«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии




Название«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии
страница1/3
Дата публикации21.02.2014
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3


УО «Пинский государственный медицинский колледж

Дисциплина «Сестринское дело и манипуляционная техника»
Специальность 2-79 01 31 «Сестринское дело»

Раздел 2. Медицинская этика и деонтология в

практике медицинской сестры.

Моральная и правовая ответственность

медицинских работников

Тема 2.2.«Общение, как эффективное средство

помощи больным людям.

Миелогении. Классификация миелогений»

Вопросы, рассматриваемые на занятии:


  1. Общение, как эффективное средство помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением состояния здоровья:

    1. уровни общения,

    2. типы общения,

    3. факторы способствующие и препятствующие общению.

  1. 10 принципов терапевтического общения.

  2. Понятие о внешней и внутренней картине заболевания.

  3. Адекватное и неадекватное отношение пациента к своему заболеванию, варианты неадекватного отношения к заболеванию:

    1. отрицательное,

    2. пренебрежительное,

    3. уход в болезнь",

    4. ипохондрическое,

    5. утилитарное,

    6. тактика медицинской сестры при неадекватном отношении пациента к своей болезни.

  1. Классификация типов медицинских сестер по И. Харди.

  2. Декларация о защите прав пациентов в Европе.

  3. Сестринский процесс, его цель и пути достижения цели.

  4. Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь.

  5. Миелогении, причины возникновения миелогений.

  6. Классификация миелогений.

  7. Эгогения. Причины, способствующие возникновению эгогений. Роль медицинской сестры в профилактике эгогений.

  8. Эгротогении, причины возникновения роль медицинской сестры в профилактике эгротогений.

  9. Ятрогении, причины возникновения, профилактика.

  10. Сестрогении, причины возникновения сестрогений (недостаток внимания, недостаточная общая культура, амбициозность характера

  11. Классификация ятро-сестрогеннй.

  • психоятрогении, причины возникновения, профилактика

  • физиоятрогении, причины вызывающие, профилактика

  • фармакоятрогении



Научно-методическое обоснование темы.

Никакими, даже самыми современными достижениями техники, сложным оборудованием и аппаратурой невозмож­но заменить непосредственных отношений с пациентом. В древней формуле «Слово врача, трава фармацевта, скальпель хирурга - вот что исцеляет больного» не случайно на первое место поставлено «слово». Слово медсестры, проводящей с пациентом значительно больше времени, чем врач, не менее значимо. «Слово, как лекарство, - обладает прямым токсическим или побочным действием. К отдельным словам вырабатывается непереноси­мость - они могут вызвать аллергию, шок. А передозируешь даже по содержанию своему лечебные слова, может развить­ся «лекарственная болезнь». Болтливый человек может вы­звать у своих слушателей головную боль и усталость». В про­фессиональной деятельности медсестры большое значение имеет культура общения с пациентом.
1. Общение, как эффективное средство помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением состояния здоровья:

    1. уровни общения,

    2. типы общения,

    3. факторы способствующие и препятствующие общению.


Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.

В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация».

Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, кто передает информацию без использования речи или написания (письма).

Основой для коммуникации служат такие факторы, как сопереживание, уважение и искренность, облегчающие взаимное общение. Целью процесса понимания для медсестер гуманистического склада является изучение тайны, которой остается пациент. В результате такого изучения, а не «разгадки», можно больше узнать одновременно обо всех, кто окружает пациента, и о самом себе.

Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность , пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, его физическое и психическое состояние.

Для оказания максимальной помощи и поддержки пациента медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.

Общение с пациентом и всеми, кто участвует в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.

Функции общения.

Различают следующие функции общения:

  1. Контактная— установление состояния взаимной готовности к общению.

  2. Информационная - обмен информацией, сообщениями.

  3. Побудительная - стимуляция активности партнера.

  4. Координационная- взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.

  5. Понимания— адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.

  6. Эмотивная - обмен эмоциями между партнерами.

  7. Установление отношений - осознание места своего партнера в системе межличностных, делевых и производственных отношениях.

  8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.

Уровни общения

Психология чаще всего выделяет три уровня общения.

  1. Внутриличностное — когда слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.

  2. Межличностное - общение между людьми с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи.

Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончится в один сеанс или потребует несколько встреч.

  1. Общественное — общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определенных правил, традиций, принятых норм.

Общение, как функциональная элементарная единица, из которых складывается вся система общения личности в определенный период жизни: «вопрос-ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ т.е. оно включает речевую и неречевую деятельность как говорящего, так и слушающего.

^ Средства общения

Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).

Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с обеднением словарного запаса.

В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.

Речь человека раскрывает направленность личности -ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него на деятельность внутренних органов.

Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.

Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т.д.

Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себя, веру в выздоровление.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие 53%.

К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим.

Таким образом, передаются настроение, характер и отношение: «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».

Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.

Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.

Мимика — движения мышц лица. Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких, как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.

Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек.

Жесты позволяют лучше разбираться в людях. Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное, и др. В норме выражение лица без особенностей, уравновешенное.

Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.

^ Основные стили общения

Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации обще­ния получать недостающую информацию, связать компо­ненты общения в определенный стиль общения и предста­вить, как тот или иной стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье необходимо уметь диагностиро­вать (распознавать) стили общения;

  • конвенциальный (деловой);

  • примитивный;

  • манипулятивный;

  • актуализированный.

Конвенциальный (деловой) стиль предполагает доволь­но большую дистанцию между людьми. Выражения эмо­ций при этом ограничены. Участники общаются как носи­тели определенных служебных функций.

Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отноше­ний. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситу­ации и подчиненности. Правилами взаимодействия стано­вятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику».

Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного пове­ления в общении, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость.

Актуализированный стиль демонстрирует мотивирован­ные, прочувствованные доводы поведения. Человек при­нимает решения спокойно, без обид, высказывания дела­ются в доброжелательной форме, такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конст­руктивного поведения человека.

^ Мастерство общения м/с

1. Компоненты, способствующие умению слушать и понимать.

Участие. Истинное значение участия — это внимание к чувствам другого человека, приятие, интерес. Участия нельзя добиться сразу, для его развития требуется время.

^ Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выраженным или подразумеваемым. Это активные, сознательные усилия по формированию участия, а не простое пассивное восприятие.

Для понимания смысла произносимых слов требуются сосредоточенность, отсутствие предубежденности, заинтересованность. Понимание другого человека включает понимание его точки зрения.

^ Сосредоточить внимание — значит подавить собственные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные внутренние или внешние факторы.

Медсестра, умеющая слушать, легче распознает потребности пациента, не только слышит то, что говорит пациент, но и обращает внимание на повторяющиеся «темы» в высказываниях пациента.

^ Проявление беспокойства о другом человеке означает оказание помощи и содействие в самореализации. Общение между медсестрой и пациентом, а также всех, кто участвует в сестринском процессе, должно включать понимание, терпение, честность, искренность, доверие, надежду и мужество.

Открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку; оно предполагает взаимность. Открытость, самораскрытие является обязательным условием для общения и осуществления различных терапевтических процедур в процессе лечения.

Открытые взаимоотношения предполагают приятие, сопереживание, участие в процессе общения. Приятие сродни прощению: медсестра взвешивает поведение другого человека, принимает во внимание положительные и отрицательные факторы этого поведения, сознательно не придает значения отрицательным факторам, а на положительные факторы поведения, способствующие развитию стремления к здоровью, заостряет внимание, но не навязывает ему направления, в которых они должны развиваться; вместо этого она позволяет собеседнику определять характер общения, реакцию и все, что имеет значение для такой реакции. Принимая пациента, сестра как бы позволяет ему принять самого себя.

Открытые взаимоотношения предполагают и сопереживание, т.е. способность точно воспринимать внутреннее состояние другого человека, его ценностную ориентацию.

Сопереживающая сестра является отражением пациента, демонстрируя чувство присутствия.

В атмосфере взаимопонимания пациенту легче найти себя, найти новые ценности в процессе адаптации, более правильные и положительные.

Искренность является необходимым условием для установления доверительных отношений. Искренность означает, что общение гармонично. Искренний или гармоничный человек — это тот, кто понимает свои внутренние чувства и мысли и правильно их выражает, как словесно, так и в иной форме.

Искренность способствует возникновению и поддержанию доверия к самому себе, а также между собой и другими, перерастающему в свободное и открытое общение.

Уважение подразумевает теплоту, расположение и приятие другого человека как достойную личность, невзирая на ее недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, необходимо для развития и поддержания здоровья.

Все компоненты эффективной коммуникации создают благоприятную атмосферу для понимания. Они служат основой для умения слушать и понимать.

Зная эти компоненты, медсестра сможет понять ряд важных аспектов сестринского общения, которые необходимо учитывать для создания соответствующих условий проведения сестринского процесса. Они помогут пациенту доверить сестре частную информацию.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconЛист с заданиями пк эффективное общение с пациентом и его окружением...
Пк эффективное общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconКалендарный план мероприятий Учебно-воспитательной и учебной работы...
Семинары, круглые столы и тренинговые занятия по темам: «Эффективное трудоустройство и развитие профессиональной карьеры», «Планирование...

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconОбщение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие,...
Общение это форма деятельности, осуществляемая между людьми, как равными партнерами, и приводящая к возникновению между ними психического...

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconКонцепция делового общения. Семинар 1
Типы и виды общения: деловое и бытовое общение; безлично-ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное...

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconI. Организация, медицинская сортировка и объем терапевтической помощи...
Структура санитарных потерь в современных условиях боевой деятельности войск. Характеристика основных категорий пораженных и больных,...

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии icon«утверждаю» Президент Международной Федерации Комбат Дзю-Дзюцу Президент Федерации Боевого
Развитие и популяризация Комбат Дзю-Дзюцу (Боевого Дзю-Дзюцу), создание клубов, как эффективное средство профилактики правонарушений...

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconНачнем с "Аптечки улитковода"
Самое мягкое и эффективное средство- это,конечно, кальций и белок в рационе, в достаточных количествах; Но так же есть еще пара хитрых...

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconРассматриваемые вопросы
Порядок и правила использования, обслуживания, хранения и сбережения предметов обмундирования, экипировки и снаряжения

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconДеловое общение как явление. Основные характеристики делового общения с голландцами
Деловое общение – важнейшая составляющая бизнес-коммуникации, которая подчиняется своим нормам и правилам

«Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогении. Классификация миелогений» Вопросы, рассматриваемые на занятии iconЭкипировка и снаряжение разведчика рассматриваемые вопросы
Порядок и правила использования, обслуживания, хранения и сбережения предметов обмундирования, экипировки и снаряжения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов