Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов




НазваниеПособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов
страница1/29
Дата публикации23.08.2013
Размер4.71 Mb.
ТипКнига
zadocs.ru > Медицина > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29






УДК 376.36 ББК 74.3 Л69


Авторы-составители: С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова


Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопе-Л69 дов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопро-износительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — 304 с. — (Б-ка учителя-дефекто лога). 1ВВК 5-691-01211-8.

5-691-01212-6(1). 18ВМ 5-691-01214-2(1(11)).

В пособии представлены методические материалы, посвящен­ные наиболее часто встречающимся нарушениям речи — рас­стройствам звукопроизношения, а также нарушениям голоса. Рас­сматриваются вопросы раннего выявления и коррекции этих нарушений.

Книга содержит извлечения из работ известных авторов, ка­сающиеся методических подходов и организации логопедической помощи при ринолалии и дизартрии.

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

УДК 376.36 ББК 74.3
© Волкова Л.С, научное редактирование, 2003

© Шаховская С.Н., Волосовец Т.В.,

Парамонова Л.Г., 2003 © ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003 © Серия «Б-ка учителя-дефектолога»

и серийное оформление.

ООО «Гуманитарный издательский
ЯЗВЫ 5-691-01211-8. центр ВЛАДОС», 2003

18ВЫ 5-691-01212-6(1). © Макет. ООО «Гуманитарный издательский 18ВЫ 5-691-01214-2(1(11)). центр ВЛАДОС», 2003

Содержание

РИНОЛАЛИЯ

М. Е. Хватцев

Устранение гнусавости в речи 5

А. Г. Ипполитова

Приемы логопедической работы 7

М. Д. Дубов

Клиническая картина при расщелинах нёба 20

А Г. Ипполитова

Логопедические занятия при ринолалии

в дооперационном периоде 32

Н. И. Сереброва

Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный
период 36

А Г. Ипполитова

Основные принципы логопедической работы при открытой
ринолалии 40

И. И. Ермакова

Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 50

Т. Н. Воронцова

Принципы, методы и система исследования лиц, страдающих
ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба 75

Т. В. Волосовец

Некоторые методы и приемы логопедической работы

с детьми (от 1,5 до 3 лет), страдающими ринолалией 90

Т. В. Волосовец

Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами
губы и нёба 93
ДИЗАРТРИЯ

К. А Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин

Клинические симптомы дизартрии и общие принципы

речевой терапии 103

И. Я. Панченко, Л. А Щербакова

Основные формы дизартрических нарушений речи

и дифференцированные пути коррекционного воздействия 119

Л. А. Данилова

Система психолого-логопедических упражнений

при реабилитации детей с церебральным параличом 131

Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник

Клиника детского церебрального паралича 138

К. А. Семенова, Н. М. Махмудова

Предречевое развитие и особенности его нарушений

в ранней стадии детского церебрального паралича 146

М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова

Особенности психического развития детей с церебральным
параличом и общие принципы их воспитания в семье 216

Е. Ф.Архипова

Логопедический массаж 242

И. Ю. Левченко, О. Г. Приходъко

Особенности логопедической работы

по преодолению дизартрических нарушений речи 247

Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова

Методика преодоления фонетических нарушений

у дошкольников со стертой формой дизартрии 272

Л. В. Лопатина

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии

и функциональных расстройств звукопроизношения 293

М.Б. Эйдинова, ЕЛ. Правдина-Винарская

Лечебно-компенсаторная работа при детском церебральном
параличе 300

РИНОЛАЛИЯ

М. Е. Хватцев

Устранение гнусавости в речи

Различаются два вида гнусавости.

I. Открытая гнусавость (проход в нос открыт): выдыхательная струя во время речи проходит при всех звуках не только через рот, но одновременно и через нос. Получается резкий и неприятный носовой оттенок всей речи. Вместе с тем у таких детей наблюдается и неправильное произношение зву­ков, вследствие чего часто их речь совершенно непонятна.
Причины гнусавости

  1. На почве разных болезней родителей, плохого питания матери в период беременности и т. п. дети рождаются с не-сросшимся мягким, а иногда и твердым нёбом. Образуется в нёбе продольная щель, и выдыхаемый воздух через нее по­падает в нос. Иногда это несрастание ограничивается толь­ко верхней губой.

  2. По этим же причинам: а) мягкое нёбо и язычок очень коротки — они не могут, приподнявшись, полностью зак­рыть проход в нос; б) мышцы мягкого нёба вялы, и нёбо пло­хо поднимается.

  3. На почве разных болезней (дифтерит и др.) происходит полный или частичный паралич мягкого нёба — оно не мо­жет подниматься. Обыкновенно паралич постепенно исчеза­ет, исчезает гнусавость. Но так бывает не всегда.

1

1 Составители раздела — С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец.

П. Закрытая гнусавость: проход через нос закрыт болезненными разращениями в носу и носоглотке (полипы, аде­ноиды и т. п.) или слизью из-за хронического насморка: голо-совыдыхательная струя проходит только через рот. От этого

голос становится глухим (нет носового резонанса) и несколько гнусавым (как при насморке). Звуки м и н или совсем не про­износятся, заменяясь соответственно б и д (баба вместо мама, даш вместо наш, бде де дадо, у бедя дасборг), или произносятся неясно, иногда искаженно (мбамба — мама, ндаш — наш).
Устранение

При открытой гнусавости самое главное — на­учить гнусавого выдыхать через рот. Для этого предлагают ему: надувать щеки, надувать мыльные и всевозможные пузыри, задувать огонь свечи, сдувать со стола разные вещи­цы и т. п. Второй важный момент — приучение его к речи медленной, отрывистой, очень четкой, с широким раскрыва­нием рта, обязательно на высоком и громком голосе. На пер­вых порах полезно, чтобы ученик каждый слог сильно отби­вал руками, напрягая мышцы всего тела. Одновременно с этими известными уже приемами устраняются недочеты в отдельных звуках. В некоторых случаях вначале приходится зажимать нос пальцами, чтобы воздух проходил в рот. Полез­но упражнять таких детей в шепотной речи: усиленная арти­куляция уменьшает гнусавость. Устранение этой гнусавости требует длительной и систематической работы.

В случае расщелины нёба предварительно следует направ­лять гнусавого к врачу для сшивания щели или закрытия ее протезом (обтуратором).

При закрытой гнусавостиглавное — соответству­ющая операция или лечение. Когда после этого воздух уже сможет проходить через нос (но при речи по привычке даже при мин небо не опускается), приучают ученика дышать через нос с закрытым ртом, а затем в таком же положении произносить долгое м9 после чего слитно с затяжкой — м: м — а, м — о и так с другими гласными, затем ма, мо и т. д., после чего а — м, о — м; ам, ом; ма, мо и т. д.; наконец слова с м. В таком же роде воспитывается и звук н (но при откры­том рте и обязательно после усвоения м).
Хватцев М. Е. Недостатки речи у детей. Пособие для учителей. М. 1948. — С. 74—76.

А. Г. Ипполитова

Приемы логопедической работы

<...> 1. Работа с ринолаликом очень сложна. Приступая к занятиям с ринолаликом, необходимо оказывать на него все­стороннее воздействие, учитывая в работе не только его ре­чевое нарушение, но и всю личность ребенка в целом, его интересы и возможности, сопровождая всю работу с ним пси­хотерапией.

2. Логопедические мероприятия должны быть направле­ны: на вызывание к деятельности нёбной занавески (активи­зация мягкого нёба), на воспитание правильно направленной голосовыдыхательной струи воздуха и развитие голоса на ней, на воспитание правильной деятельности органов произноше­ния и на снятие сопутствующих подсобных движений лице­вой мускулатуры, на постановку звуков и их автоматизацию в речи и на введение здоровой речи в повседневное речевое общение. В основу этой работы кладется комплексность воз­действия на весь периферический речевой аппарат, причем особо оттеняется деятельность нёбной занавески. Для удоб­ства в описании выделяют эти упражнения для каждого ре­чевого органа в отдельности.

Комплексность же воздействия сохраняется в практической работе не только в упражнениях речевого аппарата, но и во всей работе с ринолаликом с учетом всей личности ребенка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconГлухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности
Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам,...

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconПособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений. Автор: Н. Е ильякова
Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconУчебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности...
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование...

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconКнига рассчитана для студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов, врачей
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование...

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconКритерии и показатели при аттестации на квалификационные категории...
Педагогических работников образовательных учреждений Владимирской области по должности

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconПрограммы Для специальных дошкольных учреждений Воспитание и обучение
Программа предназначена для работы с глухими детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных...

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconУчебное пособие может быть использовано при работе с детьми в детских...
Ф62 «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений....

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconПособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических...
Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Л. С. Волковой

Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов iconМетодика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями...
Рекомендовано Главным управлением высших и средних учебных заведений Министерства просвещения рсфср

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов