Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения




Скачать 82.99 Kb.
НазваниеЛекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения
Дата публикации21.08.2013
Размер82.99 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Медицина > Лекция
Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения.
Гигиена – это самостоятельная медицинская профилактическая наука (дисциплина преподавания), изучающая влияние факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье человека и разработка мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний.
Историко-мифологическая справка.

В древнегреческой мифологии бог Асклепий (В древнегреческой Эскулап) мог не только лечить, но и воскрешать людей, имел двух дочерей: Панакиею (Панацею) и Гигиею. Первой была отведена роль лечения людей, второй – профилактике болезней у здоровых утем устранения вредных свойств среды обитания, использования полезны факторов и формирования на этой основе здорового образа жизни.

Гигиея – богиня здоровья.
Гиппократ

  • В своих трудах «О здоровом образе жизни, «О воздухе, воде и почве» впервые обобщил и систематизировал гигиенические знания, показал значение чистого воздуха, воды и почвы для здоровья человека.

Авиценна (980-1037) д.н.э.

  • «Канон врачебной науки».

Пирогов Николай Иванович

  • Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предупредительной.

Захарьин

  • Мы считаем гигиену не только частью, но и важнейшим предметом деятельности практического врача.

Мудров Матвей Яковлевич.

  • С 1808 года начал читать лекции в МУ. Первый курс прочитанный им рассказывал о гигиене и о болезней обычных в действующих войсках. Впервые стал читать лекции на русском языке.

Макс Йозеф фон Петтенкофер

  • Немецкий естествоиспытатель химик и врач-гигиенист, основатель в Европе Института Гигиены в Мюнхене, президент Баварской академии наук с 1890 года.

Алексей Петрович Доброславин

  • Русский врач-гигиенист, первый профессор гигиены и выдающийся общественный деятель.

Федор Федорович Эрисман

  • Русско-швейцарский врач-гигиенист, создатель основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления медицины.

  • Основатель и первый заведующий кафедры гигиены Императорского Московского университета

Виталий Григорьевич Хлопин, академик, гигиенист, радиохимик (1890-1950).

Алексей Николаевич Сысин, академик, гигиенист (1879-1956).

Николай Александрович Семашно, академик, нарком здравоохранения РСФСР (1874-1947).

Август Андреевич Летавет, академик, герой социального труда (1893-1984).


Георгий Андреевич Митеров (1900-1977)

  • Крупный организатор здравоохранения, министр здравоохранения СССР в предвоенные годы и в годы ВОВ

  • Президент общества Красного креста и Красного полумесяца СССР

  • Заведующий кафедрой общей гигиены 1960-1967гг


Объект исследования гигиены:

  • Объектом исследования гигиены как медицинской профилактической науки является организм человека в неразрывной связи его с окружающей средой, изучают влияние факторов окружающий среды и социальных условий на здоровье человека

  • Смежные науки – экология, психология, социология и др., науки, которые тоже изучают человека и взаимодействия в сообществе людей. Не являются медицинскими науками и не могут подменять гигиену.

  • Такие вновь предложенные в конце ХХ века «науки, как валеология и санология, не являются самостоятельными науками, а лишь отражают отдельные направления гигиены, в гигиену окружающей среды и личную гигиену.

Экология человека

  • Комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психический возможностей человека, взаимоотношения биосферы и ее подразделений с антропосистемой, а также закономерности биосоциальной организации человеческих популяций, влияние различных факторов окружающей среды на человеческий организм. Объединяет отдельные направления исследования в области гигиены окружающей среды и социальной экологии.

Цель гигиены:

  • На основе изучения окружающей среды, социальных взаимоотношения и разрабатываемых нормативов и профилактических медицинских мероприятий создать благоприятные условия жизни и труда человека, снизить заболеваемость и смертность, повысить работоспособность.

Научные задачи гигиены:

  1. Изучение факторов окружающей среды, их видов, интенсивности и количественной характеристики. Изучение социальных условий.

  2. Исследование характера, особенностей и силы влияний отдельных факторов окружающей среды и их комбинированного действия, а также социальных условия на организм человека.

  3. Разработка количественных нормативов, регламентов и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм человека, а также прогнозирования риска здоровью населения при действии этих

факторов.

Виды факторов окружающей среды:

  1. Физические факторы («энергия»). К ним относятся механические колебания (шум вибрация, ультразвук, инфразвук), электромагнитные излучения (УФ и ИК излучения, видимый свет, волны радиочастот), ионизирующие излучения (альфа, бета- гамма-, нейтронное, протонное излучения), климатические факторы (температура, влажность, подвижность воздуха, естественное и искусственное освещение, аэрозоли и др).

  2. Химические факторы («вещество»). В настоящее время известно около 10 млн. химических веществ, из них используются и циркулируют в окружающей среде более 60 тыс. Ежегодно синтезируются до 10 тыс. химических соединений, из которых в окружающую среду поступают и используются около 1 тыс. соединений

  3. Биологические факторы («биота»). В эту категорию входят сапрофитные и патогенные микро- и макроорганизмы, продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы-продуценты и продукты микробиологического синтеза и т.д.

  4. Физические и нервно-эмоциональные нагрузки («производственные факторы»). В эту группу можно отнести поднятие и перемещение тяжестей, удары, частота световых и звуковых сигналов в технологическом процессе и т.д.

  5. Социальные факторы («информация»). Это производственные и непроизводственные отношения в коллективе и семье, восприятие и переработка информации, стрессовые ситуации.

  • Одновременно все факторы окружающей среды можно разделить на естественные природные и антропогенные (обусловленные деятельность человека или общества). При этом одни и те же по природе факторы могут быть как природными, так и антропогенными (например, шум дождя и производственный шум, солнечный свет и искусственное освещение). Все социальные факторы относятся к антропогенным (отношения в коллективе, поток информации, стресс).


Санитария как практическое претворение научных разработок гигиены в жизнь.

Кроме трех научных направлений гигиены, следует выделить четвертое, практическое, направления – санитарию (от лат. Sanitas – здоровье). Практическая деятельность включает внедрение результатов исследований в практику, выполнение и контроль за выполнением мероприятий, нормативов и рекомендаций, оценку гигиенической эффективности того внедрения. Санитарные врачи, работающие в органах Госсанэпидназдора (Роспотребнадзора), обеспечивают проведение необходимых мероприятий на промышленных предприятиях, в населенных пунктах, детский учреждениях, предприятиях общественного питания, лечебно-оздоровительных учреждения и т.д.

Государственный характер службы Санэпиднадзора

  1. Профилактические мероприятия направленные на охрану здоровье направленные на охрану здоровья как отдельных лиц, коллектив, так и нации в целом.

  2. Гарантия государства, имеет законодательный характер.

  3. В отличие от лечебной медицины, где используются методы убеждения и рекомендаций, в санитарии применяют методы принуждения и наказания.

  4. Свидетельством государственности служит даже наименование должностей, «Государственный санитарный врач», «Главный государственный санитарный врач»

Связь гигиены и лечебной медицины

Гигиены имеет профилактическую направленность ( от греч. Prophylaktikas – предохранительный).

  1. Профилактика имеет массовый характер, лечебная медицина – индивидуальный.

  2. При запоздавшей профилактике лечение может быть малоэффективно.

  3. Лечение более дорого, чем профилактика.

  4. Для ряда тяжелых заболеваний профилактика эффективна, а лечение малоэффективно или невозможно (онкология, туберкулез, СПИД и др.).

  5. Но, средства для профилактики нужны «здесь и сейчас», а лечение начинается тогда, когда поставлен диагноз болезни.

  • Лечебная медицина подключается тогда, когда не доработала профилактическая медицина».

Виды профилактики:

  • Первичная профилактика – предупреждение заболеваний у здорового человека путем устранения вредных факторов среды обитания, использование полезных факторов с оздоровительными целями (область деятельности как гигиены, так и государства в целом)

  • Вторичная профилактика – заключается в своевременной диагностики, лечения и предупреждения прогрессирования заболевания (область деятельности лечебной медицины и гигиены), Важным инструментом является диспансеризация

Не имеет характера массового предупреждения заболеваний

  • Третичная профилактика – предупреждение обострений и осложнений у хронических больных (область деятельности лечебной медицины).

Примеры неразрывной связи гигиены и лечебной медицины:

  1. Промышленная токсикология и профпатология (действие промышленных ядов и профзаболевания).

  2. Качество продуктов питания и пищевые отравления (виды токсичных веществ и пищевые отравления).

  3. Оценка среды обитания в детских учреждениях и катастрофический уровень заболевания детей.

Методы исследований:

  1. Эпидемиологический метод. Применяется при изучении состояния здоровья населения.

  2. Метод санитарного обследования.

В том числе:

  • Метод санитарного описания (разработан и широко применялся Ф.Ф. Эрисманом в гигиене детей и подростков, гигиене труда).

  • Методы санитарно-физического санитарно-химического, санитарно-биологического обследования окружающей среды (инструментальные методы).

  1. Экспериментальные методы исследования.

  • Естественный гигиенический эксперимент.

  • Токсикологический эксперимент ( с использованием биохимических, физиологических, морфологических исследований).

  1. Клинические методы, в том числе биохимические, физиологические, рентгенологические, ультразвуковые и др. исследования у наблюдаемого контингента.

  2. Математико-статистические методы (расчет показателей токсичности и опасности химических факторов, прогнозирование токсичности химических веществ, расчет риска здоровью населения, гигиеническая диагностика и др.).


Отрасли гигиены:

  1. Гигиена труда.

Имеет целью предупреждение общей и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда на производстве.

  1. Коммунальная гигиена.

Решает задачи охраны окружающей среды и улучшения условий жизни и быта людей.

  1. Гигиена питания.

Направлена на обеспечение полноценности и безопасности питания населения

  1. Гигиена детей и подростков.

Изучает вопросы полноценного развития и воспитания молодового поколения.

  1. Радиационная гигиена.

Направлена на предотвращение неблагоприятного действия источников ионизирующего изучения на население и работающих.

Выделяются и более узкие отрасли гигиены, имеющие самостоятельные значение:

    1. Гигиена труда женщин.

    2. Военная и экстремальная гигиена.

    3. Космическая и авиционная гигиена.

    4. Железнодорожная гигиена.

Проблемы, стоящие перед гигиеной:

  1. Предупреждение тяжелых и хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических, эндокринных, инфекционных (туберкулез, СПИД, дифтерия и др.)

  2. Проблема санитарной охраны окружающей среды (воздух, вода, почва, особенно в городах).

  3. Проблема санитарной безопасности населенных мест, особенно крупны городов (атмосфера, водоснабжение, шум, транспорт, система питания и т.д.)

  4. Проблема рационального и безопасного питания. Отсутствует контроль за адекватностью, сбалансированностью и полноценностью питания самостоятельных групп населения. Ослаблен контроль за безопасностью питания.

  5. Проблема предупреждения профзаболеваний. На первый план выходят психофизиологические факторы, генетически опасные вещества, химические и биологические аллергены, новые физические факторы (лазерное излучение, ультразвук, электромагнитное излучение радиочастот, ионизирующее излучение и т.д.)

  6. Проблема развития детей и подростков. Заболеваемость детей достигла 200 тыс. на 100 тыс. населения (2010 г.). Среди школьных учреждений наиболее сложная ситуация в лицеях и гимназиях из-за повышенной сложности учебных программ. Практически здоровых детей среди выпускников школ – единицы.

  7. Проблема обеспечения гигиенических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации жилья. В большей степени касается сельской местности, неохваченной коммунальными услугами территорий, проживания мигрантов и др.

  8. Проблема личной гигиены. Нужно помнить, что личная гигиена – это не только личная инициатива и возможности, но и государственная обязанность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconВлияние загрязнения окружающей среды на здоровье населения
Изменение в уровнях воздействия любого из факторов окружаю­щей среды может привести к нарушениям в состоянии здоровья. В за­висимости...

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconУчебно-методическое пособие по разделу «Влияние факторов окружающей...
Также рассматриваются вопросы санитарной экспертизы объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами; гигиены водоснабжения...

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconФизические факторы производственной среды физические факторы окружающей природной среды
Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconЛекция №8 «Загрязнение природной среды и здоровье населения Ассоциированные...
Тіршілік ортасы. Адам денсаулығы туралы тұсінік. Су ресурстары. Таза ауа жаңға дауа. Ауаның ластануы адам денсаулығына әсері. Ластанумен...

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconЗакон санитарно-гигиенического обследования и наблюдения используется...
Гигиена – медицинская наука, имеющая профилактическую направленность, изучает влияние окружающей (внешней) среды на состояние здоровья...

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconГигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены
Гигиена-область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике...

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconТаблицы для лекций заочникам. Объектом гигиены
Предметом гигиены как науки является изучение процесса взаимодействия организма с различными факторами внешней среды. В связи с этим...

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconЛекция №9 «Пути решения экологических проблем»
С учетом комплексности проблем окружающей среды эти средства имеют специфику в технической, экономической, образовательной, правовой...

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconОтветы на экзаменационные вопросы по общей гигиене для студентов 3
Определение, цель и задачи гигиены как научной дисциплины. История и развитие гигиены. Основоположники отечественной гигиены (М....

Лекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения iconДоклад (лекция) Директора ипрэк со ран, д г. м наук, профессора,...
В рамках мэск-2012 Новосибирским городским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов проводится конкурс студенческих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов