Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека»




Скачать 104.24 Kb.
НазваниеНовицкий Учебник «Мониторинг прав человека»
Дата публикации02.07.2013
Размер104.24 Kb.
ТипУчебник
zadocs.ru > Право > Учебник
Виды действий НПО по защите общественных интересов
Марек Новицкий

Учебник «Мониторинг прав человека»

Меры, принимаемые неправительственными организациями с целью добиться – без применения насилия – более строгого соблюдения прав человека, большей эффективности в создании правового государства, устранения дискриминации, улучшения охраны окружающей среды либо системных изменений в функционировании государства, можно разделить на три группы: правовые, политические и общественные.

1. Правовые действия

К их числу относится, прежде всего, стратегическая судебная тяжба, иначе говоря, сознательное, запланированное ведение судебных процессов с целью пересмотра интерпретации существующего права либо устранения из правовой системы юридически необоснованных норм. Раскрывая их несоответствие конституции или противоречие ратифицированным международным соглашениям, неправительственные организации добиваются изменений на основании решений Верховного суда, Конституционного суда. Европейского суда по правам человека либо тех квазисудебных органов ООН, в которых принимаются к рассмотрению иски отдельных лиц (Комитет по правам человека. Комитет по борьбе с пытками. Комитет по ликвидации расовой дискриминации).

Как правовые будут рассматриваться также процессы о возмещении из государственной казны ущерба, понесенного потерпевшими в результате нарушения прав человека одним из государственных учреждений в тех многочисленных случаях, в которых до сих пор не было принято обращаться в суд (незаконное задержание полицией, проявление насилия по отношению к задержанному со стороны других заключенных, и т.п.). Не исключается возбуждение уголовных дел против должностных лиц. Эта категория включает также действия, связанные с распространением в обществе правовой культуры, знаний общеправового характера и прав человека, а также умения использовать на практике процедуры, предусматривающие их защиту. Для этой цели наряду с классическими методами можно использовать различные викторины и конкурсы (например, на коллективную разработку и принятие конституции школы, клуба и т.п.), игры, имитирующие судебные процессы, распространение справочников по правам человека и процедурам, служащим для их защиты (в них рассматриваются права пациентов, пожилых людей, детей и молодежи, заключенных, избирателей, лиц, подозреваемых в совершении преступления и т.п.).

^ 2. Политические действия

Политические действия сводятся, главным образом, к поиску союзников среди политиков, заседающих в парламенте, национальном или международном (Европейский парламент. Парламентская ассамблея Совета Европы). Возможен также политический нажим на правительство, прямой или косвенный – через соответствующие представительства международных организаций (ООН, Совет Европы, ОБСЕ). Цель таких действий – добиться изменений либо в правовой системе, либо в практической деятельности государственных органов. Действия могут проводиться внутри страны и за рубежом.

В своей внутренней деятельности мы должны искать политическую поддержку у политиков, осуществляющих законодательную и исполнительную власть на общегосударственном или местном уровне – в зависимости от характера проблемы. Речь идет о разнообразных формах нажима на членов парламента через группы избирателей, за голоса которых они будут бороться во время ближайшей предвыборной кампании. Эти группы должны добиваться, чтобы депутаты голосовали за определенный закон или против него, выступали с той или иной законодательной инициативой или использовали другие формы деятельности, например, депутатский запрос. Такое давление окажется более эффективным в странах с мажоритарной избирательной системой, где повторные выборы члена парламента в большей степени зависят от воли избирателей, чем там, где действует пропорциональный избирательный закон и тем самым будущее кандидата зависит, прежде всего, от места в партийном списке, а оно определяется руководством партии. Во многих случаях естественным союзником стремящихся к переменам неправительственных организаций становится парламентская оппозиция, и вообще, те политические противники власть имущих, чьи предложения не находят поддержки у властных структур. Давление на политиков производится непосредственно (например, через прессу или по месту жительства – соседи, члены семьи, знакомые, либо во время встреч лицом к лицу, и т.д.). Такие методы более действенны в ходе предвыборной кампании, чем после выборов. Иногда удается успешно оказывать давление косвенно, используя общественный нажим на субъекты права, имеющие большое значение для конкретного политика, скажем, по экономическим соображениям (например, на фирму, которая обдумывает целесообразность инвестирования в данной местности). Мы также стараемся убедить политика или его группировку, что проведение в жизнь предлагаемых нами преобразований принесет ему политическую пользу (или хотя бы меньшие потери, чем сохранение status quo).

^ На международном уровне политические действия могут, к примеру, быть направлены на принятие Комиссией по правам человека ООН резолюции, осуждающей массовые нарушения прав человека в данном регионе, либо на введение в действие таких процедур, как 1503 или 1235 против какого-либо государства. Сюда же относятся представление международным организациям встречных отчетов в противовес официальным правительственным докладам в рамках отчетности перед комитетами, которые стоят на страже основных конвенций ООН (Комитет по правам человека, Комитет по борьбе с пытками. Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации женщин. Комитет по правам ребенка. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам), а также попытки включить в дела, по которым мы проводим расследование, спецдокладчиков и рабочие группы. Возможен ряд других шагов, имеющих целью вызвать осуждение со стороны международных организаций нарушений прав человека, в том числе лоббирование в Парламентской ассамблее Совета Европы или Европейском парламенте. Аналогичные меры принимаются в третьих странах – например, резолюции нескольких парламентов относительно нарушения прав человека китайскими органами власти в Тибете. При этом большое значение имеют умелые контакты с международными и зарубежными СМИ и сотрудничество с зарубежными организациями по защите прав человека.

Дело, однако, не сводится к осуждению правительств, нарушающих права человека – можно действовать также в целях принятия новых норм защиты этих прав. Наши усилия могут способствовать принятию резолюции или рекомендации Парламентской ассамблеи СЕ, предписания Комитету министров СЕ, резолюции Европейского парламента или определенной формулировки в документах ОБСЕ. Достигнув результатов в виде «мягкого» международного права (резолюции, рекомендации), можно добиваться его перевода на язык юридически обязательных международных соглашений.

Таким образом, можно, например, добиваться включения в международное право положений, предусматривающих обязательное введение налоговых льгот при финансировании неправительственных организаций, определения норм свободных выборов или минимального уровня общественного контроля за деятельностью спецслужб.
^ 3. Общественные действия
Их суть состоит в использовании различных форм организованного, чаще всего

коллективного воздействия на властные структуры в виде гражданских акций без

использования насилия (non-violent public action).

При профессиональном подходе все они характеризуются подобной динамикой:

  1. ^ Выбор цели, т.е. принятие решения о том, какой общественной проблемой следует заняться.

  2. Сбор информации по данному вопросу, фактов, доказательств нарушения прав человека, подготовка аргументов, необходимых для осуществления акции. В случае необходимости на этом этапе проводится мониторинг.

  3. ^ Разработка стратегии действий, а именно: идентификация потенциальных союзников и противников; точное определение конкретных, реальных задач, выполнения которых мы будем требовать от государственных органов; выяснение, кто фактически способен принимать соответствующие решения, организация информационной акции и выбор форм прямого нажима.

  4. Доведение до сведения властных структур, каких именно изменений в законодательстве или на практике мы от них ожидаем. Органы власти редко решаются на перемены на этом этапе. Они пойдут на них только в том случае, если почувствуют сильное общественное давление либо поймут, что перемены лежат в их собственных интересах.

  5. ^ Информационные акции, имеющие целью добиться более чуткой реакции на данный вопрос со стороны как можно большей и наиболее влиятельной части общества. Мы ищем союзников, готовых поддержать нас и встать на нашу сторону. Акции могут принимать различную форму – кадровых (например, уличный театр, гражданское неповиновение) и коллективных (петиции, марши, демонстрации, митинги, хэппенинги и т.п.) Как правило, они не оказывают прямого воздействия на функционирование государственной системы, тем не менее, создается психологический нажим на политиков, которые все больше отдают себе отчет в важности проблемы и необходимости заняться ею. В тоталитарных и посттоталитарных странах информационные акции воспринимаются как подрывные и считаются незаконными.

  6. По завершению процесса поиска союзников можно выдвинуть ультиматум – предупредить ораны власти, что если в назначенный срок ими не будут предприняты конкретные шаги для решения данной проблемы (а она чаще всего четко сформулирована), мы будем вынуждены оказать прямой нажим.

  7. ^ Коллективные акции прямого нажима, т.е. действия без применения насилия, направленные непосредственно против политической системы. Они могут сводиться к:

^ Разрыву связей между государством и его гражданами, отказу от сотрудничества: забастовки, бойкоты (выборов, государственных просветительных и культурных организаций, различных учреждений, отказ от несения военной службы, уплаты налогов, изъятие банковских вкладов и т.п.)

^ Созданию перебоев в деятельности государственных учреждений блокирование телефонов, различные формы мирной оккупации зданий, массовая подача заявлений или судебных жалоб, нарушающая нормальную работу соответствующих учреждений, строгое следование принятым правилам и нормам, которые, как правило, не соблюдаются (например, нормы охраны труда), массовое использование гражданских прав и т.п. Задача всех этих акций – заставить властные структуры пойти на переговоры.

От наших акций должны страдать не сограждане, а аппарат управления; их цель – лишить аппарат контроля над той или иной сферой государственной деятельности, имеющей для него большое значение. Желательно, чтобы акции ограничивались мерами, не запрещенными законом, чтобы в худшем случае доходило до нарушения по техническим причинам незначительных правил общественного порядка. Однако это не всегда возможно (как например, при отказе от обязательной военной службы), в таких случаях мы должны считаться с возможностью понести наказание.

  1. ^ Переговоры с представителями власти о формах и методах проведения конкретных перемен.

  2. Гражданский (общественный) контроль деятельности властей – наблюдение за выполнением достигнутых договорённостей, недопущение «тихого» возврата к прежним позициям, ухода от выполнения обязательств по изменению ситуации. Таким образом мы делаем работу властей прозрачной. Власти всегда должны понимать, что они – наёмные служащие. (Этот пункт динамики общественных действий не был указан в Мареком Новицким в данной статье, он появился в Российской действительности и закрепился в практике российских правозащитников – прим. С.Ю. Ивановой)


Особой формой акции в защиту общественных интересов является гражданское неповиновение. В чистом виде оно заключается в явном, публичном нарушении положения закона, которое проводящий акцию считает неправильным, аморальным или вредным. Наряду с тем, что гражданское неповиновение используется в защиту принципов, а не для личной пользы, его главная особенность – это готовность лица, нарушающего тот или иной закон, предстать перед судом и понести наказание. Гражданское неповиновение применяется, как правило, в правовых государствах, а лицо, прибегающее к этой форме протеста, признает законность государственной власти и конституционной системы. Неповиновение призвано служить совершенствованию политической системы, а не ее свержению. Те, кто считает государство чужим, а власть навязанной силой, нарушают право подпольно и стремятся избежать преследования и наказания со стороны властей, легальность которых ими не признается. (Например, в коммунистическом государстве издавший нелегальную газету деятель демократической оппозиции не докладывал об этом в прокуратуре с целью понести должное наказание, ибо он не признавал этого государства). Если же в его стране состоялись по-настоящему свободные выборы и к власти пришла группировка, чьи взгляды чужды вышеупомянутому деятелю, он обязан действовать явно. Молодые американцы, скрывавшиеся в Канаде от участия в войне во Вьетнаме, не использовали гражданского неповиновения, те же из них, кто в открытую уничтожал призывные повестки, публично отказывался от военной службы и попадал за это за решетку, дали пример классического гражданского неповиновения.
Гражданское неповиновение может быть индивидуальным и коллективным. В первом случае, если наказание несет отдельное лицо, в особенности, пользующееся широкой известностью, гражданское неповиновение вызывает отклик в обществе:

«Если уж он готов за свою идею сидеть в тюрьме, может дело действительно важное?». И тогда начинаются коллективные акции с требованием освободить этого человека. Коллективные акции гражданского неповиновения (публичное сжигание военных билетов, отказ от несения военной службы, отказ передать государству часть урожая, как принято в странах с коммунистическим и фашистским режимом, и т.п.) могут быть также использованы как акции прямого нажима (VII). Бывает, что положение закона, против которого мы хотим выразить протест по моральным соображениям, не касается нас лично, и поэтому мы не можем его нарушить. Тогда «в порядке заместительства» мы нарушаем другое законоположение, так или иначе, тематически связанное с данной проблемой.

Форма наших действий зависит от стратегии, которую следует разработать до начала акции. ^ Планировка стратегии и осуществление различных действий невозможны без основательных знаний об уровне соблюдения свобод и прав человека. Необходимо также знать причины имеющих место нарушений прав человека. К их числу относятся: юридически необоснованное положение закона;

ошибочная интерпретация данного положения; неправильная, бесправная, но широко принятая практика действий органов власти. И лишь точно определив, что подлежит пересмотру – закон, подзаконный акт или практическая деятельность, скажем, административных органов, и, поняв, на какие государственные органы следует оказать нажим, мы можем приступить к разработке стратегии и выбрать соответствующие формы воздействия.

Иногда имеет смысл подготовить конкретные предложения по решению данной проблемы. На определенном этапе их можно предложить органам власти (например, проект закона или его основных положений), чтобы довести дело до конца. Экспертам, разрабатывающим такие проекты, следует обеспечить предельно актуальную и исчерпывающую информацию о положении дел. Гораздо чаще, однако, неправительственные организации представляют вопрос, который, по их мнению, требует рассмотрения, а как это сделать технически – задача самих органов власти. Поиск технических решений не входит в компетенцию неправительственных организаций, а зачастую превышает их возможности. Проект решения должен соответствовать правовой системе данного государства в целом, что нередко требует пересмотра ряда законов. Так, например, неправительственным организациям бывает трудно оценить стоимость предлагаемых перемен и их влияние на бюджет. Поэтому лучше ограничиться указанием на проблему, требующую рассмотрения, оставив специализированным государственным органам разработку конкретных проектов.




Семинары Рязанской Школы прав человека

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconИз книги «Заметки оправах человека и мониторинге прав человека»
Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях...

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconСтатья 6(1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Незаполненный формуляр жалобы в Европейский Суд по правам человека можно найти в разделе «Конвенция о защите прав человека и другие...

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconТесты по курсу «Защита прав человека»
Какой из названных принципов правового положения и механизмов защиты прав человека не закреплен в Конституции рк

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconМеханизм защиты прав человека
Российской Федерации и положения ее Конституции, адвокат может обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека....

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconПреступления против конституционных прав и свобод челоека и гражданина
Среди задач уголовного закона, которые сформулированы ст. 2 Ук рф, на первое место поставлена охрана прав и свобод человека и гражданина....

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconДоклад Ассоциации кндр по исследованиям прав человека
Позиция кндр и ее усилия по защите и поощрению прав человека на международном уровне

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconМагистерская программа «Защита прав и свобод человека»
Рекомендуется для специалистов и бакалавров, имеющих юридическое, экономическое, историческое, техническое и иное образование, желающих...

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconБиомониторинг. Биоиндикация
Биомониторинг (мониторинг биологический) – 1) слежение за биологическими объектами (наличием видов, их состоянием, появлением случайных...

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconДоклад о ситуации с обеспечением прав человека в соединенных штатах...
Ситуация с соблюдением прав человека в США вызывает серьезную озабоченность у международного сообщества, неправительственных организаций...

Новицкий Учебник «Мониторинг прав человека» iconДокумента
Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов