Скачать 432.94 Kb.
|
Архангельская А.В., студент филологического факультета КГУ, специальность «Журналистика» Позднякова Е.Г., к.ф.н., доцент кафедры ЖиМК КГУ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИЗДАНИЯ («МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕРИДИАН») Музыкальные издания – это периодические издания, содержащие нотные записи музыкальных произведений и статьи про музыкантов и музыку. Они предназначены для интересующихся музыкой и творчеством музыкантов [сноска]. Известно, что музыка выражает духовный и нравственный потенциал человека и народа, что она влияет на духовное развитие как общества, так и отдельной личности. В музыке сосредоточен многовековой духовно-нравственный и социально-культурный опыт, который не может не оказывать серьезное влияние на внутренний мир социальных субъектов различной степени общности – от индивида до населения страны в целом. В связи с этим актуализируется проблема популяризации музыки в музыкальных периодических изданиях. Необходимо отметить, что специализированные периодические музыкальные издания характеризуются наличием образных языковых средств и значительного количества музыкальных терминов. Обращение к анализу феномена музыкальной журналистики в целом и музыкального издания в частности обусловлено сегодня объективной потребностью в осмыслении многочисленных проблем ее роли в непростых и неоднозначно оцениваемых процессах интенсивного развития современной отечественной культуры. Возникает острая потребность осмысления особенностей функционирования музыкальной журналистики, выявления внутренних динамических условий ее дальнейшего развития, закономерностей порождения новых тенденций современным культурным процессом. Это говорит об актуальности данного исследования. Цель нашей работы – изучить специфику музыкального издания на примере специализированной музыкальной газеты «Музыкальный Меридиан». Сообразно цели работы были поставлены следующие задачи:
При этом к исследованию мы приступаем со следующей гипотезой: музыкальная газета является наилучшей формой для выпуска специализированного музыкального издания в российской действительности на современном этапе. ^ тема музыкальной журналистики в исследованиях отечественных специалистов присутствует в достаточно малой степени. Следует отметить книги Т.Курышевой «Слово о музыке» и «Музыкальная журналистика и музыкальная критика». «Информацией к обучению» и «информацией к размышлению» называет Т. Курышева свои очерки. Музыкальная журналистика в них показана как особая сфера деятельности, раскрывающая перед читателем свой масштаб и богатейшие возможности, «скрытые рифы и важнейшие проблемы». Очерки могут служить основой для практического освоения профессии музыкального критика-журналиста. Понимая значение изучения музыкальной критики для последующего развития музыкальной журналистики, Т.Н. Ливанова начала грандиозный труд: уникальное пособие по периодике 1801-1880 годов в семи выпусках под общим названием: «Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века». Предисловия к каждому выпуску в своей совокупности являются развёрнутой работой на тему «Периодическая печать в России 1801-1880 годов как источник истории русской музыкальной культуры»; тщательно собранные по столичным и провинциальным изданиям статьи и заметки о музыке систематизированы по предметно-тематическим рубрикам, при этом все выстроено в хронологическом порядке. Дальнейшие десятилетия (1880-2011), к сожалению, такого исследователя не нашли, и в России нет пока продолжения этой работы. Однако и то, что уже написано и собрано, весьма существенно для изучения истории музыкальных изданий. Необходимо упомянуть еще одну весьма существенную работу для изучения истории русской музыкальной критики: в 1971 году вышел первый том биобиблиографического словаря «Кто писал о музыке» Г.Б. Бернандта и И.М. Ямпольского, дающий весьма обширную картину с богатейшим перечнем имен, в последующие годы – еще три тома. Кстати, основой для этого капитального энциклопедического труда стала работа Николая Федоровича Финдейзена (1868-1928) – ученого, историка, создателя и бессменного на протяжении почти 25 лет редактора-издателя самого специально-музыкально-критического издания дореволюционной России «Русской музыкальной газеты» (1894-1918). В архиве Государственного Дома-музея имени П.И. Чайковского хранится картотека его Словаря музыкантов, писавших о музыке в России, включающая около 10 000 карточек. Новизна данного исследования: впервые предпринята попытка исследования специализированной музыкальной газеты как отдельного типа издания на российском рынке СМИ, выявления типологических особенностей ее функционирования и содержания. ^ работы: выявленные в ходе исследования типологические особенности российских музыкальных изданий могут послужить основанием для дальнейших, более глубоких научных работ, а кроме того, могут быть полезными для редакторов, музыкальных журналистов и издателей специализированных музыкальных изданий. ^ работы состоит в том, что сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования отечественной журналистики. Объектом исследования является музыкальная журналистика в России, история ее развития и положение на современном этапе, а также проблемы существования и возможные пути развития музыкального издания. Предметом исследования является издаваемая в России специализированная музыкальная газета «Музыкальный меридиан», выходившая ранее как музыкальный журнал. «Музыкальный меридиан» - издание, которое по периодичности (2-3 раза в месяц), также относится к журнальному типу. ^ исследования типологических характеристик специализированного музыкального издания стали номера газеты «Музыкальный меридиан». Методологические основы работы: – диалектико-логический подход, дающий возможность исследования типа издания с учетом процессов, оказывающих влияние на его развитие, выделять основные тенденции и обосновывать выводы; – эмпирико-системный подход, предполагающий использование системного отбора наиболее важных фактов развития объекта исследования и изучение элементов предмета исследования в неразрывной связи между собой. В частности, в данной работе собраны исторические сведения о становлении российской музыкальной журналистики, а также изучено влияние изменившихся социальных условий на содержание музыкальных изданий на современном этапе существования; – метод теоретического анализа и обобщения научной литературы по общеметодологической проблематике типологии музыкальной журналистики и истории ее развития; контент-анализ жанров и содержания журналистских материалов в специализированной музыкальной газете «Музыкальный меридиан». ^ дипломная работа состоит из введения, основной части из двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Во введении обозначена актуальность данного исследования, выделены цель, задачи работы. Определена методологическая и эмпирическая база исследования, отмечены приемы, использованные в работе, предмет и объект исследования. Сформулирована новизна исследования и его практическая значимость с ориентацией на дальнейшую разработку данной тематики в научных работах. В первой главе, состоящей из двух параграфов, изложена история появления и развития российской музыкальной журналистики в целом и специализированной в частности, а также выявлены сформировавшиеся исторически определенные тенденции, оказывающие значительное влияние на музыкальную журналистику на современном этапе. Кроме того, исследуются типологические характеристики специализированных музыкальных изданий как отдельного типа СМИ, выделяются их классификации по различным основаниям, а также обосновываются функции музыкальной газеты как наиболее функционального формата существования специализированного музыкального издания. Вторая глава работы посвящена непосредственному изучению практического воплощения типологических характеристик специализированной музыкальной газеты на примере издания «Музыкальный меридиан». Выявленные в первой главе теоретические положения анализируются и доказываются на конкретном примере издания и журналистских публикаций в нем. Типологические характеристики и классификации накладываются на газету «Музыкальный меридиан» с целью выявить их реальную функциональность и жизнеспособность. Во втором параграфе данной главы содержится описание проблематики современной музыкальной журналистики на российском рынке СМИ, а также предполагаются возможные перспективы развития музыкальных периодических изданий в системе журналистики. В заключении приводятся обобщающие выводы и доказательства существования музыкальной газеты как наиболее эффективной формы выпуска специализированного музыкального периодического издания, а также выделены вероятные перспективы существования данного формата на российском рынке СМИ в будущем. Глава 1. Специфика музыкальной журналистики 1.1. Музыкальные издания в системе журналистики Интенсивное расширение направлений общественного интереса привело к постепенному расслоению журналистской деятельности на отдельные профессиональные сферы. Разумеется, важнейшей и сегодня остается общественно-политическая журналистика, обеспечивающая всестороннее освещение политических процессов в мировом сообществе. Но, наряду с общественно-политической журналистикой, все большее значение приобретают узкоспециализированные направления, охватывающие разные стороны жизни людей. Они требуют от журналиста особой, специальной подготовки в той или иной области, может быть, второго образования (или первого, предшествующего практической журналистской деятельности). Журналист должен профессионально разбираться в тонкостях предмета разговора – только информация, поступающая от лиц, владеющих спецификой освещаемой области, может стать авторитетной. Растущая узкая специализация в области журналистики – важнейшая примета нового времени, и эта тенденция будет только усиливаться и углубляться [12, 12]. Специальная журналистика освещает разные направления, интерес к которым в обществе постоянно растет. Художественная журналистика, к которой принадлежит и журналистика музыкальная, обращена к искусству как главному объекту своего внимания. Не просто к событиям общественно-культурной жизни в сфере искусства, в которых может разобраться и журналист «широкого профиля», но именно и прежде всего – к явлениям, связанным с художественным творчеством во всех видах и формах его существования [12, 13]. Периодические издания, посвященные вопросам музыкального искусства выходят еженедельно, ежемесячно, поквартально. Музыкальные издания публикуют критические статьи, обзоры, хронику, рецензии на концерты, музыкально-исторические и теоретические исследования, библиографию, нотографию. Существуют также специальные нотные журналы, публикующие только музыкальные произведения. Главным объектом внимания музыкальной журналистики является современный музыкальный процесс. Различные составляющие музыкального процесса – как творческие, так и организационные – в равной мере значимы, поскольку освещение «положения дел» во всех и в каждой в отдельности сферах должны способствовать получению максимально полной и всесторонней информации. То есть главная цель музыкальной журналистики – «поиск истины» в разных направлениях музыкального дела и доведение этой истины до общественного сознания [17, 67]. Таким образом, среди объектов внимания музыкальной журналистики – новая музыка во всем спектре стилей и техник, современное исполнительство, современные музыкально-сценические искусства, театрально-концертная практика, массовая музыкальная культура. Необходимо отметить, что понятие «музыкальная журналистика» отражает форму реализации особой музыкально-литературной деятельности, принадлежащей системе прикладного музыковедения. То есть музыкальная журналистика может служить способом выхода как музыкальной критики (оценочной мысли), так и музыкального просветительства, популяризации и пропаганды, любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс [13, 38]. С одной стороны, музыкальная журналистика – более широкое понятие, охватывающее все направления музыковедческой деятельности данного рода. С другой – именно творчество является самой важной и самой сложной для осмысления составляющей музыкального процесса, и именно этим исторически занимается музыкальная критика. Публичный выход музыкально-критической мысли в сферу общественно-художественного сознания осуществляется главным образом посредством музыкально-критической журналистики. Представляется уместным особо выделить и ввести в оборот обозначения названных двух «подвидов» в традиционной трактовке понятия «музыкальная критика»: 1. Музыкально-критическая мысль – оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления; именно она и есть «музыкальная критика» в точном смысле понятия. 2. Музыкально-критическая журналистика – направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре. Именно музыкально-критическая журналистика – самая специфическая сфера современной музыкально-журналистской деятельности [13, 38]. Музыкальная критическая мысль, ранее представленная в философских трактатах и эстетических высказываниях, вычленяется и локализуется в самостоятельной сфере деятельности. Эта сфера – музыкально-критическая журналистика, которая является одним из каналов выхода «в свет» музыкально-критической мысли. Развитие музыкальной журналистики в рамках периодической печати смогло обеспечить более совершенное, динамичное действие механизма саморегуляции музыкальной культуры, каковым и является музыкальная критика. То есть не нарождающаяся публичная журналистика создала музыкальную критику, но критическая мысль в более сложных условиях развития общественно-художественного сознания вышла на качественно новый уровень своего функционирования [13, 43]. Рассмотрим современную ситуацию в отечественной музыкальной периодике. Исторически сложилось так, что именно печатное слово в периодической печати прежде всего ассоциируется с понятием музыкальной журналистики. Она зародилась в ее недрах, и долгое время это был единственный канал публичного выхода профессиональной музыкально-критической мысли. История сохранила богатейшее наследие в этой области творчества, которое продолжает пополняться. Вопреки опасениям скептиков, считающих, что будущее только за электронными СМИ, в неослабевающем интересе к печатному слову – гарантия его значения на долгую перспективу. Важнейшим российским печатным органом федерального значения, где постоянно освещаются события и проблемы музыкальной жизни, остается газета «Культура» (в советское время, соответственно, «Советская культура»), основанная в ноябре 1929 года. В 90-е годы в новой России начали выходить и специальные музыкальные газеты: «Российская музыкальная газета» (как бы воссозданная «Русская музыкальная газета»), «Музыкальное обозрение». Существует и достаточное количество региональных и ведомственных специальных изданий, уделяющих первостепенное значение музыкальным вопросам. Например, газета Московской консерватории «Российский музыкант» (в 1938-1991 гг. под названием «Советский музыкант») с приложением «Трибуна молодого журналиста» (с 1998 г.), в которой публикуются студенты [5, 109]. Важным местом выхода серьезной музыкальной критики, ориентированной на профессионалов и просвещенных любителей, в нашей стране остается единственный специальный «толстый» журнал – «Музыкальная академия» (до 1992 г. – «Советская музыка»). А также «тонкий» журнал «Музыкальная жизнь», в котором преобладает скорее просветительская, чем критико-оценочная направленность. Однако в журнале с его длительным производственным процессом критический отклик лишается своего важнейшего свойства – оперативности [20, 3]. Наряду с еженедельником «Культура», актуальная музыкальная критика широко представлена во многих ведущих ежедневных газетах («Известия», «Труд», «Ведомости», «Коммерсант» и др.). В них работают профессионалы с консерваторским образованием, причем уже не по совместительству, временно выходя в музыкально-критическую журналистику из своей основной академической деятельности, а на постоянной основе. Это важно. Не занимаясь журналистикой постоянно, автор, как правило, лишен ощущения разносторонних явлений непрерывно текущей музыкальной жизни (имеющиеся исключения только подчеркивают правило). В результате целостный музыкально-культурный процесс может вообще не попасть в его поле зрения. Подобный автор зачастую оказывается не в состоянии охватить общую социокультурную картину, вне которой музыкально-критическая журналистика существовать не может. Круг доминирующих вопросов в таких публикациях может оказаться принадлежащим иной системе ценностных координат. Музыкальная журналистика в Интернете еще не стала полноценным самостоятельным творческим направлением. Она, прежде всего, присутствует в нем как альтернативный канал, дублирующий основной источник. Ведущие периодические издания создают специальную интернет-версию каждого выпуска [21, 1]. Традиционно считается, что основная задача периодических изданий – удовлетворять потребности общества в информации. Однако в начале XXI века сфера коммуникации сильно изменилась. Переход с вертикальной коммуникации к горизонтальной ярко проявился в сфере музыкального шоу-бизнеса. Кроме того, распространение интернет-технологий способствует тому, что музыка становится условно бесплатной. Глобальные трансформации сферы коммуникации привели к тому, что по крайней мере о музыке аудитория способна самостоятельно получить любую интересующую информацию. Теперь музыкальные периодические издания уже не должны только информировать аудиторию. Ключевая задача – быть фильтром в мире музыки, отсеивая для аудитории только нужную ей информацию. Этот процесс можно назвать информационным диджеингом [20, 4]. Еще одной особенностью современных музыкальных изданий можно назвать изменение их функций. Причина этого лежит в резком увеличении информации. Каждый день в интернете появляются десятки тысяч песен, выкладываются тысячи клипов и сотни музыкальных альбомов или микстейпов. Большую часть этого материала уже можно бесплатно скачать абсолютно легально. Оставшееся можно скачать бесплатно с одного из многочисленных пиратских сайтов. Музыка стала условно-бесплатной, и это оказало серьезное влияние на специализированную журналистику [21, 3]. Ориентироваться во всем музыкальном многообразии в настоящее время самостоятельно невозможно. Более того, основная часть этой информации по определению не интересует каждого отдельно взятого потребителя. Именно поэтому решающее значение в музыкальной журналистике приобретают не формат периодического издания или способы подачи информации, а исключительно критерии отбора этой информации. Потребитель должен быть уверен: он получит необходимый минимум информации о той музыке, которая интересует именно его. Таким образом, музыкальная журналистика превращается в дополнительный сервис, облегчающий процесс поиска музыки, а современных музыкальных журналистов можно назвать «информационными диджеями». Этот термин впервые употребил Юрий Сапрыкин [21, 3]. Переход от самостоятельного создания контента к его подбору и должной фильтрации как нельзя лучше подходит для современного состояния музыкальной журналистики. Стоит признать, что частично функцию «информационного диджеинга» музыкальные журналисты выполняют уже сейчас. Музыкальные журналисты отбирают фактическую информацию о творчестве и ссылки на свежие премьеры; кроме этого, обращают внимание еще на фотографии или короткие зарисовки из личной жизни звезд; некоторые пытаются создавать информационные поводы из каких-то скандальных высказываний музыкантов [17, 68]. Музыкальные издания призваны помочь потребителю определиться в море спроса и предложений, сориентироваться в рынке. Музыкальные журналисты способствуют тому, чтобы потребитель нашёл своё отражение в коллекции музыкальной информации. Критики оценивают продукты объективно, мирятся с продавцами тех проектов, которые им не нравятся, и поддерживают устойчивость в мире музыки. Хороший журналист, критикуя очередной диск, должен суметь ответить на три вопроса: какое место занимает этот диск среди всех дисков исполнителя, какие источники вдохновения были у создателя и что может дать проект для музыкальной сферы в дальнейшем. Чтобы стать профессионалом в сфере музыкальной журналистики, нужно определять звук любого инструмента на слух, хорошо разбираться в жанрах и стилях музыки, воспринимать музыкальный размер [16, 169]. Необходимо учитывать, что даже фильтрация информационных потоков может осуществляться самым разнообразным образом на основе различных критериев ценности. В этом контексте на первый план выходят не профессиональные качества, а авторитет журналиста и та степень доверия, которую он вызывает у аудитории. Наиболее важным становится совпадение вкусов журналиста и читателя. В этой парадигме вырисовывается следующий путь любой информации от журналиста музыкального издания к конечному потребителю. Существует единый информационный поток, из которого журналисты, исходя из редакционной политики музыкального издания, субъективных вкусов и предпочтений или представлений о прекрасном, вычленяют наиболее интересное. Потребитель, ознакомившись с принципами подобной работы многих журналистов, выбрал для себя тех из них, чьи вкусы наиболее близки ему. В результате человек получает только ту информацию, которая его интересует. Журналистские комментарии и аналитика в этой схеме отходят на второй план: они могут рассматриваться как надстройка – для кого-то из читателей приятная, а для кого-то – наоборот, раздражающая [21, 4]. Тем не менее, следует учитывать, что музыкальная журналистика – это прежде всего литературная деятельность. Она естественно подчинена законам этой деятельности, которые едины для всех сфер художественной культуры. У музыкальной, как, например, и у литературной критики в рамках литературного творчества, есть свои особенности и свой путь, поиск которого волновал многих литераторов. «Художественность» художественной критики осознавалась ее практиками, а позднее и теоретиками как одно из важнейших свойств, отличающих ее, в частности, от собственно науки об искусстве. Интерпретируя и оценивая художественное явление, критический текст одновременно становится отражением личности самого пишущего, его позиции и образного мышления, мироощущения, темперамента, таланта восприятия. Более того, к художественности влечет не только характер осмысления, но и сам объект – произведение искусства. Из всех искусств музыка – самое неуловимое, труднопостижимое. «Музыка – самое далекое от реальности, в то же время самое страстное искусство, абстрактное и мистическое», – считал Томас Манн. Поэтому для профессиональной музыкальной журналистики, быть может, самой сложной, если не ключевой, является проблема художественного слова о музыке – словесного творчества [12, 64]. Охватывая масштаб данной проблемы, профессиональные музыкальные критики-журналисты в периодических музыкальных изданиях не только искали пути ее решения в процессе собственного творчества, но, со своей стороны, пытались изложить ее особенности. Вербализуя, они как бы нащупывали контуры своего особого литературного труда – труда музыкального писателя, каковым, например, считал себя Б. Асафьев [12, 64]. По существу, перед автором всегда стоит задача «транспонирования», перевода музыкальной образности в адекватную образность словесную. Сложность этой задачи очень точно сформулировал композитор Поль Дюка, считая, что «легко говорить о нотах и трудно о музыке, легко принять одно за другое» [12, 65]. В словесном отражении музыки главный и наиболее распространенный бич – описательность. При пересказе звуковых событий или технологии (с терминами или без них) происходит всего лишь разговор о внешних параметрах музыкального текста – «о нотах». Разговор же «о музыке» предполагает обязательное сотворчество – построение литературного образа на основе воспринятого образа музыкального. Каким путем пойдет музыкальный писатель, какие литературные средства он изберет в своей интерпретации музыки, зависит от его воображения и писательского таланта. Вторая проблема – словесное выражение оценочной позиции пишущего. Позиции активной, заражающей, способной если не увлечь, то хотя бы убедить. Пишущий о музыке и с этой стороны стоит перед сознательным и свободным художественным выбором литературного подхода. И совершаемый им оценочный акт в своем конечном выходе принадлежит уже творчеству словесному. Таким образом, решение обеих названных проблем находится в пределах литературно-художественных возможностей. Здесь вступают в действие законы литературной стилистики [12, 66]. С позиции музыкальной журналистики, особенно ее музыкально-критической ветви, личностно окрашенная речь, в которой отражается субъективное восприятие произведения искусства, и есть важнейшее проявление художественной стороны музыкально-критического творчества. Именно экспрессивная стилистика делает музыкальную журналистику, музыкальные издания – явлением литературно-художественной природы [12, 67]. Наличие музыкальных изданий и музыкальной журналистики – это залог нормального функционирования филармонической концертной жизни. Если бы это было не так, то жанр критики благополучно бы угас, а не просуществовал многие столетия (ведь, как известно, критика зародилась еще в эпоху романтиков, Ф.Шумана). Это некая рефлексия музыкального процесса на самое себя. Можно прийти к выводу, что музыкальные издания оперативны в своей деятельности. Они не предполагают неопределенное время, их воздействие на умы читателей кратко. Чем быстрее реакция музыкального издания на происходящее, тем ценнее это для общества. Но, осуществив свою прямую функцию, музыкальное периодическое издание со временем перерождается в другое явление культуры – документ воззрений своего времени. И именно в таком значении музыкальные периодические издания способны войти в историю культуры. В последние годы структура жанров музыкальной журналистики претерпела значительные изменения. Современная музыка, по мнению экспертов, переживает не лучшие времена, что неизбежно отражается и на качестве музыкальной журналистики. На наших глазах теряют рейтинги многие традиционные СМИ и набирают вес интернет-СМИ с их новыми возможностями. Меняется картина и в жанровых особенностях музыкальной журналистики [21, 4]. Несмотря на общий кризис популярной музыки в 2000-е годы, в международной музыкальной журналистике не только выжили, но и достойно существуют издания так называемой качественной прессы. В то же время отечественные музыкальные издания в последние годы переживают явный кризис аналитических жанров, которые практически исчезли из специализированных и других СМИ. Неожиданный результат – практически полное забвение такого жанра, как «аналитический репортаж». Тема жанровых особенностей музыкальных изданий и для теоретиков, и для журналистов-практиков стоит очень остро [20, 3]. Давно известно, что уровнем культуры измеряется сила духа нации, её будущее, и потому так актуально, более того, жизненно необходимо сегодня возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно-просветительскую работу. Безусловно, наиболее мощный «рычаг» просветительства – СМИ, не случайно называемые «четвёртой властью», но в них очевиден дефицит профессиональных арт-журналистов и особенно музыкальных журналистов. Объясняется этот «вакуум» не только общим пересмотром ценностей в нашем обществе; есть и другие проблемы, усугубляющие ситуацию информационной блокады академического музыкального искусства. Хотя важность роли музыкальной журналистики в сфере культуры осознаётся ещё не всеми, её влияние на общественную жизнь бесспорно, и профессионализация данного рода деятельности – потребность времени. На наш взгляд, осуществить такую профессионализацию возможно только в рамках высшей музыкальной школы, поскольку сам объект внимания – музыка, музыкальная жизнь – требует глубоких специальных знаний. Результатом устарелости музыковедческих учебных планов вузов стал дефицит профессиональных музыкальных просветителей, способных работать во всех видах СМИ. И это притом, что концертно-театральные организации и многочисленные СМИ остро нуждаются в специалистах, владеющих расширенным комплексом журналистской и редакторской практики, навыками сценарной и операторской работы, опытом звукового и видеомонтажа. Музыкальный журналист-универсал, профессионализм которого отвечает высоким художественным и техническим требованиям, вне конкуренции на информационном рынке. Однако сегодня найти профессионального музыкального журналиста весьма сложно. Обычно информационно-просветительскую работу выполняет музыковед, не владеющий знаниями в области журналистики и долгие годы интуитивно отыскивающий нужные методы журналистской работы, либо журналист с университетским дипломом, не разбирающийся ни в музыке, ни в смежных видах искусства. Самодеятельность такого рода «просветителей» часто наносит делу вред, не обеспечивая даже сносно «канал связи» с теми, кто пытается войти в мир искусства [17, 68]. Образовавшийся пробел в системе профессиональной подготовки музыковедов сказался на контактах со СМИ и, в итоге, на их содержательной направленности, которые свернули музыкально-просветительскую деятельность и переключили своё внимание на шоу-индустрию. Музыкальная журналистика – проводник в мир духовной красоты, она способна решить проблему наполнения концертных залов. Цель работы журналиста музыкального издания – воспитание души человека и, шире, формирование духовных ориентиров в обществе. Но и сам журналист должен иметь возможность подняться на уровень творца художественных отражений великой музыки, а такой путь профессионального восхождения требует не только знания тайн музыки, которые даёт академический блок музыкальных дисциплин, но и владения тонкими механизмами психологии общения, понимания проблем социологии, которые помогают найти контакт с потенциальным слушателем. В профессии музыкального журналиста пересекаются многие сферы специальных и гуманитарных знаний – культурология, социология, психология творчества и музыкального восприятия, без освоения которых невозможно эффективно направлять просветительскую и пропагандистскую деятельность [13, 56]. Итак, компетентный сотрудник музыкального издания должен: – знать просветительские и художественно-пропагандистские возможности и задачи прикладного музыковедения; – целенаправленно проводить культурно-просветительскую политику, основываясь на профессиональных знаниях, этических, эстетических и правовых нормах; – знать основные функции и задачи музыкально-журналистской деятельности, особенно – музыкально-критической журналистики; – понимать характер отношения музыкальной критики и музыкального искусства, музыкальной науки и социума; – знать принципы аксиологического (оценочного) подхода к явлениям музыкального искусства; – разбираться в основных современных направлениях творческой деятельности в сфере музыкального искусства – композиторского творчества, исполнительского искусства, музыкального театра и других музыкально-постановочных видов; – находить актуальные темы, связанные с музыкальным искусством, и новые коммуникативные формы подачи материала; – грамотно воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать любой музыкально-творческий продукт – новую музыку, исполнительское творчество, произведения музыкально-постановочного искусства (сценические, экранные, «пленэрные») во всем спектре современной практики, как в академической, так и в массовой музыкальной культуре; – уметь работать в разных жанрах музыкальной журналистики: от репортажных заметок до проблемных выступлений в разных жанровых формах, включая развернутые очерки и статьи; готовить рецензионные материалы, направленные на разные объекты творческого процесса: сочиняемую музыку, исполнительское искусство, музыкальный спектакль (опера, балет, мюзикл, мультимедийные представления, шоу, музыкальные кино- и телефильмы); – владеть навыками общения с массовой аудиторией; навыками добывать информацию о музыкальных и музыкально-культурных событиях, быть оперативным и инициативным, выходить на контакт с представителями музыкально-культурного мира, быть коммуникативным; – эффективно адаптировать журналистский текст к восприятию различных возрастных и социальных групп; –– знать основные принципы формирования текстовой и изобразительной информации, общие принципы поиска и передачи информации; особенности речи как сферы общения, ее коммуникативный, информативный и психологический аспекты, правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации; – владеть навыками анализа, систематизации, обобщения и оценки полученной информации, умением вырабатывать собственную оценочную позицию, убедительной аргументацией и отстаивать собственное оценочное суждение; – использовать технические средства обеспечения работы журналиста. – владеть свободной ориентацией в современном музыкально-культурном пространстве и музыкально-творческом процессе, активно участвовать в текущем музыкальном процессе; – владеть навыками участия в творческих пресс-конференциях в связи с премьерами новых произведений, развернутыми творческими событиями – фестивалями, конкурсами, гастролями музыкантов или творческих коллективов [20, 5]. Благодаря музыкальным изданиям в современной культуре формируется особое информационное пространство, которое становится мощным по воздействию средством массовой трансляции информации о музыке и в котором находит себе место и как никогда раньше проявляется многожанровость, многотемность, многоаспектность музыкальной журналистики – особое качество ее полистилистики, востребованной и объективно обусловленной условиями времени. Процесс этот представляет собой диалог внутри культуры, обращенный к массовому сознанию, центром которого становится фактор оценки. Указанные характеристики музыкальной журналистики являются важнейшими предварительными условиями для преодоления однозначного, частно научного отношения к музыкальной журналистике как некоторому самоценному локальному образованию [6, 235]. Благодаря системному анализу можно представить действие музыкальной журналистики как своего рода спираль, в «раскручивание» которой вовлечены самые разные формы функционирования системы культуры (например, масс-культура и академическая культура, тенденции коммерциализации искусства и творчество, общественное мнение и квалифицированная оценка). Данная спираль позволяет выявить локальное значение каждой такой формы. А постоянный компонент различных уровней рассмотрения критики – фактор оценки – становится в данной системе неким «центральным элементом», к которому стягиваются все ее параметры. Кроме того, в основу рассмотрения данной модели положена идея интеграции научного, литературного и журналистского контекстов, в которых одновременно реализуются музыкальные издания. Особое значение приобретает также региональный аспект, подразумевающий рассмотрение вопросов функционирования музыкальных изданий не только в пространстве российской культуры и общества в целом, но также и в рамках российской периферии. Целесообразность подобного аспекта рассмотрения музыкальной журналистики видится в том, что он позволяет еще в большей степени выявить наметившиеся общие тенденции в силу нового качества их проецирования с радиуса столичных городов на радиус провинции. Характер этого переключения обусловлен отмечающимися сегодня центробежными явлениями, которые касаются всех сфер общественной и культурной жизни, что означает и появление обширного проблемного поля для поиска собственных решений в периферийных условиях [16, 171]. Итак, полное раскрытие возможностей музыкальных изданий зависит от реализации потенциала творчества музыкальных журналистов, которое, вероятно, и должно стать артефактом, «примиряющим» и синтезирующим научное знание и массовое восприятие. Эффективность его выявления зависит от личностного подхода сотрудника музыкального издания, разрешающего на индивидуальном уровне противоречия между академическими посылами своего знания и массовыми запросами читателей. |
![]() | Жюри формируется из авторитетных российских дирижёров, педагогов и музыкантов-исполнителей и утверждается решением Оргкомитета Первого... | ![]() | Место проведения: Украина, г. Киев, спорткомплекс «Меридиан», ул. Героев Севастополя 11В. Проезд с ж/д вокзала скоростным трамваем... |
![]() | Б 48 Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). — М., 2000. — 101... | ![]() | Выявить общие черты и отличия профессионального музыкального искусства и народного музыкального творчества |
![]() | Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг пройдет фестиваль «Музыкальный квартал» – массовый праздник искусств под открытым... | ![]() | Отраслевая специфика и ее роль в успешной деятельности предприятия данной отрасли |
![]() | Аннотация: Определяется место интернет-журналистики в системе массовых коммуникаций. Рассматриваются особенности сетевого издания,... | ![]() | Методы научного познания: специфика и типология. Научное знание как продукт научно-познавательной деятельности: специфика и способы... |
![]() | Аннотация: Определяется место интернет-журналистики в системе массовых коммуникаций. Рассматриваются особенности сетевого издания,... | ![]() | Издания, получившие Гриф Отдела религиозного образования и катехизации рпц по состоянию на 14. 07. 2012 |