17. Политический режим: понятие и виды




Скачать 306.97 Kb.
Название17. Политический режим: понятие и виды
страница1/3
Дата публикации21.06.2013
Размер306.97 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3

17. Политический режим: понятие и виды


Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

^ Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

^ Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.
^ Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

^ Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

^ Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

^ Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

^ 1. Понятие политического режима

 

Содержание понятия политического режима

Политическая власть многообразна по формам и средствам своего проявления. Для того чтобы отразить различные аспекты ее функционирова­ния, используют ряд понятий:«форма правле­ния», «политический режим», «политическая система».

Чтобы эффективно воздействовать на общест­во, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния и принуждения. Организация верховной государст­венной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Но не всегда характер политической власти в обществе соот­ветствует форме правления.

Например, конституционные монархии в Швеции, Норвегии, Бельгии более демократичны, чем респуб­лики в других странах. В Германии 30-х годов форма правления была республиканской, однако характер власти был диктаторским.

В связи с этим появилась потребность в оп­ределении функционально-деятельностного ас­пекта государственной власти, т. е. учете тех средств и методов, с помощью которых она регу­лирует и упорядочивает отношения между людь-

[202]

ми. Этот аспект функционирования власти отра­жает понятие «политический режим».

В европейской политической науке понятие «политический режим» является базисным, тогда как в американской предпочтение отдается (по фундаментальности) категории«политичес­кая система». Несмотря на длительное исполь­зование понятия «политический режим», за ним не закрепилось достаточно четкого содержания. Сторонники системного подхода расширитель­но трактуют понятие «политический режим», отождествляя его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность объ­яснения двумя разными понятиями одних и тех же политических явлений. На наш взгляд, тер­мины «политическая система» и «политичес­кий режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: политическая система выража­ет характер взаимосвязи политики и экономики, социальной, культурной и других сфер жизни общества, а политический режим выражает ха­рактер взаимосвязи государственной власти и индивида, определяет средства и методы реали­зации власти. Следовательно, политический ре­жим представляет собой функциональный «срез» политической системы и складывается из поли­тического курса, который избирается держателями верховной власти, и политической деятель­ности для его осуществления.

^ Некоторые исследователи ограничивают со­держание политического режима формой правле­ния. Согласно данной точке зрения, классифика­ция политических режимов должна строиться на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотноше­ния. По такому принципу обычно выделяются следующие типы режимов: режим слияния влас­тей (абсолютная монархия), режим разделения

[203]

властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Од­нако подобное толкование политического режи­ма не учитывает влияния таких политических институтов, как партийная система, группы дав­ления и т. д. С этой точки зрения форму правле­ния было бы точнее рассматривать как один из компонентов политического режима.

В политической науке общепризнанным оп­ределением политического режима считается оп­ределение, данное французским политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологичес­кого, институционального и социологического порядка, способствующих формированию поли­тической власти данной страны на определенный период». К числу элементов политического ре­жима он относил следующие: 1) принцип леги­тимности; 2) структуру институтов; 3) систему партий; 4) форму и роль государства.

 

Элементы политического режима

 



Рис. 11. Элементы политического режима

[204]

Рассмотрим значение некоторых компонентов политического режима, поскольку ряд других, на­пример форму и роль государства, целесообразнее раскрыть в теме «Государство как институт полити­ческой системы» (раздел пятый, глава XI).

 

Принцип легитимности

Вообще проблемы легитимности (смысл поня­тия «легитимность» и принципа легитимности политической власти, типы легитимности, функ­ция легитимации политического лидера) мы уже касались (см.: раздел второй, гл. V, § 3 и гл. VII, § 3), поэтому здесь речь пойдет только о принци­пе легитимности как элементе политического ре­жима.

Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима.

По определению американского политолога X. Лин­ца, принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и «убеждение в том, что, несмотря на все промахи и недостатки, су­ществующие политические институты являются наи­лучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в ре­зультате подчиняться». Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане долж­ны выполнять, формируется в том случае, если эти ре­шения соответствуют или хотя бы не противоречат ценностям, которые разделяет большинство членов об­щества.

Обычно различают два уровня легитимности: а) вертикальный и б) горизонтальный. Вертикальный уровень легитимности политического режима предполагает соответствие власти ценностям широких слоев общества, их представлениям о справедливости, демократии. В этом случае власть опирается на поддержку народа, соответствует его устремлениям. При горизонталь-

[205]

ном уровне легитимности режим проводит в жизнь лишь ценности и устремления правящей элиты. Очевидно, что большей легитимностью обладает политический режим, основанный на согласии различных групп (правящих и управля­емых) по базовым ценностям, на которых осу­ществляется функционирование власти, т.е. при наличии у него одновременно горизонталь­ной и вертикальной легитимности.

 

Структура институтов

Индивидуальные устремления могут приобре­тать роль решающих факторов общественного развития тогда, когда они выражаются в дея­тельности политических институтов.Именно по­литические институты преобразуют волю от­дельных индивидов в политическую волю, поли­тические действия, политические решения, вли­яющие на ход социальных изменений. Это преобразование осуществляется через партии, группы, давления, неполитические структуры, обладающие значительным влиянием на общест­во (церковью, средствами массовой информации и т. д.), наконец, через самый важный институт политического режима — государство. В конеч­ном счете, эффективность политического режи­ма зависит от организации государственной власти и тех принципов, на которых взаимо­действуют институты законодательной, ис­полнительной и судебной властей.Принципы определяют конкретную структуру государствен­ной власти и полномочия ее органов. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры, т. е. гос­подствующими в обществе идеалами, ценностями и представлениями. Способы формирования высшей государственной власти, принципы орга­низации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются единым понятием «фор­ма правления».

[206]



Рис. 12. Формы политического правления

 

Институты высшей власти могут основываться на принципе престолонаследия (монархия), а также создаваться путем прямого или косвенного волеизъявления народа, т. е. всеобщих выборов или выдвижения коллегии выборщиков (респуб­лика). Кроме этого взаимоотношения между ин­ститутами законодательной, исполнительной и судебной властей могут основываться на принци­пе слияния (абсолютная монархия), принципе жесткого разделения (президентская республи­ка) и принципе сотрудничества законодательной и исполнительной властей (парламентская рес­публика).

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государствен­ная власть осуществляется единолично и перехо­дит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовла­дельческого общества. В средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лишь тради­ционные, в основном формальные черты монар-

[207]

хического правления в Швеции, Бельгии, Вели­кобритании, Японии и др. Только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и некоторых других), монар­хии остались почти в неизменном виде.

Монархия как единоличное правление в клас­сическом варианте обладает рядом специфичес­ких признаков. Во-первых, в ней существует единоличный глава государства (император, царь, король), пользующийся своей властью пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, его власть суверенна и верховна. Он осуществля­ет правление с помощью многочисленных совет­ников, министров, чиновников, объединенных в различные органы. В руках монарха сконцентри­рована законодательная, исполнительная и су­дебная власти.

Во-вторых, власть монарха передается по на­следству, и население к акту передачи власти не имеет никакого отношения. В-третьих, в ней имеет место юридическая безответственность мо­нарха, т. е. монарх, как правило, не несет кон­кретной политической и юридической ответст­венности за результаты своего правления.

Различные сочетания указанных признаков дают разные виды монархий: абсолютная монар­хия и конституционная в форме дуалистической и парламентской монархий.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

17. Политический режим: понятие и виды iconПолитические режимы: понятия и виды Политический режим
Политический режим – совокупность используемых стоящими у власти группами или слоями, методом и способом осуществления государственной...

17. Политический режим: понятие и виды iconЛекция №6 «политология»
Политический режим, качественные характеристики политического режима, типы политических режимов, тоталитаризм, авторитаризм, демократия....

17. Политический режим: понятие и виды iconВопросы к итоговому экзамену
Понятие государства, его признаки и функции. Формы правления, форма государственного устройства, политический режим

17. Политический режим: понятие и виды icon1. Понятие формы государства
Таким образом, в эпоху античности понятие формы правления трактова­лось шире, чем в современной науке, — как форма государства, и...

17. Политический режим: понятие и виды iconПредставление графических данных
Аддитивные и субтрактивные цвета в компьютерной графике. Понятие цветовой модели и режима. Закон Грассмана. Пиксельная глубина цвета....

17. Политический режим: понятие и виды iconКонспект по политологии Вопрос №11 политический режим : признаки и характеристика
Охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут, как поддерживать правящий режим, так и находиться...

17. Политический режим: понятие и виды iconМатериалы для подготовки к зачету Тема Основные понятия общей теории права и государства
Понятие государства, его признаки и функции. Форма государства. Форма правления. Государственное устройство. Политический режим

17. Политический режим: понятие и виды icon4. вопросы к зачету
Понятие и содержание режимов перемещения товаров и иностранного инвестирования: Справедливый и недискриминационный, Режим наибольшего...

17. Политический режим: понятие и виды iconРособрнадзор билеты по обществознанию (9 класс)
Политический режим-совокупность средств и способов осуществления политической власти

17. Политический режим: понятие и виды iconЗаконность
Политический режим – совокупность используемых стоящими у власти группами или слоями, методом и способом осуществления государственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов