1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев




Название1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев
страница1/8
Дата публикации02.07.2013
Размер1.43 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1.Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев

  1. Объект: политика (политика как объект научного знания — это борьба субъектов по поводу власти)

  2. Предмет.

Вопрос о том, что является предметом политологии, впервые возник в США в конце 19 века. В первой половине 20 века этот вопрос был поставлен во Франции и некоторых других европейских странах, а в 80-х годах им заинтересовались и в СССР.

Международный коллоквиум по вопросам содержания и структуры политической науки (Париж, 1948), созванный по инициативе ЮНЕСКО выделил 4 грани предмета политологии:

  • политическую теорию (теорию политики и историю политических идей);

  • теорию публичных (государственных) институтов (государственных, центральных и региональных, местных; законодательных, исполнительных и судебных), их структуры и функционирования;

  • теорию политического участия и давления граждан (партии, групповые объединения, общественное мнение);

  • теории международных отношений (международных организаций и мировой политики)

Этот путь определения предмета привел к интегративному подходу опредления предмета политической науки, но есть и другой.

  • Интегративный подход: политология изучает все политические дисциплины (политическую географию, культурологию, политическую экономию и т. д.)

  • Политология отождествляется с политической социологией. Должна существовать и особая наука, специальная теория политики. Эта специальная теория политики изучает политическую сферу жизни общества и человека как единственный и основной объект, рассматривает политическую жизнь как многомерную, целостную систему и в качестве главного своего предмета изучает имманентные, присущие только политике закономерности властеотношений, то есть устойчивые тенденции и повторяющиеся связи в особого рода человеческих отношениях, взаимодействиях между властвующими и подвластными субъектами, властью управляющих и влиянием управляемых. В этом смысле политология со своими концептами, объясняющими взаимозависимости властвующих и подвластных, 'внутренние' механизмы властеотношений и т.п., охватывает все объекты измерения политики (от государственных институтов до психологии и культуры властвования), и как общая теория политики она аккумулирует и интегрирует научные результаты, полученные с помощью научного арсенала других видов обществознания.

  1. Функции. Можно выделить три основные функции политологии:

  • познавательно-оценочная (связана с процессом исследования и проникновения в механизм и закономерности политической жизни, а также описания, объяснения и оценки тех или иных ее событий и явлений)

  • инструментально-праксеологическая (использование научных выводов в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации)

  • воспитательно-социализационная (связана с влиянием политического знания на механизм политической социализации и ресоциализации личности, с воспитанием индивида как гражданина своей страны, да и как вообще 'политического человека', включенного во взаимозависимую мировую цивилизацию и в определенной степени ответственного за ее судьбы).

2.Политика как сфера общественной жизни и объект научного анализа. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев.

    1. Политика как сфера общественной жизни.

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). Полис — это и государство, и гражданская община, и город. В политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане. (По Федоркину: «Политика — это все то, что относится к деятельности полиса»)

В гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

Макс Вебер (1864 – 1920): политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства.

    1. Политика как объект научного анализа.

Политика является объектом исследования многих гуманитарных и общественных дисциплин. Политика как объект научного анализа изучается не только собственно политологией, но и, по крайней мере, еще восемью типами дисциплин обществоведческого знания: философией, социологией, психологией, антропологией, юриспруденцией, историей, культурологией и, наконец, политической экономией. Философия изучает политику как феномен мирового развития и артефакт человеческой цивилизации. Социологию интересует воздействие социальной среды на политическую сферу. Юриспруденция исследует 'стыковую' область правовых и государственных норм и институтов. Историю занимают вопросы исследовательски-хронологического сбора и описания эмпирических фактов развития политических институтов и идей. Политэкономия исследует производственные отношения и экономические механизмы как материальную основу политической деятельности людей. Психология обращается к невесомой материи психологических механизмов и стереотипов политического поведения людей, тогда как антропология (или этнография) и культурология интересуются соответственно генезисом властных отношений и политическими традициями, ценностями, нормами.

История (если сочтете нужным, я сочла).

Политика стала объектом исследовательского интереса и человеческого познания еще в те времена, когда не только общественная наука, но и вся научная мысль в целом существовала в нерасчлененном, синкретическом состоянии. Древняя политика была еще тесно связана с другими формами общения (семейными, экономическими и т. д.), когда свободные жители и община античных Афин, будучи одновременно и 'полисом', и 'демосом', еще очень слабо функционально расчленены и автономизированы по ролям и статусам.

В Средние века система феодального государства и крепостного господства и, в первую очередь, иерархия отношений между вассалами и сюзеренами, рассматривается и зачастую легитимизируется в рамках теологии и правоведения и, конечно, опять в тех же границах истории и философии.

Эпохи Возрождения и особенно Просвещения внесли существенные коррективы в процесс дифференциации общественного знания, связанного с изучением политики. Появляется политическая экономия, а в самих традиционно изучавших ранее политику сферах обществознания акценты начинают постепенно смещаться с философоко-этических рассуждений (от Платона до Августина) на историко-политические (Макиавелли) или политико-правовые (Монтескье) исследования. В XIX веке семья дисциплин, изучающих политические явления и процессы, постепенно дополняется социологией, географией, этнографией (или антропологией) и психологией, а в XX веке всеми остальными современными науками, находящимися сегодня в общей обойме 'политикознания': от математики, статистики и кибернетики до демографии, биологии и экологии.

3.Методы политологических исследований. Авторы: Мангейм, Рич, Дягтерев, Боришполец

Методы политического исследования можно подразделить на три группы – общелогические, теоретические и эмпирические.

1) Общелогические методы – это всеобщие методы научного познания, которые вырабатываются в рамках философии (теории познания) и используются как в теоретическом, так и в эмпирическом познании.

Общелогические методы научного познания включают:

  • абстрагирование – мысленная фиксация какого-либо существенного в данной познавательной ситуации свойства объекта при одновременном отвлечении от всех остальных его свойств;

  • анализ – последовательное расчленение целостного объекта на подсистемы и элементы с целью их всестороннего изучения;

  • синтез – мысленное объединение ранее выделенных частей объекта в единую систему (анализ и синтез взаимосвязаны и непрерывно сменяют друг друга в процессе исследования);

  • индукцию – вывод общего заключения на основе частных посылок;

  • дедукцию – вывод заключения частного характера из общих посылок;

  • аналогию – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

  • моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

  • классификацию – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком;

  • исторический и логический метод; первый – описание фактической истории развития объектов во всем ее многообразии; второй – это освобожденная от случайностей и несущественных деталей мысленная реконструкция истории объекта, раскрывающая объективную логику ее развития;

  • идеализацию – логическая операция, определяющая предел того или иного свойства; при этом какое-то свойство рассматривается как абсолютное (материальная точка, идеальный газ);

  • восхождение от абстрактного к конкретному – мысленное, теоретическое воспроизведение сущности исследуемого объекта.

    1. Теоретические методы. В силу сложности политических объектов при их изучении часто применяется совокупность различных теоретических методов. Во второй половине ХХ в. в политических исследованиях стали доминировать системный, структурно-функциональный, коммуникативный, сравнительный и иные подходы и методы исследования.

  • Системный метод рассматривает объект как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества.

  • Структурно-функциональный анализ имеет определенное сходство с системным методом в той его части, где речь идет о выявлении составляющих системы как целостного явления (структурный анализ). Структурный анализ занимается «морфологией» изучаемого объекта, составляя «реестр» его элементов и устойчиво воспроизводимых связей между ними. Функциональный анализ объекта (в частности, политического) выявляет способ взаимосвязи элементов объекта, их взаимоопосредование, которое обеспечивает воспроизводство целостности.

  • Коммуникативно-кибернетический метод исследует политику через призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи, и сети целенаправленных коммуникативных действий и механизмов, обеспечивающих отношения управляющих и управляемых на всех уровнях взаимоотношений внутри общества и с внешней средой.

  • Метод сравнения – познавательная операция, основанная на суждениях о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные характеристики. Главное условие использования метода – наличие общего основания (признака), по которому сравниваются изучаемые объекты. Одна из разновидностей метода сравнения – сравнительно-исторический метод. С его помощью познаются различные ступени развития одного и того же явления (например, государства) или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание. С помощью этого метода можно определить тенденции развития изучаемого явления.

    1. Эмпирические методы.

  • Наблюдение — прямая регистрация социальных явлений и процессов их очевидцем. Включенное наблюдение предполагает участие исследователя в деятельности какой-либо группы как ее участника.

  • Анализ документов – метод, широко используемый для сбора первичной информации. Ученые считают документом любую зафиксированную информацию. Исходя из источника информации, документы подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (записи, результаты наблюдений), и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.).

  • Контент-анализ – это количественная и качественная характеристика единиц текста (слов, смысловых символов, выражений и т. п.), определение зависимостей между ними, выделение схожих по смыслу фрагментов. Различают количественный и качественный подходы к контент-анализу. Первый из них ориентирован на выявление авторства, целей и условий создания текста. Второй – на выявление статистической взаимосвязи между единицами текста, частотой их употребления и порядком расположения.

  • Метод экспертной оценки. Его суть заключается в выявлении мнений наиболее авторитетных специалистов в конкретной области о той или иной ситуации, причинах ее происхождения или прогнозе развития событий.

  • Метод опроса позволяет исследовать как объективные, так и субъективные характеристики изучаемого объекта. Опрос как метод социальных и политических исследований начал широко использоваться в 30-е гг. ХХ в. Значительный вклад в разработку этого метода внес американский социолог Дж. Гэллап. Достаточно часто используются два вида опросов: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании – письменном опросе – коммуникация между социологом и респондентом опосредствована специально заполняемым опросником. Интервьюирование же предполагает непосредственный контакт между интервьюером и опрашиваемым лицом.

4.Категория политической власти. Основные концептуальные подходы к исследованию политической власти. Авторы: Пугачев, Соловьев

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов (Бертран Рассел). Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром - в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

2. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и готовности к подчинению, "добровольному рабству" - других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.

Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование-подчинение.

В рамках психологического направления выделяют бихевиористский и волевой подход к трактовке власти.

Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.

Волевой подход (Лассуэлл, Маркс, Ницше). Первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

3. Системная трактовка. Исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

4. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения (Алмонд). Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Иными словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

5. Реляционистские (от французского слова "relation" - отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Власть — способность и возможность политических субъектов оказывать влияние на другие субъекты с целью дотижения своих установок с помощью воли, авторитера, права, насилия.

5.Структура властных отношений. Субъекты и механизм политического властвования. Авторы: Пугачев, Соловьев, Дягтерев.

1). Структура властных отошений:

  • Субъект-субъектные отношения (субъект, объект).

  • Система ценностей.

  • Ресурсы власти.

  • Способы реализации политической власти.

Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Система ценностей. Это есть в разделе «Субъективная сторона политики», в этом разделе Федоркин не удосужился нам что-либо говорить, и нам, судя по всему, не стоит, просто упомянуть.

Ресурсы власти — все то, что оказывает влияние на процесс властных отношений отдельных субъектов.

Существует несколко классификаций ресурсов политической власти.

3 типа ресурсов политической власти (трактовка Этциони):

  • Утилитарные (материальные) — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).

  • Нормативные (законы) — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

  • Принудительные (силовые) — меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).

Способы реализации политической власти — это, по сути, политические режимы, про них отдельный вопрос.

    1. Механизм политического властвования.

3 уровня механизма политического властвования:

  • Господство и подчинение. господство предполагает социальное отношение, при котором приказ, отданный одними людьми, встретит повиновение, то есть признание и исполнение у других людей в соответствии с определенным легитимным порядком, основанном на традиции, вере или целерациональных мотивах, то есть на доминирующих в данной культуре ценностях. Отношения 'господства и подчинения' агентов власти составляют центральное звено властного механизма общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок легитимным, то есть социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия.

  • Контроль и влияние. Вторая 'плоскость' властного механизма общения связана с оппозицией 'контроль - влияние', имеющей дело со способами распределения ресурсов общества. По мнению ряда американских бихевиориалистов, власть и есть, прежде всего, контроль над распределением ресурсов общества, а политика соответственно - сфера обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена, Ресурсы общества подразделяются на следующие основные виды: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, повысить у политических агентов потенциальный статус и ранг, а с другой - увеличить их мобилизующую силу и давление.

  • Управление и давление. Отношения 'управление-давление', связанные с самим механизмом 'властвования', государственного управления, а также с механизмом 'обратной связи', то есть поддержкой и давлением 'снизу' гражданского общества, представляющими собой пару взаимонаправленных векторов.

6.Понятие легитимности политической власти. Авторы: Вебер.

Легитимность — это положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них - идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.

Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной "официальной" идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она - однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.

7.Политические отношения: понятие и уровни, субъекты и объекты.

Лично так по-моему этот вопрос — то же самое, что и вопрос про структуру властных отношений.

8.Политическая система: понятие, структура и теоретические модели. Авторы: Истон, Алмонд

Политическая система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном (1953).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев iconПрограмма подготовки к зачёту по учебной дисциплине «Политология»
Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии. Методы политической науки. Теоретический и эмпирический...

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев icon1. Объект, предмет и функции политологии
...

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев iconПлан семинарского занятия Понятие, объект, предмет и функции политологии
Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, – это отделение политической науки от нравственной

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев iconСписок информационных источников
Введение в политологию: учебник для студентов вузов/В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – 4-е изд.; перераб и доп. – М.: Аспект Пресс,...

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев iconВопросы к зачету по учебному курсу «Политология»
Структура, методы и функции политологии. Связь политологии с другими гуманитарными науками

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев iconВопросы к дифференцированному зачету по интегрированному модулю «Политология» для студентов 1
Структура, методы и функции политологии. Связь политологии с другими гуманитарными науками

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев iconБилет 1 Предмет, объект и закономерности политологии
Здесь основной закономерностью является укрепление стабильности политической власти. Третью группу образуют политико-психологические...

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев iconВопросы для зачета по социологии
Социология как наука: понятие, предпосылки возникновения, предмет и объект, структура социологического знания, методы и функции,...

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев iconТеория государства и права как наука и учебная
Объект науки те явления, которые она изучает. Предмет то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект тгп государство...

1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев icon1. Социология как наука 1
Сегодня социология – это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов