Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования




Скачать 254.41 Kb.
НазваниеМосковский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования
страница1/2
Дата публикации07.03.2014
Размер254.41 Kb.
ТипАнализ
zadocs.ru > Музыка > Анализ
  1   2


ГОУ ВПО

Московский Городской Педагогический Университет

музыкально-педагогический факультет

кафедра пения и хорового дирижирования

Аннотация

По произведению П. И. Чайковского

Финал третьей картины

второго действия

оперы «Мазепа».

Выполнила:

Студентка 4ого курса о.д.

Малкина Ксения

Класс педагога:

Вязникова А.В.

Москва, 2010

Содержание

  1. Историко-стилистический анализ…………………………………….3

  2. Анализ поэтического текста……………………………………...…..11

  3. Анализ музыкально-выразительных средств………………………..12

  4. Анализ исполнительских средств выразительности…………….….13
  5. Технический вокально-хоровой анализ……………………………...14


  6. Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов………..19

  7. Список литературы…………………………………………………....20


^ Историко-стилистический анализ
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (— русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер. Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта.

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года в пансионе, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русскія Вѣдомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877).

В средине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится его мемориальный музей.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др. Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт за девять дней до своей кончины ― 16 октября 1893 года.

Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской. Вынос тела и погребение состоялось 28 октября; при выносе присутствовал, среди прочих, Принц Александр Петрович Ольденбургский; все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича»; к литургии прибыл великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.

Творчество Чайковского отличает эмоциональная выразительность и драматичность. Его оперы и симфонии написаны в романтичном стиле. Музыка Чайковского выделялась среди музыкальных произведений современников чувственными мелодиями и структурированностью.

Петр Ильич Чайковский требовательно подходил к оркестровке произведений, всегда искал новые музыкальные комбинации. Эта склонность у него появилась еще в годы обучения в Санкт-Петербургской консерватории.

Стиль, в котором творил Чайковский, невероятно нравился царю Александру III, а также Мусоргскому, Бородину, Римскому-Корсакову.

Как уже говорилось, произведения Чайковского отличались от произведений композиторов тех лет. Музыка Чайковского не была похожей на музыку великих композиторов «Могучей кучки» - М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Содержание произведений П. И. Чайковского универсально, оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. В ней раскрываются произведения русской и мировой литературы - А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыкальных произведениях Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.

^ Опера «Мазепа»

Опера в трех действиях (шести картинах); либретто В. Буренина и композитора по поэме А. С. Пушкина "Полтава". Впервые поставлена 3 февраля 1884 г. в Большом театре в Москве.

Действующие лица: Мазепа, гетман (баритон), Кочубей (бас), Любовь, его жена (меццо-сопрано), Мария, их дочь (сопрано), Андрей (тенор), Орлик, палач (бас), Искра, друг Кочубея (тенор), Пьяный казак (тенор); казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи.

Либретто.

Действие происходит на Украине в начале XVIII века.

Первое действие. Первая картина.

На всю великую Украину славятся несметные богатства стольника Петра I Кочубея, но главная его гордость - прекрасная дочь. К ней собираются подруги в день летнего народного праздника. Но ни хороводы, ни игры, ни песни, ни любовь молодого казака Андрея не радуют ее. Ее мысли заняты гостящим у отца гордым старцем, гетманом Мазепой. И Мазепа отвечает Марии тем же пылким чувством; он просит у Кочубея ее руки. Кочубей изумлен, рассержен предложением семидесятилетнего гетмана. Просьбы гостя становятся все настойчивее, они переходят в требования, и в ответ на них Кочубей просит Мазепу оставить его дом. Напрасно Мария, ее мать и гости стараются успокоить ссорящихся. Оскорбленный Мазепа и - после мучительных колебаний - Мария уходят вместе, охраняемые стражей гетмана.

Вторая картина.

Тишина и печаль царят в доме Кочубея. Мать, оплакивая Марию, словно умершую, обращается к мужу, советуя ему прибегнуть к помощи надежных людей и отомстить ненавистному Мазепе. Но Кочубей и сам, неотступно думая о мести, решил посвятить в свои планы жену, преданного Искру и Андрея. Еще в дни былой дружбы он не раз слышал от гетмана о "грядущих измененьях, переговорах...". Поняв уже тогда намерение Мазепы перейти на сторону шведов, Кочубей обдумывает теперь свой донос русскому царю. Он хорошо понимает, с каким риском связано его дело: Петр I бесконечно верит Мазепе. Знает об этом и Андрей, вызвавшийся лично доставить донос в столицу.

Второе действие. Первая картина.

Сырые и холодные подземелья Белоцерковского дворца. В одном из них сидит прикованный к стене цепями Кочубей. Подтвердилось худшее его предположение: Петр I не поверил доносу и отдал доносчика в руки Мазепы: "Заутра казнь..." Бессильное отчаяние овладевает Кочубеем. Мрачные размышления прерываются появлением прислужника Мазепы Орлика. От имени гетмана он требует признания о спрятанных Кочубеем кладах. Услышав решительный отказ выдать тайну, разъяренный Орлик приказывает вновь пытать узника.

Вторая картина.

Мазепа любуется красотой украинской ночи с балкона своего дворца. Но ни красота, ни мысли о Марии не могут смягчить в его душе. Вошедшему Орлику отдается приказ готовить казнь Кочубея.

К гетману неслышно подходит Мария. Беспокойством и ревнивыми подозрениями полно ее сердце. Успокаивая ее, Мазепа раскрывает Марии свою тайну: "... быть может, трон воздвигну я!" Мария с восторгом выслушивает это признание и в ответ на осторожный вопрос гетмана, кто ей дороже - он или отец, в ослеплении отвечает: "Ты мне всего, всего дороже!"

Однако оставшись одна, Мария вновь оказывается во власти тревожных предчувствий, неожиданно появляется проникшая сюда с риском для жизни мать, которая умоляет дочь спасти отца. С ужасом узнает о готовящейся расправе над Кочубеем и, увлекаемая матерью, спешит к месту казни.

Третья картина.

Толпы народа заполнили поле в окрестностях Белой Церкви: здесь должна свершиться казнь. Появляются палачи с топорами, проезжает на коне Мазепа, сопровождаемый возмущенными возгласами народа, распевает песенку пьяный казак. Стража гетмана и монахи ведут осужденных. В предсмертной молитве опускаются на колени Кочубей и Искра, а затем, обняв друг друга, всходят на эшафот. Прибежавшие на поле мать и Мария уже не могут остановить происходящее - казнь совершается.

Третье действие.

Отгремело Полтавское сраженье. Вместе со шведами спешит покинуть Украину Мазепа. Тщетно искал его во время боя Андрей. И теперь, прийдя к разрушенной усадьбе Кочубея, он особенно остро переживает потерянную возможность мести. Слышится конский топот - это Мазепа и Орлик спасаются от преследования. С обнаженной саблей бросается навстречу своему врагу Андрей, но Мазепа опережает его, смертельно ранив выстрелом из пистолета. Всходит луна, и в ее призрачном свете появляется из-за деревьев Мария. Зрелище смерти отца лишило ее рассудка. С ужасом и болью смотрит на нее Мазепа, но Орлик торопит его и, спасая свою жизнь, гетман скрывается вместе с ним. Неожиданно Мария замечает раненого Андрея. Не узнав его, она принимает его за ребенка, уснувшего в траве... Положив его голову к себе на колени, она поет умирающему колыбельную песню.

Чайковский сочинил оперу "Мазепа" в 1881-1883 годах. Случилось это после чтения в Каменке, на Украине, в доме сестры композитора А. И. Давыдовой Пушкинской "Полтавы": "Полтава очень соблазняет меня"; "...в один прекрасный день я перечел поэму Пушкина, был тронут некоторыми красивыми сценами и стихами и начал со сцены между Марией и Мазепой, которая без изменений перенесена из поэмы в либретто".

Обращение Чайковского к исторической тематике после создания им "лирических сцен" по Онегину - явление весьма оригинальное. Словно найдя себя в области оперы, создав лирический шедевр, Чайковский вновь погружается в поиски тем, сюжетов. И вот в поле его зрения эпизод из русской истории, воплощенный в поэме Пушкина "Полтава". Примечательно, что ко времени обращения Чайковского к этому сюжету уже существовали оперы по этой поэме Пушкина, которые назывались "Полтава", "Мария". Чайковский выносит в название и, тем самым, главным героем выбирает Мазепу, то есть как бы с точки зрения Пушкина и русских историков отрицательного героя. Но следует заметить, что в европейской литературе к тому времени существовал другой литературный источник этого сюжета - стихотворение В. Гюго. Чайковский без сомнения знал его, равно как и поэму Ф. Листа по этому стихотворению Гюго. В ней Мазепа - романтический герой, мученик. Очевидно, что "Мазепа" Чайковского - это своеобразный сплав всех литературных источников и трактовок этого исторического персонажа. Чайковский в основном сам конструирует либретто на основе либретто, подготовленного писателем Бурениным для композитора К. Ю. Давыдова.

Чайковский прежде всего лирик, поэтому несмотря на наличие батальной сцены ("Полтавский бой"), народных жанровых сцен, в центре драматургии лирические эпизоды главных действующих лиц. Особыми чертами он наделяет образ стареющего Гетмана, натуры сильной, неординарной, в чем-то привлекательной. Ему в уста вложена прекрасная музыка, исполненная благородства и сдержанной красоты. Это обстоятельство делает лирическую драму между Марией, Андреем и Мазепой еще более острой и неоднозначной.

Чайковский в опере "Мазепа" продолжил пушкинскую линию в своем творчестве, но сделал это и в данном случае со свойственным ему своеобразием и лирическим переосмыслением.

"Мазепа" - опера, не знающая выдающихся постановок. Хотя отдельные номера из неё исполнялись знаменитыми певцами. Причины этого явления, очевидно, в сложности трактовки композитором сюжета. Это не чисто героическая опера, неоднозначно трактуется известное историческое событие, а поэтому представляется, что открытие этой оперы на сцене еще впереди.

«Мазепа» занимает в творчестве Чайковского особое место. Остро конфликтная личная драма развертывается здесь на широком историческом фоне, а музыкально-драматургическое решение сочетает в себе принципы лирико-психологической и исторической оперы. Рядом с интимными лирически окрашенными сценами возникают развитые хоровые и симфонические эпизоды, которые воссоздают бурное дыхание и драматизм действительных исторических событий.

В оркестровом вступлении сопоставляются контрастные музыкальные эпизоды; одни, связанные с образом мстительного гетмана, вызывают представление о дикой, стремительной скачке, другие, светлые, лирически напевные, повествуют о его любви.

Нежная девичья песня в народном духе открывает первую картину. Взволнованное ариозо Марии «Какой-то властью непонятной» — ее исповедь тайной любви. Дуэт Марии и Андрея, насыщенный драматическими переживаниями, сменяется развернутой народной массовой сценой, в которой чередуются торжественная музыка выхода Мазепы, игровая песня «Нету, нету здесь мосточка» и зажигательный гопак. В сцене ссоры Мазепы и Кочубея, вслед за чувственным ариозо гетмана «Мгновенно сердце молодое», возникает развернутый ансамбль с хором. Музыка финала первой картины звучит угрожающе и властно.

В начале второй картины — ариозо-причитание Любови «Где ты, мое дитятко», задушевная печальная песня, подхватываемая хором женщин. Ария Кочубея «В былые дни, когда с Мазепой» выдержана в сурово-повествовательных тонах. Следующая его ария «Нет, дерзкий хищник» полна решимости. Финальная сцена заговора против Мазепы — большой ансамбль, перерастающий в мощный хор.

Лаконичное скорбное вступление к первой картине второго акта рисует страдания Кочубея, которым противопоставлена мстительность и злоба Мазепы (средний эпизод вступления). Суровым драматизмом проникнута ария Кочубея «Что смерть? Давно желанный сон». Его речитатив и ариозо «Три клада» выразительно передают благородство и внутреннюю силу человека, убежденного в своей правоте.

Оркестровое вступление ко второй картине воплощает контраст между умиротворенной поэтичной летней ночью и жестокостью Мазепы. В монологе Мазепы «Тиха украинская ночь» выражены его душевная смятенность и буйное властолюбие. В ариозо Мазепы «О Мария» облик его раскрывается с лучшей стороны; светлым покоем и лаской дышит широко льющаяся мелодия. Сцена, в которой небольшие ариозо Марии, овеянные тоской и нежностью, трепетностью чувств, перемежаются с диалогами, венчается рассказом гетмана о заговоре «Давно замыслили мы дело»; в оркестре сначала приглушенно и таинственно, а затем мощно и торжествующе звучит суровый, чеканный марш. Небольшой монолог Марии «О милый мой» полон упоения, восторга. Глубоким драматизмом насыщен рассказ матери о предстоящей казни. Картина завершается большим дуэтом Марии и Любови, в котором настойчиво повторяется музыкальная тема их волнения и ужаса.

Третья картина, казнь, — одна из самых мрачных в опере. Это развернутая массовая хоровая сцена, пронизанная нервным беспокойством. Шуточная песня пьяного казака вносит трагический оттенок. Грозный и торжественный, постепенно нарастающий марш противостоит скорбной молитве осужденных, которую подхватывает хор. Картина заканчивается лаконичной музыкальной характеристикой Мазепы; вслед за ней, как эпитафия, возникает музыка из предсмертной молитвы казненных.

Третьему акту предшествует симфонический антракт «Полтавский бой» — батальная картина, живописующая битву русских со шведами, торжество победы и триумфальное шествие русских войск; это один из выдающихся образцов русской программной музыки.

Финал оперы открывается арией Андрея «Осиротел пустынный дом», обрисовывающий его мягкий, задушевный облик. Сцена последней встречи Мазепы и Марии исполнена подлинного трагизма; обрывки нежных любовных признаний сменяются острой, изломанной музыкой, передающей безумие Марии. Краткий симфонический эпизод изображает скачку Мазепы и Орлика (музыка увертюры). Колыбельная Марии «Спи, младенец мой прекрасный», нежная, светлая и ласковая, завершает оперу.

^ Анализ поэтического текста


Уходи же!

Близок, близок страшный час, близок казни час!

^ Вот глядите, идут палачи! Глядите, глядите, вот они!

Да ну вас, окаянных! Проходите!

Пыль по дороге… Едут, едут… Где? Вон! Глядите, вон!

Вон там, глядите, да, видно… они! Вон то-то не они!

^ То гетман! Глядите, гетман, снимайте шапки!

Близок страшный час, близок казни час!

Вот ведут несчастных! Близок казни час, близок страшный час!

Вот, уж близко, вот они, видно, ведут их!

^ Вот они, вот они, паны несчастные!
Внемли молитве покаянья, сложи грехов им воздаянье, прими их, господи, туда, где нет печали, воздыханья и мук земного бытия!

^ О, боже наш! Прости несчастным!

Прости им, господи! Прости страдальцам!


Текст произведения представляет собой прямую речь от лица народа. Текст не рифмован и не представляет собой целое стихотворение. Наоборот, он состоит из отдельных выкриков народа, переговоров людей между собой, обсуждения и описания происходящего на их глазах и реакций на свершающиеся события.

Речь представлена в стиле обыденной разговорной речи простого народа и передает колорит времени и национальности. Фразы эмоционально окрашены. Часто используются указания, типа «вон», что показывает собой то, что действующие лица сильно заинтересованы происходящим и неотрывно следят за событиями. Почти все предложения очень коротки, имеют чрезвычайно легкое построение. Несколько раз повторяются выкрики о приближении «страшного часа казни».

Так же в тексте присутствуют обращения от первого лица к Господу. Люди обращаются с просьбами «О, боже наш! Прости несчастным!». Народ просит за казненных прощения, отпущения грехов и принятия их «туда, где нет печали, воздыханья и мук земного бытия!»

В целом, текст полностью представляет собой прямую речь людей, находящихся на месте свершения казни. Все реплики ярко эмоционально окрашены, используются множество указаний, обращений, простонародные обороты.

^ Анализ музыкально-выразительных средств
Сцена написана для двух солистов: бас (Кочубей) и тенор (Искра), смешанного хора и симфонического оркестра. Размер переменный – 4/4, 2/4, 3/2, причем размеры меняются несколько раз на протяжении всего произведения. Темп композитором изначально обозначен как Allegro (четверть равна 132 по метроному) и в таком быстром темпе проходит большая часть произведения, но перед вступлением солиста происходит ritenuto и бас вступает уже в темпе Largo (четверть ровна 66 по метроному). В таком медленном темпе с небольшими изменениями сначала один Кочубей, а потом и Искра вместе с ним, просят отпущения грехов и прощения. Хор вторит им, подхватывая их темп и молитвы. Однако после этого темп резко меняется и становится вновь быстрым, как в самом начале – Allegro (четверть равна 132 по метроному). Так без изменений и без замедлений произведение и заканчивается. Быстрый темп передает напряжение момента и накал обстановки – преддверие казни и сам момент её свершения, а медленный темп передает характер покаяния и молитвы.

Почти на протяжении всей сцены звучит оркестр, только в отдельных тактах хор или солист остаются петь acappella. Большую часть произведения хор поет полным составом, все голоса вместе, но так же часто используются противопоставления мужских и женских голосов друг другу. В сцене несколько раз встречаются элементы полифонии, когда каждый голос вступает поочередно, накладываясь на предыдущий, повторяя слова и мелодический материал. Солисты поют отдельно от хора и ни разу их партии не звучат совместно с материалом хора.


Динамическое развитие довольно разнообразно. Вступает хор на f, как женская половина, так и мужская, далее при перекличках между партиями каждый голос вступает на mf, но потом снова весь хор возвращается в сферу f. Так, на чередовании f и mf, продолжается ещё некоторое время, пока на слова «То гетман» хор не вступает на ff и далее fff. Так громогласно звучат различные выкрики народа, показывающие реакцию людей на происходящее. Однако к вступлению солистов музыка стихает до сферы mf, но вскоре снова возвращается к f и далее в ff. Но к концу отрезка, исполняемого солистами, фраза стихает до p, и хор далее вступает на pp. Тихая динамика длится всего несколько тактов, после чего все вновь возвращается в сферу ff и далее в кульминации переходит к fff и так и заканчивается громогласно. Таким образом, делается контраст и выделается средняя часть с солистами, отображающая собой молитвы и обращения к Господу, что само по себе предполагает более тихую динамику.

Что касается ритма, то движение идет в основном восьмыми и четвертями (четвертями с точкой). Встречается и половинные, и половинные с залиговкой. У оркестра часто встречаются пунктирный ритм, тремоло, разнообразные триоли, секстоли и множество мелких длительностей.

^ Анализ исполнительских средств выразительности
Чтобы донести до слушателя наиболее ярко и убедительно художественно-образное содержание сочинения можно использовать множество приемов. Произведение является драматическим, но, в то же время, и лирическим. Музыка очень динамичная, напряженная, при этом средняя часть с солистами, ещё более напряженная, но медленная и плавная. Это произведение отличается экспрессией и избытком ярких сильных чувств, так как действия происходят на грани жизни и смерти. Из этого следует, что исполняться произведение должно довольно свободно, с чувствами, с движением и полетом, но, в то же время, без истерики и излишне скорого темпа. Тем не менее, петься оно должно на одном дыхании, объединяя в единое целое контрастные части произведения. При проведении тем в средней части после солистов от партий хора требуется использование плавного и легкого звуковедения. Ведение голосом мелодии не должно превращаться в старательно сделанное легато, наоборот, слова и музыка должны произноситься связно, но легко и с возвышенным чувством. Звук должен течь и быть тягучим, но не вязким, создавая образ молитвы и покаяния. Переходы в партиях при отсутствии темы должны быть четкими, но нерезкими. В остальных частях звук должен быть более собранным и «тяжелым», с четкими и даже более резкими переходами, с использованием штриха маркато.

Исходя из анализа фактуры, можно сказать, что от певцов требуется слаженность и синхронность. В этом произведении должен быть выделен принцип пения «всех, как одного», особенно во вступлении и отдельных частях в середине, где нет конкретного выделяющегося голоса. Эта необходимость вытекает из смысла текста, в котором идет обращение от первого лица. При этом должны быть четкие, ясные динамические переходы, которые при этом не должны быть чересчур резкими. Каждая партия должна насытить свою мелодию тембральной окраской.

Следует учесть, что в этом сочинении чередуются контрастные образы. Где-то не должно быть ведущего голоса, а всем надо петь слаженно, не перерывая друг друга. Где-то, наоборот, в частях с имитациями, каждый новый вступающий голос должен оказаться на первом плане до следующего вступления, таким образом «заглушив» предыдущий, создавая образ толпы, которая бурлит и люди кричат, перекрикивая друг друга. Особенное внимание стоит уделить четкости и точности воспроизведения музыкального текста и задумки композитора, учитывая быстрый темп произведения в большинстве частей и сохранение этого темпа неизменным на протяжении всего произведения. Каждый певец должен ощущать внутри пульсацию длительностей, но при этом не идти за ними, а оставаться спокойным, чтобы не ускорить и так быстрый темп. Звук должен течь и литься, передавая всю красоту музыки. Это произведение нельзя петь просто так, его надо прочувствовать и придать характер возвышенных чувств, экспрессии, активных переживаний, а в середине и молитвенности, что бы захватить слушателя и «не отпускать» до конца.

Ко всему вышеперечисленному следует добавить внимание каждого певца к согласованию музыки с текстом и четкую артикуляцию. Дикция должна быть четкой, с продолжительным выдерживанием звука на гласных, с меньшей степенью редуцирования их, при произнесении в разных регистрах, с быстрым и четким произнесением согласных, отнесением их внутри слова к последующему гласному звуку. Силу звука не следует слишком облегчать, но при этом слова надо произносить достаточно легко и активно. Необходимо обратить внимание на интонации и смысловые ударения в тексте и согласовать их с музыкой.

От хора требуется создать образ яркий, стремительный, напряженный, драматический но, в то же время довольно серьезный, лирический и спокойный передавая характер молитвы. Чтобы номер слушался на одном дыхании, вызывая у слушателей трепет, благоговение и душевный порыв.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconМосковский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический...
Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки)...

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования icon1. Научно-практический семинар на постоянной основе «Детские книги в круге чтения взрослых»
Место проведения: Московский городской педагогический университет, ул. Садовая-Самотечная, д. 8

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconМосковский городской педагогический университет
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению и профилю подготовки...

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconГуманной педагогики московский городской педагогический университет
Двенадцатым Международным Педагогическим Чтениям «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее»

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconРоссийское общество интеллектуальной истории Самарское отделение...
Семинар проходит 19-20 октября 2012 г в помещении Самарской областной универсальной научной библиотеки: Самара, пр. Ленина, д. 14а...

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconВ. В. Емельянов к п. н., доцент кафедры хорового дирижирования
Фмрг, прежде всего, в мотивационном отношении. Активно и полноценно обучались студенты, со средним специальным дирижёрско-хоровым...

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconМосковский педагогический государственный университет объемные требования
Система государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconОтчет о педагогической практике выпускающая кафедра
Фгаоу впо «российский государственный профессионально-педагогический университет»

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Московский Городской Педагогический Университет музыкально-педагогический факультет кафедра пения и хорового дирижирования iconРостовский государственный педагогический университет кафедра дошкольной педагогики
Управление образования переходит в разряд личностно ориентированной деятельности, основным содержанием которой являются духовные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов