Учебно-методическое пособие для студентов




Скачать 123.1 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов
Дата публикации03.09.2013
Размер123.1 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Медицина > Учебно-методическое пособие




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»



Учебно-методическое пособие для студентов

Военно-полевая хирургия

V курс

лечебный факультет

педиатрический факультет

медико-профилактический факультет

IV курс

стоматологический факультет


Владикавказ 2010

Обсуждено на заседании кафедры

травматологии и ортопедии с ВПХ

№ протокола

«____» ______________2008 года
«Утверждаю»

Зав.кафедрой_____________ Сабаев С.С.


Авторы: заведующий кафедрой, профессор, доктор медицинских наук

^ Сабаев С.С.,

доцент кафедры, кандидат медицинских наук

Каражаев К.Ш.,

ассистент кафедры, кандидат медицинских наук

Султанбеков Д.Г.,

ассистент кафедры, кандидат медицинских наук

^ Калоев С.З.,

ассистент кафедры, кандидат медицинских наук

Джангобеков Д.С.,

ассистент кафедры, кандидат медицинских наук

Дзацеева Д.В.

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор ^ Тотиков В.З.,

доктор медицинских наук, профессор Мильзихов Г.Б.

Цель занятия.

Обучение студентов методам диагностики и оказания лечебной помощи раненным с неосложненными и осложненными повреждениями головы и позвоночника.

^ После практического занятия студент должен ЗНАТЬ:

  • классификацию закрытых повреждений и огнестрельных ранений черепа, позвоночника, головного и спинного мозга;

  • основные клинические симптомы в зависимости от характера и тяжести ранения;

  • объем первой медицинской помощи на поле боя, методы щадящей транспортировки с использованием табельных средств и подручных материалов;

  • принципы консервативного и оперативного лечения ранений черепа и позвоночника с повреждением и без повреждений головного и спинного мозга;

  • возможные осложнения, связанные с тяжестью ранения или вследствие неправильной лечебной тактики.

После практического занятия студент должен УМЕТЬ:

  • провести полное обследование раненого в голову или позвоночник;

  • поставить развернутый клинический и топический диагноз с определением тяжести повреждения головного или спинного мозга;

  • наложить асептическую повязку типа "шлем" на голову, повязку с портупеей при локализации раны на спине;

  • придать голове положение, предупреждающее аспирацию или западение языка;

  • наметить правильную лечебно-эвакуационную тактику с момента оказания помощи на поле боя и до оказания специализированной помощи в специализированном нейрохирургическом госпитале.

^ Содержание занятия:

Раненные с огнестрельными повреждениями черепа и позвоночника составляют сравнительно небольшую группу (6-7%) в структуре санитарных потерь в военное время. Своевременная правильная диагностика тяжести состояния, оказание медицинской помощи на этапах эвакуации, транспортировка и профилактика осложнений позволяют вдвое сократить летальность на этапах медицинской эвакуации.

Достижения нейротравматологии и нейрохирургии последних лет предполагают оптимальное обеспечение и сохранение жизненно важных функций центральной нервной системы непосредственно после повреждения головы или позвоночника. Однако многие научно обоснованные средства профилактики и лечения раненных в череп применимы лишь в мирное время и трудно выполнимы в условиях массовых поражений и на этапах медицинской эвакуации.

^ АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЕЛЕТА ЧЕРЕПА И ПОЗВОНОЧНИКА, ОБОЛОЧЕК И КРОВОСНАБЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА.

Череп человека представляет полость, образованную парами височных и теменных костей, лобной, затылочными костями и основание черепа, включающем решетчатые кости. Позвоночник состоит из 33 позвонков, из которых клинический интерес по изучаемой теме представляют 7 шейных, 12 грудных и 5 поясничных. В меньшей степени повреждаются 5 крестцовых и копчиковые позвонки. Внутренняя поверхность черепа и спинномозгового канала покрыты твердой мозговой оболочкой. Под ней расположена мягкая мозговая оболочка, покрывающая мозг. Корешки спинного мозга и 12 пар нервов, выходящих из черепа покрыты периневрием, который является продолжением мягкой оболочки мозга. Основные сосуды, обеспечивающие кровоснабжение мозга представлены парными артериями и венами, которые в полости черепа образуют сплетения.

^ Основные кинематические функции позвоночника – обеспечение подвижной взаимосвязи между головой, плечевым поясом и грудной клеткой, тазовым поясом и нижними конечностями. При этом, шейный и поясничный отделы несут основную функциональную нагрузку, имея три степени свободной подвижности. Такие взаимоотношения обеспечиваются отдельными позвонками, в которых выделяют передние (тело) и задние элементы (дужки, поперечные отростки, верхние и нижние суставные и остистые отростки). Объединенные в позвоночный столб (позвоночник), позвонка прочно соединены передней и задней продольными связками и группами межпозвонковых связок (межостными, желтыми и связками, образующими капсулы межпозвонковых суставов).

В грудном отделе к позвонкам подходят головки рёбер, образующие позвонковорёберные суставы. Наиболее частой причиной закрытых травм мирного времени являются удары тупыми тяжёлыми предметами или падения, ведущие к ушибам головы или позвоночника. Реже возможны запредельное сгибание или переразгибание шейного или поясничного сегментов и компрессионным переломам тел позвонков. При сочетании продольно и ротационно направленных сил возможны вывихи и переломо-вывихи позвонков.

^ ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ И НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ ГОЛОВЫ, ЧЕРЕПА И ГОЛОВНОГО МОЗГА.

В зависимости от повреждающих сил возможны поверхностные осаднения, внутрикожные и подкожные кровоизлияния, ушибленные раны головы, скальпированные раны и т. п. Более тяжелые повреждения могут сопровождаться неполными переломами (трещинами), переломами наружной и внутренней пластины костей свода черепа.

Травмы черепа нередко сопровождаются над- и подоболочечными кровоизлияниями. Внутричерепные гематомы имеют определенную симптоматику, но топическая локализация этих гематом представляется сложным диагностическим мероприятием, которое требует специального оборудования (эхография) или хирургического вмешательства. Простейшим диагностическим методом для отличия эпидуральной гематомы от субдуральной является люмбальная пункция и определение крови над твердой оболочкой спинного мозга или под ней.

^ ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ И НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ ГОЛОВЫ, ЧЕРЕПА И ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Переломы задних элементов позвонков всегда сопровождаются болевым синдромом со сравнительно ограниченной локализацией. Пальпация области перелома болезненна, больной сравнительно легко адаптируется к такой боли, находит функционально малоболезненное положение. Переломы тел позвонков часто требуют покоя и обездвиживают пострадавшего. Больной вынужден лежать на спине. Непрямые осевые нагрузки резко болезненны. Остистый отросток клиновидно деформированного позвонка выстоит над соседними выше и ниже расположенными и легко пальпируется даже у людей с повышенной упитанностью. При вывихах позвонков болевая симптоматика и нарушения функций могут быть выражены более резко. Нередко сразу же после травмы выявляются парезы, нарушением чувствительности ниже повреждения, тазовые расстройства. Топическая диагностика и определение тяжести перелома возможны лишь после рентгенографии.

^ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ЧЕРЕПА И ПОЗВОНОЧНИКА.

Пострадавший с повреждением головы и подозрением на перелом черепа с повреждением головного мозга транспортируется лежа, желательно на жестких носилках. Голова должна быть уложена так, чтобы исключить аспирацию слюны, крови или желудочного содержимого в случае внезапной рвоты. При нарушении контакта с пострадавшим должна быть предусмотрена профилактика западения языка путем его фиксации к поверхностным тканям, одежде или введение воздуховода, также предварительно фиксированного нитью. При наличии ран на голове накладывают асептические повязки.

Повреждения позвоночника требуют транспортировки только на жестких носилках или на "щите". Пострадавшего фиксируют ремнями с целью профилактики опасных движений при перевозке и переносах в машину, из машины, предупреждающие грубые манипуляции, ротацию или сгибание позвоночника, которые могут вызвать перегиб, сдавление или разрыв спинного мозга или корешков.

^ МЕХАНИЗМ ЗАКРЫТЫХ И ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ РАНЕНИЙ ЧЕРЕПА И ПОЗВОНОЧНИКА.

Боевые повреждения черепа возможны при касательном и проникающем огнестрельном ранении пулей, осколком мины, гранаты, бомбы или снаряда. Взрывная волна при ядерном взрыве может создавать значительное количество вторичных осколков, обладающих большой энергией, попадание которых в голову также влечет тяжелые повреждения черепа, а при ранении спины вероятны повреждения позвоночника. Характеристики таких ран во многом совпадают с огнестрельными ранениями других локализаций. Отличия могут быть в основном из-за повреждений головного или спинного мозга.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКРЫТЫХ И ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ РАНЕНИЙ ЧЕРЕПА, ПОЗВОНОЧНИКА, ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА

При оценке тяжести повреждения черепа и позвоночника общая характеристика раны или ушиба мягких тканей не отражает характера и состояния патологического процесса без точно установленных изменений со стороны головного и спинного мозга. Поэтому все повреждения необходимо разделить на две основные группы: осложненные и неосложненные. В остальном классификация закрытых и огнестрельных переломов соответствует общепринятой классификации ран. По характеру раневого канала: касательное, слепое, сквозное, рикошетирующие. По характеру ранящего снаряда: пулевые, осколочные, шариковые, стреловидными элементами и др. По отношению к полостям: проникающие (интрадуральные), непроникающие (экстрадуральные) с повреждением или без повреждения головного или спинного мозга; инфицированное, не инфицированное. По количеству: одиночные и множественные. По виду перелома черепа: трещина, вдавленные, раздробленные, дырчатые, оскольчатые.

Закрытые травмы головного мозга делят на три основные группы: сотрясения, ушибы (легкой, средней и тяжелой степени) и сдавление.

^ КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА И ТЯЖЕСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ТКАНЕЙ ГОЛОВЫ И ПОЗВОНОЧНИКА

Клинически ранения черепа и позвоночника проявляются теми же симптомами, что и другие раны, но с локализацией в области головы, задних отделов шеи, спины, поясницы. Интенсивность боли не зависит от площади и глубины раны. Кровотечение, как правило, обильное. Часто возникают явления тошноты, рвоты, вестибулярные расстройства, шок, в последующем амнезия. Повреждения с разрушением вещества головного мозга, как правило, смертельны, разрыв спинного мозга ведет к параличам.

При закрытых повреждениях черепа возможны общемозговые симптомы: бессознательное состояние, оглушенность, головная боль, рвота, брадикардия, головокружение. Очаговые симптомы: параличи, афазия, нарушения чувствительности, зрения. Они возникают при повреждениях определенных зон или центров мозга. При сотрясениях мозга выявляют лишь общемозговые симптомы. При более тяжелых повреждениях выявляют очаговые симптомы в различной степени.

Сотрясения спинного мозга определяют по ослаблению мышечного тонуса в нижних конечностях, снижении поверхностной чувствительности, затруднения при мочеиспускании. Для ушиба спинного мозга характерен синдром поперечного нарушения проводимости в виде паралича и потери чувствительности ниже уровня повреждения, задержки мочеиспускания и дефекации. Сдавление спинного мозга приводит к стойким двигательным нарушениям и чувствительности ниже уровня компрессии. При этом функция мочеиспускания прогрессивно ухудшается. В поздние сроки из-за нарушения трофики возможны пролежни мягких тканей.

^ СПОСОБЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ РАНЕНЫХ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМИ ПЕРЕЛОМАМИ ЧЕРЕПА И ПОЗВОНОЧНИКА

Основой успешного лечения после ранения головы или позвоночника является правильное оказание помощи, начиная с поля боя. При этом главным считается правильная транспортировка. Для этого применяют носилки, жесткие "щиты" из досок, фанеры или других аналогичных материалов. Раненых лучше перевозить на специальных транспортных средствах, оборудованных для экстренной противошоковой терапии. В период транспортировки следует производить обезболивание, стимулировать сердечно-сосудистую деятельность, следить за беспрепятственным внешним дыханием, предупреждая аспирацию или западение языка. Желательно, чтобы раненый был фиксирован к носилкам или "щиту".

^ ПРИНЦИПЫ ЭТАПНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАНЕНЫХ С ЗАКРЫТЫМИ И ОТКРЫТЫМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ЧЕРЕПА, ПОЗВОНОЧНИКА И МОЗГА

Лечение раненых с открытыми и закрытыми повреждениями черепа позвоночника, головного или спинного мозга имеет много общего, т. к. при них почти всегда отмечают сотрясение или ушиб мозга, что требует охранительной терапии, покоя, применения седативных средств, тщательного наблюдения и ухода за больным, начиная с первых этапов эвакуации.

Первая помощь предусматривает остановку кровотечения, защиту раневой поверхности повязками, транспортную иммобилизацию и все мероприятия, указанные выше.

Первая помощь заключается в бережном выносе пострадавшего и обеспечении щадящей эвакуации. При наличии раны обязательно наложение асептической повязки. С целью предупреждения попадания крови или желудочного содержимого во время рвоты в дыхательные пути голову раненого поворачивают в левую сторону. Допустима фиксация языка булавкой к одежде если раненый в бессознательном состоянии, не чувствует боли и не может контролировать западение языка.

В качестве средств для выноса раненого применяют носилки, лодки, волокуши, плащ-палатки. Из подручного материала приемлемы охапки веток ели, сосны, лиственных деревьев. В условиях населенных пунктов возможно использовать сорванные двери, фанерные щиты или иные сравнительно не тяжелые, но достаточно прочные плоские предметы.

Врачебная помощь на МПП дополняет ранее сделанное исправлением допущенных ошибок при перевязке и иммобилизации, лечебными манипуляциями в перевязочной: трахеостомия, проводниковая анестезия новокаином, надлобковая пункция мочевого пузыря или его катетеризация.

На этапе квалифицированной помощи (МедСВ") возможны операции по жизненным показаниям, остановка продолжающегося кровотечения, декомпрессивная ляминэктомия или трепанация черепа. Полный объем противошоковой терапии.

Все раненые с закрытой травмой мозга подлежат эвакуации в госпитальную базу, где проводят сортировку го тяжести состояния и лечение.

^ ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКИ РАННИХ И ПОЗДНИХ ОСЛОЖНЕНИЙ ПРИ ЗАКРЫТЫХ И ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ РАНЕНИЯХ ЧЕРЕПА, ПОЗВОНОЧНИКА, ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА

Лечение неосложненных переломов позвоночника включает скелетное вытяжение, постоянную реклинацию или одномоментное вправление позвонков под наркозом с последующей гипсовой иммобилизацией корсетом. По показаниям возможно открытое вправление, реклинация и задний спондилодез металлоконструкциями. У раненых с вдавленными или оскольчатыми повреждениями черепа или дужек позвонков показана декомпрессивная трепанация или ляминэктомия. Именно такие хирургические манипуляции отличают хирургическую обработку ран черепа и позвоночника. После удаления костных фрагментов всегда восстанавливают целостность твердой мозговой оболочки и создают адекватное дренирование раны.

^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ ОСЛОЖНЕНИЙ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОТОРЫХ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С ТЯЖЕСТЬЮ РАНЕНИЯ ИЛИ ОШИБОК В ЛЕЧЕБНОЙ ТАКТИКЕ

Осложнения, связанные с повреждениями черепа и позвоночника общеизвестны и связаны не только с тяжестью ранения головного или спинного мозга, но и с особенностями и деталями лечебной тактики, начиная с момента получения травмы. Об осложнениях, связанных с транспортировкой и перекладыванием раненого уже упоминалось. Достаточно изучены и общехирургические осложнения, зависящие от попадания микроорганизмов в рану. Следующей группой осложнений, специфических для повреждений головного или спинного мозга могут быть:

  • пневмония вследствие адинамии, вынужденного положения в постели и застойных процессов в легких,

  • пролежни в местах трудно доступных гигиенической санации и лишенных выраженного подкожножирового слоя или массивных мышечных образований (пятки, крестец, остистые отростки, лопатки, затылок),

  • моче-воспалительные заболевания из-за задержки мочи, длительного нахождения катетера в уретре и т. п.

Профилактика этих осложнений включает раннюю дыхательную гимнастику, периодические ингаляции увлажненным кислородом, при показаниях трахеостомию.

Ежедневный неоднократный туалет кожи в местах, предрасположенных к образованию пролежней, поворот больных в постели на бок, прокладка пневмокруга под крестец и ягодицы и некоторые аналогичные по цепи манипуляции.

При нарушении мочеиспускания – эпицистомия, постоянное выведение мочи, промывание мочевого пузыря дезрастворами, инъекции антибиотиков, прием во внутрь антисептиков, выводимых мочой.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...

Учебно-методическое пособие для студентов iconЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн»

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов ||| курса
Обследование больного и оформление истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки
З17 История: Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки. – Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2011. –...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие Москва
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебных, педиатрических, клинико-психологических факультетов медицинских...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011
Курашева С. В. Теоретическая педагогика: учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета. – г. Тара:...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие разработано по дисциплине «Иностранный язык»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Физкультура и спорт». Оно составлено в соответствии...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие по философии для организации самостоятельной...
Яковлев В. Н., Синицын С. Н., Щербакова Т. Е. Диалектика как учение о развитии и познании. Учебно-методическое пособие по философии...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальностей 030501. 62 «Юриспруденция»,...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
У 598 Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов