План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш




Скачать 44.11 Kb.
НазваниеПлан доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш
Дата публикации04.09.2013
Размер44.11 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > Музыка > Доклад
Изучение классической сонатной формы в средних классах музыкальной школы

План доклада:

  • Вступление.

    • Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме.

    • Подбор репертуара для учащихся средних классов ДМШ.

  • Основные задачи при изучении сонатной формы.

    • Эволюция сонатной формы.

    • Строение сонатной формы.

    • Стилевые особенности классических сонат.

    • Характерные технические трудности

  • Выводы

Сонатная форма стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма. В ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная партия и побочная партия), развитие конфликта в разработке и его результат в репризе и коде.

В средних классах детской музыкальной школы учащиеся впервые на уроках по специальности сталкиваются с классической сонатной формой. Основными задачами при изучении такой сонаты являются: охват формы, выявление стиля, преодоление технических трудностей, характерных для этого жанра. В связи с этим, первые произведения сонатной формы, которые будут пройдены учащимся, должны быть ясными по форме, и содержать разумный минимум дополнительных метро-ритмических и технических трудностей. При подборе репертуара, следует учитывать значительную метро-ритмическую сложность сонат Моцарта, учитывая их мелодико-тематическое (до 6 тем в экспозиции) разнообразие. Автору представляется недопустимым выбор сонаты Моцарта, как первой изучаемой учеником сонаты.

Представляется важным, не полагаясь на знания, полученные учащимся по классу музыкальной литературы, пройти и тщательно закрепить в его памяти основные вехи эволюции сонатной формы, от старинной сонатной формы до классической, также основные особенности строения классической сонатной формы. Для решения этой задачи следует выделить, как минимум, полноценный урок, первый после разбора учащимся текста сонаты, с обязательным повторением на последующий уроках пройденного материала.

Начать освоение материала следует с определения сонатной формы, как формы, построенной на тональном контрасте главной партии (ГП) и побочной партии (ПП) в экспозиции с утверждением основной тональности в репризе.

Далее целесообразен непродолжительный экскурс к старинной сонатной форме. Здесь важными являются имена И. С. Баха и Д. Скарлатти. Было бы полезно иметь для иллюстрации звукозаписи и партитуры нескольких курант и жиг из Сюит или Партит Бах, также нескольких сонат Скарлатти. Принципиально, старинная сонатная форма – двухчастна, с тональным планом T – D | D – T, но если И. С. Бах тяготеет к полифоническому складу, непрерывности развития (форма типа развёртывания), то для творчества Д. Скарлатти характерен гомофонный склад, насыщение сонатной формы большим количеством цезур, выявление в ней отдельных партий (предклассическая сонатная форма).

Переходя к, собственно, классической сонатной форме, следует отметить те изменения, которые в ней произошли, по сравнению со старинной сонатной формой. Наиболее значительным изменением представляется выделение разработки в отдельную часть и становление сонатной формы, как трёхчастной. Однако также важно выявить роль связующей (СП) и заключительной (ЗП) партий. Как справедливо указывала М. Р. Черкашина-Губаренко (профессор НМАУ им. Чайковского), педагоги детских музыкальных школ часто упускают этот момент, в погоне за понятностью материала, что приводит к неправильному формированию образа сонатной формы у учащихся, хотя бы уже потому что разработка в классической сонате весьма часто использует музыкальный материал СП.

Строение классической сонатной формы должно быть показано на примере конкретной сонаты, играемой учащимся. Представляется полезным предоставить ему самому (разумеется, при помощи педагога) определить, для начала, границы экспозиции, разработки и репризы; затем разобрать экспозицию, выявив границы ГП затем границы тонально контрастирующей ПП, затем СП и ЗП; затем разобрать разработку, определив, на музыкальном материале каких партий она построена; и, в конце концов, разобрать строение репризы, выявив, какие структурные и тональные изменения произошли в ней, по сравнению с экспозицией.

Полный анализ сонатной формы, всех её возможных вариантов выходит за рамки этого доклада. Однако, хотелось бы отметить, что кроме доминантовой тональности в ПП встречается также параллельная тональность. Для примера можно взять Сонату ми-минор И. Гайдна. В этой же сонате можно увидеть ещё две особенности, выбивающиеся из стереотипного школьного представления о сонате – ПП не контрастирует с ГП и разработка построена, преимущественно, на материале СП. В сонатах Гайдна и Моцарта СП часто редуцируется, либо опускается в репризе, в то время как роль и размеры ЗП значительно в ней растут.

Важным элементом сонатной формы является диалектическое единство и борьба противоположностей. Так, наряду с важностью осознания исполнителем всех элементов сонатной формы, важно также показать и её единство. Это достигается с помощью единства темпо-ритма во всей сонате. В связи с тем, что в произведениях эпохи венского классицизма функцию ритмической основы несёт левая рука, представляется целесообразным изучение левой руки отдельно, в том числе, изучение её отдельно наизусть от начала до конца.

Что касается стиля классических сонат, то всегда полезно освежить в памяти ученика атмосферу чопорной и строгой католической Вены конца XVIII столетия, Вены эпохи императрицы Марии-Терезии и её «комиссии нравов». Всё тогдашнее общество было пронизано жёсткой системой писаных и неписаных правил, этикета, регламентирующего все стороны жизни. Разумеется, и музыка отражает в себе сущность того времени. В классических сонатах недопустима излишняя чувственность, агогические и динамические вольности. По устоявшейся к тому времени традиции, музыкальные произведения исполнялись в грациозном стиле, который предполагал видимость отсутствия для музыканта каких-либо трудностей.

Характерными для классических сонат техническими трудностями являются гаммообразные пассажи, альбертиевы басы, распространено использование мелизмов (особенно, трелей, мордентов, группетто). Их изучению необходимо посвятить отдельное время, поскольку однажды выученный правильный приём игры определённых технических трудностей сможет значительно помочь при изучении подобных произведений в будущем.

Переходя к выводам, можно утверждать, что изучение классической сонатной формы в средних классах музыкальной школы является важным этапом обучения учащегося детской музыкальной школы и должно быть детальным и тщательным. Недопустимо манкирование особенностями изучения именно этой формы произведений, низведения такового изучения до уровня просто выучки текста.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы
К участию в конференции приглашаются аспиранты, студенты и учащиеся средних специальных учебных заведений и старших классов средних...

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconПоложение о проведении творческого конкурса «Бывалово пристальный...
«Бывалово – пристальный взгляд» среди учащихся 6-10 классов средних общеобразовательных школ микрорайона Бывалово №41 и №3

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconКнига для внеклассного чтения учащихся старших классов Издание 2-е, исправленное и дополненное
...

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconПоложение о проведении Ежегодного конкурса для учащихся 10-х классов
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Конкурса для учащихся 10-х классов «Идеальный абитуриент» (далее...

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconЭкзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации предметов...
Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconДоклада. Хочется отметить хорошую подготовленность и большую заинтересованность...
Конференция «Стилистика искусства джазового исполнительства конца 19-первой половины 20 столетия»

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconРабочая программа по физической культуре для 5 9 классов составлена на основе
Данная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» авт....

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconЛенинградской области
...

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconА. А. Леонтьев Коломинский Я. Л
К61 Человек: психология: Кн для учащихся ст классов.— 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1986.—223 с: ил

План доклада: Вступление. Роль сонатной формы в европейском музыкальном классицизме. Подбор репертуара для учащихся средних классов дмш iconXiv межрегиональный дистанционный конкурс
«тризформашка-2014: Параллельные вычисления» для учащихся I xi классов и студентов I iv курсов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов