Словарь логопеда




НазваниеСловарь логопеда
страница1/53
Дата публикации02.02.2014
Размер7.04 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53




понятийно-терминологический


СЛОВАРЬ

ЛОГОПЕДА




проф. Под редакцией

В. И. СЕЛИВЕРСТОВА



Москва

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

1997


ЬБК 92 П 56


Под редакцией Д. И. Селиверстова




Составители:

Д. Я. ^ Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б Перчук, О. А. Братанова,

Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова,

Составители:

Гаубих, Л. Б

ова, О. Ф. Ме

Е. П. Зуденкова
Рецензенты:

академик РАО, доктор психологических наук,

профессор ^ В. И. Лубовский,

Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,

доктор психологических наук, профессор В. А. Сластенин,

Заслуженный деятель науки РФ, академик АГН,

доктор педагогических наук, профессор ^ Л. С. Волкова,

доктор медицинских наук, профессор Е. М. Мастюкова

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под П56 ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. 15В1Ч[ 5-691-00044-6.

В словарь включено около 5000 терминов, отражающих содержание логопеди­ческой теории и практики и связь логопедии с разными отраслями научных зна­ний о человеке: лингвистикой, медициной, психологией, педагогикой, дефекто­логией и др.

Словарь предназначен для дефектологов, работников образования, здравоох­ранения и социального обеспечения, а также — для студентов педвузов и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалифика­ции и переподготовки педагогических кадров.

4309000000-84

14К(03)-97 ББК 92

1§1^ 5-691-00044-6 © Концепция, структурирование, редактирование:

В. И. Селиверстов

© Составление: В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б. Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова, Е. П. Зуденкова

© М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
^ ОТ РЕДАКТОРА

Понятийно-терминологический словарь логопеда адресует­ся самому широкому кругу специалистов, связанных в своей профессиональной деятельности с проблемами развития язы­ка и речи человека, с различными нарушениями речи, их пре­дупреждением и преодолением.

Настоящий словарь — это первая в истории развития лого­педии попытка создания отраслевого понятийно-терминоло­гического словаря. По своему назначению он может рассмат­риваться как рабочая книга логопеда — как справочник и учебное пособие.

Специалист сможет найти здесь объяснение нового для себя слова, проверить себя, уточнить или дополнить свои представ­ления и понятия о содержательном значении того или иного термина и его происхождении (этимологии). В этом справочно-вспомогательная роль словаря.

Неплохо, если читатель вдумчиво и доказательно сможет уточнить или дополнить объяснение отдельного термина, су­меет по сходству или различию объединить, обобщить отдель­ные понятия и термины в однородные группы (гнезда поня­тий) и увязал ь все это с соответствующими литературными источниками или опытом собственных наблюдений. В этом учебно-познавательное значение данного словаря.

Логопедия как отрасль научных знаний (в широком пони­мании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных, коррекционных психолого-педагогических приемов; в более узком понимании — о нарушениях речи и методах их преодоления) воз­никла на стыке и использует знания разных наук: лингвисти­ки, анатомии и физиологии человека, медицины, психологии, социологии, педагогики и др. В учебные планы вузовской профессиональной подготовки логопедов включены циклы соот­ветствующих учебных дисциплин.

Основополагающее и многофункциональное значение язы­ка и речи в социальном развитии человека, и сложность самой его речевой деятельности, связанной с ее физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социаль­ного поведения — все это объясняет и подтверждает право­мерность: а) выделения логопедии в отдельную отрасль науч­ных знаний и б) наличия в словарном активе логопеда понятий и терминов из смежных наук (см. «Логика формирования лого­педического понятийно-терминологического аппарата»).

Профессиональный понятийно-терминологический аппарат современного логопеда — это новые и устаревшие, традици­онные и случайные новообразования и заимствованные слова и понятия. Мы полагаем, что они имеют право на представи­тельство в словаре, если они используются в специальной ли­тературе.

При этом, настоящий словарь — это не сборник каких-то раз и навсегда затвердевших правил и понятий, разрешенных или неразрешенных к использованию терминов, не нормативный и обязательный в работе логопеда указатель или документ. Сло­варь представляет собой живой, динамичный в своем использо­вании и трактовке, в своем постоянном совершенствовании, в дополнениях и уточнениях свод профессиональных понятий и терминов, используемых специалистом-логопедом. Это всего лишь языковое выражение и отражение динамики развития логопеди­ческой теории и практики. Другими словами — это живой про­фессиональный язык логопедии как отрасли развивающихся на­учных знаний.

В этом отношении мы понимаем, что настоящий словарь и недостаточно полон, и имеет ряд несовершенств. Но это пер­вая попытка создания подобного рода отраслевого словаря. И мы надеемся, что он будет в определенной мере способство­вать совершенствованию представлений о содержании и гра­ницах логопедической теории и практики, без чего невозмож­но существование и развитие любой науки.

Авторский коллектив предполагает продолжать работу по уточнению и дополнению «Понятийно-терминологического словаря логопеда» в свете современных научных достижений. Поэтому все предложения и замечания по его усовершенство­ванию будут приняты нами с благодарностью.


^ ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОНЯТИЙНО-

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ

Любые нарушения (отклонения, дефекты, недоразвитие, недостатки, расстройства, патология) речи обязательно пред­полагают их сравнение с нормой языковой (система знаков) и речевой (использование системы языковых знаков в разных видах деятельности). Следовательно, понятия о норме языка и речевой деятельности — это логически обязательная точка от­счета для определения разного рода лингвистических прояв­лений неправильной речи, ее отклонений, нарушений и т. д. Отсюда проистекает необходимость, прежде всего, свободного оперирования основными лингвистическими понятиями и тер­минами, характеризующими структуры, категории, формы, виды, стороны, компоненты, части и т. д. языка и речи.

На лингвистических понятиях о правильной речи и строит­ся лингвистическая характеристика разных ее нарушений: им-прессивной (восприятия) и экспрессивной (воспроизведения), устной и письменной; разных сторон (компонентов) речи: фонетической, лексико-грамматической, мелодико-интонационной и темпо-ритмической (просодической). Отсюда соот­ветственно вытекают представления и понятия:

  • о недостатках звукопроизношения: отсутствие, замена, искажение, смешение звуков, нарушение фонемами-ческого восприятия;

  • о недостатках слово- и фразообразования: бедный сло­варь, искажение слов, опускание, перестановки морфем и слов во фразе, элизии, контаминации, персеверации, многочислен­ные аграмматизмы;

  • о мелодико-интонационных недостатках речи, характе­ризующихся отклонениями в голосоподаче, наруше-ниями силы, высоты, тембра голоса: голос тихий, хрип-лый, визгливый, глу­хой, сдавленный, вялый, невырази-тельный и т. п.;

  • о темпо-ритмических недостатках: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необос­нованная паузация, скандирование звуков, слогов и слов и др.;

  • о недостатках письменной речи: неправильное буквен­ное восприятие (в чтении) и обозначение речевых звуков (в письме), недописки, пропуски и смешения графем, несогла­сование и перестановки слов в предложениях, разные прояв­ления письменного аграмматизма и технически-процессуаль­ные недостатки чтения и письма.


Знания общих закономерностей и возрастных особеннос­тей развития детской речи позволяют судить о разных откло­нениях в темпах этого развития и формах их проявлений. В связи с этим в детской логопедии принято выделять фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) и общее недо­развитие речи (ОНР), имеющие разные подвиды и уровни. Для ФФН — это недостатки произношения разных групп звуков языка: шипящие сигматизмы и парасигматизмы (Ш, Ж, Ч, Щ); свистящие сигматизмы и парасигматизмы (С, С, 3, 3', Ц); ротацизмы и параротацизмы (Р, Р'); ламбдацизмы и пара-ламбдацизмы (Л, Л'); йотацизмы и парайотацизмы (Й); каппацизмы и паракаппацизмы (К, К', Г, Г', X, X'); недостатки звонкости и твердости согласных звуков. Для ОНР по слож­ности проявлений лексико-грамматических нарушений при­нято выделять у детей (по Р. Е. Левиной) четыре уровня об­щего речевого развития. Таким образом, для обозначения внешних проявлений ре­чевых нарушений широко и преимущественно используются лингвистические понятия и терминология.

Исторически сложилось так, что, начиная с древнейших вре­мен, в риторических и педагогических сочинениях (Марк Фабий Квинтилиан и др., а затем: Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Рус­со, И. Г. Песталоцци, М. В. Ломоносов, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский и мн. др.) в основные понятия правильной речи включали: ясность, отчетливость, чистоту произношения; богатство и точность используемых слов; содержательность, последовательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений; эмоциональ­ную выразительность, умеренную громкость, сдержанность, умеренность и уместность жестикуляции, краси-вую манеру по­ведения в разговоре и выступлениях1.

В «Материалах для словаря древнерусского языка» И. И. Срез­невского (I, II, III т. — М., 1958) мы находим некоторые терми­ны-обозначения неправильной речи. Эти первые русские терми­ны-обозначения создавались по принципу описания дефекта или созвучия с ним. Например, по описанию: языкобо- лезние, языкоболезньствие, мудьногласный, косноглаголевый,

'Селиверстов В. И., Гаубих Ю. Г. Вопросы формирования пра­вильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубеж­ной педагогики. В кн.: Селиверстов В. И. и др. «Речевые игры с детьми» — М., 1994. - С. 303—325.

косно­язычный (коснение — медленность); по созвучию: заякливый (от ИКЪ — икать), гугнявый, гнусливый (от ГНЪ — носовое созвучие), нёмый (от НЪМЪ — созвучие с мычанием) и т. п.

Принципы описания или созвучия с дефектом при образова­нии терминов-обозначений неправильной речи сохранился и в более позднее время. В «Толковом словаре живого великорус­ского языка» В. И. Даля (СПб., М., 1912—1913) мы находим: алалыка, лалыка, барма, ерготанье, картавленье (обозначение своеобразия и недостатков произношения соноров р, л); музюкать, пришепетывать, шепелянье, свиблость, сюсюканье (недо­статки шипящих и свистящих звуков); волчья пасть, заячья губа, изгага (физические недостатки речевого аппарата); безгласие, беззвучие, бубнить,, блебетать, гундосый, гнусавый, нюгандать, сипота, сап, хрипота (недостатки голоса). В целом невнятная, неразборчивая, смазанная, неясная речь обозначается целым рядом определений: немой алабор, барабошить, безъязычие, бекать, бормотать, буркать, вякать, качкать, куим, кубякать, латышать, лопотать, микать, мямкать, неразжева и мн. др.

Характерно, что некоторые из этих терминов-определений впоследствии приобрели даже профессионально-диагностичес­кое и нозологическое значение: заикание, шепелявость, кос­ноязычие, картавость, гнусавость, немота.

^ 2. МЕДИЦИНСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ

Любое речевое нарушение имеет свою причину возникнове­ния (биологическую или социально-психологическую, физио­логическую или патологическую, эндогенную или экзогенную) и механизм образования (периферический или центральный, функциональный или органический). Строение органов речи и их функционирование входят в понятие целостного сомати­ческого и психического здоровья человека.

Причины и механизмы речевых расстройств не могут рас­сматриваться изолированно, вне понимания организма чело­века (его систем, органов, тканей) как единого целого, как целостной саморегулирующейся системы, со своими возраст­ными критическими периодами и этапами психомоторного и речевого развития. Понятие целостности здорового организма распространяется и на понятие болезни как больного орга­низма, с нарушением его структур и функций.

Отсюда возникает необходимость широкой ориентации ло­гопеда в медицинских знаниях, представлениях и понятиях (и, следовательно, в овладении соответствующей медицинской тер­минологией) из области возрастной анатомии и физиологии человека, невропатологии, психопатологии, оториноларинго­логии, офтальмологии, педиатрии, генетики и др.

И в этом отношении общие знания по возрастной анатомии и физиологии человека оказываются осново-полагающими для образования последующих конкретных представлений об ана­томии, физиологии и патологии нервной системы и анализато­ров, принимающих непосредственное участие в образовании речи: слухового, зрительного и, собст-венно, речедвигательного (дыхания, голоса, артикуляции).
Знание основ невропатологии, нейрофизиологии, психопато­логии предполагает образование конкретных представлений и понятий:

  • о строении нервной системы: ее центральной части (голов­ного и спинного мозга, больших полушарий, коры и подкор­ковых образований и т. д.), перифери-ческой нервной системы (черепно-мозговых нервах, нервной клетке) и вегетативной не­рвной системы;

  • о функциях нервной системы: трофической и нейрогу-моральной, рефлекторной и высшей нервной деятель-ности, высших корковых функциях;

  • о неврологических и психических болезнях и состояни­ях, их симптомах и синдромах: олигофрении, парезах и геми-парезах, церебральном параличе, психозах, невро-зах, психо­патиях, реактивных состояниях, эпилепсии, шизофрении и др.;

  • о речевых расстройствах, связанных с нарушениями ЦНС, с неврологическими и психическими болезнями: алалии, афазии, дизартрии, заикании, афонии, фонастении, аграфии, алек­сии и др.


Знание основ оториноларингологии делает возможным со­здать представление о патологии органов слуха и речи и пред­полагает образование конкретных представлений и понятий:

  • о строении периферической и центральной частей слу­хового анализатора: наружного, среднего и внутрен-него уха, проводящих путей и коркового конца (височ-ные доли) слухо­вого анализатора;

  • об их функциях: звуковоспринимающей, звукопроводя­щей и основообразующей для развития устной речи;

  • об ушных болезнях и состояниях слуха: невритах, отитах, парацентозе, инфекциях, воспалениях и анома-лиях строения органа слуха, частичной или полной потере слуха;

  • о влиянии болезней органа слуха на состояние и разви­тие устной речи: немота, задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения речи;

  • о строении и функциях периферической и центральной
    (лобные доли) частей рече-двигательного анализа-тора: дыхания (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и мышцы грудо-брюшной системы), голоса (глотка, гортань, голосовые складки и мыш­цы, ротовая и носовая полости-резонаторы); артикуляции (ро­товая и носовая полости, подвижные части артикуляционного аппарата: нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо и увуляр­ный отросток);

  • о болезнях и аномалиях в строении: носа (аномалии и повреждения, хронический насморк, полипы, озена); рта (рас­щелины губы и нёба, дефекты языка (микро- и макроглоссии), укорочение уздечки языка, дефекты зубочелюстной системы: прогнатии, протении, открытый прикус и др.); гортани (ост­рый и хронический ларингит, ложный круп, узелки, фиброма, папилломы гортани); глотки (рубцовые деформации, ангины, хронический тонзиллит, аденоиды, гипертрофия нёбных мин­далин, фиброма носоглотки, паралич мягкого нёба);

  • о расстройствах речи, связанных с болезнями и аномали­ями рече-двигательного анализатора: органические и функци­ональные дислалии, открытые и закрытые ринолалии, ринофонии, дисфонии, речь ларинго-эктомированных.


Знание основ офтальмологии предполагает образование

кон­кретных представлений и понятий:

  • о строении периферической и центральной (затылочная область) частей зрительного анализатора: глазного яблока (оболочки, склеры, роговой оболочки, сосудис-того и увеального тракта, радужки, сетчатки, хрустали-ка, стекловидного тела, внутриглазной жидкости, зрительного нерва), глазницы и век;

  • о свойствах и функциях: аккомодации и рефракции, цен­тральном, периферическом и бинокулярном зрении, Цвето- и светоощущении и основообразующей роли в формировании письменной речи;

  • о глазных болезнях и состояниях зрения: спазме и пара­личе, аккомодации, астенопии, миопии и гиперметропии, астигматизме, микро- и анофтальме, воспалительных заболева­ниях и механических повреждениях, конъюнктивитах, увеитах, катаракте, глаукоме, афакии и амблиопии, отслоении сетчат­ки, ретинобластоме, атрофии зрительного нерва, нистагме, ко­соглазии, слепоте, остаточном зрении и слабовидении;

  • о влиянии болезней и аномалий органа зрения на фор­мирование письменной речи: задержки формирования чтения и письма, дислексии, алексии, дисграфии, аграфии.


В целом же, медицинские знания, представления и поня­тия о разных болезнях, аномалиях и состояниях дополняются еще сведениями о некоторых лечебных мероприятиях по их преодолению и профилактике и о соответствующих лечебных учреждениях.

В заключение следует обратить внимание на то, что совмеще­ние лингвистических и клинических характеристик нарушенной речи, т. е. логопедических понятий (о фонетико-фонематических, лексико-грамматических, мелодико-интонационных и темпо-ритмических недостатках устной речи, чтения и письма) с медицинскими понятиями о их порождении (физиологическом или патологическом), локализации (периферической или цент­ральной) и характере (органическом или функциональном) — служит общей основой для логопедической классификации ре­чевых расстройств (см. таблицу).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Словарь логопеда iconМастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным...
Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн для логопеда. — М.: Просвещение, 1985

Словарь логопеда iconГэльско-русский словарь
Настоящий словарь не является законченной работой. Словарь предназначается для образовательных целей. Разрешается делать копии настоящего...

Словарь логопеда iconЛитература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь»
Словарь такого типа выступает в качестве инструментального обеспечения качественного роста всей управленческой, аналитической и методологической...

Словарь логопеда iconБоброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Ш21 Происхождение слов. Ч 4-е изд
Таким образом, Словарь преследует как справочные, так и мотивационные цели, позволяет не

Словарь логопеда iconАнгло-русский словарь разговорных выражений издание четвертое, исправленное...
...

Словарь логопеда iconГ. А. Аликберов Словарь содержит 35. 000 слов
Настоящий русско-лезгинский словарь предназначен, главным образом, для лезгин. Но он может быть полезен и тем, кто будет изучать...

Словарь логопеда iconЖеребило Татьяна Васильевна словарь лингвистических терминов издание...
Словарь включает 5270 терминов и понятий лингвистики. Он адресован широкому кругу пользователей: студентам, аспирантам, преподавателям,...

Словарь логопеда iconЯрослав Сочка Уфологический словарь‑справочник Уфологический словарь‑справочник...
Нло, сети, палеовизитология и т д Публиковался в областной и столичной прессе. Является членом‑корреспондентом как украинских, так...

Словарь логопеда iconСловарь символов
Иллюстрированный словарь содержит более тысячи статей, описывающих символы, используемые в мировых религиях, мифологии, живописи,...

Словарь логопеда iconСловарь терминов по стилистике английского языка
Словарь будет полезным студентам при подготовке к экзамену по стилистике, а также всем, кто интересуется вопросами стилистики, стилистического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов