Лекция 1 Тема: гигиена питания




Скачать 74.85 Kb.
НазваниеЛекция 1 Тема: гигиена питания
Дата публикации19.02.2014
Размер74.85 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Медицина > Лекция
Лекция 1
Тема: ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
Задачи гигиены питания.

Принципы рационального питания

Предмет и задачи гигиены. Понятие об экологии.
Предмет гигиены. В 19 веке сформировалась профилактическая дисциплина - гиена. Гигиена - медицинская теоретическая наука о здоровье. Это наука о сохранении и улучшении здоровья, о создании оптимальных научно-обоснованных условия жизни населения. Главной ее целью , как писал в свое время Э.А. Паркс ( англ. врач-гигиенист, 1819-1876) - «сделать развитие человека наиболее совершенным, упадок жизни наименее быстрым, жизнь наиболее сильной, а смерть наиболее отдаленной».

^ Задачи гигиены.

  1. Изучение факторов ( природных, антропогенных, социальных) внешней среды и их влияние на здоровье человека и общества.

  2. Разработка и научное обоснование мероприятий, норм и правил по оздоровлению окружающей среды с целью предупреждения или устранения или уменьшения вредно действующих и усиления положительно влияющих на человека факторов.

^ Понятие об экологии.

Экология ( греч. Oikos - дом, место обитания + logos - учение) - наука о взаимодействии организмов или групп организмов и окружающей их среды. Общие законы этой науки в равной мере справедливы для всего живого - от амебы до человека. Разделы экологии: геохимическая. Радиационная, экология человека - наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия. ( подробнее - см. Лекцию № 17 «Современные проблемы гигиены и экологии»).

^ Роль гигиены и экологии в подготовке врача-стоматолога.

Знание гигиены и экологии необходимо врачу-стоматологу для усвоения основных положений по охране здоровья населения, правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний человека, в т.ч. стоматологических, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды в рамках экологической системы.

Врач-стоматолог может и должен принимать непосредственное участие в проведении первичной общественной профилактики, т.е. осуществлять оздоровительные, обще санитарные мероприятия, пропаганду гигиенических знаний среди населения, ознакомление его с основными гигиеническими приемами, нормативами и требованиями, направленными на предупреждение заболеваний ( напр., болезни зубов при неоптимальном содержании фтора в питьевой воде и вообще проблема фтора в стоматологии ), гигиена и физиология труда врачей-стоматологов и зубных техников, гигиена стоматологических и лечебно-профилактических учреждений;

  • - профессиональные вредности, вызывающие заболевания зубов и полости рта,

  • - гигиена зубов и полости рта;

  • - роль отдельных пищевых веществ в профилактике кариеса зубов и т.д.


Гигиена питания - нутрициология - и ее задачи
Среди социальных и биологических факторов, которые определяют нормальное развитие и жизнедеятельность организма человека, питанию принадлежит одно из первых мест. Жизненные процессы прекратятся, если пища не будет поступать в организм человека. Роль пищи в жизненных процессах заключается в возмещении энергетических и пластических затрат живого организма, в доставке энергии и образовании пластического материала, необходимого для построения органов и тканей, а также некоторых пищевых веществ-регуляторов физиологических, биохимических и морфологических процессов в организме.

^ Гигиена питания ( нутрициология ) - наука, раздел гигиены, изучающая влияние на организм человека фактора внешней среды, которым является пища и питание и разрабатывающая принципы рационального питания.

Пища - это смесь натуральных животных и растительных продуктов ( или их заменителей ), которые состоят из отдельных пищевых веществ ( белков, жиров, углеводов), в которых содержатся в скрытом виде большие запасы энергии, освобождающиеся при их окислении в организме. Пища является мощным связующим звеном между человеком и всей органической и неорганической природой. Без пищи человек не может прожить несколько недель.»Человек должен есть, чтобы жить, но не наоборот». ( Сократ). Основные функции пищи: энергетическая, структурная, регуляторная.

Питание - постоянно действующий фактор внешней среды, который может изменить внутреннюю среду организма, являясь основй жизнедеятельности организма..

^ Пищевые вещества( нутриенты) -отдельные компоненты пищи определенного химического строения . Это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода.

^ Рациональное питание- питание, построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность человека в пище в количественном и качественном отношении.
^ Основные принципы рационального питания

и их краткая характеристика.
Значение рационального питания:

  1. обеспечивает правильный рост и развитие организма;

  2. возмещает все энергетические затраты;

  3. повышает работоспособность, снижает повышенную утомляемость;

  4. увеличивает сопротивляемость к вредным влияниям окружающей среды.

Исходя из трех основополагающих принципов ( или законов) питания можно сформулировать основные гигиенические требования к рациональному питанию и пище.

Институтом питания ( Москва, А.А. Покровский) выдвинуты 3 закона питания:

  • В основе жизни нет ничего иного. Как превращение пищи. Все многообразие здоровья и нездоровья - это результат нарушения питания, или обмена веществ.

  • Превращения пищи в организме зависят от специфичности ферментной констелляции ( набора ферментов).

В процессе развития организм вырабатывает определенные наборы ферментов ( т.н. констелляции). Способствующие расщеплению определенных видов пищевых веществ ( нутриентов), таким образом устанавливается соответствие ферментных систем организма химической структуре пищи. А в самом организме формируется определенная ферментативная адаптация. Изменение вида пищи, нарушения режима питания и др. факторы могут быть причинами изменения и нарушения ферментной адаптации ( ферментной патологии).

  • Основой рационального питания является его сбалансированность. Это значит. что организм в каждый из приемов пищи должен получать пищевые вещества ( нутриенты) в необходимом количестве и необходимого качества.



Исходя из указанных трех законов питания можно сформулировать основные гигиенические требования к пище:


  1. ^ Достаточная калорийность пищи. Достаточная количественная ценность рациона, соответствующая фактическим энергозатратам организма, фактической активности человека. Пища должна употребляться в количестве, достаточном для возмещения энергозатрат организма.

  2. ^ Качественная полноценность пищи. Это значит, что пища должна содержать все необходимые нутриенты для построения органов и тканей и нормального течения физиологических процессов в организме ( белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду), и эти вещества должны быть сбалансированы, т.е. находиться в оптимальных соотношениях.

  3. Пища должна иметь небольшой объем, вызывать аппетит и чувство сытости.

  4. Пища должна быть легко и хорошо усвояемой. Пищу должен характеризовать высокий уровень использования организмом.

  5. Иметь хорошие органолептические показатели, т.е. обладать приятным вкусом, ароматом, запахом и внешним видом. Все это достигается соответствующей кулинарной обработкой пищи.

  6. Иметь соответствующую температуру.

  7. Пища должна быть разнообразной, состоять из различных продуктов животного и растительного происхождения и содержать достаточное количество углевода клетчатки.

  8. ^ Пища должна быть доброкачественной, т.е. безопасной и безвредной для здоровья. Это значит пища не должна вызывать пищевых отравлений. Этот принцип предполагает безвредность пищевых добавок, освежителей вкуса, пищевой тары и упаковок, не содержать патогенных микроорганизмов и их токсинов, а также других токсических химических веществ.


Требования, предъявляемые к питанию:

  1. Режим питания. Режим питания учитывает три момента:

  • принимать пищу необходимо в строго определенное время: завтрак. 2-й завтрак, полдник, обед, ужин и др. приемы. То есть выдвигается требование соблюдать определенный распорядок приема пищи в течение суток;

  • соблюдать интервалы между приемами пищи ( обычно не более 4-6 часов);

  • количественное ( объем ) и качественное ( нутриенты ) распределение рациона питания по приемам пищи.

  1. Должно соответствовать возрастным особенностям потребителей, их массе и длине тла.

  2. Соответствовать профессиональной деятельности соответственно энерготратам, степени тяжести и характеру труда.

  3. Соответствовать климатическим условиям и другим факторам окружающей среды.

  4. ^ Соответствовать бытовым привычкам в известной мере.

Внешняя обстановка должна располагать к приему пищи ( помещение, его интерьер) и создавать настроение ( запах пищи, ритуал приема и т.д.), способствующее появлению аппетита, а следовательно, пищеварению.
^ Понятие о физиологических нормах питани
Все указанные выше требования к пище и питанию должны учитываться при разработке гигиенистами физиологических норм питания, а эти нормы не должны быть догмой, а пересматриваться и изменяться в соответствии с меняющимися социально-экономическими и др. условиями.

Значение норм питания:

  1. Являются основой для планирования производства и потребления пищевых продуктов в стране.

  2. Используются как критерии для оценки фактического питания населения.

  3. Являются основой для построения рационального и сбалансированного питания, обеспечивая принципы рационального питания. Нормы питания разработаны для 5-ти групп населения в возрасте от 18 до 60 лет с учетом величин энерготрат в производственной деятельности. При этом каждая из пяти групп дифференцирована на 3 возрастные категории: 18-29, 30-39 и 40-59 лет.



При нарушении одного из указанных требований к пище и питанию, неправильное питание, в отличие от рационального, может привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья, к заболеваниям.

Комитет экспертов по питанию Всемирной организации Здравоохранения ( ФАО/ВОЗ) рекомендует различать 4 основные формы патологических состояний вследствие нерационального питания:

  1. Недоедание. Возникает вследствие недостаточной калорийности питания в течение определенного времени. Примеры:

  • алиментарная дистрофия,

  • маразм,

  • заболевания ЖКТ - гастриты. џзвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

  1. Абсолютный или относительный недостаток одного или нескольких пищевых веществ ( нутриентов ) в рационе питания:

  • гипо- и авитаминозы,

  • квашиоркор,

  • спру,

  • монофагизм ( однобокое питание- преимущественно углеводное, белковое и т.д.);

  • некоторые заболевания ЖКТ.

  1. Переедание - избыточная калорийность, избыточное потребление пищи:

  • ожирение,

  • избыточное питание в сочетании с гиподинамией являются факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний - гипертонической болезни, атеросклероза и т.д.

  1. Несбалансированность питания - в рационе питания имеет место неправильное соотношение пищевых веществ ( нутриентов ): при избытке одного и относительном вследствие этого недостатком другого.

Это несбалансированность белков. Жиров, углеводов, витаминов, аминокислот в белке, минеральных веществ. Например, макроэлементов кальция и фосфора. В норме величина потребления фосфора в 1,5 раза должна быть больше нормы потребления кальция.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Гигиена с основами экологии человека. Военная гигиена»
Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconЛакшин А. М., Катаева В. А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник
Цель занятия: ознакомить студентов с методикой оценки питания по данным меню-раскладки

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconМетодические указания по разделу «Гигиена лечебно-профилактических учреждений» Тема занятия 1
Тема занятия Гигиенические требования к генеральному плану лечебно-профилактического учреждения

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconЛекция «Гигиена воды и водоснабжение»
Положение помещения ориентировано на юг, в операционных – север (для поддержания микроклимата, источника отблеска )

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconЗакон санитарно-гигиенического обследования и наблюдения используется...
Гигиена – медицинская наука, имеющая профилактическую направленность, изучает влияние окружающей (внешней) среды на состояние здоровья...

Лекция 1 Тема: гигиена питания icon1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими
Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье"

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconПеречень экзаменационных вопросов итогового контроля по дисциплине...
Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности...

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconВопросы к экзамену по дисциплине «гигиена»
Гигиена как наука. Современная дифференциация гигиены. Связь с другими науками. Методы гигиены. Понятие "Здо­ровье". Первичная, вторичная,...

Лекция 1 Тема: гигиена питания iconТема институциональные рамки неоклассики лекция № пределы применимости неоклассического подхода
Лекция № нормы: результат рационального выбора или абсолютный детерминант действия?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов