Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду




Скачать 85.15 Kb.
НазваниеОбучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду
Дата публикации24.08.2013
Размер85.15 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Музыка > Документы
Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в

детском саду.

Основной формой музыкальной дея-ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов √ как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Почему проводя музыкальные занятия я уделяю большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство,внутренний духовный мир.Это прекрасное средство не только индивидуального развития,но и развития мышления,творческой инициативы,сознательных отношений между детьми.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр,музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными инструментами я начинаю в 1 младшей группе. Учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматриваютих, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки" муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой. На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, ( мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу они танцуют вместе с мишкой (вос-ль играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя. а затем самостоятельно. Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей.Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учаться чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра "Ходим-бегаем" муз. Е.Теличеевой и пляска "Бубен" Р. Фрида. Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр.проводим музыкально-дидактическую игру "Угадай на чем играю?".Дети узнают барабан,дудочку,бубен,колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет вос-ль лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Используя металлофон фортепиано, мы также учим малышей различать высокие и низкие звуки (игра "Птица и птенчики" муз. Теличеевой.)
Во 2-ой младшей группе я закрепляю знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в 1ой мл. гр., продолжаю знакомить с новыми-добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Заметила, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма предлагаю детям такое упражнение. Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход-дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд остананавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке,а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре "Мишка ходит в гости" муз. Раухвергера (мелодия им знакома с 1ой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Вос-ль водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре "Кто по лесу ходит?" задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары-ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ежик. Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх "Капельки большие и маленькие", "Какая птичка поет?", дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду - тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. В игре " Гулять-спать" муз. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

"Сказка про лягушонка КВАК". ( на фланелеграфе)

"Лягушонок Квак пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяю несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко.

Вопросы к детям,: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента, предлагается посмотреть и потрогать еще раз послушать звучание. На следующем занятии игра "Веселый дождик" закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой, идет дождь. Если в 1 мл. гр. дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то 2 мл. гр. мы просим дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нем.

Проблемные ситуации на занятиях позволяют развивать у детей творчество и фантазию.

1 занятие.

В гости к детям приходят мишка и зайка. Для них приходит посылка. Дети отгадывают инструменты по звучанию, а затем раздают, кому что прислали. Затем играем на барабане, как медленно и тяжело ходит медведь, и на бубне-как весело прыгает заяц.

2 занятие.

Звери потеряли в лесу инструменты барабан и бубен. Дети вспоминают, что это медведь и заяц. Предлагается поиграть на инструменте, звери танцуют под музыку.

3 занятие.

Детям надеваются шапочки зайца и медведя, они выбирают себе инструменты и играют на них в сопровождении фортепиано.

При обучении детей игре на музыкальных инструментах большое значение имеет чувство ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Вот почему в этой группе используются различные ударные инструменты, и пробуем оркестровать некоторые песенки, которые поем на занятии.

Музыкальные игрушки используются и на праздниках. Так на Новый год мы даем детям колокольчики или погремушки-так они будят Снегурочку, которая спит в своем домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности-игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, начинаю игру несложных песенок на одном звуке из музыкального букваря Ветлугиной. Сначала знакомлю детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учу точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учу согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали

. Упражнение "УТОЧКИ"

Наши уточки с утра: кря-кря-кря (звуки инструмента)

кря-кря-кря (поют дети)

Наши гуси у пруда: га-га-га (инструмент)

га-га-га (дети)

Наши курочки в окно: ко-ко-ко (инструмент)

ко-ко-ко (дети).

После таких упражнений дети играют дружнее, слажаннее. Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии ставлю перед детьми задачу узнать ее по мелодии, спеть ее, прохлопать ритм. Затем рисунок выкладывается на фланелеграфе большими или маленькими елочками, матрешками, звездочками. На следующем занятии дети определяют попевку по ритму, выложенному на фланелеграфе. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Часто играют целым оркестром из различных инструментов, что вызывает радость и желание играть еще.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенок на инструменте должен передать ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.

В старших группах, при обучении игре на ДМИ важное место отвожу музыкально-дидактическим играм. Так для развития тембрового слуха играем "Определи инструмент", игры с раздаточным материалом "Определи по ритму". Музыкально-дидактические игры играют очень важную роль, помогают развивать в детях определенные умения и навыки так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают у них музыкально-сенсорные способности. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях

В подготовительной группе знакомлю детей с аккордеоном. Даю его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в исполнении руководителя и прослушиваем его звучание в исполнении музыкантов - профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей 5-6 человек детей которые хотят научится игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Учу детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учу правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.
Работая над несложными песенками, формирую у детей навыки игры в ансамбле ,приучаю слушать себя и других. Таким образом проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, смогла подойти к главному этапу нашей работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нем простейших мелодий на музыкальных инструментах. Создание оркестра дошкольников очень сложное дело, но весьма нужное и необходимое

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconПрограмма подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить...

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconМетодика обучения игре на духовых инструментах, ее цели и задачи
Психологические и физиологические особенности исполнительского процесса на духовых инструментах. Характеристика общемузыкальных способностей,...

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconПособие для воспитателей дет садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд....
В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего...

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconН. В. Краснощекова сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
К 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 251 с. (Школа...

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconКто есть кто в детском саду?
В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно...

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconМдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных...
Особенности психических процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду icon1 особенности сольного и ансамблевого исполнительства
Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975. – С. 126-142

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconКонспекты лекций по дисциплине «теория и методика музыкального воспитания...
По дисциплине «теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconРассмотрены и утверждены на заседании кафедры
Перечень вопросов к государственному экзамену «Методики дошкольного образования» по дисциплине «теория и методика ознакомления детей...

Обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах в детском саду iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов