Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца




НазваниеРомантизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца
страница1/5
Дата публикации20.08.2013
Размер0.76 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Музыка > Документы
  1   2   3   4   5
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре концаXVIII — 1-й половины XIX в. 
В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. 

Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их

 пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.


Первоначально романтизм выступил как принципиальный

 противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества — песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика — 
Л. Бетховена.



Принципы романтизма утверждали выдающиеся композиторы разных стран. Это К. М. Вебер, , Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен,

Ф. Шуберт Ф. Лист, Р. Вагнер. Дж. Верди.

Все эти композиторы восприняли симфонический метод развития музыки, основанный на последовательном преобразовании музыкальной мысли, порождающей внутри себя свою противоположность. Но романтики стремились к большей конкретности музыкальных идей, более тесной их связи с образами литературы, других видов искусства. Это привело их к созданию программных произведений.

Но главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его душевных переживаний. В отличие от классиков романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, обретаемую в упорной борьбе, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигалась, ускользала. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений. 
Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения. Они, с одной стороны, тяготеют к миниатюре, часто включаемой ими в цикл других, как правило, разнохарактерных пьес; с другой — утверждают свободные композиции, в духе романтических поэм. Именно романтики разработали новый жанр — симфоническую поэму. Чрезвычайно велик вклад композиторов-романтиков и в развитие симфонии, оперы, а также балета.
Среди композиторов 2-й половины XIX — начала XX в.,: в чьем творчестве романтические традиции способствовали утверждению гуманистических идей, — И. БрамсА. БрукнерГ. МалерР. Штраус,Э. ГригБ. СметанаА. Дворжак и другие

В России отдали дань романтизму едва ли не все великие мастера русской классической музыки. Велика роль  романтического мироощущения в произведениях основоположника русской музыкальной классики М. И. Глинки, особенно в его опере «Руслан и Людмила».


 В творчестве его великих продолжателей при общей реалистической направленности роль романтических мотивов была значительна. Они сказались в ряде сказочно-фантастических опер Н. А. Римского-Корсакова, в симфонических поэмах П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки». 
Романтическое начало пронизывает сочинения А. Н. Скрябина и













С. В. Рахманинова

























































Франц Петер Шуберт (Schubert) знаменитый композитор. Родился в Вене 31 января 1797 года, умер там же 19 ноября 1828 года. Богато одаренная музыкальная натура Шуберта сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. Одиннадцати лет от роду он был принят в придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Сальери). Оставив капеллу, Шуберт жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. В области песни Шуберт явился продолжателем последнего. Благодаря Шуберту пение получило художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 году, послужила основой славы композитора. Вскоре после нее появились неувядаемые "Der Wanderer", "Lob der Thraenen", " Suleika" и др. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта "Die schone Mullerin" и "Die Winterreise", являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен "An die Geliebte". Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроения, он дал аккомпанементу большее значение, большой художественный смысл. Замечателен также сборник "Schwanengesang", из которого многие песни приобрели всемирную известность (например "Standchen", "Aufenthalt", "Das Fischermadchen", "Am Meere"). Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепианной и симфонической. Его фантазии с-dur и f-moll, impromptus, moments musicals, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете d-moll, квинтете с-dur, фортепианном квартете (Forellen Quartett), большой симфонии c-dur и недоконченной симфонии h-moll Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Выдается из их среды "Der Hausliche Kriget oder die Verschworenen". Отдельные нумера его опер (например "Розамунды") вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и пр.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 13-го года жизни он сочинял непрестанно. Малейшего побуждения было достаточно, чтобы пробудить постоянно беспокойный дух Шуберта. Увлекательный текст, данный Шуберту, сейчас же возбуждал в нем фантазию. "Der Wanderer", "Erlkonig" были написаны с невероятной быстротой. В высшем кругу, куда Шуберт приглашался для аккомпанемента своих вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Шуберта имела некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились "Швейцарское семейство" Вейгеля, "Медея" Керубини, "Иоанн Парижский" Буальдье, "Сандрильона" Изуарда и особенно "Ифигения в Тавриде" Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только "Севильский цирюльник" и некоторые отрывки из "Отелло" Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Франц Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию с-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса манускриптов, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и пр.).
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".

Франц Шуберт (Schubert) (31.01.1797, предместье Вены Лихтенталь - 19.11.1828, Вена) - австрийский композитор. Сын школьного учителя и дочери слесаря. Первыми учителями музыки Шуберта были его отец, брат Игнац и регент лихтентальской церкви М. Хольцер, обучавшие Шуберта игре на скрипке, фортепиано и органе, а также теории музыки. Большую роль в музыкальном развитии Шуберта сыграли квартетные вечера в доме отца: братья Шуберта, Фердинанд и Игнац, играли партии 1-й и 2-й скрипки, сам Шуберт - партию альта, а его отец - партию виолончели. Для этого домашнего музицирования Шубертом были написаны впоследствии его первые струнные квартеты. Участвуя в хоре мальчиков Лихтентальской церкви, Шуберт выступал также солистом, поражая слушателей красотой голоса и выразительностью пения. В октябре 1808 года Шуберт был принят в число "певчих мальчиков" Придворной капеллы; как и прочие "певчие мальчики", он стал жить и учиться в венском конвикте (род пансионата и школы-интерната). Здесь педагогами Шуберта по музыкальным предметам были Ружичка и Антонио Сальери. Играя в ученическом оркестре конвикта, Шуберт на практике познакомился с музыкой Гайдна, Моцарта и Бетховена. В возрасте 13 лет Шуберт уже был автором ряда произведений. Его первое крупное сочинение - фантазия для фортепиано в 4 руки, написанная в 1810 году. В последующие три года он создает песни, вокальные баллады (в т. ч. "Кубок" на слова Шиллера), вокальные квартеты, некоторые струнные квартеты, 1-ю симфонию. После мутации голоса Шуберт оставил конвикт, не закончив среднего образования. В соответствии с семейными традициями, по настоянию отца, осенью 1813 года он поступил в учительскую семинарию. Несмотря на большую занятость, Шуберт сочинял много и непрерывно, совершенствуя свое мастерство. Работая школьным учителем, он все свободные часы посвящал творчеству. В 1814 году была написана песня "Маргарита за прялкой" на слова из "Фауста" Гёте, в 1815 году баллада "Лесной царь" на слова того же поэта, в 1817 - "Форель" (слова Д. Шубарта). Наряду с шедеврами вокальной лирики Шуберт создает в этот период (1814-1817) много произведений, охватывающих все виды и жанры музыкального искусства - от опер, месс и симфоний до фортепианных миниатюр.

Попытки Франца Шуберта и его друзей добиться издания его сочинений в эти годы не имели успеха, о его творческих достижениях знал лишь узкий круг друзей и почитателей. Лишь после того как в 1817 году песнями его заинтересовался великолепный певец, артист венской оперы Михаэль Фогль, начавший исполнять их, имя Шуберта стало приобретать все большую известность в Вене. Должность школьного учителя совершенно не привлекала молодого композитора и мешала его творчеству, но ему не хотелось, оставив эту должность, окончательно испортить отношения с отцом. Последний выхлопотал Шуберту отпуск на один год. Почувствовав себя свободным, Шуберт усиленно занимался композицией. Материальная нужда вынудила его выехать летом в 1818 году в Венгрию, где он обучал игре на фортепиано дочерей графа Эстергази в его имении Желиз. Пребывание в Венгрии имело для Шуберта большое значение: в его музыку начали проникать интонации венгерских народных песен и танцев.

По возвращении в Вену Шуберт твердо решил прекратить работу школьного учителя даже ценой материальных лишений и разрыва с отцом, - настолько была сильна тяга его к творчеству. С этого времени он жил большей частью вне отчего дома. Около двух лет он прожил в одной комнате со своим другом поэтом Майрхофером, около 4-5 лет находил приют в квартире своего друга поэта-любителя Шобера. Друзья проявляли о нем заботу и добывали ему частные уроки музыки. Кроме названных лиц, в шубертовский кружок вошли братья Хюттенбреннер, художники Швинд и Купельвизер, студент - в будущем драматург - Бауэрнфельд и др.; встречался Шуберт и с крупнейшим австрийским поэтом и драматургом Ф. Грильпарцером. Часто по вечерам друзья развлекались танцами под звуки шубертовских вальсов, которые он тут же импровизировал. Время от времени устраивались вечера в дружеском кругу, на которых звучали сочинения Шуберта (вечера эти получили название "шубертиад").

Начиная примерно с 1821 года музыка Шуберта становится достоянием более широких кругов венского общества. Это были преимущественно песни, в пропаганде которых большую роль сыграл певец Фогль, а также мелкие фортепианные пьесы (танцы). С 1821 года началось и издание сочинений Шуберта - друзья композитора опубликовали несколько его сочинений на собственные средства, после чего венские издатели решились печатать его произведения на свой страх и риск. Все же издавались главным образом песни и фортепианные танцы. Более значительные инструментальные сочинения Шуберта еще долго ждали своего опубликования.

В 1822 году было создано одно из самых значительных сочинений Шуберта - "Неоконченная" симфония, а в 1823 году написан вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" (на стихи немецкого поэта В. Мюллера) - одно из высших достижений Шуберта в области вокальной лирики. Тяжелое материальное положение заставило Шуберта весной 1824 года вторично выехать в Желиз в качестве преподавателя музыки. В сельской тиши был написан ряд произведений: соната и вариации для фортепиано в 4 руки, танцы для фортепиано и др. Музыкальным воплощением венгерских впечатлений явился "Венгерский дивертисмент" Шуберта для фортепиано в 4 руки. В летние месяцы 1819, 1823 и 1825 годов Шуберт вместе с Фоглем совершил поездки в Верхнюю Австрию. Красоты природы, разнообразные впечатления были для него отрадой. В 1827 году он посетил столицу Штирии - Грац.

В 1826 году возникли квартеты ре минор ("Смерть и девушка") и Соль мажор, принадлежащие к числу значительнейших его камерных сочинений. В 1827 году был написан "Зимний путь", второй вокальный цикл Шуберта на слова Мюллера - одно из самых печальных и скорбных его произведений. В год смерти Шубертом были написаны песни, изданные впоследствии в виде сборника "Лебединая песня". Сюда вошли шесть песен на слова Гейне, составившие самостоятельный трагический цикл внутри этого сборника ("Двойник", "Город" и др.), а также песни на тексты Рельштаба и Зейдля. Но творчество этого последнего периода жизни композитора не ограничивается произведениями трагического, мрачного характера: в 1828 году написано такое жизнерадостное, оптимистическое произведение, как струнный квинтет До мажор, завершена работа над большой симфонией До мажор.

Трагична была жизнь Шуберта, трагична судьба его огромного творческого наследия. Музыка его при жизни не получила широкого распространения и была почти неизвестна за пределами узкого круга близких людей. Лишь незадолго до смерти друзья Шуберта организовали концерт из его произведений, прошедший с большим успехом. Большинство гениальных сочинений оставались неизданными многие годы и не появлялись в концертных программах. Достаточно сказать, что капитальнейшая симфония До мажор впервые прозвучала под управлением Ф. Мендельсона в лейпцигском "Гевандхаузе" лишь в 1839 году. А "Неоконченная" симфония, партитура которой хранилась у друга Шуберта А. Хюттенбреннера, впервые исполнена в Вене лишь в 1865 году - почти через серок лет после смерти ее творца.

Творчество Шуберта очень многообразно, как по охвату жанров, так и по диапазону образов, мыслей и чувств. Но преобладающим и определяющим строй его музыки было лирическое начало, жизненно правдивая передача внутреннего мира человека из народа, все богатство его душевной жизни, выраженное через простую задушевную мелодию - песню народного склада. По выражению Б. В. Асафьева, Шуберт обладал способностью "быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".

Центральное место в творчестве Шуберта занимает вокально-песенная лирика. Свыше 600 песен написал Шуберт на слова поэтов - как величайших (Гёте, Шиллера, Гейне), так и второстепенных (Майрхофера, Шобера и др.). Тема личности в песнях Шуберта сочетается с характерной для романтиков темой природы. Образы природы (ручей, лес, поле, цветы) нашли яркое художественное воплощение в их музыке. В песнях Шуберта господствует ясная, простая и очень задушевная мелодия. Фортепианное сопровождение зачастую носит изобразительный характер, но при этом изобразительность сочетается с глубокой психологической выразительностью. Фортепианная партия на равных правах с вокалом участвует в создании музыкально-поэтического образа. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.

Велико значение и инструментальных сочинений Шуберта. Он может считаться родоначальником новых жанров романтической симфонии, сонаты. В некоторые крупные инструментальные сочинений Шуберт вводит мелодии собственных песен: 2-я часть ре-минорного квартета представляет собой вариации на мелодию песни Шуберта "Смерть и девушка", 4-я часть фортепианного квинтета - вариации на тему песни "Форель" (поэтому весь квинтет носит название "Форель"), фортепианная фантазия До мажор написана на тему песни "Скиталец". Но даже там, где Шуберт не пользуется мелодиями своих песен, он часто создает инструментальные мелодии песенного склада.

Не только песенные, но и жанрово-танцевальные образы пронизывают музыку Шуберта. Так, часто в ней звучат знакомые обороты старинного австрийского лендлера, из которого развился впоследствии вальс. Во всем этом обнаруживаются тесные связи творчества Шуберта с демократическим музыкальным бытом Вены, что делает его музыку не только мелодически богатой, но и подлинно народной по строю образов и по языку. Однако Шуберт не только великий мелодист; он чрезвычайно расширил и обогатил средства гармонической выразительности, оказав этим большое влияние на композиторов-романтиков следующих поколений.

Вокальное творчество Шуберта

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду­альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но­визной.
Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован­ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори­ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил «песенно».
Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений[1]. Но использование песни в качестве материала – далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип – вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт – это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве – человека в аспекте его непосредст­венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».
Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровожде­ние, формообразование – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев­ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.
Песня у Шуберта – это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж­дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» – звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:
характеризует общий психологический фон действия – образ лихорадочной тревоги;

изображает ритм «скачки»;

обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод­ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зим­него пути» и т.д. Вершина балладного жанра – «Лесной царь», созданный в ран­ний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».
Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало­гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму[2]. Рефреном являются возгласы отчаяния ре­бенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу­ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон­трастируют напевным фразам Лесного царя.
Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладани­ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.
В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.
Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой», отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).
В «Фаусте» Гете песня Гретхен – небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения – глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч­та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева­ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет­ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ­ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.
Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («...пожатье рук, его поцелуй»).
Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе­го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы­текает из фортепианного вступления.
В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования – от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти­ков – Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.
[1] Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).
[2] Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.

Анализ прекрасная мельничиха

История создания

1820-е годы — пора расцвета творчества Шуберта. Уже написаны сотни песен, которые постепенно начинают завоевьтать признание у любителей музыки, исполняются на домашних вечерах. В последние 5 лет своей короткой жизни композитор создает новый крупный романтический жанр — вокальный цикл, состоящий из 20 и более миниатюр. Таких циклов у Шуберта два, и оба написаны на тексты Мюллера.

Вильгельм Мюллер (1794—1827) — современный Шуберту немецкий поэт-романтик, проживший почти столь же короткую жизнь. Сын ремесленника, он учился в Берлинском университете, но, увлеченный общим патриотическим порывом, в 19 лет вступил добровольцем в армию, чтобы сражаться с Наполеоном. Вернувшись после изгнания французов в университет, Мюллер, подобно Шуберту, стал участником кружка молодежи, включавшего поэтов и ученых. Они восхищались народной песней, обсуждали новинки поэзии и нередко устраивали литературные игры. В конце 1816 года это была игра «Роза, мельничиха», где руки прекрасной мельничихи добивались подмастерье мельника, охотник, садовник, рыбак; она вначале отвечала на любовь мельника, а затем отдала предпочтение охотнику. Каждый из членов кружка писал стихи от лица своего героя. Мюллер, в соответствии с фамилией, играл роль мельника. Зимой 1816—1817 годов он написал 8 стихотворений и сделал наброски еще нескольких. Его стихи были признаны в кружке лучшими, учитель юного Мендельсона композитор Людвиг Бергер положил 5 из них на музыку. Все это побудило Мюллера отделить свои стихи от чужих, дополнить их новыми и в 1818 году опубликовать цикл из 16 стихотворений под названием «Прекрасная мельничиха». Готовя к изданию сборник «Стихотворений из бумаг, оставленных странствующим валторнистом», поэт в 1820 году расширил цикл до 25 стихотворений, включавших пролог и эпилог. Две части сборника (77 стихотворений) были изданы в 1821 и 1824 годах с посвящением Веберу — «мастеру немецкой песни, в знак дружбы и восхищения».

Стихи Мюллера написаны в фольклорном духе, образцом для них послужил знаменитый сборник народных текстов «Чудесный рог мальчика», составленный известными немецкими поэтами-романтиками Ахимом Арнимом и Клеменсом Брентано. Народность поэзии Мюллера высоко ценил Гейне. Стихи Мюллера очень музыкальны. «Я не умею ни играть, ни петь, — писал поэт, — но когда я сочиняю стихи, я тем не менее и пою и играю. Если бы я умел выразить те напевы, что звучат во мне, мои стихи нравились бы больше, чем нравятся теперь... Может быть, и найдется сочувствующая душа, которая обнаружит напевы, скрытые в словах, и возвратит их мне».

Такой сочувствующей душой оказался Шуберт, познакомившийся со стихами Мюллера случайно. По не вполне достоверным воспоминаниям приятеля, композитор как-то зашел к нему и, ожидая, когда хозяин освободится, принялся в одиночестве листать первую попавшуюся книгу. Стихи сразу же так захватили его, что Шуберт сунул книгу в карман и поспешил домой, где немедленно принялся за сочинение. Лишь через несколько дней композитор признался в совершенной краже. Шуберт включил в свой цикл 20 стихотворений Мюллера и работал над ним в Вене, предположительно, летом 1823 года, завершив в начале следующего. Летом 1824-го он поехал в Желиз, венгерское имение графа Эстергази фон Таланта, вновь, как и 6 лет назад, пригласившего его в качестве домашнего учителя. Здесь Шуберт познакомился с близким другом семьи Эстергази, 25-летним тенором-любителем бароном Карлом фон Шёнштайном, которому аккомпанировал в домашних концертах. Ярый приверженец итальянской оперы, Шёнштайн, однако, увлекся песнями Шуберта и впоследствии стал одним из лучших исполнителей его музыки. Особенно нравилась Шёнштайну «Прекрасная мельничиха», которая и была посвящена ему. Хотя первое публичное исполнение цикла состоялось в Вене лишь 32 года спустя после создания, песни из него сразу вошли в репертуар любительского музицирования. Этому способствовало венское издание, осуществленное непосредственно после сочинения, в 3 тетрадях на протяжении февраля—августа 1824 года.

Музыка

«Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой, чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.

Первые песни по-юношески радостны и беззаботны, полны весенних упований и нерастраченных сил. №1, «В путь» («В движенье мельник жизнь ведет») — одна из самых известных песен Шуберта, настоящий гимн странствиям. Та же ничем не омраченная радость, предвкушение приключений воплощены в №2, «Куда?». Другие оттенки светлых чувств запечатлены в №7, «Нетерпение»: стремительная, словно задыхающаяся мелодия с большими скачками рисует радостную уверенность в вечной любви. В №14, «Охотник», наступает перелом: в ритме скачки, мелодических оборотах, напоминающих звуки охотничьих рогов, таится тревога. Полон отчаяния №15, «Ревность и гордость»; буря чувств, душевное смятение героя находят отражение в столь же бурном журчании ручья. Образ ручья вновь возникает в №19, «Мельник и ручей». Это сцена-диалог, где печальной минорной мелодии героя противостоит ее мажорный вариант — утешения ручья; в конце, в противоборстве мажора и минора, утверждается мажор, предвосхищающий окончательный вывод цикла — №20, «Колыбельная ручья». Она образует арку с №1: если там герой, полный радостных надежд, отправлялся в путь вслед за ручьем, то теперь, пройдя скорбный путь, он находит покой на дне ручья. Бесконечно повторяющаяся краткая попевка создает настроение отрешенности, растворения в природе, вечного забвения всех горестей.

Анализ зимний путь

Свой второй вокальный цикл Шуберт создал в предпоследний год жизни, полный печальных событий. Композитор утратил всякую надежду на издание своих сочинений в Германии и Швейцарии. В январе он узнал, что очередная попытка получить постоянное место, чтобы иметь твердый заработок и свободно творить, не увенчалась успехом: в должности придворного вице-капельмейстера Венской оперы ему предпочли другого. Решив участвовать в конкурсе на значительно менее престижную должность второго вице-капельмейстера театра венского предместья «У Каринтийских ворот», он не смог получить и ее — то ли потому, что сочиненная им ария оказалась слишком трудной для участвовавшей в конкурсе певицы, а Шуберт отказался что-либо менять, то ли из-за театральных интриг.

Утешением стал отзыв Бетховена, который в феврале 1827 года познакомился с более чем полусотней шубертовских песен. Вот как об этом рассказывал первый биограф Бетховена Антон Шиндлер: «Великий мастер, не знавший до того и пяти песен Шуберта, был поражен их количеством и никак не хотел поверить в то, что Шуберт к этому времени создал уже более пятисот песен... С радостным воодушевлением он неоднократно повторял: "Действительно, в Шуберте живет Божья искра!"» Однако взаимоотношения двух великих современников не получили развития: месяц спустя Шуберт стоял у гроба Бетховена.

Все это время, по воспоминаниям одного из друзей композитора, Шуберт «был мрачно настроен и казался утомленным. На мой вопрос, что с ним, он ответил только: «Вы скоро услышите и поймете». Однажды он сказал мне: «Приходи сегодня к Шоберу (ближайшему другу Шуберта. — А. К.). Я вам спою несколько ужасных песен. Они меня утомили сильнее, чем какие-либо другие песни». И он спел нам трогательным голосом весь «Зимний путь». До конца мы были совершенно озадачены мрачным настроением этих песен, и Шобер сказал, что ему понравилась только одна песня — «Липа». Шуберт на это возразил только: «Мне эти песни нравятся больше всех».

Как и «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» написан на стихи известного немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера (1794—1827). Сын портного, он так рано обнаружил поэтический дар, что уже к 14 годам составил первый сборник стихотворений. Рано проявились и его свободолюбивые взгляды: в 19 лет, прервав учебу в берлинском университете, он добровольцем участвовал в освободительной войне против Наполеона. Славу Мюллеру принесли «Греческие песни», в которых он воспел борьбу греков против турецкого гнета. Стихи Мюллера, нередко называемые песнями, отличаются большой напевностью. Сам поэт часто представлял их с музыкой, и его «Застольные песни» распевались по всей Германии. Мюллер обычно объединял стихотворения в циклы, связанные образом героини (прекрасная кельнерша, прекрасная мельничиха), определенной местностью либо излюбленной романтиками темой странствий. Он и сам любил путешествовать — посетил Вену, Италию, Грецию, каждое лето совершал пешие походы по разным краям Германии, подражая средневековым странствующим подмастерьям.

Первоначальный план «Зимнего пути» возник у поэта, вероятно, еще в 1815—1816 годы. В конце 1822-го в Лейпциге были изданы «Песни странствий Вильгельма Мюллера. Зимний путь. 12 песен». Еще 10 стихотворении публиковались в бреславльской газете 13 и 14 марта следующего года. И, наконец, в изданной в Дессау в 1824 году второй книге «Стихотворений из бумаг, оставленных странствующим валторнистом» (первая, 1821, включала «Прекрасную мельничиху»), «Зимний путь» состоял из 24 песен, расположенных в другой последовательности, нежели прежде; две, написанные последними, стали №15 и №6.

Шуберт использовал все песни цикла, но порядок их иной: первые 12 точно следуют первой публикации стихотворений, хотя писал их композитор значительно позднее последней публикации — они помечены в шубертовской рукописи февралем 1827 года. Познакомившись с полным изданием стихотворений, Шуберт в октябре продолжил работу над циклом. Он еще успел увидеть изданной 1-ю часть, опубликованную в венском издательстве в январе следующего года; в объявлении, извещавшем о выходе песен, говорилось: «Каждый поэт может желать себе счастья быть так понятым своим композитором, быть переданным с таким теплым чувством и смелой фантазией...» Над корректурой 2-й части Шуберт работал в последние дни жизни, используя, по воспоминаниям брата, «недолгие просветы сознания» во время смертельной болезни. 2-я часть «Зимнего пути» вышла в свет через месяц после смерти композитора.

Еще при жизни Шуберта песни «Зимнего пути» звучали в домах любителей музыки, где, как и другие его песни, пользовались популярностью. Публичное же исполнение состоялось лишь однажды, за несколько дней до издания, 10 января 1828 года (Вена, Общество любителей музыки, песня №1, «Спокойно спи»). Показательно, что исполнителем выступил не профессиональный певец, а профессор университета.

Музыка

«Зимний путь» — один из самых крупных циклов, он состоит из 24 песен. И построение, и эмоциональный склад его резко отличны от «Прекрасной мельничихи». Какое-либо развитие сюжета отсутствует, странствия героя не имеют ни начала, ни конца. Мрачные настроения утверждаются уже в №1 и господствуют до последнего. Лишь изредка их озаряют светлые воспоминания, ложные надежды, и по контрасту жизнь становится еще мрачнее. Мрачна и окружающая героя природа: снег, покрывший всю землю, замерзший ручей, блуждающий огонек, заманивающий в глухие скалы, ворон, ожидающий смерти странника. В спящей деревне героя встречает лишь лай цепных псов, путевой столб указывает туда, откуда нет возврата: дорога приводит на кладбище. Простота мелодии и формы сближает песни цикла с народными.

№1, «Спокойно спи», полон сдержанной скорби, подчеркнутой мерным ритмом шага, шествия. Лишь последний куплет окрашен в мажорные тона, словно улыбка сквозь слезы. Беспокойно звучит №2, «Флюгер», где выделяются тревожные восклицания. №5, «Липа», со светлой, непритязательной мелодией образует первый контраст; но свет обманчив — это лишь сон. Близок по настроению №10, «Весенний сон», построенный на внутреннем контрасте: светлой певучей мелодии в мажоре противостоят жесткие, отрывистые минорные фразы. Одна из самых жизнерадостных песен — №13, «Почта», с энергичным ритмом и звонкими фанфарными оборотами, подражающими наигрышу почтового рожка; но таково лишь начало каждого куплета: после паузы возникают скорбные возгласы. Декламационное начало господствует в печально сосредоточенном №14, «Седины», где фортепиано и голос как эхо вторят друг другу. Неизбывной печалью веет от №15, «Ворон». Финальный №24, «Шарманщик», — одна из самых потрясающих по безысходности песен Шуберта, решенная предельно скупыми средствами: уныло повторяющиеся примитивные звуки шарманки прерывают берущую за душу, тоскливую, удивительно простую мелодию, которая завершается горестным вопросом.

Песни Шуберта на стихи гете

Роль и значение

Творчество Гёте сыграло очень важную роль для Шуберта, им написано большое количество произведений на стихи Гёте(около 70 песен),среди которых такие шедевры ,как "Морская тишь", "полевая розочка","Лесной царь","Фульский король","Вознице Кроносу","Ганимед","Горные вершины",и т.д. Важность Гёте для Шуберта состояла в том, что именно благодаря его поэзии Шуберт начинает оказывать предпочтение жанру песни. И если Гёте не обратил особого внимания на песни Шуберта(песни Шуберта были неоднократно отосланы Гёте),то для Шуберта день 19 октября 1814 года, день когда в его руки попала первая часть Фауста и он открыл его как раз на песне "Гретхен за прялкой",и когда он написал песню на этот текст, вот этот день стал для него переломный. Этот день стал двойным днём рождения, день рождения Шуберта как песенного композитора, и день рождения австро-немецкой песни вообще.

"Гретхен за прялкой"(нем.вар. Маргарита). Один из Шубертовских шедевров, уже его зрелое произведение, не смотря на то что Шуберт его написал когда ему было всего 17 лет, а самое главное что он находит круг образов и приёмов развития, которые будут характерны для всего его последующего творчества. Сам образ безысходной тоски, отчаиния, невозможность отвлечься от мысли - один из главных шубертовских приёмов. Первое четверостишье было процитировано им в письме Купельвизеру, когда он начал понимать что жизнь его заканчивается.

Анализ

Основной образ этой песни - безысходная тоска, образ счастья которое утеряно безвозвратно, но напоминает о себе. Этот сложнейший образ находит своё полное воплощение в музыке, который ещё более углубляет поэтический текст.

Партия фортепиано. Уже в двух тактах фортепианного вступления очень точно найден основной образ, который повторяется очень монотонно на протяжении всего произведения. Также вырастает из этой фигуры и вокальная партия. И вся музыкальная форма этой песни так же выстроена на идее этого бессмысленного механистичного кружения и возвращения к одной и той же мысли. Основная мысль всей песни постоянно возвращается в качестве навязчивого рефрена, а второй раздел каждого куплета является эпизодом, где есть развитие и желание вырваться из этого замкнутого круга.И во втором куплете происходит своеобразное преодоление, когда образы прошлого становятся настолько осязаемыми, и не на долго пропадает даже гудение шестнадцатых, но всё возобновляется вновь в третьем куплете и влечёт к катастрофе, кульминация совпадает с мыслью о смерти, и в конце основная идея проходит вновь.

"Полевая розочка"

Написано в 1815 году. Потрясающее свойство шубертовской наивной простоты, трогательности, изысканности и совершенства. Эта песня стала почти народной, в потрясающем исполнении Фишера.

"Лесной царь"

1815. Песне принадлежит особое место в раннем творчестве Шуберта. Прежде всего жанр этой песни – баллада. Этот жанр был очень распространен в романтической поэзии и у немецких и у английских промантиков, и баллада обладает своей спецификой. Это произведение проникнуто мрачной фантастикой, часто заканчивающееся трагически. У Шуберта получается настоящая драма, с несколькими действующими лицами(что заложено уже у Гёте, и что требует колоссального мастерства исполнителя).Это рассказчик, это отец, это ребёнок, это лесной царь, и для каждого из них Шуберт находит определённую интонацию. Реплики рассказчика достаточно сдержаны и объективны, речи отца успокаивающие, ребёнка – всё более пронзительные и напряжённые, а реплики лесного царя манящие ,завораживающие.

В результате форма складывается из чередования контрастных эпизодов, и такое строение характерно для жанра баллады вобщем (например Цумштег, Райхард).Но Шуберт переосмысливает жанр, и наполняет его немыслимой до тех пор интенсивностью развития, стремительностью действий и объединяет все эти разрозненые картины единой линией развития. Причины такой цельности: - Постоянное тревожное триольное биение аккомпонимента. В начальных репликах героя именно фортепиано создаёт образ жуткой тревоги, напряжённости. Первая реплика лесного царя триоли преображаются то в вальс(первая реплика),то в романсовую фактуру(вторая реплика),но так или иначе триоли не исчезают до конца произведения.

- Реплики ребёнка:"Отец мой, отец мой",интонация малой секунды, И эта интонация является маленьким рефреном, каждый раз на тон выше.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconВ какой стране возникло течение романтизма?
Какое художественное направление требует судить художника по его собственным законам? (романтизм)

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconДипломный проект на тему: Сравнительный анализ американской, японской...
...

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца icon2. Культура речи. Речевой этикет в стилистике и культуре речи
До этого времени основной цикл гуманитарных и нормативных лингвистических знаний учебного профиля в России был связан прежде всего...

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconДиалоги и встречи: постмодернизм в русской и американской культуре вологда 7-8 декабря
Вологодская универсальная научная библиотека им. Бабушкина, ул. М. Ульяновой, д. 1, зал №12

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconВопросы для самопроверки
I. становление и развитие культурологического знания глава Понятие культуры в классической европейской философии а. Неверова Представления...

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconИскусство Западной Европы в XIX веке
Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской революцией 1789—1794 гг была окончательно сформирована новая эпоха...

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconПлан лекций по американской литературе введение
Предыстория американской литературы. (Открытие Америки. Образ Нового Света в литературе)

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconПлан: Основные положения эстетики классицизма в Западной Европе....
Классицизм как ведущее художественное направление в русской литературе 30-60-х годов ХVIII века

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconПсихологические типы семьи в европейской культуре
Нужна или не нужна семья, хороша она или плоха как социальный институт, куда она эволюционирует и какой должна быть эти вопросы

Романтизм идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца iconЭтим и объясняется актуальность проблемы изучения истории американской...
Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов