Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий




Скачать 487.15 Kb.
НазваниеВосприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий
страница1/4
Дата публикации08.07.2013
Размер487.15 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Музыка > Документы
  1   2   3   4

  1. Восприятие. Особенности восприятия в младшем школьном возрасте. Развитие осмысленности музыкального восприятия в музыкальной школе на уроках сольфеджио и музыкальной литературы.



Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Основные свойства восприятия: предметность, структурность, осмысленность, константность.

Воспринять какой-то объект, это не просто выделить его из фона, а отнести к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет.

То, как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от психологических особенностей наблюдателя.

Зависимость образа восприятия от содержания психической жизни субъекта - апперцепция.

Музыкальное произведение представляет собой определенный экран, на который проецируются свойства личности слушателя.

^ Социально-психологические факторы восприятия

Основной путь развития музыкального восприятия – это повышение тонкости музыкального восприятия и его производных, а также расширение круга знаний слушателя о музыкальных стилях, жанрах и формах.

Изучая музыкальные предпочтения молодежи, и, зная их связь с содержанием ценностных ориентаций личности, можно с некоторой долей вероятности составить представление об уровне ее социального развития


^ Серьезная музыка

Легкая музыка

Высокая сложность

Низкая сложность

Наиболее существенная роль среди выразительных средств принадлежит мелодии и гармонии

Наиболее существенную роль среди выразительных средств играет ритм

Наибольшее значение имеют художественные формы

Преобладают мелкие формы

Художественный образ, как правило, динамичен

Художественный образ по преимуществу статичен

Восприятие носит сосредоточенный и углубленный характер

Восприятие часто бывает рассеянно-поверхностным

Направленность переживания – интровертированная

Направленность переживания – экстравертированная

Разрядка музыкального переживания осуществляется в образах фантазии и представлений

Разрядка переживания может осуществляться в активном движении

Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель «поднялся» до его уровня

Музыкальное произведение как бы «нисходит» к потенциальным возможностям слушателя

Музыка отделена от повседневной жизни, не создается для организации ее фона, но является самоцелью для решения эстетических задач

Музыка неотделима от повседневной жизни, которой она нередко служит фоном для решения внеэстетических задач

Музыка приобщает слушателя к вечным идеалам человечества по принципу «всегда и везде»

Музыка приобщает индивида к жизни в непосредственном социальном окружении по принципу «здесь и сейчас»

Выразительные средства стремятся к оригинальной самобытности

Выразительные средства имеют тенденцию к унификации

Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют старые произведения

Наибольшую ценность в глазах слушателей имеют новые произведения

Популярность музыки во многом обусловлена личностью композитора

Популярность музыки обеспечивается личностью исполнителя

Самосознание личности концентрируется в индивидуальном переживании слушателя.

Самосознание слушателя растворяется в коллективном переживании.




  1. Ощущения. Слуховые ощущения и их характеристика



^ Слуховые ощущения

Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.

Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Под амплитудой колебания разумеют наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее. Сила звука прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Эта сила зависит также от расстояния уха от источника звука и от той среды, в которой распространяется звук. Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии.

Звуковые волны различаются, во-вторых, по частоте или продолжительности колебаний. Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука. Волны различного числа колебаний в 1 с или в период колебания дают звуки, различные по высоте: волны с колебаниями большой частоты (и малого периода колебаний) отражаются в виде высоких звуков, волны с колебаниями малой частоты (и большого периода колебаний) отражаются в виде низких звуков.

Звуковые волны, вызываемые звучащим телом, источником звука, различаются, в-третьих, формой колебаний, т.е. формой той периодической кривой, в которой абсциссы пропорциональны времени, а ординаты – удалениям колеблющейся точки от своего положения равновесия. Форма колебаний звуковой волны отражается в тембре звука – том специфическом качестве, которым звуки той же высоты и силы на различных инструментах (рояль, скрипка, флейта и т.д.) отличаются друг от друга.

Зависимость между формой колебания звуковой волны и тембром не однозначна. Если два тона имеют различный тембр, то можно определенно сказать, что они вызываются колебаниями различной формы, но не наоборот. Тоны могут иметь совершенно одинаковый тембр, и, однако, форма колебаний их при этом может быть различна. Другими словами, формы колебаний разнообразнее и многочисленнее, чем различаемые ухом тоны.

Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые – в шумах.

Кривая музыкального звука может быть разложена чисто математическим путем по методу Фурье на отдельные, наложенные друг на друга синусоиды. Любая звуковая кривая, будучи сложным колебанием, может быть представлена как результат большего или меньшего числа синусоидальных колебаний, имеющих число колебаний в секунду, возрастающее, как ряд целых чисел 1, 2, 3, 4. Наиболее низкий тон, соответствующий 1, называется основным. Он имеет тот же период, как и сложный звук. Остальные простые тоны, имеющие вдвое, втрое, вчетверо и т.д. более частые колебания, называются верхними гармоническими, или частичными (парциальными), или обертонами.

Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые – периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужжание прялки в романсах Ф. Шуберта, шум моря, лязг оружия у Н.А. Римского-Корсакова и т.д.).

В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки.

Психологически человек ощущает 1) громкость звука, 2) высота и 3) тембр.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий iconВосприятие вместе с процессами ощущения обеспечивают непосредственно...
...

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий iconКурс лекций по сравнительной психологии (зоопсихология)
Психика это функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира, в ходе и результате

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий icon1 Поняття І структура соціальної перцепції
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует...

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий icon2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.•...

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий icon? Функция философии, заключающаяся в оценке вещей, явлений окружающего...
Функция философии, заключающаяся в оценке вещей, явлений окружающего мира, с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных,...

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий iconТексты лекций для специальности 1-23 01 04 Психология Раздел Познавательные...
Классификация органов чувств. Специфика ощущений различных модальностей. Уровни чувствительности (эксперименты X. Хэда). Рецепторная...

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий iconНесколько типов функциональной организации двух полушарий мозга
Восприятие предметов окружающего мира обеспечивается парной работой анализаторов (бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное...

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий iconКопитанаки Виктор Юрьевич
Не критичны «Я вижу» подразделяется по органам чувств подр на простые (объект неоформлен) и сложные (оформленный объект) подр на...

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий iconИскусство способ образного отражения окружающего мира и самого себя. Это мышление в образах
Искусство – способ образного отражения окружающего мира и самого себя. Это мышление в образах

Восприятие это познавательный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий iconЗакономерности восприятия: апперцепция, роль моторных компонентов, внимание и восприятие
Адаптация органов чувств. Взаимодействие ощущений. Чувствительность и ее измерение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов