Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе




НазваниеВлияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе
страница1/4
Дата публикации12.02.2014
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Музыка > Документы
  1   2   3   4



Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе
Введение
Проблема музыкального воспитания подросткового поколения во все времена была актуальной. Она находила отражение в трудах философов, психологов, педагогов еще времен римской античности. Древнегреческие философы: Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон видели необходимость в разностороннем развитии детей. Музыка считалась приоритетным средством воспитания, а музыкально-эстетическое воспитание базировалось на основополагающих ценностях античной культуры.

В 19 веке проблемой формирования и развития музыкальной культуры у детей занимались многие педагоги-музыканты, среди них необходимо назвать Д.Н. Зарина, А.Н. Карасева, А.Л. Маслова, П.П. Мироносецкого, СВ. Смоленского. Итогом многолетнего опыта стало появление науки – методики музыкального воспитания, становление которой началось в 60-е годы 19 века.

На современном этапе развития общества данная проблема не просто не утратила своей актуальности, а стала еще острее. Особую актуальность она приобретает при работе со школьниками, подростками.

Известно, что в подростковом периоде развития музыкальная культура достигает определенного уровня. У школьников развивается собственный музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентации подростка в последующей взрослой жизни. Психологи отмечают, что для подросткового возраста характерен резкий скачек формирования отношения к искусству, при котором школьники «…подростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных критериев оценки явлений современной культуры». [33, 374] Специальные исследования свидетельствуют о том, что «легкая» музыка обслуживает потребности в общении, движении, разрядке, в то время как классическая – в уединении, обдумывании, больших серьезных чувствах. Наблюдения многих позволяют ныне говорить о том, что большая часть современных подростков увлечена рок-музыкой. Рок является социальной реальностью нашего времени. Не трудно заметить, что потребности, обслуживаемые роком, преобладают у подростков и старшеклассников. Значит, необходима ориентация школы и на эти потребности. В противном случае они ускользают от педагогического внимания и проявляются за тем как устоявшаяся привычка.

Формируя духовную культуру, как основу индивидуальной художественной культуры, музыкальная педагогика опирается на высокохудожественные образцы классического музыкального искусства. При таком подходе остаются без внимания потребности, интересы школьников-подростков, для которых современная популярная музыка, в частности, рок-творчество, является важнейшим компонентом общения. Общение, как известно, является ведущим типом деятельности у подростков. Школьник-подросток вынужден черпать знания о рок-музыке из СМИ, и, как правило, через неформальные каналы. Информация, полученная таким образом, не всегда позитивно влияет на развитие музыкальной культуры у школьника-подростка. Это обусловлено тем, что существует неуверенность, страх учителей перед этими проблемами. Многие учителя признаются в своей профессиональной неподготовленности в беседе со школьниками о роке.

Образовалась огромная разница между музыкой, которая звучит на уроках в общеобразовательных учреждениях, и музыкой, существующей за пределами школы. Современная музыка воспринимается подростками как обособленная область музыкального искусства, существующая автономно. Таким образом, в сознании школьников-подростков разорвалась нить преемственности музыкального искусства, а это в свою очередь, мешает полноценному их музыкальному развитию.

Проблема формирования музыкальной культуры современного школьника требует от музыкальной педагогики сегодня оптимальных и эффективных решений.

Перед учителем музыки при этом сегодня все острее встает вопрос преодоления в сознании школьника-подростка образовавшегося разрыва между классическим и современным музыкальным искусством. Решение данного вопроса является залогом успешного развития музыкальной педагогики, а также утверждения личностно-ориентированного подхода обучения школьника-подростка. Сегодня существует явная необходимость создания условий, при которых будут удовлетворены музыкальные потребности современного подростка, т.е. вооружение учащихся знаниями о рок-музыке, ее сильных и негативных сторонах, ее истоках, путях развития, связей с классической музыкой. Для этого необходимо иметь свою позицию, проявить личностный интерес и собственное отношение.

Целью исследования дипломной работы является становление личности (на уровне самооценки) школьника-подростка в процессе постижения рок-музыки.

  1. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи: определить психолого-педагогические особенности современных подростков; определить важные музыкальные признаки, характерные для рок-музыки; разработать методику введения в урок песенного репертуара рок-музыки; подтвердить на основе практической работы влияния рок-музыки на повышения самооценки подростков.

^ Объект исследования – музыкально-образовательный процесс, направленный на осознание подростками себя как личности на основе рок-музыки.

Предмет исследования – педагогические условия становления самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки.

Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала; исследовательская работа (по изучению самооценки подростков).

  • При решении данной проблемы можно выделить следующую гипотезу. Влияние рок-музыки на самооценку подростков будет педагогически целесообразным, если учитывать: применение метода идентификации (метод переноса художественного образа на личность слушателя); использование творческих заданий и музыкальных викторин; качественный отбор песенного музыкального материала, включающий в себя вербальные формулы внушения.

^ Методологическая база исследования – концепции педагогов-музыкантов Д.Б. Кабалевского, А.А. Пиличяускаса, Г.П. Сергеевой, Е.В. Николаевой, Э.Б. Абдуллина; исследования в области музыкальной психологии В.И. Петрушина, В.А. Подуровского, Н.В. Сусловой; идеи педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвилии, В.А. Сухомлинско* о, Л.В. Байбородовой, концепции ученых-психологов Э. Шпрангера, Ш. Бюлер, Э. Штерна, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, труды Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, М.И. Лисиной, в зарубежной – У. Джемса, Э. Эриксон, К. Роджерса и др.

База исследования – средняя школа №1.

1. Теоретические основы формирования самооценки подростков в процессе постижения рок-музыки
^ 1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст, по мнению специалистов, возраст самоопределения, становления характера. Этот период можно рассматривать как кризисный и связан он с перестройкой в трех основных сферах: телесная; психологическая; социальная.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном – подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом – подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Каждый возрастной период является переходным, подготавливает человека к переходу на более высокую возрастную ступень. У разных подростков эти периоды протекают по-разноъ у, что во многом определяется тем, как взрослые реагируют на эти изменения, стараются быть более чуткими и предупредительными или оставляют подростка наедине с проблемами.

Рассмотрим научные концепции таких психологов, как: Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Штерн, Л. Выготский.

Э. Шпрангер (1882–1963) разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка.

  1. тип – резкое и эмоциональное развитие, итогом которого является становление качественного нового Я.

  2. тип – медленное, но верное изменение, без особых отклонений в личностных чертах.

  3. тип – основан на самостоятельных принятиях решений, преодолениях внутренних страхов, на процессе самовоспитания, что приводит к осознанию индивидуальности, появлению устойчивой рефлексии (самоконтроль).

Ш. Бюлер (1893–1974) считала, что в подростковом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. В психическом развитии Ш. Бюлер выделила три фазы:

1 фаза – это «вступление» к самому периоду развития, первые симптомы проявляются в 11–12 лет; подростки ведет себя агрессивно, неуравновешенно, детские игры становятся не интересными, а игры старших еще не понятны.

  1. фаза – продолжительность от 11–13 лет у девочек и от 14–16 у мальчиков. В этот период проявляется особая раздражительность, нервозность, неудовлетворенность собой, своей внешностью, все это переносится подростками на окружающий мир. Окончание фазы происходит параллельно с завершением телесного созревания.

  2. фаза – несет в себе позитивные черты. Постепенно вырастает позитивное отношение к действительности, подросток уже может контролировать смены настроений, уже нет такой агрессивной настроенности, что раньше. Постепенно мир раскрашивается в яркие тона. В эту фазу появляются любовные переживания, которые дают выход самому тяжелому напряжению.

Э. Штерн (1871–1938) полагал «…специфика в подростковом периоде обусловлена, с одной стороны, направленностью мыслей и чувств ребенка, его стремлений и идеалов, а с другой – особым образом его действий». [34, 270] Штерн выделил шесть типов преобладающих ценностей, которые соответствуют шести типам личности подростка.

  1. теоретический тип – все стремления направлены на объективное познание действительности.

  2. эстетический тип – стремится постичь каждый отдельный случай как символ, знак.

  3. экономический тип – старается достичь результата с наименьшими потерями.

  1. социальный тип – главной ценностью этого типа является любовь и общение.

  2. политический тип – стремится к власти, управлению.

  • 6. религиозный тип – относится философски к смыслу жизни. Большую ценность в понимании психического развития подростка нам дает концепция Л.С. Выготского, где главной проблемой становится проблема интересов подростка. В данной проблеме становится наиболее важным угасание прежних групп (доминант) интересов и заполнение их новыми. Особенно важными становятся: «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности.

  • «доминанта дали» – устремленность в будущее и поиск определенных интересов.

  • «доминанта усилия» – волевые качества, возможность преодоления.

«доминанта романтики» – стремление к неизвестному, неопределенному.

При появлении новых интересов преобразовываются старые и возникают новые мотивы – это меняет социальную ситуацию развития подростка. Смена социальной ситуации ведет к смене ведущей деятельности, итогом этого являются психологические новообразования подросткового возраста.

Внутри подросткового возраста принято выделять младший – 10–13 лет, старший – 13–15 лет, часто к нему присоединяют и раннюю юность 15–17 лет.

По мнению Л.И. Божович, главное внимание в воспитании подростка следует сосредоточить на развитии мотивационной сферы личности: определения своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремлений ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформившиеся общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

Л.И. Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которою он вступает на различных этапах своего развития.

Подростковый возраст характеризуется противоречивостью и неожиданностью, странностью его психической жизни. Эти черты проявляются в резких колебаниях настроения: веселость сменяется тоской, унынием; уверенность в себе – трусостью, боязнью и т.п.

  • Также в этот период прослеживается полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость; повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро
    сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении – желание уединиться; «развязанность» в поведении – застенчивость; романтизм – цинизм, расчетливость; нежность, ласковость – жестокость.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек 13–15 лет.

Для подросткового возраста является характерным расширение рамок общения. Родители отмечают, что если раньше ребенок был «домашним», то переступив порог 12-тилетия, он стал тяготиться домом. Общение подростков уже не ограничивается рамками школы, они испытывают потребность объединиться в сообщества и соблюдать особые, установленные в них нормы.

Эти группы являются непременной принадлежностью подросткового периода и возникают совершенно стихийно.

Причиной этого явления становятся так называемые реакции группирования, является естественная потребность подростков в общении со сверстниками. Микрогруппы несут полезную функцию, подросток учится выполнять определенные социальные роли, усваивает определенные правила общения и групповые нормы. Например, они могут одеваться так, что это шокирует взрослых, но дает подростку важное для него чувство принадлежности к группе.

Характерной психологической особенностью подростков является потребность в социальном признании. Эта потребность является весьма необходимой для члена общества, она лежит в основе активной жизненной позиции личности. В нормальных условиях данная потребность реализуется у подростков в том, что они стремятся достичь совершенства в физическом, моральном или психологическом плане, добиться успеха в какой-либо деятельности. Но иногда признание сверстников, популярности в этом возрасте можно добиться совершенства неожиданными поступками и действиями. Так, подросток может добиться прочной положительной популярности у сверстников, забравшись на крышу школы по водосточной трубе на виду у всех или надерзив учителю, особенно если к этому учителю отрицательное отношение в классе.

Важной особенностью подросткового возраста является поиск объекта для подражания, они постоянно творят себе кумира, и создается впечатление, что без кумира не мыслят себе жизни. Выбор объекта для подражания зависит от степени и эффективности педагогического воздействия, строя личности подростка, конкретной ситуации и ближайшего окружения.

В силу возрастных и психологических особенностей восприятие объекта подражания у подростков отличается от такового у взрослых. Взрослые в объекте подражания, если он имеется, способен видеть не только положительные стороны, но и все отрицательное. Другое дело подростки: кумира или объект подражания они воспринимают с максималистических позиций. Все черты характера, привычки, поведение, мысли, идеалы и ценности кумира оцениваются ими только положительно. Такая психическая особенность подростков позволяет им положительно оценивать и усваивать не только достоинства, но и отрицательные черты характера, привычки, пристрастия.

^ В заключении необходимо отметить, что подростковый возраст считается в определенной степени переходным, сложным и кризисным, часто подверженный стрессам. А также это возраст самоопределения и становления. В этом возрасте происходит резкое ускорение психического и физического развития. Поэтому со стороны учителей и родителей необходимо в этом особое внимание к подростку в процессе его формирования и становления как личности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconВлияние музыки на организм человека. Открытие терапевтического эффекта музыки
Он не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной». Он полагал, «что музыка во многом...

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconРок-музыка- общее название направлений музыки, возникших в середине...

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconСтили и направления рок-музыки
К примеру глэм-рок к которому обычно относят исполнителей с определенным, гламурным имиджем, но в музыкальном плане этот стиль просто...

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconРок-му́зыка (англ. Rock music) обобщающее название ряда направлений...
Также рок является особым субкультурным явлением[источник не указан 301 день]; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты,...

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconМосковский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический...
Пётр Ильи́ч Чайко́вский — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается...

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconВадим курылёв о своих альбомах
Булавка Для Бабочки. Гитарный поп-рок, типичный для середины 90-х. Сильное влияние брит-попа и, как следствие этого влияние английских...

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconПрограмма по физической культуре для общеобразовательных организаций...
Программа предназначена для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций и учреждений

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconМосковский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический...
Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки)...

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconРусский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием...
Русский рок — это рок-музыка из России или на русском языке. Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием...

Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально образовательном процессе iconТеория музыки Пифагора
Аристида Квинтилиана, Порфирия, Аллипия (3-4 вв н э.) и других. Этическую концепцию музыки разрабатывали многие античные учёные,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов