Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета




Скачать 110.15 Kb.
НазваниеФорма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета
Дата публикации29.01.2014
Размер110.15 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Специальность –060103 Педиатрия

Кафедра – Общей гигиены с экологией с курсом
гигиенических дисциплин МПФ

Форма обучения - очная

Дисциплина – Гигиена




Вопросы курсового экзамена

для студентов 3 курса педиатрического факультета
(2013 – 2014 учебный год)


  1. История развития гигиены детей и подростков. Вклад отечественных ученых в гигиену детей и подростков. Значение гигиены для врача педиатра.

  2. Содержание и задачи гигиенической науки. Методы гигиены. Гигиенические аспекты федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999г.).

  3. Окружающая среда: виды, объекты, факторы. Гигиеническое нормирование и его значение в охране окружающей среды. Понятие о ГОСТах, ПДК, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ПДУ и др.

  4. Экология человека, понятие, основные законы. Основные причины экологического кризиса и пути выхода из него. Экологическая обстановка в Российской Федерации, в Башкортостане и г. Уфе.

  5. Предприятия нефтепереработки, нефтехимии и химии как источники загрязнения окружающей среды и их влияние на организм. Специфическое и неспецифическое влияние на здоровье населения.

  6. Загрязнение окружающей среды и здоровье детей и подростков. Понятие об экологически обусловленных заболеваниях. Профилактические мероприятия.

  7. Понятие о суперэкотоксикантах. Диоксины и полихлорированные бифенилы: источники, распространение в окружающей среде, влияние на организм детей и подростков. Профилактические мероприятия.

  8. Гигиенические аспекты роста онкологических заболеваний. Канцерогеноопасные вещества и производства. Оздоровительные мероприятия.

  9. Понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике нарушений состояния здоровья. Гигиеническая диагностика.

  10. Внедрение основ здорового образа жизни среди детей и подростков как актуальная гигиеническая и медицинская проблема. Физиолого-гигиенические принципы режима дня детей и подростков.

  11. Личная гигиена, значение, элементы.

  12. Закаливание, значение, принципы, средства и методы.

  13. Требования к одежде и обуви для детей и подростков. Оценка материалов, используемых для их изготовления.

  14. Рациональное питание. Принципы, физиологические нормы питания детей. Последствия избыточного и недостаточного питания для растущего организма.

  15. Белки, значение в питании детей, гигиенические нормы. Гигиеническая характеристика белков различных продуктов. Проблема белкового голодания и пути ее решения. Избыточное белковое питание.

  16. Жиры, значение в питании детей, гигиенические нормы, источники. Биологическая ценность различных видов жиров.

  17. Углеводы, виды, значение в питании детей, гигиенические нормы, источники.

  18. Витамины, значение для развития ребенка. Виды витаминной недостаточности, причины, профилактика. Искусственная витаминизация продуктов питания и готовых блюд.

  19. Водорастворимые витамины, значение для организма детей, нормы, источники.

  20. Жирорастворимые витамины, значение для растущего организма, нормы, источники.

  21. Минеральные соли, классификация. Макроэлементы пищи (Са, Р, К, Мg), микроэлементы пищи (Fе, Zn, Cu, Sе). Значение в питании детей Гигиенические нормы, источники.

  22. Молоко, значение в питании здорового и больного ребенка. Алиментарные заболевания, связанные с употреблением молока и молочных продуктов, их профилактика.

  23. Детские молочные смеси, классификация, характеристика. Смеси на основе сои, белковых гидролизатов в питании детей.

  24. Молочно-кислые продукты, роль в питании растущего организма. Кумыс, его значение.

  25. Гигиеническая характеристика мяса убойных животных, птицы и мясопродуктов; значение в питании детей. Алиментарные заболевания, связанные с употреблением мяса и мясопродуктов, их профилактика.

  26. Гигиеническая характеристика рыбы, рыбопродуктов и нерыбных морепродуктов; значение в питании детей. Алиментарные заболевания, связанные с употреблением рыбы и рыбных продуктов, их профилактика.

  27. Гигиеническая характеристика зерновых продуктов (злаковых, бобовых и масличных продуктов). Значение в питании детей и подростков.

  28. Овощи и фрукты, виды, гигиеническая характеристика, значение в питании здорового и больного ребенка.

  29. Понятие о доброкачественных, условно-годных, недоброкачественных, фальсифицированных продуктах и суррогатах.

  30. Пищевые отравления, классификация. Роль врача педиатрического профиля в расследовании и профилактике пищевых отравлений.

  31. Пищевые токсикоинфекции и их профилактика.

  32. Токсикозы (стафилококковый токсикоз, ботулизм, микотоксикозы) и их профилактика.

  33. Пищевые отравления продуктами, ядовитыми по своей природе и продуктами, приобретшими ядовитые свойства, их профилактика.

  34. Чужеродные химические вещества в продуктах питания (минеральные удобрения, пищевые добавки, ядохимикаты, соли тяжелых металлов). Профилактика пищевых отравлений.

  35. Принципы, задачи и организация лечебного питания для больных детей и подростков.

  36. Особенности питания беременных и кормящих женщин.

  37. Лечебно-профилактическое питание рабочих вредных профессий. Организация его на производстве.

  38. Атмосферное давление. Заболевания, связанные с воздействием повышенного и пониженного атмосферного давления, их профилактика.

  39. Комплексное влияние температуры, влажности и движения воздуха на организм детей. Меры профилактики неблагоприятного воздействия.

  40. Гигиеническая характеристика инфракрасной и ультрафиолетовой радиации, меры профилактики неблагоприятного воздействия.

  41. Гигиеническая характеристика видимой части солнечного спектра. Гигиенические требования к естественной и искусственной освещенности различных помещений, нормативы.

  42. Электрическое состояние атмосферы. Электромагнитные поля и их влияние на организм человека. Профилактика неблагоприятного воздействия.

  43. Гигиеническое значение естественных составных частей атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха. Неблагоприятные последствия. Меры по охране атмосферного воздуха.

  44. Гигиеническое значение углекислого газа и радона.

  45. Пыль атмосферного воздуха, основные источники, влияние на здоровье детского населения. Меры по охране воздушного бассейна населенных мест от пылевого загрязнения.

  46. Радиоактивное загрязнение среды обитания человека, источники. Радиационный фон, виды. Мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами.

  47. Погода, типы, влияние на здоровье детского населения. Метеотропные реакции и сезонные заболевания; профилактика. Климат, климатические зоны страны, влияние на здоровье детского населения. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.

  48. Проблема акклиматизации детей к условиям холодного и жаркого климата.

  49. Вода как фактор здоровья детского населения. Нормы водопотребления. Факторы, их определяющие.

  50. Показатели качества воды и их влияние на здоровье населения. Антропогенное загрязнение и самоочищение водоемов. Санитарное состояние и охрана водоемов.

  51. Источники водоснабжения, их гигиеническая характеристика. Нормативные документы, определяющие гигиенические требования к источникам водоснабжения, к качеству питьевой воды при нецентрализованном и централизованном водоснабжении.

  52. Особенности сельского водоснабжения. Гигиенические требования к размещению и устройству шахтных и трубчатых колодцев.

  53. Централизованное водоснабжение, преимущества. Виды и элементы водопровода. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

  54. Отстаивание, коагуляция и фильтрация как методы очистки воды при централизованном водоснабжении, их гигиеническая характеристика.

  55. Химические методы обеззараживания воды при централизованном водоснабжении (хлорирование, озонирование, олигодинамическое действие металлов), гигиеническая оценка.

  56. Физические методы обеззараживания воды, их гигиеническая оценка. Специальные методы улучшения качества воды, гигиеническая характеристика.

  57. Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы. Показатели санитарного состояния почвы, их значение. Загрязнение и самоочищение почвы.

  58. Естественные и искусственные биогеохимические провинции, влияние на здоровье населения. Эндемические заболевания, их профилактика.

  59. Классификация отходов. Санитарно-эпидемиологическая характеристика отходов. Виды санитарной очистки населенных мест.

  60. Гигиеническая характеристика методов сбора, удаления и обезвреживания твердых отходов.

  61. Гигиеническая оценка вывозной системы сбора, удаления и обезвреживания жидких отходов.

  62. Канализационная система очистки населенных мест, характеристика. Гигиеническая характеристика основных методов очистки и обеззараживания сточных вод.

  63. Гигиенические требования к планировке и благоустройству населенных мест городского типа. Условия жизни в крупных городах, влияние на состояние здоровья населения. Урбанизация.

  64. Гигиенические требования к планировке и благоустройству сельских населенных пунктов.

  65. Гигиенические требования к планировке, благоустройству и содержанию жилья. Гигиеническая оценка строительных материалов.

  66. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно обусловленные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний.

  67. Производственный нагревающий и охлаждающий микроклимат, его влияние на организм человека. Меры профилактики.

  68. Производственный шум и вибрация как профессиональная вредность, виды, источники, влияние на организм. Меры профилактики.

  69. Промышленные яды, действие на организм человека. Мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний химической природы.

  70. Промышленная пыль, ее виды, воздействие на организм человека. Мероприятия по борьбе с производственной пылью.

  71. Вынужденное положение тела при работе, перенапряжение отдельных органов и систем, влияние на организм человека. Меры профилактики связанных с ними заболеваний. Гигиена умственного труда. Профилактика переутомления.

  72. Профессиональные вредности, связанные с добычей и переработкой нефти. Меры профилактики заболеваний.

  73. Гигиена труда при работе с открытыми и закрытыми источниками ионизирующего излучения. Биологическое действие радионуклидов. Факторы, влияющие на характер и степень воздействия на организм. Радиочувствительность органов и тканей.

  74. Гигиена сельскохозяйственного труда (полеводство, животноводство).

  75. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Основные тенденции изменений здоровья в настоящее время.

  76. Показатели здоровья. Группы здоровья. Критерии для определения группы здоровья.

  77. Проблемы медицинского обеспечения детского населения в различных возрастных группах. Основные направления работы врача детских и образовательных учреждений по профилактике заболеваний детей и подростков.

  78. Рост и развитие ребенка, основные закономерности. Характеристика морфо-функциональных особенностей развития органов и систем детей с гигиенических позиций.

  79. Физическое развитие детей и подростков. Основные показате­ли и методы определения.

  80. Оценка физического развития по сигмальным отклонениям (графическому профилю) и шкалам регрессии.

  81. Оценка физического развития центильным и комплексным методом.

  82. Школьная зрелость. Медицинские критерии оценки готовности детей к обучению в школе.

  83. Школьная зрелость. Психолого-педагогические критерии оценки готовности детей к обучению в школе.

  84. Акселерации как проявление секулярного тренда, ее гигиеническое значение. Гипотезы причин акселерации. Современные тенденции физического развития (ретардации, стагнации и децелерации).

  85. Понятие об адаптации детей к изменению условий жизни при поступлении в детские дошкольные учреждения и образовательные учреждения. Профилактические мероприятия на период адаптации.

  86. Гигиенические требования к выбору, планировке и содержанию земельного участка школы. Гигиенические требования к школьным зданиям и их внутренней планировке.

  87. Гигиенические требования к учебным помещениям и школьным мастерским (размеры, благоустройство, микроклимат, освещение).

  88. Гигиенические требования к мебели и оборудованию классов, лабораторий, мастерских школ. Размеры парт, станков. Профилактика нарушений осанки у детей.

  89. Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательных школах. Особенности организации обучения первоклассников.

  90. Физиологические и гигиенические основы занятий физкультурой. Медицинские группы для занятий физкультурой.

  91. Гигиенические принципы организации урока, учебного дня, учебной недели.

  92. Гигиенические требования к расписанию уроков.

  93. Организация питания в школе. Гигиенические требования к школьной столовой и к пищеблоку.

  94. Организация питания в школе. Принципы формирования рационов и меню.

  95. Гигиенические требования к выбору, планировке и содержанию земельного участка детских дошкольных учреждений.

  96. Гигиенические требования к основным помещениям и оборудованию детских дошкольных учреждений.

  97. Методы оценки умственной и физической работоспособности детей. Значение этих методов в работе врача педиатра.

  98. Технические средства обучения (аудиомагнитофоны, телевидение, видеотелевидение, ПЭВМ). Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы с использованием компьютеров.

  99. Гигиенические требования к организации уроков труда. Гигиена труда работающих подростков. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация для подростков.

  100. Гигиенические требования к выбору и планировке больничного участка. Системы строительства больниц, их преимущества и недостатки. Санитарно-гигиеническая экспертиза проектов больниц.

  101. Гигиенические требования к приемным отделениям и помещениям для выписки больных.

  102. Палатная секция, понятие, виды, характеристика.

  103. Гигиенические требования к палате (виды, размеры, благоустройство, меблировка, микроклимат, освещение, санитарное содержание).

  104. Гигиенические требования к вспомогательным помещениям палатных отделений (столовой, буфетной, палатному коридору и др.).

  105. Гигиенические требования к хирургическим отделениям больниц. Операционный блок, планировка, благоустройство, оборудование, содержание.

  106. Гигиенические требования к акушерским стационарам (акушерским отделениям больниц).

  107. Гигиенические требования к детским поликлиникам и больницам (отделениям).

  108. Гигиенические требования к инфекционным больницам (отделениям).

  109. Гигиенические требования к рентгенологическим и радиологическим отделениям больниц.

  110. Гигиенические требования к отделениям анестезиологии и реанимации, реанимации интенсивной терапии.

  111. Профилактика внутрибольничных инфекций. Организационные, гигиенические, противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия. Характеристика методов и средств.

  112. Гигиена труда врачей хирургического профиля.

  113. Гигиена труда медицинских работников в барокамерах и при использовании лазеров.

  114. Гигиенические требования к размещению войск в стационарных и полевых условиях. Типы полевых жилищ. Перспективные полевые жилища. Гигиеническая характеристика открытых и закрытых фортификационных сооружений, условия пребывания в них личного состава.

  115. Санитарно-гигиенические мероприятия при передвижении войск по железной дороге, автомобильным транспортом и в пешем строю.

  116. Гигиена труда в ракетных войсках, артиллерии, мотострелковых и бронетанковых войсках.

  117. Гигиена труда на радиолокационных станциях, меры профилактики заболеваний.

  118. Организация питания военнослужащих в полевых условиях. Медицинская экспертиза продовольствия, этапы, методы, средства.

  119. Организация водоснабжения войск в полевых условиях. Обязанности инженерных войск, РХБЗ, медицинской и продовольственной служб. Пункты водоснабжения в полевых условиях, устройство, организация работы.

  120. Способы дезактивации, дегазации, дезинфекции тары, продовольствия и воды в полевых условиях в военное время. Индивидуальные табельные средства обеззараживания воды.

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор Т.Р.Зулькарнаев

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconВопросы для курсового экзамена по инфекционным болезням для студентов...
Краткие исторические сведения о распространении инфекционных болезней. Основные этапы познания инфекционных болезней. Схема и характеристика...

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconПеречень экзаменационных вопросов итогового контроля по дисциплине...
Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности...

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconВопросы по зоогигиене для студентов факультета ветеринарной медицины...
Предмет «Гигиена животных», основные задачи и связь с другими науками. Роль гигиены в решении задач Программы социально-экономического...

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconВопросы для курсового экзамена по челюстно-лицевой хирургии для студентов...
Флегмона поднижнечелюстной области. Топография клетчаточного пространства, этиология, клиника, диагностика, выбор анестезиологического...

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconТестовые задания для курсового экзамена у студентов IV курса стоматологического факультета
Оптимальная длина кожного разреза при аппендэктомии у взрослого человека составляет

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconВопросы к экзамену по курсу основы психологии для студентов 2 курса...
...

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconМетодические рекомендации по изучению курса для студентов всех форм обучения Тверь 2006
«Мировой экономики» предназначены для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Методические рекомендации содержат:...

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconЭкзаменационные вопросы по биологии с экологией для студентов первого...
Данный файл является в большей степени компиляцией большинства источников информации, регулярно используемых на курсе биологии, чем...

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconНоу впо «Уральский Финансово-Юридический институт» программ а преддипломной...
Программы преддипломной практики студентов (очная форма обучения) / Сост. Н. Н. Косова. Екатеринбург, 2012. 21 С

Форма обучения очная Дисциплина Гигиена Вопросы курсового экзамена для студентов 3 курса педиатрического факультета iconУчебно-тематический план занятий (очная форма обучения) Содержание...
Приложения 1 Сводные таблицы (заочная и очно-заочная формы обучения): семестр изучения, аудиторная работа, самостоятельная работа,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов