1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права




Название1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права
страница1/14
Дата публикации02.07.2013
Размер1.73 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели.

Понятие уголовно-исполнительного права – это совокупность юридических норм, закрепляемых в законодательстве и в ведомственных актах, устанавливающих принципы, цели, задачи исполнения наказания; устанавливаются учреждения и органы, исполняющие наказание и их правовое положение; устанавливается правовое положение осуждённых; устанавливается порядок и условия исполнения отдельных видов наказания, основания и порядок освобождения от наказания, а также оказание помощи социальной адаптации осуждённых после освобождения.
Принципы права. К числу общеправовых относятся принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом. К отраслевым – дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.
Существуют особенности применения общеправовых принципов к УИП. Скажем, принцип законности связывается с тем, что обвинительный приговор является основанием для применения уголовно-исполнительных мер. Принцип гуманности. Здесь особенность – в УК есть о том, что суд назначает более строгое наказание только тогда, когда менее строгое не обеспечивает цели наказания. В УИП должно применяться минимум средств принуждения к осуждённым, с ними надо работать. Принцип демократизма основан на признании осужденного субъектом УИП. Осужденный существенно ограничен в правах, поэтому он нуждается в социальной защищенности. Также принцип подразумевает прозрачность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Равенство граждан перед законом означает, что для осужденных нет никаких преимуществ в зависимости от расы, пола, национальности, религиозных или политических убеждений, имущественного положения и т.д.

Принцип дифф. и индив. исполнения наказания. Принцип означает, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения. Индив. – суд назначает в зависимости от личности преступника, тяжесть преступления и т.д. Он зависит от поведения осуждённого при исполнении наказания. Дифф. исполнения – это те ячейки, по которым перемещается осуждённый в зависимости от его поведения (наказание могут смягчить или ожесточить – более строгий вид колонии).
Рациональное применение мер принуждения - закон требует учитывать обстоятельства совершения преступления, личность осужденного и его поведения. Взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Стимулирование правопослушного поведения подразумевает наличие поощрительных норм, улучшающих содержание осужденного в лучшую сторону при надлежашем поведении.

Рациональное применение средств исправления – подразумевает воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, проф. и общеобразовательного обучения с учетом их личностных особенностей.

Уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства является регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели исполнения наказания. Цели – исправления, частная превенция и общая. Частная превенция – чтобы человек больше не мог совершить преступление. Общая – чтобы иным неповадно было. Исправление – это формирование у осуждённого правильного отношения к труду, к общественной морали.

^ 2. Понятие, предмет и система курса УИП.

Предметом всегда являются общественные отношения. Уголовно-исполнительные отношения возникают, если были уголовно-правовые отношения, которые возникают с момента совершения преступления между преступником (лицом, действительно совершившего преступление) и государством.
Уголовно-исполнительные отношения – для этого человек должен совершить преступление и быть привлечён к уголовной ответственности и ему обязательно должен быть назначен вид наказания.
Возникают они с момента обращения приговора к исполнению – это когда приговор, вступивший в законную силу, направлен в соответствующие органы и орган приступил к исполнению наказания. Только когда поступит в карантинное отделение он вступает в уголовно-исполнительные отношения, до (перевозка и т.д.) не являются ещё уголовно-исполнительными отношениями.
Когда заканчиваются уголовно-исполнительные отношения. Условно-досрочно освобождённый находится ещё в уголовно-исполнительных отношений, или если отсрочка исполнения приговора тоже находится. В течение испытательного срока за осуждённым ведёт наблюдение органы уголовно-исполнительной системы.

Поэтому когда отсидел и вышел – то заканчиваются эти отношения.
Предмет уголовно-исполнительного права был различным по объёму.

Предметом являются уголовно-исполнительные отношения, возникающие между осуждённым и государством (а также органами исполнения наказания), при исполнении всех видов наказания.
УИК 1924 года всего два вида регулирования – лишения свободы и принудительные работы. УИК 1933 года три вида только регулировал – лишения свободы, ссылки и принудительных работ. Поэтому не всё. УИК 1970 года тоже не все регулировал, хотя и больше.
Поэтому сейчас у нас более широкий предмет уголовно-исполнительного права.

^ 3. Понятие и влияние уголовно-исполнительной политики на развитие УИП.
В основе формирования всей правовой системы лежит политика государства. И политика государства определяет и принципы, и задачи, и цели… Общая цель социальной политики – сделать более-менее нормальной жизнь человека. И поскольку преступники граждане России, просто с некоторыми установленными ограничениями прав.
Важную роль играет уголовная политика государства – что признаётся преступным, что признаётся наказуемым. Субъектами У-И политики являются Президент, ФС и Правительство. Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики, принимает Указы. Федеральное Собрание принимает соответствующие ФЗ, регулирующие исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Правительство принимает Постановления, разрабатывает целевые программы развития уголовно-исполнительной системы. В разработке общей стратегии У-И политики участвует Минюст (Президент, утвердив Положение о Минюсте, делегировал ему такие полномочия, они реализуются путем нормотворческой работы). Данные органы являются не только субъектами формирования, но и реализации У-И политики. Иные ограны государственной власти РФ, субъектов являются лишь субъектами реализации У-И политики.
Важную роль в реализации играют органы, исполняющие наказания: исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции, судебные приставы-исполнительи, дисциплинарные воинские части и т.д. Субъектом реализации уголовно-исполнительной политики является также и ФСИН, подведомственная Минюсту.
Формы выражения У-И политики напрямую связаны с субъектами её формирования. Можно выделить нормативно-правовую форму, она присуща всем субъектам формирования У-И политики, но в наибольшей степени – Федеральному Собранию. Другая форма – директивная, состоит в политических требованиях, установках, директивах, рекомендациях, определяющих стратегию и основные направления политики государства в сфере исполнения наказания. Наиболее присуща Президенту.
У-И политику определяет комплекс факторов, тут и социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, сруктура и динамика преступности в стране, требования медународных актов, международных организаций.


^ 4. Понятие уголовно-исполнительного права и его связь с другими отраслями права.
Понятие уголовно-исполнительного права – это совокупность юридических норм, закрепляемых в законодательстве и в ведомственных актах, устанавливающих принципы, цели, задачи исполнения наказания; устанавливаются учреждения и органы, исполняющие наказание и их правовое положение; устанавливается правовое положение осуждённых; устанавливается порядок и условия исполнения отдельных видов наказания, основания и порядок освобождения от наказания, а также оказание помощи социальной адаптации осуждённых после освобождения.
УИП входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, вместе с уголовным и уголовно-процессуальным правом. Уголовное право – базовое по отношению ко всем отраслям, регулирующим борьбу с преступностью. УП определеяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освбождения от него, т.е. формулирует главные категории, оставляя для УИП регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль УП по отношению к УИП определяет также тем, что для УП формой реализации служит не только УПП, но и УИП. Имея общие с ним институты, УП определяет их материальное содержание, а УИП – процедурное. Поэтому рубежом в разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с т.з. его материального и исполнительного (процедурного) содержания.
УИП тесно связано с УПП, прежде всего с разделом, относящимся к исполнению приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения обвинительного приговора, и со временем вступления его в законную силу начинают реализовываться нормы УИП. УПП призвано обеспечить осуществление правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания. Обе отрасли оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т.д.).
УИП тесно связано с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с гражданским, семейным, финансовым и др. отраслями права.

^ 5. Наука уголовно-исполнительного права, её предмет, метод, задачи.

Предмет науки уголовно-исполнительного права значительно шире предмета области права. Наука изучает законодательство, предлагает его совершенствовать, изучает историю законодательства, зарубежное, перспективы совершенствования. То есть это те же уголовно-исполнительные отношения, но не ограничивается рамками законодательства.
Познышев, Исаев. Жижиленко профессор руководил тюремным ведомством, 8 марта 1917 года – надо проявлять гуманность к осуждённым, уважать человеческое достоинство, воздерживаться от применения телесных наказаний…
В советское время проявились определённые этапы развития науки.
Стал издаваться журнал «Пролетарской революции и права» с 1918 года, на его страницах шли дискуссии о целях наказания, о возможности исправления осуждённых, о необходимости человеческого отношения к ним. Потом «Ежедневник советской юстиции», «Советское право», «Рабочий суд» появились
В 1923 году в Москве состоялся первый съезд работников пенитерциарного дела и там обсуждался проект УИК 1924 года. Исправительно-трудовой кодекс приняли.
В 1925 году создали институт по изучению преступности и преступника и в этом институте была пенитерциарная секция, где изучалась возможность исправления осуждённых и заключенных.
А потом наука непосредственно связывалась с развитием законодательства.

Никаких кодексов сперва не было, принимались отдельные нормативные документы.

Приказ Петроградского ВРК (военно-революционного комитета) о назначении комиссаров в тюрьмы Выборгского района.

Положение «О тюремных рабочих командах» 1918 года. Широко ставился вопрос о привлечении осуждённых к труду. Не только основное средство для исправления осуждённых, но и преследовались материальные интересы.

Было местное правотворчество.

1918 года Съезд комиссаров юстиции Сибири, Урала Туркестана, которые приняли решение о колониях для несовершеннолетних.

1918 год Постановление наркомюста о лишении свободы как вида наказания. Фактически это была инструкция, и в ней 25 мая 1918 года, было сказано, что отменяются все царские указы.

ИТК 1924 года. Регулировал два вида наказания – лишение свободы и исправительные работы.

ИТК 1933 года. Общее и особенности указать. Здесь три вида наказания – ссылка добавилась.

ИТК 1970 года. Но перед ним в 1958 году были приняты Основы Уголовного законодательства, а потом и УК. А потом 1969 году приняли Основы Уголовно-исполнительного законодательства.

ИТК 1970 года не регламентировал все виды наказания. Были два положения – Положение об исполнении наказания, не связанных с исправлениями – штрафы и т.д.

Наш УИК 1996 года регулирует все виды наказаний.

^ 6. История становления и развития пенитенциарного законодательства в России до 1917 года.
Имеет давнюю историю, начало развиваться со времён Русской Правды, её краткой редакции – Краткая Правда (там не было смертной казни, была кровная месть, были членовредительские наказания).

Следующим этапом являются Судебники 1497 года и 1550 года. В соответствии с этими документами в России широко применялась смертная казнь. И была ещё так называемая «торговая казнь».
Потом Соборное Уложение 1649 года. Предусмотрена смертная казнь, членовредительские наказания, разновидности смертной казни – заливание металлом горла и т.д. Было уже тюремное заключение. Были и отсечение рук, ушей… Ссылка с кандалами.
Были артикулы воинские 1715 года Петра I. Здесь уже ссылка на галеры, широко применяли шпицрутены. Екатерина II хотела улучшить, но у неё не получалось.
Александр I в 1819 году создал Попечительское о тюрьмах общество с его уставом. Предусматривалось общественное воздействие на перевоспитание, наставление их на христианское благочестие, исправление осуждённых, правовое воздействие.
В 1842 году был принят закон Свод учреждений и уставов о содержании под стражей и ссыльных. И вот здесь уже ставилась тоже цель нравственного исправления, была детальная регламентация порядка отправления наказания.
В 1845 году при Николае I первое Уложение о наказаниях уголовных исполнительных. Была определённая система наказаний – смертная казнь, ссылка в Сибирь и на Кавказ… Это систематизировало законодательство.
В 1864 году 20 ноября был принят Устав о мировых судьях. Мировые судьи назначали арест, заключение под стражу до года.
Уложение 1885 году – Уложение о наказании уголовных и исправительных. Смертная казнь, ссылка на поселение, заключение в исправительные дома и тюрьмы, штраф и т.д.
Уложение 1903 года Уложение об уголовных наказания и исправительных. Основной вид наказания – смертная казнь и лишение всех прав и состояний, заключение в исправительные дома, крепости и тюрьмы, ссылка в Сибирь.

До 1909 года несовершеннолетние несли все тяготы взрослых, не было никаких особенностей. По инициативе Руковишникова (настоять приюта) было принято решение о создание исправительных воспитательных учреждений для несовершеннолетних, это значительно гуманизировало их исправление.

^ 7. Этапы становления и развития советского исправительно-трудового законодательства.
Никаких кодексов сперва не было, принимались отдельные нормативные документы.
Приказ Петроградского ВРК (военно-революционного комитета) о назначении комиссаров в тюрьмы Выборгского района.

Положение «О тюремных рабочих командах» 1918 года. Широко ставился вопрос о привлечении осуждённых к труду. Не только основное средство для исправления осуждённых, но и преследовались материальные интересы.

Было местное правотворчество.
1918 года Съезд комиссаров юстиции Сибири, Урала Туркестана, которые приняли решение о колониях для несовершеннолетних.

1918 год Постановление наркомюста о лишении свободы как вида наказания. Фактически это была инструкция, и в ней 25 мая 1918 года, было сказано, что отменяются все царские указы.
ИТК 1924 года. Регулировал два вида наказания – лишение свободы и исправительные работы. ИТК 1924 сыграл огромную положительную роль в осуществлении и дальнейшем развитии принципов советской исправительно-трудовой политики. Однако ИТК 1924 не лишен был и серьезных недостатков. Ряд формулировок ИТК 1924 отличался нечеткостью. За время с 1924 в него вносились крупные изменения в соответствии с изменениями уголовно-правовой политики на различных этапах диктатуры пролетариата. Тем не менее ИТК, изданный в первые годы восстановительного периода, оказался устаревшим в реконструктивном периоде. В особенности; же перестал он удовлетворять задачам исправительно-трудовой политики, когда со вступлением Союза ССР в период социализма возможности исправительно-трудового воздействия выросли.

ИТК 1933 года. Общее и особенности указать. Здесь три вида наказания – ссылка добавилась.
ИТК 1970 года. Но перед ним в 1958 году были приняты Основы Уголовного законодательства, а потом и УК. А потом 1969 году приняли Основы Уголовно-исполнительного законодательства. 11 июля 1969 г. были введены в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а 10 декабря 1970 г. принят Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР, регламентирующий исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы. С принятием кодекса завершилась направленная на восстановление законодательной базы регламентации исполнения наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, реформа исправительно-трудового права. Недостаток кодекса заключался в том, что он не регламентировал наказания не связанные с трудовым принуждением, - ни регламентировались ведомственными нормативно-правовыми актами. К числу таки относилось положение от 15.03.1983 о порядке исполнения наказания не связанных с трудовым принуждением - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание, конфискация, лишение воинского или иного звания, возложение обязанности загладить причиненный вред, увольнение от должности.
ИТК 1970 года не регламентировал все виды наказания. Были два положения – Положение об исполнении наказания, не связанных с исправлениями – штрафы и т.д.

Наш УИК 1996 года регулирует все виды наказания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconВопросы к зачету по уголовно-исполнительному праву
Понятие и система уголовно-исполнительного законодательства. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Применение...

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconУголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства...
Понятие уголовно-исполнительного права, его задачи и место в системе российского права

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconПеречень вопросов для самостоятельного изучения учебной дисциплины...
Понятие уголовно-процессуального права. Источники уголовно-процессуального права

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconПонятие, задачи уголовно-процессуального права. Функции, стадии уголовного...

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconУголовно-исполнительный кодекс российской федерации
Статья Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права icon1. Понятие уголовного права как самостоятельной отрасли права. 5
Уголовное право и смежные отрасли права (уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, административное и др.). 5

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconИнформационное письмо
Члены: Вестов Ф. А., доцент, канд юрид наук, зав каф уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconЧетыре типа несовершеннолетних преступников, выделявшиеся Г. М. Миньковским
Омигов В. И., профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права и криминологии Пермского филиала Нижегородской академии...

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconЗаконодательства российской федерации
Статья Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его принципы, задачи и цели. Понятие уголовно-исполнительного права iconЗаконодательства российской федерации
Статья Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов