Скачать 74.85 Kb.
|
Лекция 1 Тема: ГИГИЕНА ПИТАНИЯ Задачи гигиены питания. Принципы рационального питания Предмет и задачи гигиены. Понятие об экологии. Предмет гигиены. В 19 веке сформировалась профилактическая дисциплина - гиена. Гигиена - медицинская теоретическая наука о здоровье. Это наука о сохранении и улучшении здоровья, о создании оптимальных научно-обоснованных условия жизни населения. Главной ее целью , как писал в свое время Э.А. Паркс ( англ. врач-гигиенист, 1819-1876) - «сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни наименее быстрым, жизнь наиболее сильной, а смерть наиболее отдаленной». ^
^ Экология ( греч. Oikos - дом, место обитания + logos - учение) - наука о взаимодействии организмов или групп организмов и окружающей их среды. Общие законы этой науки в равной мере справедливы для всего живого - от амебы до человека. Разделы экологии: геохимическая. Радиационная, экология человека - наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия. ( подробнее - см. Лекцию № 17 «Современные проблемы гигиены и экологии»). ^ Знание гигиены и экологии необходимо врачу-стоматологу для усвоения основных положений по охране здоровья населения, правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний человека, в т.ч. стоматологических, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды в рамках экологической системы. Врач-стоматолог может и должен принимать непосредственное участие в проведении первичной общественной профилактики, т.е. осуществлять оздоровительные, обще санитарные мероприятия, пропаганду гигиенических знаний среди населения, ознакомление его с основными гигиеническими приемами, нормативами и требованиями, направленными на предупреждение заболеваний ( напр., болезни зубов при неоптимальном содержании фтора в питьевой воде и вообще проблема фтора в стоматологии ), гигиена и физиология труда врачей-стоматологов и зубных техников, гигиена стоматологических и лечебно-профилактических учреждений;
Гигиена питания - нутрициология - и ее задачи Среди социальных и биологических факторов, которые определяют нормальное развитие и жизнедеятельность организма человека, питанию принадлежит одно из первых мест. Жизненные процессы прекратятся, если пища не будет поступать в организм человека. Роль пищи в жизненных процессах заключается в возмещении энергетических и пластических затрат живого организма, в доставке энергии и образовании пластического материала, необходимого для построения органов и тканей, а также некоторых пищевых веществ-регуляторов физиологических, биохимических и морфологических процессов в организме. ^ наука, раздел гигиены, изучающая влияние на организм человека фактора внешней среды, которым является пища и питание и разрабатывающая принципы рационального питания. Пища - это смесь натуральных животных и растительных продуктов ( или их заменителей ), которые состоят из отдельных пищевых веществ ( белков, жиров, углеводов), в которых содержатся в скрытом виде большие запасы энергии, освобождающиеся при их окислении в организме. Пища является мощным связующим звеном между человеком и всей органической и неорганической природой. Без пищи человек не может прожить несколько недель.»Человек должен есть, чтобы жить, но не наоборот». ( Сократ). Основные функции пищи: энергетическая, структурная, регуляторная. Питание - постоянно действующий фактор внешней среды, который может изменить внутреннюю среду организма, являясь основй жизнедеятельности организма.. ^ отдельные компоненты пищи определенного химического строения . Это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода. ^ питание, построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность человека в пище в количественном и качественном отношении. ^ и их краткая характеристика. Значение рационального питания:
Исходя из трех основополагающих принципов ( или законов) питания можно сформулировать основные гигиенические требования к рациональному питанию и пище. Институтом питания ( Москва, А.А. Покровский) выдвинуты 3 закона питания:
В процессе развития организм вырабатывает определенные наборы ферментов ( т.н. констелляции). Способствующие расщеплению определенных видов пищевых веществ ( нутриентов), таким образом устанавливается соответствие ферментных систем организма химической структуре пищи. А в самом организме формируется определенная ферментативная адаптация. Изменение вида пищи, нарушения режима питания и др. факторы могут быть причинами изменения и нарушения ферментной адаптации ( ферментной патологии).
Исходя из указанных трех законов питания можно сформулировать основные гигиенические требования к пище:
Требования, предъявляемые к питанию:
Внешняя обстановка должна располагать к приему пищи ( помещение, его интерьер) и создавать настроение ( запах пищи, ритуал приема и т.д.), способствующее появлению аппетита, а следовательно, пищеварению. ^ Все указанные выше требования к пище и питанию должны учитываться при разработке гигиенистами физиологических норм питания, а эти нормы не должны быть догмой, а пересматриваться и изменяться в соответствии с меняющимися социально-экономическими и др. условиями. Значение норм питания:
![]() При нарушении одного из указанных требований к пище и питанию, неправильное питание, в отличие от рационального, может привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья, к заболеваниям. Комитет экспертов по питанию Всемирной организации Здравоохранения ( ФАО/ВОЗ) рекомендует различать 4 основные формы патологических состояний вследствие нерационального питания:
Это несбалансированность белков. Жиров, углеводов, витаминов, аминокислот в белке, минеральных веществ. Например, макроэлементов кальция и фосфора. В норме величина потребления фосфора в 1,5 раза должна быть больше нормы потребления кальция. |
![]() | Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками | ![]() | Цель занятия: ознакомить студентов с методикой оценки питания по данным меню-раскладки |
![]() | Тема занятия Гигиенические требования к генеральному плану лечебно-профилактического учреждения | ![]() | Положение помещения ориентировано на юг, в операционных – север (для поддержания микроклимата, источника отблеска ) |
![]() | Гигиена – медицинская наука, имеющая профилактическую направленность, изучает влияние окружающей (внешней) среды на состояние здоровья... | ![]() | Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье" |
![]() | Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности... | ![]() | В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой... |
![]() | Гигиена как наука. Современная дифференциация гигиены. Связь с другими науками. Методы гигиены. Понятие "Здоровье". Первичная, вторичная,... | ![]() | Лекция № нормы: результат рационального выбора или абсолютный детерминант действия? |