Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены




Скачать 395.47 Kb.
НазваниеГигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены
страница1/3
Дата публикации23.08.2013
Размер395.47 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Медицина > Документы
  1   2   3

  1. Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены.

Гигиена-область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продлению жизни.

Предметом изучения гигиены являются:

изучение природных и антропогенных факторов, соци­альных условий;

  • изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию;

  • научное обоснование нормативов, ПДК;

  • внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разра­ботанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности;

прогнозирование санитарной ситуации

Задачи: разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, сан.законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке основ рационального питания, а также сан.экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
^ 2. Краткая история развития гигиены.

Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных на­блюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, за­конов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (опи­сательных) гигиенических знаний возникли на рубеже обра­зования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбо­ру и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия про­водились на государственном уровне (XVII век - Аптекар­ский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую кан­целярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным со­стоянием городов (1737), о санитарных условиях на сукон­ных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае

заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиля­ции шахт).

Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судеб­ная медицина».

Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые ори­гинальные учебники по гигиене. К основоположникам ги­гиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные иссле­дования зрения у школьников и изучал причины близоруко­сти. Известны его работы в области гигиены труда, социаль­ной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).

Из проблем профилактической медицины на современ­ном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-техниче­ского прогресса и здоровья подрастающего поколения. Реше­ние этих вопросов возможно при использовании современ­ных исследовательских и профилактических технологий.
3^ . Гигиеническая и клиническая диагностика. Сравнительная характеристика. Первый закон гигиен.

Клинические методы исследования используют для оценки состояния здорового населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Применение для определения выраженных клинических нарушений, выявление преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и др. тесты.

Особое место при изучении профессиональной патологии рабочих, выявлении ранних признаков заболевания и обосновании необходимости проведения профилактических мероприятий.

^ Методы гигиенического эксперимента ставят своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окр.среды на организм человека или животных. Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здорового человека. Эксперименты проводятся на лаб.животных, а в отдельных случаях при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ, на добровольцах.
^ Первый закон гигиены определяет, что нарушение здоровья людей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социально-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех условий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма.
^ 4. Уровни профилактики. Значение социального маркетинга в профилактике неинфекционных заболеваний.

1) Первичная (радикальная) профилактика направлена на причину того или иного заболевания. Большинство гигиенических мероприятий.

2) Вторичная профилактика. Цель-ранее выявление препатологических состояний,тщательное мед. Обследование внешне здоровых людей, подвергавшихся воздействию неблагоприятных факторов окр.среды или имеющий повышенный риск развития заболеваний.

3) Третичная профилактика (реабилитация)- это комплекс мер по предотвращению осложнений,к.т. могут возникнуть в ходе уже развившегося заболевания.

В России одной из важнейших областей применения социального маркетинга является профилактика заболеваний. Не простое информирование населения об опасности тех или иных заболеваний, и способах их избежать, а формирование у человека потребности быть здоровым и направить все свои силы на получение этого здоровья, должно быть определяющим в организации мер профилактики среди слоев населения. С помощью маркетинга можно сформировать новые потоки пациентов в ЛПУ и оптимизировать существующие. Именно это лежит в основе применения маркетинга в сфере здравоохранения.

Использование методов социального маркетинга направлено, в т.ч. и на снижение заболеваемости инфекциями, передающимися преимущественно половым путем в частности ВИЧ-инфекцией/СПИДом. Снижение инфицирования последним, помогает значительно улучшить качество здоровья населения

5. ^ Риски факторов окружающей среды. Алгоритм оценки факторов риска.

■ образ жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков, злоупотребление лекарствами, характер питания, условия труда, гиподинамия, материально-бытовые условия, семейное положение и др.) — 49-53%;

■ генетические и биологические факторы — 18-22%;

■ состояние здравоохранения (своевременность и качество медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий)-8-10%;

■ окружающая среда (природно-климатические факторы, качество объектов окружающей среды) — 17-20%.

Согласно другой классификации, выделяют:

1) социально-экономические факторы (условия груда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.);

2) социально-биологические факторы (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т.д.);

3) экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т.д.);

4) организационные и медицинские факторы (качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и т.д.).

Оценка риска:

  1. Идентификация опасности

  2. Оценка экспозиции

  3. Установление зависимости «доза-ответ»

  4. Характеристика риска

  5. Управление риском ( предотвращение или снижение его)

  6. Оповещение о риске ( информированность)


6 вопрос. Гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.

Физиологическое значение воды состоит в том, что вода входит в состав всех биологических тканей. Вода составляет примерно 60-70% массы тела. Ни один жизненно важный процесс не может совершаться без воды, и ни одна клетка не может обойтись без водной среды. Наряду с обеспечение физиологических функций организма вода имеет важнейшее гигиеническое значение и рассматривается как ведущий показатель санитарного благополучия населения. Гигиеническое значение воды заключается в использовании воды для поддержания чистоты тела, приготовления пищи и мытья посуды, стирки белья, уборка жилья и общественных помещений, удаление нечистот через канализационную сеть, полива улиц и зеленых насаждений. Много воды расходуется на уход за зелеными насаждениями. Вода является ценнейшим технологическим сырьем. Естественные водоемы широко используются в оздоровительных целях для купания, закаливания, занятий спортом. Вода является важным лечебным фактором: хороший эффект дают разнообразные физиотерапевтические водные процедуры, а бальнеология использует целебные свойства минеральных вод и грязей.

^ Эпидемиологическое значение воды: вода играет большую роль в распространении инфекционных заболеваний, то есть может быть опасной в эпидемическом отношении.

Водный путь передачи наиболее характерен для следующих заболеваний:

1.кишечные инфекции бактериальной природы А)антропонозные: холера, брюшной тиф, паратифы А и Б, дизентерия, различные энтериты и энтероколиты

Б)зоонозные: бруцеллез,сибирская язва

2.Вирусной природы (б.Боткина, полиомиелит, аденовирусные и энтеровирусные инфекции)

3.Протозойные инвазии: амебиаз, балантидиаз

4.глистные инвазии
7 вопрос. Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды. Гигиеническое значение органолептических свойств воды.

Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды:

1.Должна быть прозрачной, бесцветной, не иметь запаха, обладать приятным, освежающим вкусом.

2.Должна содержать минеральных веществ и микроэлементов соотв. Физиологическим потребностям организма.

3.Не должна иметь в своем составе токсических и радиоактивных веществ концентрациях, опасных для человека.

4.Должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении.
^ Гигиеническое значение органолептических свойств воды: при оценке органолептических свойств воды определяют прозрачность, цветность, вкус, запах — показатели, которые в первую очередь могут настораживать потребителя. Среди показателей, определяющих токсичность состава воды, многие из них окрашивают природную воду в тот или иной цвет (например, железо, марганец, органические вещества). Они вызывают неприятные запахи (сероводород, азотистые соединения, примеси органических газов), характерный привкус (магний, калий и др.) способствуют образованию мутных взвесей (соли кальция, бария, стронция и пр.).

Поэтому определение органолептических свойств является одним из основополагающих определений природных вод и проводится непосредственно после отбора пробы и не позднее, чем через несколько часов, после ее отбора.

^ 8 вопрос. Микроэлементозы, классификация. Гигиеническое значение уровня минерализации воды. Профилактика микроэлементозов.

Микроэлементозы - патологические процессы, вызванные дефицитами (недостатками) и избытками микроэлементов

Микроэлементозы

Основные формы

заболеваний

Краткаяхарактеристика

Природные

эндогенные

1. Врожденные

2. Наследственные

При врожденных микроэлементозах в основе

заболевания может лежать микроэлементоз

матери. При наследственных микроэлемен-

тозах недостаточность, избыток или дисбаланс МЭ вызывается патологией хромосом или генов

Природные

экзогенные

1. Вызванные дефицитом МЭ

2. Вызванные избытком МЭ

3. Вызванные дисбалансом МЭ

Природные, т.е. не связанные с деятельностью человека и приуроченные к определенным географическим локусам, эндемические

заболевания людей, нередко сопро-вождающиеся теми или иными патологи-ческими признаками у животных и растений

Техногенные

1. Промышленные

(профессиональные)

2. Соседние с производством

3. Трансагрессивные

Связанные с производственной деятельно-

стью человека болезни и синдромы, вызван-

ные избытком определенных МЭ и их соеди-

нений непосредственно в зоне самого про-

изводства; по соседству с производством; в

значительном отдалении от производства за

счет воздушного или водного переноса МЭ

Ятрогенные

1. Вызванные дефицитом МЭ

2. Вызванные избытком МЭ

3. Вызванные дисбалансом МЭ

Быстро увеличивающееся число заболева-

ний и синдромов, связанных с интенсив-

ным лечением (пероральным, парентераль-

ным, чрескожным, ингаляционным) препа-

ратами, содержащими МЭ, а также с под-

держивающей терапией (например, с пол-

ным парентеральным питанием) и с неко-

торыми лечебными процедурами — диа-

лизом, не обеспечивающим организм необ-

ходимым уровнем жизненно важных МЭ



^ Профилактика микроэлементозов: хз что тут надо(((

9 вопрос. Этапы обработки воды на водопроводной станции. Факторы риска для здоровья человека.

Этапы обработки воды: 1.Очистка воды. Задачей очистки воды является или улучшение физических показателей, или освобождение ее от недопустимого количества некоторых химических ингредиентов. Одним из важнейших этапов очистки воды является повышение ее прозрачности путем снижения содержания взвешенных веществ. Поскольку большинство механических примесей, содержащихся в водной среде, находится во взвешенном состоянии только благодаря ее движению, необходимо уменьшить скорость течения водыДля указанных целей применяют различного типа горизонтальные отстойники, поступая в которые вода, переходя из узкого русла трубы в широкий резервуар, резко уменьшает скорость своего движения. В результате происходит сравнительно быстрое оседание крупнодисперсной взвеси.

Затем воду пропускают через медленно действующий фильтр, где основным фильтрующим материалом служит кварцевый речной песок, на поверхности которого предварительно должна образоваться биологическая пленка из водного планктона, колло

Необходимо подчеркнуть, что указанный вид фильтров из-за малой производительности в основном используют на сельских водопроводах с небольшим объемом подаваемой воды. На более мощных городских водопроводных станциях в настоящее время применяют иную схему водоочистки, в основу которой положен принцип коагуляции с помощью сернокислого алюминия, треххлористого железа и некоторых других веществидов и т. п.

Для устранения неприятных запахов и привкусов обычно используют метод хлорирования с предварительной аммонизацией и аэрированием воды путем ее разбрызгивания или дождевания, когда дурно пахнущие газы, например сероводород, улетучиваются в окружающую атмосферу.

При очистке водопроводной воды может возникнуть необходимость ее умягчения, обезжелезивания и обесфторирования. В первом случае либо добавляют в нее известково-содовый раствор, либо используют специальные ионитовые фильтры-умягчители. В основе процесса обезжелезивания лежит перевод закиси железа в окись с последующим удалением ее гидрата. При необходимости освободить воду от избытка фтора ее фильтруют через анионообменные смолы (активированная окись алюминия). Иногда же можно снизить его содержание за счет разбавления водой, содержащей ничтожные концентрации этого элемента.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Гигиена с основами экологии человека. Военная гигиена»
Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconОмская государственная медицинская академия
Гигиена как наука. Цель, задачи, объект, предмет, методы, дифференциация гигиены, основные понятия. Место гигиены в системе медицинских...

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconПеречень экзаменационных вопросов итогового контроля по дисциплине...
Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности...

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconВопросы к экзамену по дисциплине «гигиена»
Гигиена как наука. Современная дифференциация гигиены. Связь с другими науками. Методы гигиены. Понятие "Здо­ровье". Первичная, вторичная,...

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconОтветы на экзаменационные вопросы по общей гигиене для студентов 3
Определение, цель и задачи гигиены как научной дисциплины. История и развитие гигиены. Основоположники отечественной гигиены (М....

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconВопросы по зоогигиене для студентов факультета ветеринарной медицины...
Предмет «Гигиена животных», основные задачи и связь с другими науками. Роль гигиены в решении задач Программы социально-экономического...

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены icon1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими
Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье"

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconПравила личной гигиены и здоровье человека
Основными составляющими личной гигиены являются уход за кожей, уход за зубами, уход за волосами, гигиена одежды и обуви

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconСборник тестов составлен преподавателями кафедры общей гигиены Днепропетровской...
Сборник тестов составлен преподавателями кафедры общей гигиены Днепропетровской государственной медицинской академии в соответствии...

Гигиена, определение понятия. Предмет и задачи гигиены iconЛекция №1. Содержание и задачи гигиены. Факторы окружающей среды...
Гигиена – это самостоятельная медицинская профилактическая наука (дисциплина преподавания), изучающая влияние факторов окружающей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов