Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет




Скачать 100.83 Kb.
НазваниеИгры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет
Дата публикации04.07.2013
Размер100.83 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ от 1 до 3 ЛЕТ

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки, поговорки и чистоговорки, которые так нравятся детям.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

"Вкуснятина"

Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не "подсаживала" его.



"Качели"

Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).



"Карасий"

Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.



"Лошадка"

Открыть рот и пощёлкать кончиком языка ("лошадка цокает копытами").



"Лопаточка"

Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.



"Иголка"

Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше, упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд. Выполнять



"Блюдце"

Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.



"Маляр"

Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.



"Чистые зубки"

Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.



"Часики"

Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.

"Ириска"

Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.

Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.

^ Игры на формирование звуковой культуры речи

"Одуванчик"

Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

"Звоночек"

Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на "звонок", одновременно произнося "рь-рь-рь". Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

"Свеча"

Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.

"Колдун"

Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое "заклинание": "Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!" Следите за артикуляцией ребёнка.



"Разговор с пчелой"

Меня ужалила пчела.

Я закричал:

"Как ты могла?!"

Пчела в ответ:

"А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он был мне уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!"

(М. Бородицкая)

Выучите с ребёнком стихотворение и расскажите его по ролям.



"Весёлый попугайчик"

Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать ручкой ритм.

По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:

—одинаковые: ра-ра-ра;

—со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра;

—с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-папа-па.

Следите за достижением синхронности голоса и движений. "Воздушный шарик"

Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны "выпустить из него воздух", одновременно произнеся "с-с-с..." и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно "с-с-с..." и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.



"Насос"

Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит "с-с-с...", одновременно делая такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или колесо. Звук "с-с-с..." следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.

"Лягушонок"

Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка ("ква-ква").

Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.

Пальчиковые игры

Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша.

Дети 2—3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.

"Пароход"

Пароход плывёт по речке, Из трубы дымят колечки.

(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — "пароход", подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — "прокладывает курс".)



"Котик"

Есть у котика на лапках Очень острые царапки.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)

"Пальчики"

Пальчик пальчикам сказал, Что поехал на вокзал. Чтобы встретить остальных, Чтобы было десять их.

(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)



"Цветок"

Растёт цветок, к солнцу тянется, А бутон его распускается.

(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики, не разъединяя кистей рук.)



"Пальчики собираются в детский сад"

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — "Ура! В детский сад идти пора!"

(М. Кольцова)

(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с большого.)



"Теремок"

На поляне теремок,

(Соединить ладони "домиком".)

Дверь закрыта на замок,

(Сомкнуть пальцы в "замок".)

Из трубы идёт дымок.

(Сомкнуть пальцы в "колечки".)

Вокруг терема забор,

(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)

Чтобы не забрался вор.

(Пощёлкать пальцами.)

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

(Кулачком постучать по ладони.)

Открывайте, я ваш друг!

(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)

(Л. Останко)



"Замок"

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Сомкнуть пальцы в "замок".)

Потянули...

(Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)

Покрутили...

(Руками, сцепленными в "замок", выполнить движение "на себя — от себя".)

Постучали...

(Руки по-прежнему находятся в положении "замок" перед собой, ребёнок "стучит" запястьями.)

И открыли!

(Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)



"Павлин"

Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к левой руке ("хвост павлина"). Растопыривать и соединять пальцы правой руки ("павлин раскрывает и закрывает хвост").



"Зайка"

Выпрямить средний и указательный пальцы ("ушки зайки подняты").

Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы сначала одновременно, затем поочерёдно ("зайка шевелит ушками").



^ Скороговорки, чистоговорки, потешки

Скороговорки

У осы не усы, а усики.

Сорок сорок съели сырок.

Нашей Маше дали манной каши.

Тише, мыши, кот на крыше.

Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая.

Пекарь пёк калачи в печи.

Слишком много ножек у сороконожек.

На дворе трава, на траве дрова.

Три сороки-тараторки тараторили на горкеЧистоговорки

Са-са-са — в лесу бегает лиса.

Су-су-су — было холодно в лесу.

Со-со-со — у машины колесо.

Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша — едет катер не спеша.

Аш-аш-аш — есть у Пети карандаш.

Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо.

Ча-ча-ча — мама вызвала врача.

Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи.

Чу-чу-чу — в самолёте я лечу.

Че-че-че — скачет птичка на мяче.

Чо-чо-чо — стало в печке горячо.

Ра-ра-ра — сыну спать давно пора.

Ри-ри-ри — прилетели снегири. Ро-ро-ро — воды полное ведро.

Лу-лу-лу — чемодан стоит в углу.

Ло-ло-ло — весной на улице тепло.

Ул-ул-ул — у меня сломался стул.

Ля-ля-ля — зеленеют тополя.

Ла-ла-ла — наша деточка мала.

Цо-цо-цо — мама вышла на крыльцо.

Цы-цы-цы — собираем огурцы.

Ец-ец-ец — очень вкусный огурец.

Ца-ца-ца — кота прогнала я с крыльца.

Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи — прилетели к нам стрижи.

Жу-жу-жу — молока даю ежу.

Ща-ща-ща — этот пояс от плаща.

Щу-щу-щу — я тебя в лесу ищу.

За-за-за — на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу — мы поймали стрекозу. Потешки

Сова-совушка, сова,

Большая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Глазами блестела.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И — полетела!

Птички сели на лужок,

А котята — в уголок.

Сели-посидели,

Песенки запели.

Прибежала кошка-мать,

Домой деток стала звать.

Птички песню спели,

К деткам улетели.

Наши ручки в мыле были,

Мы посуду с мамой мыли.

Мы посуду вытирали,

Нашей маме помогали.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки.

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп

"Кто каши не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодаю,

Забодаю, забодаю!"

^ ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ

1.Пусть малыш внимательно рассмотрит картинки. Попросите его сначала перечислить изображённые предметы, а затем назвать каждую группу предметов одним общим словом.

2.Попросите ребёнка придумать короткий рассказ или сказку с одной из групп слов.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconН. В. Краснощекова сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
К 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 251 с. (Школа...

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет icon«Мама+малыш» Обоснование и описание занятий в монтессори-клубе bambini...
Обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconЭто особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном...
При нормальном речевом развитий ребёнка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний,...

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconИгры с мячом Раз, два, три, четыре, пять, Будем с мячиком играть....
...

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconАнализ методических подходов к развитию речи и обучению родному языку...
А: Родной язык в системе дошкольного образования. Мрр как научная дисциплина, ее предмет, задачи. Научные основы развития речи детей:...

Игры и упражнения для развития речи у детей от 1 до 3 лет iconЛогопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов