Скачать 395.47 Kb.
|
Гигиена-область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни. Предметом изучения гигиены являются: изучение природных и антропогенных факторов, социальных условий;
прогнозирование санитарной ситуации Задачи: разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, сан.законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке основ рационального питания, а также сан.экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. ^ Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных наблюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, законов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (описательных) гигиенических знаний возникли на рубеже образования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбору и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия проводились на государственном уровне (XVII век - Аптекарский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую канцелярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиляции шахт). Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судебная медицина». Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые оригинальные учебники по гигиене. К основоположникам гигиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные исследования зрения у школьников и изучал причины близорукости. Известны его работы в области гигиены труда, социальной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881). Из проблем профилактической медицины на современном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-технического прогресса и здоровья подрастающего поколения. Решение этих вопросов возможно при использовании современных исследовательских и профилактических технологий. 3^ . Клинические методы исследования используют для оценки состояния здорового населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Применение для определения выраженных клинических нарушений, выявление преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и др. тесты. Особое место при изучении профессиональной патологии рабочих, выявлении ранних признаков заболевания и обосновании необходимости проведения профилактических мероприятий. ^ ставят своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окр.среды на организм человека или животных. Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здорового человека. Эксперименты проводятся на лаб.животных, а в отдельных случаях при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ, на добровольцах. ^ определяет, что нарушение здоровья людей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социально-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех условий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма. ^ 1) Первичная (радикальная) профилактика направлена на причину того или иного заболевания. Большинство гигиенических мероприятий. 2) Вторичная профилактика. Цель-ранее выявление препатологических состояний,тщательное мед. Обследование внешне здоровых людей, подвергавшихся воздействию неблагоприятных факторов окр.среды или имеющий повышенный риск развития заболеваний. 3) Третичная профилактика (реабилитация)- это комплекс мер по предотвращению осложнений,к.т. могут возникнуть в ходе уже развившегося заболевания. В России одной из важнейших областей применения социального маркетинга является профилактика заболеваний. Не простое информирование населения об опасности тех или иных заболеваний, и способах их избежать, а формирование у человека потребности быть здоровым и направить все свои силы на получение этого здоровья, должно быть определяющим в организации мер профилактики среди слоев населения. С помощью маркетинга можно сформировать новые потоки пациентов в ЛПУ и оптимизировать существующие. Именно это лежит в основе применения маркетинга в сфере здравоохранения. Использование методов социального маркетинга направлено, в т.ч. и на снижение заболеваемости инфекциями, передающимися преимущественно половым путем в частности ВИЧ-инфекцией/СПИДом. Снижение инфицирования последним, помогает значительно улучшить качество здоровья населения 5. ^ факторов риска. ■ образ жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков, злоупотребление лекарствами, характер питания, условия труда, гиподинамия, материально-бытовые условия, семейное положение и др.) — 49-53%; ■ генетические и биологические факторы — 18-22%; ■ состояние здравоохранения (своевременность и качество медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий)-8-10%; ■ окружающая среда (природно-климатические факторы, качество объектов окружающей среды) — 17-20%. Согласно другой классификации, выделяют: 1) социально-экономические факторы (условия груда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.); 2) социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т.д.); 3) экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т.д.); 4) организационные и медицинские факторы (качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и т.д.). Оценка риска:
6 вопрос. Гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Физиологическое значение воды состоит в том, что вода входит в состав всех биологических тканей. Вода составляет примерно 60-70% массы тела. Ни один жизненно важный процесс не может совершаться без воды, и ни одна клетка не может обойтись без водной среды. Наряду с обеспечение физиологических функций организма вода имеет важнейшее гигиеническое значение и рассматривается как ведущий показатель санитарного благополучия населения. Гигиеническое значение воды заключается в использовании воды для поддержания чистоты тела, приготовления пищи и мытья посуды, стирки белья, уборка жилья и общественных помещений, удаление нечистот через канализационную сеть, полива улиц и зеленых насаждений. Много воды расходуется на уход за зелеными насаждениями. Вода является ценнейшим технологическим сырьем. Естественные водоемы широко используются в оздоровительных целях для купания, закаливания, занятий спортом. Вода является важным лечебным фактором: хороший эффект дают разнообразные физиотерапевтические водные процедуры, а бальнеология использует целебные свойства минеральных вод и грязей. ^ вода играет большую роль в распространении инфекционных заболеваний, то есть может быть опасной в эпидемическом отношении. Водный путь передачи наиболее характерен для следующих заболеваний: 1.кишечные инфекции бактериальной природы А)антропонозные: холера, брюшной тиф, паратифы А и Б, дизентерия, различные энтериты и энтероколиты Б)зоонозные: бруцеллез,сибирская язва 2.Вирусной природы (б.Боткина, полиомиелит, аденовирусные и энтеровирусные инфекции) 3.Протозойные инвазии: амебиаз, балантидиаз 4.глистные инвазии 7 вопрос. Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды. Гигиеническое значение органолептических свойств воды. Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды: 1.Должна быть прозрачной, бесцветной, не иметь запаха, обладать приятным, освежающим вкусом. 2.Должна содержать минеральных веществ и микроэлементов соотв. Физиологическим потребностям организма. 3.Не должна иметь в своем составе токсических и радиоактивных веществ концентрациях, опасных для человека. 4.Должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. ^ при оценке органолептических свойств воды определяют прозрачность, цветность, вкус, запах — показатели, которые в первую очередь могут настораживать потребителя. Среди показателей, определяющих токсичность состава воды, многие из них окрашивают природную воду в тот или иной цвет (например, железо, марганец, органические вещества). Они вызывают неприятные запахи (сероводород, азотистые соединения, примеси органических газов), характерный привкус (магний, калий и др.) способствуют образованию мутных взвесей (соли кальция, бария, стронция и пр.). Поэтому определение органолептических свойств является одним из основополагающих определений природных вод и проводится непосредственно после отбора пробы и не позднее, чем через несколько часов, после ее отбора. ^ Микроэлементозы - патологические процессы, вызванные дефицитами (недостатками) и избытками микроэлементов
^ 9 вопрос. Этапы обработки воды на водопроводной станции. Факторы риска для здоровья человека. Этапы обработки воды: 1.Очистка воды. Задачей очистки воды является или улучшение физических показателей, или освобождение ее от недопустимого количества некоторых химических ингредиентов. Одним из важнейших этапов очистки воды является повышение ее прозрачности путем снижения содержания взвешенных веществ. Поскольку большинство механических примесей, содержащихся в водной среде, находится во взвешенном состоянии только благодаря ее движению, необходимо уменьшить скорость течения водыДля указанных целей применяют различного типа горизонтальные отстойники, поступая в которые вода, переходя из узкого русла трубы в широкий резервуар, резко уменьшает скорость своего движения. В результате происходит сравнительно быстрое оседание крупнодисперсной взвеси. Затем воду пропускают через медленно действующий фильтр, где основным фильтрующим материалом служит кварцевый речной песок, на поверхности которого предварительно должна образоваться биологическая пленка из водного планктона, колло Необходимо подчеркнуть, что указанный вид фильтров из-за малой производительности в основном используют на сельских водопроводах с небольшим объемом подаваемой воды. На более мощных городских водопроводных станциях в настоящее время применяют иную схему водоочистки, в основу которой положен принцип коагуляции с помощью сернокислого алюминия, треххлористого железа и некоторых других веществидов и т. п. Для устранения неприятных запахов и привкусов обычно используют метод хлорирования с предварительной аммонизацией и аэрированием воды путем ее разбрызгивания или дождевания, когда дурно пахнущие газы, например сероводород, улетучиваются в окружающую атмосферу. При очистке водопроводной воды может возникнуть необходимость ее умягчения, обезжелезивания и обесфторирования. В первом случае либо добавляют в нее известково-содовый раствор, либо используют специальные ионитовые фильтры-умягчители. В основе процесса обезжелезивания лежит перевод закиси железа в окись с последующим удалением ее гидрата. При необходимости освободить воду от избытка фтора ее фильтруют через анионообменные смолы (активированная окись алюминия). Иногда же можно снизить его содержание за счет разбавления водой, содержащей ничтожные концентрации этого элемента. |
![]() | Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками | ![]() | Гигиена как наука. Цель, задачи, объект, предмет, методы, дифференциация гигиены, основные понятия. Место гигиены в системе медицинских... |
![]() | Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности... | ![]() | Гигиена как наука. Современная дифференциация гигиены. Связь с другими науками. Методы гигиены. Понятие "Здоровье". Первичная, вторичная,... |
![]() | Определение, цель и задачи гигиены как научной дисциплины. История и развитие гигиены. Основоположники отечественной гигиены (М.... | ![]() | Предмет «Гигиена животных», основные задачи и связь с другими науками. Роль гигиены в решении задач Программы социально-экономического... |
![]() | Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье" | ![]() | Основными составляющими личной гигиены являются уход за кожей, уход за зубами, уход за волосами, гигиена одежды и обуви |
![]() | Сборник тестов составлен преподавателями кафедры общей гигиены Днепропетровской государственной медицинской академии в соответствии... | ![]() | Гигиена – это самостоятельная медицинская профилактическая наука (дисциплина преподавания), изучающая влияние факторов окружающей... |