Скачать 4.71 Mb.
|
![]() УДК 376.36 ББК 74.3 Л69 Авторы-составители: С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, Л.Г. Парамонова Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопе-Л69 дов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопро-износительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — 304 с. — (Б-ка учителя-дефекто лога). 1ВВК 5-691-01211-8. 5-691-01212-6(1). 18ВМ 5-691-01214-2(1(11)). В пособии представлены методические материалы, посвященные наиболее часто встречающимся нарушениям речи — расстройствам звукопроизношения, а также нарушениям голоса. Рассматриваются вопросы раннего выявления и коррекции этих нарушений. Книга содержит извлечения из работ известных авторов, касающиеся методических подходов и организации логопедической помощи при ринолалии и дизартрии. Пособие адресовано логопедам специальных (коррекционных) образовательных дошкольных и школьных учреждений, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов. УДК 376.36 ББК 74.3 © Волкова Л.С, научное редактирование, 2003 © Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г., 2003 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 © Серия «Б-ка учителя-дефектолога» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский ЯЗВЫ 5-691-01211-8. центр ВЛАДОС», 2003 18ВЫ 5-691-01212-6(1). © Макет. ООО «Гуманитарный издательский 18ВЫ 5-691-01214-2(1(11)). центр ВЛАДОС», 2003 Содержание РИНОЛАЛИЯ М. Е. Хватцев Устранение гнусавости в речи 5 А. Г. Ипполитова Приемы логопедической работы 7 М. Д. Дубов Клиническая картина при расщелинах нёба 20 А Г. Ипполитова Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде 32 Н. И. Сереброва Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период 36 А Г. Ипполитова Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 40 И. И. Ермакова Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 50 Т. Н. Воронцова Принципы, методы и система исследования лиц, страдающих ринолалией на почве врожденных расщелин губы и нёба 75 Т. В. Волосовец Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми (от 1,5 до 3 лет), страдающими ринолалией 90 Т. В. Волосовец Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы и нёба 93 ДИЗАРТРИЯ К. А Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии 103 И. Я. Панченко, Л. А Щербакова Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия 119 Л. А. Данилова Система психолого-логопедических упражнений при реабилитации детей с церебральным параличом 131 Н. М. Махмудова, У. К. Курбанов, О. А. Стерник Клиника детского церебрального паралича 138 К. А. Семенова, Н. М. Махмудова Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича 146 М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье 216 Е. Ф.Архипова Логопедический массаж 242 И. Ю. Левченко, О. Г. Приходъко Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи 247 Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии 272 Л. В. Лопатина Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения 293 М.Б. Эйдинова, ЕЛ. Правдина-Винарская Лечебно-компенсаторная работа при детском церебральном параличе 300 РИНОЛАЛИЯ М. Е. Хватцев Устранение гнусавости в речи Различаются два вида гнусавости. I. Открытая гнусавость (проход в нос открыт): выдыхательная струя во время речи проходит при всех звуках не только через рот, но одновременно и через нос. Получается резкий и неприятный носовой оттенок всей речи. Вместе с тем у таких детей наблюдается и неправильное произношение звуков, вследствие чего часто их речь совершенно непонятна. Причины гнусавости
1 1 Составители раздела — С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец. П. Закрытая гнусавость: проход через нос закрыт болезненными разращениями в носу и носоглотке (полипы, аденоиды и т. п.) или слизью из-за хронического насморка: голо-совыдыхательная струя проходит только через рот. От этого голос становится глухим (нет носового резонанса) и несколько гнусавым (как при насморке). Звуки м и н или совсем не произносятся, заменяясь соответственно б и д (баба вместо мама, даш вместо наш, бде де дадо, у бедя дасборг), или произносятся неясно, иногда искаженно (мбамба — мама, ндаш — наш). Устранение При открытой гнусавости самое главное — научить гнусавого выдыхать через рот. Для этого предлагают ему: надувать щеки, надувать мыльные и всевозможные пузыри, задувать огонь свечи, сдувать со стола разные вещицы и т. п. Второй важный момент — приучение его к речи медленной, отрывистой, очень четкой, с широким раскрыванием рта, обязательно на высоком и громком голосе. На первых порах полезно, чтобы ученик каждый слог сильно отбивал руками, напрягая мышцы всего тела. Одновременно с этими известными уже приемами устраняются недочеты в отдельных звуках. В некоторых случаях вначале приходится зажимать нос пальцами, чтобы воздух проходил в рот. Полезно упражнять таких детей в шепотной речи: усиленная артикуляция уменьшает гнусавость. Устранение этой гнусавости требует длительной и систематической работы. В случае расщелины нёба предварительно следует направлять гнусавого к врачу для сшивания щели или закрытия ее протезом (обтуратором). При закрытой гнусавостиглавное — соответствующая операция или лечение. Когда после этого воздух уже сможет проходить через нос (но при речи по привычке даже при мин небо не опускается), приучают ученика дышать через нос с закрытым ртом, а затем в таком же положении произносить долгое м9 после чего слитно с затяжкой — м: м — а, м — о и так с другими гласными, затем ма, мо и т. д., после чего а — м, о — м; ам, ом; ма, мо и т. д.; наконец слова с м. В таком же роде воспитывается и звук н (но при открытом рте и обязательно после усвоения м). Хватцев М. Е. Недостатки речи у детей. Пособие для учителей. М. 1948. — С. 74—76. А. Г. Ипполитова Приемы логопедической работы <...> 1. Работа с ринолаликом очень сложна. Приступая к занятиям с ринолаликом, необходимо оказывать на него всестороннее воздействие, учитывая в работе не только его речевое нарушение, но и всю личность ребенка в целом, его интересы и возможности, сопровождая всю работу с ним психотерапией. 2. Логопедические мероприятия должны быть направлены: на вызывание к деятельности нёбной занавески (активизация мягкого нёба), на воспитание правильно направленной голосовыдыхательной струи воздуха и развитие голоса на ней, на воспитание правильной деятельности органов произношения и на снятие сопутствующих подсобных движений лицевой мускулатуры, на постановку звуков и их автоматизацию в речи и на введение здоровой речи в повседневное речевое общение. В основу этой работы кладется комплексность воздействия на весь периферический речевой аппарат, причем особо оттеняется деятельность нёбной занавески. Для удобства в описании выделяют эти упражнения для каждого речевого органа в отдельности. Комплексность же воздействия сохраняется в практической работе не только в упражнениях речевого аппарата, но и во всей работе с ринолаликом с учетом всей личности ребенка. |
![]() | Учебное пособие адресовано студентам дефектологических и психологических факультетов, практикующим логопедам, дефектологам, психологам,... | ![]() | Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений |
![]() | Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование... | ![]() | Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование... |
![]() | Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | ![]() | Педагогических работников образовательных учреждений Владимирской области по должности |
![]() | Программа предназначена для работы с глухими детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5 2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных... | ![]() | Ф62 «са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.... |
![]() | Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Л. С. Волковой | ![]() | Рекомендовано Главным управлением высших и средних учебных заведений Министерства просвещения рсфср |