписано в печать 07.02.2007 г.Формат 60х4/16

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,1

Тираж 100 экз. Заказ 131.
Издательство Волгоградского государственного медицинского университета

400131, Волгоград, площадь Павших борцов,1


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философские проблемы медицинских наук iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы медицинских наук iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы медицинских наук iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы медицинских наук iconФилософские проблемы медицинских наук
Советом по гуманитарному образованию Волгоградского государственного медицинского университета

Философские проблемы медицинских наук iconФилософские проблемы областей научного знания. Философские проблемы физики
Философские проблемы пространства и времени в квантовой физике и теории относительности

Философские проблемы медицинских наук iconЛечебная физическая культура
Российской ассоциации по спортивной медицине (реабилитации больных и инвалидов), доктор медицинских наук, профессор А. В. Чоговадзе;...

Философские проблемы медицинских наук iconПроект устав российской академии наук
Фз «о российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты...

Философские проблемы медицинских наук iconДоклад на тему: «Особенности исторического пути России в концепции Л. В. Милова»
Доклад прочитан 16 апреля 2008г в Московском обществе испытателей природы (моип) (секция «Философские и методологические проблемы...

Философские проблемы медицинских наук iconПрограмма международной научно-практической конференции Проблемы...
Коновалова Нина Геннадьевна – проректор по нир фгбоу «Кузгпа», д-р медицинских наук, профессор

Философские проблемы медицинских наук iconС. Н. Попова Издание третье
Заслуженный деятель наук рф, президент Российской ассоциа­ции по спортивной медицине, реабилитации больных и инвалидов, доктор медицинских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов