Билл Ридлер понимание себя и других




НазваниеБилл Ридлер понимание себя и других
страница1/16
Дата публикации19.12.2013
Размер2.52 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Билл Ридлер ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ

ББК 74.9 Р 49

Билл Ридлер

Р 49 Понимание себя и других. — М.: Авваллон, 2006. — 184 с.

ISBN 5-94989-093-0
Как формируется наше мнение о самих себе? Почему мы ведем себя с окружающими именно так, а не иначе? Как научиться разрешать конфликты?

Из этой книги вы узнаете, каким образом наши чувства и эмоции влияют на наши действия, почему у нас не складываются отношения с противоположным полом и что мешает нам найти свою любовь.

И самое главное — эта книга поможет научиться наслаждаться жизнью независимо от того, что в этой жизни происходит.

Для широкого круга читателей.
ISBN 5-94989-093-0

© Bill Riedler, 2001

© Кузнецов Ю.Н., 2003

© Макет и верстка

издательства «Авваллон», 2007
Признательность

В данной книге представлена теория психолога Альфреда Адлера. Доктор медицины Рудольф Дрейкурс, посвятивший всю свою жизнь пропаганде и практическому применению теории Адлера, в значительной степени повлиял на образ нашего мышления. Я также признателен Кэт Кволс, главе Всемирной сети детских и семейных отношений и автору книги «Переориентация поведения детей» ('Redirecting Children's Behaviorj за ее деятельное участие в создании этой книги.

Мне хотелось бы поблагодарить доктора философии и медицины Курта Адлера, доктора философии Гарольда Мозака, доктора медицины Вильяма Пью, магистра общественных наук Мириам Пью, доктора медицины Бернарда Шульмана, бакалавра и магистра гуманитарных наук Роберта Пауэрса, а также моих коллег, работающих во Всемирных центрах взаимоотношений. Я также выражаю признательность Терри Лэш, Шерон и Тенни Лоуд и Мерилин Элинг-хауз за их помощь и поддержку в совместной работе. Спасибо Биллу Виллею и Мэри Энн Фитцхарис за фотографию. Особая благодарность многим, кто занимался на наших курсах и поделился с нами опытом, который мы приводим в книге в качестве примеров.

Предисловие

Как мы научились понимать окружающих нас людей? Где находится источник нашего понимания самих себя? Многим из нас пришлось учиться этому самостоятельно, без чьей-либо помощи. Мы сами пишем учебник жизни, изучая его и закрепляя материал с рождения и до семи лет. (Большинство специалистов считают, что индивидуальные особенности личности формируются, по крайней мере, к семи годам.)

Удивительно, но зачастую, сталкиваясь с какой-либо проблемой, мы не способны ее решить, не понимаем ни окружающих, ни самих себя. И тогда мы отдаляемся от людей — между ними и нами возникает дистанция. Нам приходится мириться с одиночеством и отсутствием близких отношений, так как мы не уверены, что сможем создать и поддерживать связь друг с другом.

Такое впечатление, что у нас есть только две возможности, и каждая — со своими недостатками: либо быть близкими с людьми и терпеть различные ограничения, либо быть свободными и страдать от одиночества. Нам нужно что-то, что заставило бы нас усомниться в этом. Мы надеемся, что эта книга даст вам возможность взглянуть на жизнь по-новому, так же, как психология Адлера повлияла на наши убеждения.

С помощью этой книги можно научиться налаживать повседневные взаимоотношения с людьми, а также легче общаться с противоположным полом. Книга является незаменимым помощником в построении отношений с друзьями. Трудно переоценить значение этой книги в решении конфликтов. Внимательно прочитав книгу, вы разовьете в себе способность убеждать людей и достигать взаимного согласия. Самое главное — вы обретете спокойствие и удовлетворение, живя в мире с людьми, и вам не нужно будет расплачиваться одиночеством. Это даст вам свободу, которую испытываешь в одиночестве, и вместе с тем обогатит вашу жизнь близкими, искренними отношениями с окружающими.

Вы научитесь быть в одиночестве вместе.

Билл Ридлер

Глава первая ^ Как формируется ваша самооценка

С самого раннего детства вы начали изучать и оценивать свои способности. Тогда вы были маленькими и беспомощными. И чтобы освоиться в новом, еще неизвестном мире, вы задавали себе такие вопросы: «Какой к?.. Каковы они, другие люди?.. Что можно ожидать от них и от себя самого?..»

В то время все вокруг были больше, умнее, способнее вас. И очень может быть, что, оценивая свои силы с такой невыгодной позиции, вы решили, что способностей у вас маловато. Тогда это было именно так. Но теперь эти ранние впечатления не отражают реальной действительности. Тем не менее, мы всеми силами поддерживаем их, несмотря на то, что давно выросли и отнюдь не беспомощны. Мы предлагаем вам по-новому оценить свою значимость, а также изменить свое мнение относительно своих способностей и талантов.

^ КАКОВЫ ВАШИ «ЖЕЛТЫЕ ВЕРЕВКИ»?

На наших занятиях мы проводим упражнение, которое наглядно демонстрирует, как многие из нас запрограммированы недооценивать самих себя.

Обычно мы просим — пусть это будет Мэри — надеть ремень, к которому привязаны четыре желтые веревки. Четверо студентов становятся вокруг студентки, и каждый берет себе по веревке. Мы завязываем Мэри глаза и кладем на пол три небольших предмета.

Задача студентки — найти и подобрать их как можно быстрее. Мы объясняем ей, что те, кто держат веревки, поддерживают ее и желают ей успеха. Поскольку Мэри ничего не видит, они с помощью веревок будут направлять ее.

После этого, слегка натягивая веревки, студенты ведут Мэри к первому предмету. Потом точно так же она находит вторую вещь. И, наконец, третью. Успех! Все аплодируют.

Затем мы снимаем повязку с глаз Мэри и завязываем глаза остальным четырем студентам. Инструкции остаются прежними: Мэри нуж-

но поднять три предмета. Мы очень четко говорим ей: «Утебя нет ограничений. Ты вольна делать все, что захочешь».

Мы проводили это упражнение сотни раз, и все студенты, стоявшие в центре, реагировали одинаково. Они либо говорили, либо натягивали веревки.

А почему бы просто не снять ремень и не освободиться от веревок? Теперь они уже не помогают, а скорее наоборот — мешают, ограничивают свободу. Они парализуют человека. Они стесняют его движения и не позволяют добиться успеха. И все же Мэри не снимает пояс, она говорит студентам: «Потяните меня сюда... А ты, в синей рубашке, ослабь веревку!», пытаясь пересилить того, кто ее держит.

^ МЫ ЗАПРОГРАММИРОВАНЫ НЕДООЦЕНИВАТЬ САМИХ СЕБЯ

В течение нескольких минут Мэри была запрограммирована недооценивать свои силы и зависеть от окружающих. Она так и осталась в плену желтых веревок, хотя теперь уже не была «слепой» и беспомощной.

Давайте исследуем то, что произошло. Ее мнение относительно ситуации сложилось тогда, когда Мэри была ограничена, когда она нуждалась в помощи, поскольку ничего не видела. Позже ее возможности возросли. Окружающие уже не стремились помочь ей, но Мэри все еще поддерживала старые представления о том, что КТО-ТО или ЧТО-ТО, а не она, определяет ее судьбу.

Где ваши «желтые веревки»? Кто или что удерживает вас? Что случится, если вы освободитесь от «веревок»? Так ли уж вам нужна помощь? Будут ли они мешать вам, если вы начнете действовать мягко и в то же время уверенно? Вот пример того, как один мужчина снял с себя «желтые веревки».

Однажды к нам на консультацию пришла семейная пара — Том и Сью. Том заявил, что жена постоянно злится на него и кричит по пустякам. Он каждый раз просит ее «прекратить орать», но от этого только хуже.

Том недооценивал себя. Он размышлял над тем, что ОНА (Сью) должна делать, и совсем забыл о себе — что ОН может сделать в данной ситуации.

Мы спросили Тома, не кажется ли ему, что ОН делает что-то не так. Он рассказал нам, что сначала Сью разговаривает с ним спокойно, но он не реагирует так, как ей хотелось бы, то есть не проявляет должного интереса. И все-таки это не причина, чтобы разговаривать с ним в таком тоне.

Мы помогли ему понять, что ОН может сделать.

На следующем занятии Том сообщил: Сью, как обычно, начала орать на него за то, что он сидит сиднем и никуда не хочет идти, и все вечера

они проводят дома. Том тут же подошел к ней. Его глаза светились добротой и нежностью.

Трудно кричать на того, кто находится так близко.

Спокойным, дружеским тоном он сказал: «Сью, я понимаю, что тебе хочется наорать на меня, когда я веду себя так, как будто мне неинтересно то, о чем ты говоришь. Мне кажется, что я так поступаю потому, что хотел бы остаться дома с тобой, но сказать об этом мне трудно. Вместо того чтобы воевать, давай лучше подумаем, что мы можем сделать!» Сью сказала, что эти слова заставили ее замолчать. Она даже почувствовала некоторую неловкость за то, что так глупо себя вела.

Том понял, что ему не надо просить Сью замолчать. Теперь он знает: если ему не нравится крик, то ОН сам может прекратить его.

Запомните, нужно всегда думать о том, что ВЫ можете сделать.

^ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОЙ

Один из наших коллег рассказал нам историю о том, как он использовал этот метод для управления заходом солнца.

Когда он переехал в Колорадо, ему очень хотелось увидеть, как красиво садится солнце в горах. Он взобрался на вершину одной из гор и начал ждать, когда солнце опустится. Это оказалось дольше, чем он предполагал, и к тому же становилось все холоднее и холоднее. Он даже начал злиться на то, что солнце заходит так медленно. Затем он подумал, что, спускаясь по горе вниз, он может изменить перспективу. ВСЕ ПРОСТО! Солнце зашло.

Мы с легкостью можем изменить любую ситуацию, если перестанем пытаться управлять другими и сосредоточимся на том, что мы сами можем сделать.

^ ДОЛЖНО ЛИ В ЖИЗНИ ВСЕ БЫТЬ ПО-ВАШЕМУ?

Никто в мире не испытывал той боли, которую испытали вы. Или радости. Ни у кого нет вашей коллекции сильных и слабых сторон. Никто в мире, кроме вас, не пережил столько ваших взлетов и падений. Вы единственный в своем роде, и только вы можете видеть мир таким, каким вы себе его представляете. Никто в мире не может находиться точно на таком же месте, на котором находитесь вы. Вы уникальны.

Уникальность тесно связана с обязательством. Только вы знаете, в чем, на ваш взгляд, нуждается мир. Если вы не будете решать свои проблемы, то другим придется это терпеть.

Жизнь должна складываться не только по-вашему, вы просто обязаны сделать ее такой, какой вам хочется ее видеть. Выполнение этого

10

обязательства дает вам глубокое удовлетворение — чувство значимости в этом мире.

Это Альфред Адлер назвал социальным интересом.

Если каждый из нас наберется смелости и станет делать все, что в его силах, решая проблемы, которые он сам видит, то мы сделаем эту планету лучшим местом обитания.

Уникальность — это наш путеводитель по жизни, если только мы не откажемся от нее, пытаясь быть «нормальными». Когда мы чересчур печемся о своей «нормальности», мы как будто надеваем на себя униформу, чтобы ничем не отличаться от остальных. Мы становимся предсказуемыми и легкоуправляемыми. Мы теряем чувство удовлетворенности, и нас волнует только самоутверждение. И чтобы защитить свое хрупкое «я», мы отчаянно пытаемся избегать ошибок.

Стремление избежать боли, ошибок или проблем не является выходом из положения, но их можно использовать в качестве инструментов, с помощью которых мы повысим свой социальный интерес.

Исследования показали, что большинство врачей, а также тех, кто посвятил себя медицине, с детства помнят смерть, болезни и увечья. Именно эти ранние жизненные впечатления побудили этих людей выдержать все трудности на пути к становлению медицинской карьеры. Будучи детьми и сталкиваясь с неприятностями, они поняли: «Жизнь опасна. Я могу заболеть, пораниться или умереть. Я должен бороться с болезнью и смертью!»

Однако другие люди, столкнувшись с тем же самым, не стали ни врачами, ни сиделками. Они видели те же болезни, те же увечья и смерть, но пришли к другому выводу: «Жизнь опасна. Я могу заболеть и даже умереть! Я боюсь, я должен замкнуться в себе!» Такие люди становятся ипохондриками.

Разница заключается во взглядах на данную проблему. Каждая проблема может превратиться в возможность. Одна из главных задач в жизни — воодушевлять себя.

Очень заманчиво предаваться унынию. Мы концентрируемся на том, что не можем сделать, что не получается, что плохо и что бесполезно стремиться изменить или улучшить. Мы говорим себе «Да кому это нужно?» или «Какая от этого польза?» Затем мы оправдываем наше решение сдаться.

Что мы получаем, когда сдаемся?

Нам не нужно беспокоиться о неудачах и ошибках. У нас нет необходимости рисковать, выясняя, действительно ли мы способны осуществить задуманное.

Однако есть и обратная сторона. Мы проходим мимо радости и успеха. Мы упускаем шанс учиться на своих ошибках. Мы не сможем понять, каковы наши истинные возможности, а также почувствовать свою ценность и полезность.

11

Если Мэри решит для себя «не снимать пояс с желтыми веревками», она так и будет обвинять в своих неудачах тех, кто «держит эти веревки». Но если она наберется смелости и освободится от «веревок», то сможет точно оценить свои способности. И затем, если захочет, сможет усовершенствовать свои таланты.

К нам на консультацию приходила женщина, которая жаловалась: «Мне не нравится то, как я провожу свое свободное время». Мы спросили ее, что она делает, и женщина ответила, что всегда сидит дома. Когда мы ее спросили почему, она объяснила: «Если я пойду куда-нибудь, то, возможно, зря потрачу время». В ее словах прослеживаются уныние и неверие в свои способности: «Я сижу дома и убиваю время потому, что если я куда-нибудь пойду, я зря потрачу это время».

Для того чтобы достичь удовлетворения, ей нужно по-новому оценить свои возможности. Ей необходимо понять, что она сама может влиять на других людей, а также осознать, что она немало вложила в то, как мир относится к ней.

^ ВЫ МЕНЯЕТЕ МИР

Очень просто недооценивать свое влияние на этот мир. Мы кажемся такими маленькими и незначительными в сравнении с огромной Вселенной. Нам необходимо как можно чаще восстанавливать чувство своей значимости.

Вспомните, чем вы занимались вчера. На кого вы оказали влияние? Может, вы повлияли на кого-то косвенно? В большинстве случаев мы даже не догадываемся о результатах наших взаимодействий друг с другом. Например, я получил письмо от женщины из Техаса, которая прочитала нашу книгу по воспитанию детей. Вот что она пишет: «Дорогой Билл! Я хотела написать Вам и сказать, как эта книга изменила мою жизнь...» Далее она пояснила, что воспользовалась советами из книги в воспитании двух своих сыновей: «На прошлой неделе я опробовала Вашу теорию на моих детях и до сих пор не перестаю удивляться впервые за десять лет мне не нужно было кричать, плакать, уговаривать, бить их и угрожать. Неожиданно мои дети, о которых я думала как о тупоголовых, независимых эгоистах (хотя они были очень хорошие, должна сознаться), превратились в понимающих, послушных, сочувствующих сыновей-помощников».

Из письма видно, что мы изменили ее жизнь и даже жизнь ее сыновей. Однако я хочу обратить ваше внимание на то, какое огромное влияние она оказала на меня.

В тот день, когда пришло письмо, я был очень занят подготовкой к циклу лекций. Тур начинался через неделю. Основную часть книги я написал восемь месяцев назад и оставил ее на доработку. Я отклады-

12

вал это дело очень долго. И, благодаря письму этой женщины, я нашел время в безумно загруженном расписании и закончил рукопись.

Если бы не ее решение написать письмо, у вас наверняка не было бы сейчас возможности прочитать эту книгу. Скорее всего, она до сих пор находилась бы в долгом ящике моих дел.

Сомневаюсь, что женщина из Техаса осознает, на скольких людей она оказывает влияние каждый день, когда кто-то читает эту книгу.

А вы? На кого вы косвенно влияете? Когда вы вчера потратили деньги на обед, какой вклад вы внесли в нашу экономику? Часть денег, вырученных за эту книгу, например, идет нам, и это позволяет больше писать и чаще проводить лекции. Таким образом, вы получаете частичку благодарности за каждую лекцию, которую мы даем.

Дружелюбно ли вы отнеслись к незнакомцу? Как это повлияло на решение, которое он принял в этот день? Решили ли вы пожениться, сменить работу, переехать в другой город? Просто представьте себе, на скольких людей вы влияете, принимая разные решения. Какой была бы жизнь вашего супруга или супруги, если бы вам не хватило смелости пожениться?

Иногда нам кажется, что «без меня этот мир был бы лучше». В фильме «Эта прекрасная жизнь» очень ярко показана ошибочность подобного утверждения. Главный герой фильма (Джимми Стюарт) после нескольких крупных неудач решил покончить с жизнью. С небес к нему спускается ангел и пытается уговорить его не делать этого. Но герой говорит: «Без меня мир был бы лучше!» Ангел переносит Джимми в его родной город и показывает ему, что было бы, если бы Джимми не появился на свет. Все было бы по-другому! Даже название города. Многие уже не живут, так как он не приложил к этому усилий. Одна леди стала проституткой, потому что Джимми вовремя ей не помог и не поддержал. Увидев, сколько положительных перемен происходит только благодаря ему, он, конечно же, решил жить дальше.

Вы представляете собой огромную силу добра в этом мире. Каждое ваше движение распространяется, как волны, бегущие от камушка, брошенного в воду. Ваша задача — воодушевлять и подбадривать себя. И более глубокое понимание себя и окружающих — это первый шаг на пути повышения своей самооценки. Возможно, ваше участие в наших программах и наша работа с вами позволят нам лучше понять друг друга.

^ КАК СЕБЯ ПРИОБОДРИТЬ

В последующих главах мы представим материал, который поможет вам стать более ответственным человеком. Взяв на себя ответственность, вы сможете сами управлять своей жизнью! Каждый раз, когда вы заявляете, что это не ваша ответственность, вы отрицаете свою спо-

13

собность изменять положение вещей. В этот момент вы обращаете внимание только на то, что вы не можете изменить. Однако, взяв на себя ответственность, вы начнете думать о том, что вы можете сделать, чтобы улучшить ситуацию. Это позволит вам добиваться эффективных результатов. А для того чтобы быть в состоянии взять на себя ответственность, сначала нужно себя подбадривать и поддерживать.

Так как жизнь полна трудностей, чрезвычайно важно взять на себя ответственность поддерживать себя. Это ваша самая главная задача. Многие считают уверенность в себе неким врожденным качеством, которым человек либо обладает, либо нет. Чувство уверенности у каждого человека постоянно меняется в зависимости от его решения воодушевить или разочаровать себя в данный момент.

^ ТЕСТ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»

Этим тестом можно пользоваться несколько раз в день. Он показывает ваш уровень уверенности в себе.

Для начала отвлекитесь на минутку и разрешите себе думать о чем угодно. Затем продолжайте читать.

Ваши мысли были о хорошем или о плохом? Если внутренний голос говорил вам нечто неприятное, спросите себя: «Зачем я хочу разочаровать себя именно сейчас? Для чего мне нужно занижать свою самооценку? Может быть, есть какая-то задача, которую мне не хочется выполнять? Почему я не вдохновляю себя?»

А теперь отвлекитесь еще раз. Только на этот раз думайте о чем-нибудь приятном. Насладитесь красотой самых простых вещей, окружающих вас. Вдохните глоток свежего воздуха. Исследуйте окружающие вас предметы, которые попадают в ваше поле зрения. Неужели не чудо то, как работают ваши глаза? Прислушайтесь к симфонии звуков вокруг вас. Какое разнообразие! А теперь подумайте о ваших достижениях. Они не обязательно должны быть большими.

Сделайте это перед тем, как читать дальше.

Это упражнение могло вызвать у вас два разных чувства. Возможно, вы перестали беспокоиться и самоутверждаться и решили получать удовольствие от жизни. Такое простое изменение цели повышает вашу уверенность в себе. Или же вы поняли, что постоянно думаете о том, чего еще не достигли, и вам очень трудно переключиться и насладиться моментом.

Если вы поймали себя на мысли: «Кому это нужно?» или «Я ничего не достиг!» — значит, вы настроены впасть в уныние.

Отношение к происходящему: «Мне наплевать» — это способ оправдать свой выбор сдаться. Недооценка себя — это первый шаг на пути к поражению. Мысль — это начальный этап запланированных Действий. Теперь вы уже знаете то, чего не знали раньше, а именно:

14

усиленно пытаетесь убедить себя в том, что ваше поражение оправдано. Воспользуйтесь следующей информацией, чтобы пересмотреть свое решение. Вы еще можете сдаться, если захотите, но вам больше не нужно обманывать себя.

^ ПОДБАДРИВАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ

Вы можете также повысить самооценку, подбадривая других людей. На мгновение вы можете обратить свой взгляд на окружающих. Заинтересованность в другом человеке уводит вас от мыслей о себе, о своем горе. К сожалению, нас не научили поддерживать окружающих. Поскольку нас всегда оценивали, сравнивая с другими людьми, большинство из нас стремятся унизить того, кто рядом.

Отметьте, что мы редко воздвигаем памятники или называем улицы в честь кого-то, пока он не умер. Как будто мы думаем: «Лучше я не буду слишком сильно поддерживать его при жизни, а то он может превзойти меня». Только если мы нацелены помогать друг другу и улучшать ситуацию, нашему положению ничто не угрожает, и мы можем сотрудничать.

^ УНИЖЕНИЕ ДРУГИХ

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что каждый раз, когда вы критикуете кого-то, вы унижаете себя? Ачеловек, с которым вы в этот момент разговариваете, размышляет о том, что вы говорите про него другим людям. Таким образом, вы сообщаете своему другу: «Ты лучше не показывай мне свои недостатки, а то я сделаю их достоянием общественности». Это уменьшает степень доверия между вами и вашим другом и мешает близости.

И наоборот, отмечая достоинства людей, вы подбадриваете себя и вдохновляете человека, с которым ведете беседу.

Сразу после школы я стал ходить на уроки ораторского мастерства. Однажды я пришел пораньше и разговорился с нашим руководителем. Он рассказал: «Вчера на занятии один из выступающих взял металлический поднос и швырнул его на пол. В зале воцарилось молчание. Оратор сказал, что сделал это, потому что он собирается сказать нечто очень важное и ему нужно безраздельное внимание каждого». Руководитель поведал мне, как его потряс этот молодой человек, который все-таки добился своего.

Эта история перевернула мою жизнь. Именно тогда я решил, что тоже хочу быть классным оратором. Возможно, если бы наш руководитель рассказал мне историю о том, что кто-то провалился, выступая перед публикой, я, скорее всего, не захотел бы становиться профессиональным лектором.

15

Сделайте это. Расскажите своему другу, какое впечатление произвел на вас кто-нибудь.

^ ЖИЗНЬ — ШУТКА?

Еще один способ приободрить себя — это распознавать те моменты, когда мы слишком серьезно относимся к жизни. Запомните: никто не знает, что такое жизнь на самом деле. И когда мы замечаем, что воспринимаем жизнь чрезвычайно серьезно, то начинаем шутить: «Вот было бы смеху, если бы ученые доказали, что все предопределено свыше!» или: «Представляете, если бы мы обнаружили, что Земля это брелок в кармане огромного великана!» Шуткой оказались бы мы сами. Как серьезно мы воспринимаем все вокруг! А почему бы просто не расслабиться и не посмотреть, что произойдет, если мы будем делать все, что в наших силах, не унижая и не осуждая себя?

Такое расслабленное отношение помогает нам не переставать удивляться миру. Кто знает? Может быть, ничего нельзя изменить. С другой стороны, пока мы не знаем этого наверняка, нам выгодно думать, что мы в состоянии изменить все на свете. Тогда мы точно не пройдем мимо возможности улучшить все, что можно. В то же время нам следует избегать осуждения своих неудач. Юмор помогает нам взять ответственность и при этом не перегружать себя чувством вины.

^ БОЯЗНЬ ОШИБОК

Наша способность подбадривать себя ограничена еще и тем, что мы зачастую боимся совершать ошибки. Давайте исследуем проблемы, которые возникают, когда мы не позволяем себе ошибаться.

К нам на консультацию пришла мама и рассказала, что она часто раздражается и ворчит на мужа и детей. Оказалось, что она стремится к совершенству. Мы спросили ее: «Сколько ошибок в день вы позволяете себе совершить?»

Ее ответ позволил нам предположить, что ошибки для нее — трагедия, и нужно избегать их любой ценой. Мы убедили ее разрешить себе 50 ошибок в день. Если же она превысит это число, то может осудить себя за это.

На следующей неделе она сообщила нам, что не раздражалась целую неделю. «Яне сделала больше 5—6 ошибок в день!» — воскликнула она.

^ СОКРЫТИЕ ОШИБОК

Отсутствие смелости быть несовершенным — это одна из самых главных угроз нашему психическому здоровью. Мы все допускаем



16

ошибки. Однако, если мы стремимся к совершенству, мы уклоняемся от ответственности за свои неудачи разными способами.

Вот как это бывает. Мы уничтожаем информацию о собственных ошибках из своего сознания и обращаем внимание только на то, что неправильно делают другие. Поступая таким образом, мы уже не способны видеть своей собственной неправоты. Сосредотачиваясь только на том, что окружающие должны сделать, мы не замечаем того, что можем сделать сами, чтобы улучшить ситуацию. А так как мы это не осознаем, то чувствуем, что не в силах справиться с ситуацией, как будто не умеем избегать конфликтов. Это еще больше разочаровывает и подавляет нас, и мы чувствуем, что ни на что не способны. Мы стремимся компенсировать это чувство и еще тщательнее скрываем наши ошибки. Мы находим блестящие объяснения, пытаясь оправдаться: «Я получил штраф за превышение скорости только потому, что все другие машины тоже ехали быстро, и я не хотел мешать. К тому же полиции вообще не следует выставлять радары!» Подобные объяснения только усугубляют наши проблемы.

^ СМЕЛОСТЬ БЫТЬ НЕСОВЕРШЕННЫМ

Чтобы решить эту дилемму, нам необходимо найти в себе мужество быть несовершенным. Право быть «не без греха» — это одна из людских привилегий. Однако мы часто отказываемся от этого права. Не то чтобы кто-то из нас стал совершенным — мы все равно допускаем огромное количество ошибок изо дня в день, — просто мы скрываем свои падения и неудачи и от самих себя, и от окружающих.

А если мы смело заглянем правде в глаза и примем свое несовершенство, тогда мы сможем увидеть свои ошибки, и нам станет ясно, как изменить свое поведение.

Однажды на одном из семинаров доктора Рудольфа Дрейкурса присутствовала его жена Сэди. Она знала, что присутствующим хотелось бы услышать, и попросила мужа: «Расскажи им о благоговении перед мощью водопада».

Далее, с разрешения Сэди, мы приводим отрывок из речи «Смелость быть несовершенным», впоследствии ставшей знаменитой. Этот фрагмент мне кажется чрезвычайно важным. Каждому стоит прочитать его.

^ Смелость быть несовершенным

(из речи доктора Дрейкурса)

Сегодня я представляю на ваш суд один из наиболее важных аспектов психологии. Тема для размышления и осмысления: «Смелость быть несовершенным».

17

Я знал невероятное количество людей, которые усиленно пытались быть хорошими. Но ни разу не видел, чтобы они поступали так на благо других людей. Я обнаружил: единственное, что стоит за стремлением быть хорошими, — это забота о собственном престиже. Желание быть хорошим нужно только для собственного возвышения. Тот, кого действительно волнуют окружающие, не станет тратить драгоценное время и выяснять, хороший он или плохой. Ему это просто неинтересно. Чтобы вам стало яснее, я расскажу вам о двух способах действия на социальной сцене — двух способах работы, применения своих сил. Мы можем определить их как горизонтальный и вертикальный. Что я имею в виду? Некоторые люди двигаются по горизонтальной оси, то есть, что бы они ни делали, они двигаются по направлению к другим людям. Они хотят сделать что-нибудь для других, они заинтересованы в окружающих — они просто действуют. Это в корне не совпадает с другой мотивацией, благодаря которой люди двигаются по вертикальной оси. Что бы они ни предпринимали, они делают это из желания быть выше и лучше.

На самом деле улучшение и помощь могут быть произведены любым из этих двух способов. Есть люди, которые делают что-то хорошо, потому что это им нравится, а есть другие — они делают то же самое, но по другой причине. Последние рады доказать, насколько они хороши. Даже человеческий прогресс, вероятно, зависит от вклада как тех, кто движется по горизонтальной оси, так и тех, кто движется вверх, по вертикальной линии. Мотивом многих людей, принесших огромную пользу человечеству, служило желание доказать, какие они хорошие, чтобы чувствовать свое превосходство. А другие сделали наш мир добрее так называемым неэгоистичным методом, не задумываясь над тем, что они могут с этого получить. И тем не менее существует фундаментальная разница между способами достижения цели: независимо от того, двигаетесь вы по горизонтали или по вертикали, вы идете вперед, вы накапливаете знания, вы поднимаете свое положение, престиж, вас все больше и больше уважают, возможно, даже растет ваше материальное благосостояние. В то же время тот, кто движется по вертикальной оси, не всегда движется вверх. Он все время то взлетает вверх, то падает вниз: вверх-вниз. Совершая доброе дело, он поднимается на несколько ступенек вверх; в следующий момент, ошибаясь, он снова оказывается внизу. Вверх-вниз, вверх-вниз. Именно по этой оси движется большинство наших соотечественников. Последствия очевидны. Человек, живущий в этой плоскости, никогда не сможет точно определить, достаточно ли он высоко поднялся, и никогда не уверен в том, что на следующее утро он не полетит снова вниз. Поэтому он живет в постоянном напряжении, беспокойстве и страхе. Он уязвим. Как только что-то не так, он падает, если не во мнении других людей, то уж точно в своем собственном.

18

Совершенно по-другому происходит движение по горизонтальной оси. Человек, идущий по горизонтали, продвигается вперед в желаемом направлении. Он не двигается вверх, но идет вперед. Когда что-то не получается, он пытается понять, что происходит, ищет обходные пути, старается это исправить. Им движет простой интерес. Если его мотивация сильна, то в нем просыпается энтузиазм. Но он не думает о собственном возвышении. Ему интересно действовать, а не беспокоиться о своем престиже и положении в обществе.

Итак, мы видим, что в горизонтальной плоскости у нас есть желание приносить пользу. А в вертикальной плоскости — постоянный страх ошибки и стремление к самовозвышению. И тем не менее, сегодня многие, подстрекаемые социальным соревнованием, полностью посвятили себя проблеме собственной значимости и самовозвышения — они никогда не бывают достаточно хороши и не уверены в том, что смогут соответствовать, даже если в глазах своих сограждан выглядят преуспевающими.

Теперь мы подходим к основному вопросу тех, кто так печется о своем возвышении. Этот глобальный вопрос — прежде всего проблема совершения ошибок.

Возможно, прежде всего нам необходимо пояснить, почему люди волнуются по поводу ошибок. Что в этом такого опасного? Сначала обратимся к нашему наследию, к культурной традиции. В авторитарном обществе ошибки недопустимы и непростительны. Король-господин никогда не совершает ошибок, потому что он волен поступать так, как ему угодно. И никто не смеет сказать ему, что он в чем-то не прав, под страхом смертной казни. Ошибки допускаются исключительно подчиненными. И единственный, кто решает, была сделана ошибка или нет, — это босс.

Поэтому совершение ошибки означает несоблюдение требований: «Покаты действуешь, какя тебе велю, ошибка исключена, потомучто я прав. Я так сказал. И если ты все-таки допустил промах, это значит, что ты не выполнил моих указаний. И я не собираюсь это терпеть. Если ты осмелишься сделать что-то неправильно, то есть не так, как я говорил тебе, то можешь рассчитывать на самое жестокое наказание. А в случае, если ты питаешь иллюзии, надеясь, что я не смогу тебя наказать, всегда найдется кто-то выше меня, кто проследит, чтобы ты получил сполна. Ошибка это смертный грех. Совершившего ошибку ждет страшная участь!» Вот типичное и обязательно авторитарное представление о сотрудничестве. Сотрудничать — значит делать то, что я сказал.

Мне кажется, что страх допустить ошибку возникает по другой причине. Это выражение нашего способа существования. Мы живем в атмосфере жестокой конкуренции. И ошибка страшна не столько на-

19

казанием, о котором мы даже и не думаем, сколько потерей нашего статуса, насмешками и унижением: «Если я сделаю что-то не так,- значит, я плохой. А если я плохой, то меня не за что уважать, я никто. Значит, ты лучше меня!» Ужасная мысль.

«Яхочу быть лучше тебя потому, что я хочу быть главнее!» В наше время не так уж много осталось признаков превосходства. Белый человек уже не может гордиться своим превосходством только потому, что он белый. То же самое — мужчина, он больше не взирает свысока на женщину, мы ему это не позволим. И даже превосходство денег — это еще вопрос, так как их можно потерять. Великая депрессия нам это доказала.

Остается только одна область, где мы еще спокойно можем чувствовать свое превосходство — это ситуация, когда мы правы. Это новый снобизм интеллектуалов: «Я знаю больше, соответственно, ты глуп, и я превосхожу тебя». И именно в борьбе за достижение морального и интеллектуального превосходства возникает мотив, делающий ошибку крайне опасной: «Если ты узнаешь, что я ошибся, как я смогу смотреть на тебя сверху вниз? А если я не смогу смотреть на тебя свысока, то это, несомненно, сможешь сделать ты».

В нашем обществе происходит то же, что и в наших семьях, где братья и сестры, мужья и жены, родители и дети смотрят друг на друга сверху вниз из-за малейшего промаха, и каждый отчаянно стремится доказать, что он прав, а не правы, как раз, они — другие люди. Кроме того, те, кому на все наплевать, могут сказать вам: «Ты думаешь, ты прав? Но в моей власти наказать тебя, и я буду делать все, что захочу, а ты не сможешь остановить меня!» И, хотя мы и загнаны в угол нашим маленьким ребенком, который командует нами и делает то, что ему нравится, — по крайней мере, мы знаем, что правы, а он нет.

Ошибки ставят нас в затруднительное положение. Но, если вы не подавлены, если вы хотите и можете использовать свои внутренние ресурсы, трудности лишь стимулируют вас предпринимать более успешные попытки. Нет смысла плакать над разбитым корытом.

Но большинство людей, допускающих ошибки, испытывают чувство вины: они унижены, они перестают уважать себя, они теряют веру в свои способности. Я наблюдал это из раза в раз: непоправимый урон наносили не ошибки, а чувство вины и разочарования, возникающее после. Этим-то они все и портили. До тех пор, пока мы поглощены ложным предположением о важности ошибок, мы не сможем относиться к ним спокойно. И эта идея ведет нас к неправильному пониманию самих себя. Мы уделяем слишком много внимания тому, что плохо в нас и вокруг нас. Если я критично отношусь к себе, то я, естественно, отнесусь критично и к окружающим меня людям.

20

Если уж я знаю, что такой плохой, то, по крайней мере, должен выяснить, что ты хуже. Вот чем мы все и занимаемся. Каждый, кто критикует себя, так же относится и к другим.

Поэтому нам необходимо примириться с тем, какие мы есть на самом деле. Не так, как многие говорят: «А что мы из себя представляем, в конце концов? Маленькая песчинка в океане жизни. Мы ограничены временем и пространством. Мы так малы и незначительны. Так коротка жизнь, и наше пребывание на Земле не имеет никакого значения. Как же мы можем поверить в нашу силу и мощь?»

Когда мы стоим перед громадным водопадом, или смотрим на высокие горы, покрытые снегом, или оказались посреди разбушевавшегося океана, многие из нас теряются, чувствуют слабость и благоговение перед величием силы Природы. И только немногие сделали, на мой взгляд, правильный вывод: сила и мощь водопада, удивительное величие гор и потрясающая энергия бури — это проявление жизни, которая есть и во мне. Очень немногие люди, сердца которых замирают в благоговении перед удивительной красотой природы, так же любуются потрясающей организацией своего тела, своих желез, тем, как они работают, восхищаются силой и мощью своего ума. Мы пока не научились воспринимать себя и относиться к себе таким образом. Мы только-только начинаем освобождаться от гнета автократии, при которой массы в расчет не принимались и только рассудок или правитель вместе с духовенством знали, что нужно народу. Мы еще не избавились от рабской психологии авторитарного прошлого.

Что изменилось бы, если бы мы не появились на свет? Одно доброе слово запало в душу молодого человека, и он сделал что-то иначе, лучше. Может быть, благодаря ему кто-то был спасен. Мы и представить себе не можем, насколько мы сильны и сколько пользы мы приносим друг другу. Из-за этого мы всегда недовольны собой и пытаемся возвыситься, боимся пагубных ошибок и отчаянно стремимся к превосходству над другими. Поэтому безупречность не нужна, к тому же она недостижима.

Есть люди, которые ужасно боятся сделать что-нибудь не так из-за того, что низко себя ценят. Они остаются вечными студентами потому, что только в школе им могут сказать, что правильно, и они знают, как получать хорошие отметки. Но в реальной жизни это не срабатывает. Тот, кто боится потерпеть неудачу, кто в любом случае хочет быть правым, не может успешно действовать. Есть лишь одно условие, при котором вы можете быть уверены в своей правоте, — это когда вы стараетесь сделать что-нибудь правильно. И есть еще одно условие, благодаря которому вы можете судить: правы вы или нет. Это последствия. Делая что-то, вы можете понять, что поступили правильно только после того, как появились последствия вашего поступка.

21

Тот, кому необходимо быть правым, не может принять решение, так как никогда не уверен, что поступает правильно. Быть правым — это ложная предпосылка, благодаря которой мы часто используем право не по назначению. Вы когда-нибудь задумывались о разнице между логической и психологической правотой? Можете представить, сколько людей мучают своих близких тем, что они непременно должны быть правыми, и, к сожалению, они всегда таковы? Нет ничего хуже, чем человек, который всегда прав морально. И все время доказывает это. Такая правота — и логическая, и моральная, — часто разрушает человеческие взаимоотношения. Во имя правоты мы зачастую жертвуем добротой и терпением. Нет, мы не придем к миру и сотрудничеству, если нами движет желание быть правыми; мы просто пытаемся внушить другим, какие мы хорошие, но не можем ввести в заблуждение самих себя. Нет, быть человеком не означает быть всегда правым или быть совершенным. Быть человеком — значит приносить пользу, делать что-то не только для себя, но и для других. Для этого нужно верить в свои силы и уважать себя и окружающих. Но здесь есть необходимое предварительное условие: нельзя заострять внимание на людских недостатках, потому что, если нас слишком волнуют отрицательные качества других людей, мы не можем относиться уважительно ни к ним, ни к себе.

Нам необходимо осознать, что мы хороши такие, какие есть, потому что никогда не станем лучше, независимо от того, сколько знаний мы приобрели, чему научились, какое положение занимаем в обществе или сколько у нас денег. Нам нужно научиться жить с этим. Если мы не в состоянии примириться с тем, какие мы сами, то никогда не сможем принять окружающих такими, какие они есть в действительности. Для этого нужно не бояться быть несовершенным, нужно осознать, что мы не ангелы и не супер герои, что и мы порой совершаем ошибки, и у каждого есть свои недостатки, но при этом каждый из нас достаточно хорош, потому что нет необходимости быть лучше других. Это замечательное убеждение. Если вы согласитесь с тем, что вы собой представляете, то дьявол тщеславия, золотой телец «моего превосходства» исчезнет. Если мы научимся действовать и делать все, что в наших силах, то получим наслаждение от этого процесса.

Мы должны научиться жить в мире с собой: понимать свои естественные ограничения и всегда помнить о том, как мы сильны.

^ ОШИБКИ — ЭТО ЦЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Не так-то просто быть сильным. Чтобы помочь нашим клиентам осознать, как они боятся увидеть свое несовершенство, мы их спрашиваем: «В чем вы позволяете себе ошибаться? Нормально ли то, что вы

никогда раньше не учились сотрудничать?» Если кто-то отвечает «да», то мы задаем следующие вопросы: «Даже если из-за неумения сотрудничать вам пришлось развестись? Или вы считаете, что развод это целиком и полностью заслуга жены?»

Если мы боимся быть людьми, мы не видим собственных недостатков, соответственно мы не можем учиться и совершенствоваться. И если это так, то нам остается осуждать других. Спросите себя: « Учусь ли я на своих ошибках, или я использую их как предлог, чтобы сдаться?»

Со смелостью ошибка превращается в ценное средство обучения. А без нее мы закрываемся: упускаем возможность учиться, узнать что-то новое о себе. Смелость быть несовершенным помогает нам взять на себя ответственность за свои поступки.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билл Ридлер понимание себя и других iconТренинг «Понимание себя и других»
Тренинги личностного роста это краткосрочное и очень продуктивное обучение и поэтому могут быть полезны для каждого человека, независимо...

Билл Ридлер понимание себя и других iconБилл Буфорд Английская болезнь Билл Буфорд английская болезнь внимание! (от переводчиков)
«цензуру наоборот». Тем не менее, некоторые рассуждения автора если и не верны, то весьма интересны; кроме того, автор – профессиональный...

Билл Ридлер понимание себя и других iconБилл Гейтс Бизнес со скоростью мысли Билл Гейтс Бизнес со скоростью...
Для множества фигурирующих в книге Гейтса понятий в русском языке еще нет устоявшихся терминов, и мы оказались вынуждены взять на...

Билл Ридлер понимание себя и других iconБилл Гейтс Бизнес со скоростью мысли Билл Гейтс Бизнес со скоростью...
Для множества фигурирующих в книге Гейтса понятий в русском языке еще нет устоявшихся терминов, и мы оказались вынуждены взять на...

Билл Ридлер понимание себя и других iconБиография Один раз он пришёл в ночной клуб в Атланте и встретил там...
Билл может стать хорошим рестлером. И он привёл Билла в wcw power Plant. Кроме футбола Голдберг до рестлинга занимался восточными...

Билл Ридлер понимание себя и других iconОт автора 2 о сознании и бессознательном простыми словами 2 каждый ребенок билл гейтс 5
«гипноз». Это их состояние я назвал самопроизвольный дезадаптационный транс. Его наличие легко подтверждалось в ходе специального...

Билл Ридлер понимание себя и других iconЭто большой старый корабль, Билл. Он скрипит, качается, переваливается...
Колу, на собрания молодежных групп, евангелизационные собрания, миссионерские конференции. Не забывал и о любых других мероприятиях,...

Билл Ридлер понимание себя и других iconКнига посвящается бет ридлер
Как формировать желаемое будущее и настоящее и заставить прошлые неудачи работать на вас?

Билл Ридлер понимание себя и других iconБилл Хайбелс Кто ты есть, когда никто не смотрит Выбирая постоянство, противостоя компромиссу
Но что мы из себя представляем и как себя ведем в тот момент, когда вокруг никого и никто за нами не наблюдает? Ведь именно в этот...

Билл Ридлер понимание себя и других iconДженет Лоу Говорит Билл Гейтс Дженет лоу говорит билл гейтс предисловие
Уильям Генри Гейтс III, основатель и глава корпорации «Майкрософт», добивался поразительных успехов в различных областях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов