Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения
страница1/8
Дата публикации04.07.2013
Размер1.25 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
zadocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет


УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_______________В.К. Хегай


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

ЭКОЛОГИЯ



для студентов очной и заочной формы обучения,

обучающихся по специальностям
МЛК-150405

Ухта 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ухтинский государственный технический университет


"УТВЕРЖДАЮ"

Первый проректор

________________В.К.Хегай

"____"_____________ 200__ г.

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _________ЭКОЛОГИИ___________________________________________________________

наименование дисциплины

для специальности_____ МЛК-150405 ________________________________________________

шифр и наименование специальности

Факультет______________ЛТФ_/ ФБО________________________________________________

Кафедра _______ПБ и ООС__________________________________________________________

Курс_____________2_/ 3_____________________________________________________________

Семестр____________4_/ 5____________________________________________________________
Лекции ______18_ / 8___________________(час) Экзамен ___________________________

семестр

Практические

занятия _____________18_/ _4____________(час) Зачет ______4_/ 5___________________

семестр

Лабораторные Самостоятельная

занятия______________________________(час) работа___________30 / 56__________(час)
Всего часов___68 / 68__________________(час)
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 27 марта 2000 года №250. Направление подготовки дипломированного специалиста 651600  Технологические машины и оборудование.
Рабочая программа обсуждена на _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

"____"______________200__г.
Заведующий кафедрой______________Н.Д. Цхадая
Одобрено советом

"_____"_______________200__г.
Председатель________________________

Рабочая программа составлена Кейн О.П.______________________________________________

ФИО., подпись

  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


1.1. Цель преподавания дисциплины – изучение курса «Экология», формирование у студентов технических направлений экологизированного мировоззрения, возможность применения этих знаний для правильной оценки антропогенного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов.
^ 1.2. Задачи изучения – овладение студентами знаний о взаимоотношениях организма и среды обитания, о структурах популяций, сообществ, экосистем, ладшафтов, составе и размерах Биосферы, глобальных проблемах экологии и их влиянии на здоровье человека, а также об основах экологического права.
^ 1.3. Место дисциплины в учебном процессе – в современном обществе студент должен обладать профессиональными знаниями и умениями, которые необходимы ему при решении задач, связанных с вопросами, имеющими экологическое направление – методы рационального природопользования, экозащитная техника и технологии. Специалист данного направления должен разрабатывать перспективные конструкции машин и оборудования металлургического производства, выбирать и рассчитывать основное и вспомогательное оборудование с учетом решения задач энерго- и ресурсосбережения, а также защиты окружающей среды от техногенных воздействий производства; оценивать технические и организационные решения с позиций достижения качества продукции и их воздействия на окружающую среду.

^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

-структуру и состав экосистем и биосферы, эволюцию биосферы;
-экологические законы и принципы взаимодействия организмов со средой обитания;
-виды и состав антропогенного воздействия на биосферу в целом и на лесные экосистемы в частности;
-сущность современного экологического кризиса;
-требования профессиональной ответственности за сохранение среды обитания;
-принципы государственной политики в области охраны природной среды.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

-оценивать состояние лесных экосистем;
-прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения воздействия на биосферные процессы;
-выбирать принципы защиты природной среды в соответствии с законами экологии.

^ 1.5. Перечень основных видов учебных занятий.


Вид учебных занятий

Всего

часов

Общая трудоемкость дисциплины

68 / 68

Аудиторная нагрузка

38 / 12

Лекции

18 / 8

Практические занятия (семинары)

18 / 4

Самостоятельная работа

30 / 56

Вид аттестации

зачет

^ 1.6. Виды и формы ежемесячного, текущего, рубежного контроля.

Тестирование по изучаемым разделам: организм и среда обитания; динамика популяций и сообществ; экосистемы; биосфера; загрязнение окружающей среды; направления защиты окружающей среды; глобальные проблемы биосферы.

^ 1.7. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины

  • химия,

  • физика,

  • математика.


  1. Содержание дисциплины


Распределение дисциплины по семестрам в соответствии с учебным планом специальности___

____________ЛТФ, МЛК-150405_/__ФБО, _ МЛК-150405_____________________________

факультет, номер специальности и номер плана



Семестр

Число недель ´
´ часов в неделю

Всего аудит. часов

В том числе

Объем самост. работы, час

Экзамен

Зачет

Лекции

Лаборат. занятия

Практич. занятия

Семи-нары

РГР,
КР

очное обучение

4

18 х 2=36

36

18




18







30




зачёт

ИТОГО

36

18




18







30




зачёт

заочное обучение

5




12

8




4







56




зачет

ИТОГО

12

8




4







56




зачет


Примечание.

Общий объем самостоятельной работы студента ( включая все аудиторные занятия) по всем дисциплинам специальности не должен превышать 21-24 часа в неделю.

    1. ^ Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий (по семестрам)



Номер темы

Наименование темы

Основное содержание темы

Количество часов

Очное

очно-заочное

Заоч-ное

1

2

3

4

5

6

1.

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, экология и здоровье человека.

Границы биосферы. Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов: углерода, фосфора, кислорода, азота, серы, воды. Влияние нарушения экологического равновесия на человека.

4




1

2.

Подразделения современной экологии. Среда обитания. Основы биоэкологии. Взаимоотношения организма и среды.

Организация элементов в живых и неживых системах. Экологические факторы. Закон толерантности Шелфорда. Правило Либиха. Закон Вильямса и др.


2




1

3.

Классификация природных экосистем на ландшафтной основе

Природный и антропогенный ландшафт. Наземные, пресноводные и морские биомы. Принципы устойчивости жизни на земле.

2




1

4.

Глобальные проблемы окружающей среды.

Ограниченность ресурсов. Загрязнениевоздуха, водных объектов, земельных угодий. Понятие о загрязнении. Ингредиентное, параметрическое, химическое загрязнение. Источники загрязнения. Влияние на окружающую среду и организм человека.


2




1

5.

Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Принципы и законы природопользования. Природные ресурсы, их классификация. Рациональное использование природных оресурсов.

2




1

6.

Основы экономики природопользования

Социально-экономические аспекты природопользования. Планирование природопользования. Медоды и механизм экономического регулирования.

2




1

7.

Экозащитная техника и технологии.

Классификация технологий и средств зашиты атмосферы, гидросферы, литосферы. Защита окружающей среды от физических воздействий.

2




1

8.

Основы экологического права, профессиональная ответственность

Источники, определение и объекты экологического права. Система управления качеством окружающей среды и охраной окружающей среды Международное сотрудничество в области окружающей среды..

2




1







Итого

18




8


^ 2.2. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для самостоятельной проработки студентами очной формы обучения


№№

тем

Наименование темы

(вопроса)

Основное содержание темы

(вопроса)

Объем в

часах

Литерату-ра

1

Характеристика природных биомов.

Дать характеристику наземным, пресноводным, морским биомам.

2

Л-1, стр. 352-361.

2

Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов.

Влияние на организм света, температуры, влажности, атмосферы, топографических условий и т.д.

6

Л-3, стр.

74-141, М-1.

3

Экономика природопользования.

Природные кадастры, источники финансирования природоохранных мероприятий, экологическое страхование.

2

Л-7, стр.

204-210.

4

Особо охраняемые природные территории.

Виды особо охраняемых природных территорий, требования к организации.

2

Л-7, стр.

219-228.

5

Основы экологического права.

Природоохранное законодательство, правовое обеспечение экологического контроля.

4

Л-7, стр.

232-262.

6

Парниковый эффект.

Основные теории, объясняющие возникновение парникового эффекта. Основные парниковые газы. Киотский протокол.

4

Периодическая литература экологического направления,

Л-6;

Л-3, стр.

480-494, М-5

7

Загрязнение Мирового океана.

Источники загрязнения, характеристика загрязняющих веществ, пути решения проблемы.

4

8

Деградация лесов Республики Коми.

Причины гибели лесных масивов. Пути решения проблемы.

2

9

Озоновые дыры.

Проблема образования озоновых дыр. География образования озоновых дыр, механизм образования.

2

10

Состояние здоровья населения Республики Коми.

Статистика заболеваний, основные виды заболеваний, зависимость от факторов окружающей среды.

2










30





Примечание.

В графе "Литература" приводятся номера учебников, учебных и методических пособий согласно разделов 3.1 и 3.2.3 с указанием глав, параграфов, страниц и номеров упражнений.


    1. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для самостоятельной проработки студентами заочного отделения




№№

тем

Наименование темы

(вопроса)

Основное содержание темы

(вопроса)

Объем в

часах

Литерату-ра

1

Характеристика природных биомов.

Дать характеристику наземным, пресноводным, морским биомам.

2

Л-1, стр. 352-361.

2

Важнейшие абиотические факторы и адаптации к ним организмов.

Влияние на организм света, температуры, влажности, атмосферы, топографических условий и т.д.

6

Л-3, стр.

74-141,

М-1

3

Экономика природопользования.

Природные кадастры, источники финансирования природоохранных мероприятий, экологическое страхование.

2

Л-7, стр.

204-210.

4

Особо охраняемые природные территории.

Виды особо охраняемых природных территорий, требования к организации.

2

Л-7, стр.

219-228.

5

Основы экологического права.

Природоохранное законодательство, правовое обеспечение экологического контроля.

4

Л-7, стр.

232-262.

6

Парниковый эффект.

Основные теории, объясняющие возникновение парникового эффекта. Основные парниковые газы. Киотский протокол.

4

Периодическая литература эколоического направления,

Л-6,

Л-3, стр.

480-494, М-5,Л-2.

7

Загрязнение Мирового океана.

Источники загрязнения, характеристика загрязняющих веществ, пути решения проблемы.

4

8

Деградация лесов Республики Коми.

Причины гибели лесных масивов. Пути решения проблемы.

4

9

Озоновые дыры.

Проблема образования озоновых дыр. География образования озоновых дыр, механизм образования.

4

10

Состояние здоровья населения Республики Коми.

Статистика заболеваний, основные виды заболеваний, зависимость от факторов окружающей среды.

2

11

Биосфера

Законы биогенной миграции атомов и необратимости эволюции, законы экологии Б. Коммонера.

2

Л-3, стр.44-62.

12

Особенности основных сред жизни.

Водная среда, наземно-воздушная, эдафическая, живые организмы.

4

Л-3,

стр.141-233

13

Структура и динамика популяций

Генетические процессы в популяциях, рост популяций и кривые роста.

4

Л-3,стр.

325-334

14

Биогеоценозы

Видовая и пространственная структура биоценоза, экологические ниши.

4

Л-3,стр.

363-387

15

Техногенное загрязнение среды

Техногенные эмиссии и воздействия, загрязнение атмосферы, гидросферы, почв.

4

Л-2

стр.285-337

М-8, М-9, М-10

16

Экологическая безопасность.

Экологические поражения, экологически приемлемый риск

4

Л-2, стр.

344-385










56





Примечание.

В графе "Литература" приводятся номера учебников, учебных и методических пособий согласно разделов 3.1 и 3.2.3 с указанием глав, параграфов, страниц и номеров упражнений.

^ 2.4. Практические занятия их наименование и объем в часах


Номер работы

Наименование практической работы

Объем в часах,

очно/заочно

1

2

3

1

Аутэкология: взаимодействие организма и среды обитания

2/1

2

Условия и ресурсы среды

2/1

3

Демэкология: экология популяций

2/1

4

Синэкология: процессы в экосистемах

2/1

5

Учение Вернадского о Биосфере

2/1

6

Экологические принципы охраны природы и рациональное использование ее ресурсов

2

7

Экономика и правовые основы природопользования

2

8

Глобальные экологические поблемы

2

9

Защита окружающей среды

2




Итого

18/4


^ 3. Учебно-методические материалы по дисциплине
3.1. Основная и дополнительная литература

№№ п-п

Автор и наименование

Вид пособия

Год издания

Кол-во
экз. в библиотеке

Л-1

Шилов А.А. «Экология».

У

1997

30

Л-2

Акимова А.А., Хаскин В.В. «Экология».

У

1998

30

Л-3

Степановских А.С. «Общая экология».

У

2000

50

Л-4

Новиков Ю.В. «Экология»

У

1998

30

Л-5

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»,

изд-во Верх. Сов. РФ




2002

В электрон-ном варианте

Л-6

Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республии Коми

У

С 1992 по 2005

5

Л-7

Арустамов Э.А. «Природопользование»

У

2003

30


Примечание:

1. Порядковая нумерация сквозная, двухиндексная (Л-1, Л-2, Л-3 и т.д.);

2. Дополнительная литература отделяется заголовком;

3. Условные обозначения вида пособия: У – учебник, УП – учебное пособие, Др – монография и другая литература.
3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а так же методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.
3.2.1. Условные обозначения технических средств обучения (ТСО):

электронно-вычислительная техника – ЭВМ диапроекторы:

обучающие средства – ОУ диапозитивами – ДП

действующие макеты – М слайдами – ДС

кинофильмы – КФ диафильмами –ДФ

учебное телевидение – ТВ эпидиаскопы – ЭС

лингофонная техника – ЛФ наглядные пособия

контролирующие устройства – КУ (макеты, плакаты,

Информационная техника – ИТ схемы, графики,

аудиовизуальные установки – АВУ рисунки, таблицы и т.д.) – НП

кодоскопы – КС
^ 3.2.2. Наглядные пособия и ТСО
Видеоматериал на темы: «Загрязнение окружающей среды», «Круговорот вещества в биосфере на примере круговорота фосфора»- ВФ


^ 3.2.3. Методические пособия и указания


№№ п-п

Наименование

Год издания (состава)

Кол-во
экз.

М-1

Кейн О.П. Загрязнение атмосферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-39 с.

2007

50

М-2

Кейн О.П. Загрязнение гидросферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-26 с.

2007

50

М-3

Кейн О.П. Загрязнение литосферы: методические указания.- Ухта: УГТУ, 2007.-25 с.

2007

50

М-4

Кочеткова В.Л. «Экология», метод. указания к практической работе для всех специальностей и форм обучения, Санкт-Петербург, Инженерно-экономическая академия, С-Петербург

1991

20

М-5

Воловик О.В. «Использование земельных ресурсов», метод.пособие, Ухта, УГТУ

2005

20

М-6

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. К.Х.Н. А.Г. Муравьева.- СПб.:Крисмас+, 2003.- 176с

2003

12

М-7

Воловик О.В., Кейн О.П.Упражнения, задачи и задания в тестовой фоорме: Учебное пособие.- Ухта: УГТУ, 2007.- 163с.: ил.


2007

50

Примечание:

Порядковая нумерация двухиндексная: М-1, М-2, М-3 и т.д.
^ 3.2.4. Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ


№№ п-п

Наименование

Год издания

(состава)

Кол-во
экз.

Т-1

Методические указания к программе «Эколог»

2005

12


Примечание:

Порядковая нумерация двухиндексная: Т-1, Т-2, Т-3 и т.д.

4. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности

на _______/_______ учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала , порядка изложения

Принятое решение (протокол №, дата), кафедрой, разрабатывающей программу





































































































































































































































Примечание.

Рабочая программа согласуется с профилирующей (выпускающей) кафедрой и кафедрами, обеспечивающими преподавание дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину.

Дополнения и изменения в рабочей программе на ______/______ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:


Рабочая программа пересмотрена Заведующий кафедрой

_________________________________

"_____"__________________________г.

Проректор по учебной работе

Внесенные изменения утверждаю _______________________________

"____"_________________ _____ г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

2. Содержание дисциплины

2.1.Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

2.2. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для

самостоятельной проработки студентами

2.3. Практические занятия, их содержание и объем в часах

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная и дополнительная литература

3.2. Перечень наглядных и других пособий

3.2.1. Условные обозначения ТСО 3.2.2. Наглядные и другие пособия и ТСО

3.2.3. Методические пособия и указания

3.2.4. Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ

4. Протокол согласования

Дополнения и изменения к рабочей программе

^ ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методические рекомендации для преподавателя

Последовательность изложения вопросов и их глубина может быть различной в зависимости от реально складывающейся ситуации учебного процесса. Кроме того, преподаватель имеет право выбора способ изложения того или иного вопроса.

Основные приемы изучения материала и используемый соответствующий задачный материал рассмотрен в учебниках и учебных пособиях издательства УГТУ (приведены в списках основной и дополнительной литературы).

^ ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методические указания для студентов
1. Пример решения тестов.
После изучения соответствующих разделов в качестве инструмента проверки знаний предлагается контроль в тестовой форме.
Примеры решения тестов:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconБизнес-планирование Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Северо-Кавказской академии государственной службы, обучающихся по специальности...

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория»
Учебно-методический комплекс предназначен для самостоятельной работы студентов экономического факультета дневной формы обучения

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов экономического факультета...
Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета заочной формы обучения (второе высшее образование)

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения...
Бриллиантов Александр Владимирович, заведующий кафедрой уголовного права рап, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист...

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconОбщая и профессиональная педагогика Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 05050165 «Профессиональное обучение» иреализующих...

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Минск Изд-во миу 2011
Учебно-методический комплекс предназначен для оказания методической помощи в изучении дисциплины «Основы экологии и энергосбережения»...

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс «Экономика» Для студентов вечерней формы...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями фгос впо по специальности 030900 – Юриспруденция (квалификация...

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconЛогика учебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения
Логика : учебно-метод комплекс для студ заочн и дист форм обуч. / Г. И. Малыхина, В. А. Иноземцев, М. Р. Дисько. – Минск : бгуир,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной формы...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Технологии бродильных производств и консервирование»

Учебно-методический комплекс по дисциплине экология для студентов очной и заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Международный учет и аудит»
Мажажихов А. А. Международный учет и аудит: Учебно-методический комплекс. Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальностям...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов