Откуда вообще взялась система менеджмента?




Скачать 104.51 Kb.
НазваниеОткуда вообще взялась система менеджмента?
Дата публикации20.06.2013
Размер104.51 Kb.
ТипВопрос
zadocs.ru > Медицина > Вопрос
Отношение к системам менеджмента



о необходимости систем менеджмента в конкретной организации

А нужна ли она НАМ?

Откуда вообще взялась система менеджмента?


Успешный бизнес в условиях выхода из мирового кризиса основан на прагматическом подходе. Редкие обстоятельства могут вызвать желание инвестировать, не имея понятного обоснования необходимости инвестиций и дополнительных постоянных затрат.

Системы менеджмента не относятся к числу интуитивно понятных вещей, чья острая необходимость очевидна любому менеджеру. Анализ показывает, что причина такой ситуации имеет далеко не только субъективный характер. Какими же видятся нам роль и место систем менеджмента в организации деятельности современного предприятия? Каковыми должны быть условия для реально успешного применения системы менеджмента, чтобы инвестиции и управленческие усилия по ее созданию не оказались напрасными?

Желание по возможности непредвзятого суждения по этому вопросу заставляет вспомнить его историю. Дело в том, что своим появлением системы менеджмента изначально обязаны не творчеству неких нобелевских лауреатов, а вполне «житейской» ситуации, когда конкретные люди, занимающиеся производством продукции, озаботились ее качеством. Первым убеждением, к которому пришли многие, в том числе и в Советском Союзе – качество нужно контролировать. Для этого были выделены обученные люди и введен контроль качества продукции в рамках специальных подразделений. Беда в том, что, во-первых, контроль качества только позволял выявить и изолировать брак, а не исправить (тем более предотвратить) его, а во-вторых, делалось это с большим опозданием и вызывало существенные задержки и издержки всего производства. При этом вся система контроля качества была предельно простой, понятной, а потому жила в таком виде достаточно долго, несмотря на низкую эффективность.

Следующим шагом стало понимание того, что для повышения эффективности было бы разумно контроль качества проводить не по окончании производственного процесса, а максимально приблизить его к точке выполнения соответствующих работ, сделать частью технологического процесса. Выполнение же самих процедур контроля и соответствующую ответственность имеет смысл возложить на самих исполнителей, а не отдельных освобожденных контролеров. Ведь именно непосредственный исполнитель может наиболее быстро предпринять корректирующие меры. Таким образом, удалось не только снизить издержки и время реакции, но и естественным образом мотивировать исполнителей.

В свою очередь, мотивированные исполнители скоро выяснили, что как бы они не старались обеспечить качество, есть вещи, на которые они влиять не могут: качество комплектующих и материалов, качество работ, выполняемых другими исполнителями, качество условий труда, качество определения требований и координации работ и т.д. Естественным образом стало понятно, что если мы хотим повышать качество и эффективность деятельности, то необходимо определить в рамках производства конкретного продукта совокупность связанных процессов, влияющих на конечный результат, а затем предложить способ, которым будет осуществляться согласованное управление выполнением этих процессов в соответствии с установленными целями заинтересованных сторон.

Это и стало основной отправной точкой, идеей при создании систем менеджмента качества. В последующем пришло понимание, что принципы, выработанные для систем менеджмента качества также справедливы и для систем менеджмента в других областях: безопасности, надежности, менеджмента информационных технологий, окружающей среды, отраслевых систем менеджмента. Ну, и «последней каплей», наверное, можно считать понимание и принятие того, что, вообще говоря, система менеджмента, сколько бы аспектов деятельности организации она не охватывала, должна быть одна единственная – общая для организации. Создание же такой системы должно представлять собой не возведение некой неуклюжей синтетической постройки рядом с реально действующей «де-факто» системой принятия решений, а перевод реальной системы на стандартные принципы и механизмы систем менеджмента. Только таким путем возможно получение эффективной системы, а не действующего макета для прохождения сертификации.
^

«Принципиальный» менеджмент


В сжатом виде решение о необходимости и целесообразности применения системы менеджмента в конкретной организации должно быть основано на применимости стандартных принципов систем менеджмента в условиях этой организации. При этом не имеет особого значения, основан такой анализ на объективных или субъективных факторах – важно, чтобы он проводился высшим руководителем, имеющим полномочия на принятие решения по созданию системы менеджмента (или использованию иных подходов к менеджменту).

Собственно, принципы менеджмента качества1 (ИСО 9000) общеизвестны:

  1. Ориентация на потребителя

  2. Лидерство руководителя

  3. Вовлечение работников

  4. Процессный подход

  5. Системный подход к менеджменту

  6. Постоянное улучшение

  7. Принятие решений, основанное на фактах

  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Менее распространено убеждение в том, что это – не просто лозунги, а действительно – сформулированные в предельно сжатом виде обязательные и неоспариваемые положения, без выполнения которых система менеджмента работать не может. Само понятие принципа, как изначального правила поведения, принимаемого априори, здесь весьма существенно. Именно на основании принципов выстраивается логика применения системы менеджмента. Соответственно, если какие-то из указанных принципов непонятны или неприемлемы, стоит отказаться от создания системы менеджмента.

Попробуем разобраться, что влечет на практике, какие обязательства накладывает каждый принцип? Постараемся при этом не дублировать стандарт
^

Ориентация на потребителя


Система менеджмента – целенаправленная система. Цели, целеполагание всегда субъективны. В системах менеджмента качества основной заинтересованной стороной принято считать потребителя продукции (услуг). В последнее время эта точка зрения претерпела определенную трансформацию: при рассмотрении требований и целеполагании принято рассматривать точки зрения всех заинтересованных сторон. Отсутствие практики целеполагания и ориентации на поставленные цели может быть реальным препятствием для создания эффективной системы менеджмента.
^

Лидерство руководителя


«Принцип первого лица» в свое время был сформулирован еще академиком Глушковым. Прежде всего, это означает, что любые попытки высшего руководства дистанцироваться от принятия решений в рамках системы менеджмента означают умирание системы. На практике принятие решений, связанных с определением политики, целей, структуры и рамок системы менеджмента, утверждением ее процедур, общеорганизационных и процессных планов, контролем основных процессов, владельцами которых являются непосредственные подчиненные, проведение годового аудита и анализа эффективности системы менеджмента – обязанность высшего руководства, исходящая из самой сути системы менеджмента.

Позиция высшего руководства должна быть активной, нацеленной на достижение целей и вовлечение работников в процессы управления. Если приоритет работ по системе менеджмента в деятельности руководителя недостаточен (причины не важны), от ее создания и использования лучше воздержаться.
^

Вовлечение работников


Одним из серьезных препятствий в достижении эффективности системы менеджмента является недостаточная вовлеченность сотрудников в процессы управления. Еще Суворов говорил о необходимости понимания солдатом замысла сражения: «Каждый воин должен понимать свой маневр».

Очевидно, навязывание системы менеджмента ни к чему хорошему привести не может. Здесь на первое место должны выходить факторы мотивации. Никакая «естественная» мотивация работать не будет: система менеджмента нужна в первую очередь руководству, а не исполнителям – это нужно понимать совершенно ясно.

К сожалению, под мотивацией достаточно часто понимается исключительно финансовое вознаграждение. Но, во-первых, далеко не всегда денежная компенсация заставляет лучше работать, а во-вторых, как правило, при грамотном применении практика поощрения должна использоваться с симметричной системой наказания. За успехи в достижении поставленных целей – поощрение лучших, за халтуру – наказание нерадивых. Так или иначе, критерии, установленные в системе менеджмента, должны быть обязательно включены в критерии оценки результатов труда. Система оценки должна быть простой, понятной и адекватной, а результаты оценки и улучшений должны быть видимы персоналу. Вообще же, мотивация персонала – отдельная область менеджмента и нельзя все сводить к материальной стороне вопроса.
^

Процессный подход


Для того, чтобы иметь возможность влиять на качество продукта на самой ранней стадии, необходимо воздействовать не на продукт, а на процесс его производства. В свою очередь процесс производства связан входами с другими процессами (вспомогательными, поддерживающими, управляющими). Качество конечного продукта зависит от качества промежуточных продуктов. Таким образом, только имея влияние на все связанные и взаимодействующие в рамках производства продукта основные и вспомогательные процессы, можно обеспечить выполнение различных требований к продукции. Представление деятельности в виде целенаправленной совокупности взаимосвязанных процессов и стало называться процессным подходом (ИСО 9000). Сам по себе процессный подход не только не является чем-то очевидным и само собой разумеющимся, но и не представляет безальтернативный вариант организации деятельности. Более того, для реализации процессного подхода необходимы конкретные и очень значительные усилия от организации, его использующей. Поэтому, если в явном виде не принято решение об использовании процессного подхода, попытки создания системы менеджмента обречены на провал.

Следует сказать, что процессному подходу не место там, где принято управление путем постановки задач и контроля результата (без отслеживания хода работ и требований к способу выполнения работ). Во многих простых задачах это действительно так. Не удастся его реализовать и там, где отсутствует повторяемость и типизация работ – порядок и содержание работ формализовать не удастся. Вряд ли применим процессный подход и там, где невозможно обеспечить промежуточный контроль хода процесса.
^

Системный подход к менеджменту


Системный подход подразумевает, прежде всего, целостность и членимость как первое свойство систем. Целостность подхода при решении задач менеджмента обеспечивается тем, что в рамки рассмотрения проблемы включаются все связанные задачи, образующие целостную систему задач, решение которых необходимо для достижения общей цели. Исходная постановка задачи при этом может и не меняться: как и прежде, результатом будет решение первичной задачи.

Соответственно, для управляемой деятельности это означает определение всех процессов, образующих целостную процессную область. Изолированное определение и постановка процессов не обеспечивают выполнение требований процессного (одиночный процесс – еще не процессный подход) и системного подходов.

Второе свойство систем – связность. Для нашего случая это требует рассмотрения не просто совокупности процессов, но и выявления, и исследования, обеспечения всех значимых связей процессов между собой и с окружением. Как правило, именно «забывчивость» связей приводит к неразрешимым проблемам при создании систем менеджмента. Связи превращают комплекс в систему и обеспечивают наличие остальных свойств системы: организации и интегративных качеств.

К сожалению, системный подход в менеджменте так же не част, как и процессный. Живым примером этого является большинство правительственных программ.
^

Постоянное улучшение


Системотехнический закон гласит, что неразвивающиеся системы начинают умирать непосредственно с момента прекращения роста. Это – общий закон развития. Поэтому, если организация, использующая систему менеджмента, не обеспечивает непрерывного развития, то она начинает умирать и ничто ее не спасет. В этом нет ничего плохого или хорошего, важно, что система менеджмента в данном случае не может спасти, но может продлить существование. В случае роста система менеджмента обеспечивает целенаправленность и эффективность этого движения.
^

Принятие решений, основанное на фактах


Зачем это нужно – вполне понятно. Вопрос, чем это достигается? Во-первых, нужны записи. К записям относят любые документы, которые ведутся по ходу процесса для регистрации, подтверждения фактов событий процесса, выполнения работ, достижения определенных результатов, выполнения требований и т.п. При этом, способ ведения записей не устанавливается: это могут быть бумажные документы, электронные записи в БД или любой другой приемлемый способ фиксации данных, позволяющий хранить и восстанавливать исходную информацию.

Если организация не готова вести записи – от создания системы менеджмента следует воздержаться. Ведение записей предполагает не только собственно их выполнение, но и все сопутствующие задачи по идентификации, хранению и управлению жизненным циклом записей.
^

Взаимовыгодные отношения с поставщиками


Любой процесс имеет входы. Любая продуктовая (основная) деятельность организации зависит от входных потоков. Качество конечного продукта зависит от качества исходных материалов, инструментов, комплектующих и т.д. сама организация в свою очередь является чьим-то поставщиком. Организации и люди связаны друг с другом. Не зря говорится: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Так и система менеджмента не дает результата, если не управлять взаимовыгодными отношениями с поставщиками. Большинство требований, выдвигаемых потребителем к организации, транслируются и на поставщиков. Поэтому, если организация не обеспечивает контролируемое взаимодействие с поставщиками, система менеджмента работать не будет.
^

Так все-таки: надо или нет?


Создание действующей системы менеджмента обеспечивает организацию инструментом принятия целенаправленных управленческих решений на основе формирования обратной связи по управлению между выходами управляемого процесса и требованиями, устанавливаемыми к выполнению процесса и его продукту.

Основными предпосылками к созданию системы менеджмента, очевидно, могут быть:

  • Сложность деятельности при обязательном наличии повторяемости операций

  • Сформировавшаяся номенклатура продукции и возможность закрепления процессов

  • Сложившееся разделение труда (наличие выделенного менеджмента)

  • Рост рыночной конкуренции

  • Рост количества непосредственных подчиненных

  • Внутренние проблемы координации деятельности в организации.

В результате создания и использования системы менеджмента могут быть получены реальные преимущества:

  • Повышение эффективности управленческих решений за счет обеспечения их целенаправленности путем реализации замкнутого цикла управления

  • Упрощение и ускорение процедур принятия решений путем их типизации, унификации и формализации

  • Снижение рисков за счет накопления опыта и закрепления хороших практик в виде процедур и инструкций

  • Обеспечение устойчивого тренда системы управления в сторону улучшения процессов

  • Снижение негативного влияния человеческого фактора за счет принятия решений, основанных на фактах и использования ведения записей, мониторинга и измерений

  • Освобождение менеджмента от решения рутинных задач путем их формализации и автоматизации

  • Повышение нормы управляемости за счет разграничения ответственности и стандартизации процессов

Создание системы менеджмента влечет существенные дополнительные издержки:

  • Наложение дополнительных ограничений на свободу принятия решений и способы выполнения процессов

  • Выполнение дополнительных действий в рамках процессов менеджмента

  • Ведение записей и управление ими, включая хранение, согласование, идентификацию и т.д.

  • Мероприятия по вовлечению персонала, мотивации и поддержанию необходимой дисциплины

  • Необходимость дополнительного обучения и освоения новых подходов к деятельности

  • Необходимость формирования и содержания дополнительного штата менеджеров

После сопоставления преимуществ и издержек при наличии предпосылок, вы, скорее всего, самостоятельно придете к выбору правильного решения о необходимости создания системы менеджмента в вашей организации.

7 апреля 2010 г. В. Мелдов

1 Принципы менеджмента других стандартных систем менеджмента в своей основе – те же, но имеют некоторые специфичные детали, конкретизирующие подход в соответствующей области

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconВ 2009 году на заводе avon в России была успешно внедрена и сертифицирована...
России была успешно внедрена и сертифицирована интегрированная система менеджмента на базе международных стандартов iso 9001: 2008-...

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconОткуда она взялась в СССР и почему?
Недовольство быстро поползло из города в город, народ требовал отмену злосчастной продразверстки, свободу торговли и ослабление диктата...

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconКнига "Что за чепуха?! возмутится читатель. Какой-то Голт, Атлант…...
Айн Рэнд за сорок лет жизни слыхом не слыхивал. Что за наваждение? is John Galt? Сергей Голубицкий. Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал"...

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconПрограмма вступительного испытания утверждено
История развития менеджмента. Предмет менеджмента. Школы, подходы и модели менеджмента. Особенности российского менеджмента. Виды...

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconТесты по дисциплине «Управление качеством»
Система управления (менеджмента) качества впервые была научно обоснована в трудах

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconОткуда она берется?
Откуда она берется? Источник тока, включенный в эл цепь, обладает запасом энергии

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconВарго Медиум «На свете есть Две вещи высшие: любовь и смерть»
Сознание держится на тонкой ниточке. Пусть так – минуту назад вообще не было никаких мыслей. Тянущая боль в левом мизинце, горло...

Откуда вообще взялась система менеджмента? icon"Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом"
О ношении крестика, об осенении себя крестным знамением и о Кресте вообще

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconКибернетическая модель менеджмента. Связь менеджмента с теорией управления....
Функции менеджмента. Взаимосвязь между функциями. Основные уровни организационного управления

Откуда вообще взялась система менеджмента? iconПоложение о рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся пгфа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов