Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»




Скачать 443.76 Kb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/4
Дата публикации04.07.2013
Размер443.76 Kb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)


Кафедра

«Безопасность жизнедеятельности»

Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона




Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

МОСКВА – 2001 г


УДК 6583

Р82


Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б.Н. М. МИИТ, 2001
Материал лекций предназначен для студентов специальности 3301 кафедры «Безопасность жизнедеятельности». По своему содержанию он охватывает основные программные вопросы обучения студентов по курсу «Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона». Может использоваться для обучения студентов всех специальностей МИИТа.
Рецензенты:

 Московский Государственный Университет Путей Сообщения (МИИТ), 2001.

Св. план 2001, поз.

Рубцов Борис Николаевич

Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона

Конспект лекций




Подписано в печать . Формат 6084/16 Тираж

Усл. печ. л. Заказ Изд.№ Цена

Типография МИИТа 101475, Москва, А-55, ул. Образцова, 15.

^ Наиболее частые сокращения, принятые в лекциях.

ЧС - чрезвычайная ситуация; КЧС - комиссия по чрезвычайным ситуациям; ЧСМ и ВВ- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени;

ГО- гражданская оборона;

РСЧС- единая государственная система предупреждения и

ликвидации ЧС;

ЖТСЧС – железнодорожная транспортная система предупреждения и ликвидации ЧС;

МЧС - министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; ЦКЧС - центральная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС в МПС;

СБ, ТАК, ССП- стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, современные средства поражения при ведении войны;

АХОВ(СДЯВ)- аварийно химически опасные вещества

(ядовитые сильнодействующие вещества);

ПУФО - повышение устойчивости функционирования (работы) объекта;

АС и ДНР - аварийно- спасательные и другие неотложные работы;

ИТМ - инженерно- технические мероприятия.

ЖДТ – железнодорожный транспорт ГОГО – гражданские организации гражданской обороны (формирования).

Предисловие



Целью данного учебного пособия ставится обобщение последних теоретических и практических положений в двух областях знаний – безопасности в ЧС (БЧС) и гражданской обороны (ГО). БЧС как область знаний определена федеральными законами , подтверждена комплексом стандартов ГОСТ Р22.0.01-94 и государственными образовательными стандартами (ГОС). ГО как область знаний вновь подтверждена федеральным законом 1998 г., комплексом стандартов ГОСТ Р42.0.01-2000 и ГОС. ГО, не вдаваясь в подробную историю ее образования и развития, как единая государственная система функционирует с 1932 г. Она была достаточно совершенной и успешно решала возложенные на нее задачи, особенно в годы Отечественной войны. Статус ГО был усилен Дополнительным протоколом №1 к Женевским конвенциям 1949г. о защите жертв войны (Амманская конференция международной организации ГО – МО ГО, 1994г.). РСЧС, как таковая система, создана в 1992г. и в ее состав вошла ГО РФ. В 1994 г. Государственный Комитет (ГК) по ГО и ЧС преобразован и переименован в МЧС РФ.

Таким образом , единым руководством объединены две системы, близкие по своим целям и задачам, но имеющие каждая свою юридическую, теоретическую, техническую базы, оргштабную структуру и другие особенности. Отличие между ними состоит в различных условиях своей деятельности: РСЧС – в мирное время; система ГО – в военное время. Такое положение вызывает немалые сложности как по написанию, изложению учебного материала, так и методического плана при его изучении.

Авторский коллектив при написании пособия исходил из следующих соображений. БЧС и ГО объединяет не только близость целей и решаемых задач, но и ряд других положений. К ним можно отнести: единство физических процессов, лежащих в основе поражающих факторов источников ЧС, сходство их воздействия на людей, объекты и окружающую среду (а отсюда вытекают подобные в большей части методы и способы защиты людей); подобие целевых функций организационных систем – РСЧС и системы ГО; возможность решать задачи в условиях мирного и военного времени одними и теми же органами управления , силами и средствами; единый федеральный орган – МЧС.

В силу наличия общих черт в построении и функционировании двух разных систем, РСЧС и ГО, вполне уместно допускать (излагать) краткое описание (особенности) второй из них на фоне остального изложения структурных и функциональных положений первой. Это упрощает изложение материала, не допуская его незавершенности и полноты. Допустимо так же употреблять единый сокращенный термин «гражданская защита населения и территорий» (или просто «гражданская зашита»), понимая под ним условия мирного или военного времени.

Авторы не ставили перед собой задачи объемного изложения материала по всем вопросам программы. Содержание учебного пособия определялось отпущенным объемом и освещением тех вопросов, которые наиболее востребованы в учебном процессе. При этом учитывалось наличие дополнительной литературы по некоторым отдельным вопросам.

Учитывая, что учебное пособие предназначено для технических ВУЗов и то, что вопросы БЖД отражаются в дипломных проектах, значительное внимание уделено математическому аппарату для оценки обстановки в ЧС.

В работе над учебным пособием принимали участие: профессор М.А. Шевандин – титульное редактирование; Б.Б. Ботоев – гл. 8, 9; профессор В.И. Жуков – п. 2.3, 3.4; к.в.н., доцент

Б.Н. Рубцов – предисловие, ведение, приложения, гл. гл. 1, 2 (без п. 2.3), 3 (без п. 3.4), 4 (без п. 4.1, 4.4), 5, 6; В.В. Севостьянов – п. 4.1, 4.4; С.Д. Тыльков – гл. 7.

Компьютерная подготовка и верстка выполнена к.т.н., доцентом О.И. Грибковым .

«Если человечеству хватает мудрости

распознать и предотвратить надвигающуюся

опасность, его ждет прекрасное будущее,

если нет – неизбежный упадок и страдания.»

(Декларация Римского клуба 1985г.)


Введение

История развития любого общества – это сложный, противоречивый, неравномерный процесс. Процесс, в котором побудительным мотивом всегда было стремление избежать любую опасность и угрозу как отдельными людьми, семьями, сообществами, так и в целом обществом и государством. Голод, холод, болезни, неблагоприятные и опасные природные явления и процессы, военные конфликты и войны сопровождали человечество во все времена. Желание избежать или ослабить воздействие подобных неблагоприятных факторов на людей, добиться лучших условий их существования, сохранить их здоровье определяло поступательное развитие общества, его прогресс. Этот прогресс из тысячелетия к тысячелетию, из столетия к столетию, из года в год улучшал выживаемость людей, повышая качество их жизни, расширяя их знания и возможности. В ходе развития человечества экстенсивно использовались ресурсы природы, совершенствовались орудия труда, накапливались материальные ресурсы.

Одновременно с прогрессом развития цивилизации накапливались и побочные нежелательные социальные, экологические и другие последствия, которые перерастали в реальную опасность и угрозу существования самого общества. Уйти, миновать и защититься от некоторых опасностей и угроз становилось все тяжелее и проблемнее.

Человечество пережило за свое развитие ряд важнейших вопросов в своей истории, масштабы и значение которых сопоставимы с революционными, а именно: неолитическую революцию (переход от собирательства и охоты к земледелию); промышленно-техническую и последнюю научно-техническую революции. Последняя революция второй половины ХХ века наиболее полно обострила побочные опасности, защита от которых вылилась в серьезные проблемы. Порожденные техническим прогрессом опасности и угрозы в сочетании с природными, военными и другими опасностями порой ставят под сомнение саму возможность дальнейшего существования цивилизации.

Говоря о негативных тенденциях в общем виде, их перечень можно свести к следующим опасностям: экологические опасности с их многочисленными составляющими, в т.ч. с изменением глобального климата и истощением озонового слоя; военные опасности; техногенные и природные опасности; опасности истощения и нехватки энергетических ресурсов; опасности межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационные, наркомании, миграции населения, космические, меж планетарные; опасности в генетической области и многие другие.

Характерной особенностью многих опасностей и угроз является то, что они носят глобальный, мировой характер. Избежать их можно только усилиями всего человечества с его научным, техническим и материальным потенциалом.

Вступив в новое тысячелетие, люди обеспокоены опасностями и угрозами своему существованию, они пытаются разобраться с ними, заглянуть в будущее, чтобы выжить, человечеству сегодня действительно необходимо пережить важнейший поворот в своей истории, масштабы и значение которого можно сравнить, к примеру, с научно-технической революцией ХХ века. В мире намечаются и реализуются некоторые пути противостояния глобальным угрозам, среди которых можно отметить: приостановление разрушения и исчезновения отдельных видов живой природы и экосистем (тропических лесов, расширение сети охраняемых территорий и др.); поиск путей надежного, экологически безопасного и экологически эффективного развития энергетики; разработку и внедрение экологически чистых технологий во всех сферах хозяйственной деятельности; повышение уровня знаний и возможностей людей, адаптированных к меняющимся социальным и экологическим реальностям и задачам развития, а также многие другие меры. Думается, что, добиваясь безопасного существования, необходимо продолжать оценивать степень риска принимаемых нами решений - политических, конструкторских, технологий производства, строительства, добычи ископаемых, земледелия и др.

Материал данного учебного пособия по своему объему и содержанию охватывает небольшую часть отмечаемых опасностей и угроз. Он ограничивается отпущенным объемом по содержанию и программой обучения. Его основу составляют опасности и угрозы природного, техногенного и военного характера. Общеизвестно, что прогнозирование любого ожидаемого события (явления, процесса, последствия) дело трудное. Но определять основные тенденции, характер, направление опасностей и угроз в этих сферах становится жизненной необходимостью.

«…Главной целью развития России

в ХХI веке является обеспечение ее

национальной безопасности.

Безопасность – это единство личной, общественной и государственной

безопасности…»

(Концепция государственной безопасности РФ)

^
Глава 1. Чрезвычайные ситуации мирного времени и военного характера

1.1 Актуальность проблем безопасности в условиях мирного и

военного времени. Виды поражающего воздействия на объекты.

Техногенная деятельность человечества, сопутствующие ей возможные аварии (катастрофы) и природные аномалии таят в себе потенциальную угрозу нормальной жизнедеятельности общества. Как показывает жизнь, не считаться с этим нельзя и даже преступно. Увеличивается число опасностей1, которые могут нарушить нормальную деятельность людей, повредить их здоровью и даже привести к массовым людским и материальным потерям, нанести экологический урон окружающей среде. Особо опасны войны и военные конфликты с применением современных средств поражения (ССП). Говоря о возможных опасностях и угрозах, следует отметить следующие особенности:

комплексный характер опасностей и угроз, их глобализация. Техногенная деятельность тесно связана с увеличением риска аварий. Военные опасности все чаще приводят к ЧС природного и техногенного характера. Глобальность проблем состоит в том, что ЧС порой по масштабам, интенсивности и силе сопоставимы с планетарными явлениями. Многие проблемы могут быть решены полностью или частично усилиями отдельных стран;

увеличивается масштаб возникающих ЧС (катастрофа на Чернобыльской АЭС, Спитакское и Нефтегорское землетрясения и др.);

появление новых нетрадиционных видов опасностей (в информационной сфере, новых видов заболеваний, терроризм и др.);

появление ЧС специфического характера (на специальных и закрытых объектах, появление «тихих» ЧС, например, спуск цианидов в р. Дунай и др.).

Обеспечение национальной безопасности России в таких условиях определяет главную цель ее развития. Становится очевидным, что судить о достижении прогресса в общественном развитии необходимо также по состоянию национальной безопасности. вопросы безопасности2 общества реальны , меры, направленные на ее повышение, - необходимы.

В настоящее время достичь «абсолютной» безопасности, имея громадную энерговооруженность и энергонасыщенность объектов, наличие в них взрыво, -пожаро, -радиационно, -химически, -биологически и др. активных компонентов – практически невозможно. При этом надо учитывать «человеческий» фактор. Малейшие ошибки в системе «человек – машина» способны привести к непоправимым потерям. Так, концентрацию опасности можно характеризовать примерами. Типовой нефтеперерабатывающий завод может содержать на своей промышленной площадке 300-500 тыс. тонн ЛВЖ, энергосодержание которых эквивалентно 3-5 Мт тротила. По общему выходу активности долгоживущих радионуклидов и загрязнению местности цезием – 137 разрушение одного ядерного реактора эквивалентно взрыву 50-100 ядерных боеприпасов мощностью 1 Мт каждый. В химической промышленности также велика концентрация опасностей. Из 70 тыс. химических веществ, используемых промышленностью, значительная часть крайне вредна для человека и окружающей среды. Некоторые АХОВ по своим запасам способны создать смертельные дозы: мышьяк – 0,5 млрд.; барий – 5 млрд.; фосген; аммиак; синильная кислота – 100 млрд.; хлор – 10 000 млрд. Таким образом, к разряду потенциально особо опасных относятся объекты: нефтеперерабатывающей, химической, атомной промышленности; некоторые отрасли добывающей промышленности (угольной, газовой и др.); фармацевтические предприятия; железнодорожный транспорт при перевозке ЛВЖ, ВВ, АХОВ и др. опасных грузов и др.

Для теоретической и практической деятельности недостаточно установить категории опасных объектов. Необходима также оценка их потенциальной опасности. Для проведения такой оценки требуется установить виды энергии, которая может высвобождаться в случае применения оружия, природных явлений, техногенных аварий и оказывать поражающее воздействие3 на различные объекты4, а также её количественную величину.

Известно, что в природе много форм движения материи, которые взаимосвязаны между собой и различно воздействуют на материальные объекты. Общей количественной мерой различных форм движения материи является энергия. Анализ и классификацию поражающих воздействий на объекты целесообразно вести по видам энергии, которая воздействует на них. Особо следует выделить три вида энергии - физическую, химическую и биологическую. Отсюда правомерно выделить физическое, химическое и биологическое поражающие воздействия.

Физическое поражение обусловлено воздействием на объекты физической энергии (тел, сред, полей, частиц), которое приводит к потере их нормального функционирования. При физическом поражении на объекты воздействуют все известные формы физической энергии - кинетическая, акустическая, электромагнитная, ядерная, тепловая, световая и др., которые вызывают механическое (кинетическое), акустическое, электромагнитное, радиационное, световое, тепловое поражения соответственно. Отметим, что акустическому , электромагнитному и частично радиационному поражениям присущи общие свойства, состоящие в лучевой ( волновой) их природе. Их можно условно назвать “лучевым поражением”. В средствах лучевого поражения (лучевое оружие) используется энергия не вещества, а физических полей в виде узко направленных электромагнитных и акустических излучений или энергия пучка элементарных частиц (электронов, протонов и др.), разогнанных до больших скоростей. Одновременно могут возникать несколько видов физического поражения при взрывах, пожарах, землетрясениях, извержениях вулканов и др. явлениях и процессах техногенного и природного происхождения. Ядерные взрывы являются источником воздушной ударной волны, светового и электромагнитного излучения, проникающей радиации, сейсмовзрывных волн и радиоактивного загрязнения местности.

Химическое поражение возникает при воздействии химических веществ (энергии химических превращений) на объекты. Оно характеризуется острыми отравлениями людей и животных, отдаленными генетическими, онкогенными и другими эффектами. Происходит химическое заражение местности, воды, воздуха, зданий и т. п. Одновременно могут возникнуть структурные изменения в материалах, что приводит к нарушению нормального функционирования технических средств. Некоторые химические вещества разрушают озоновый слой в атмосфере земли.

Биологическое поражение происходит в результате воздействия на живые организмы болезнетворных микроорганизмов, токсинов, иных биологически активных веществ, а также энергии происходящих при этом биологических превращений.

Отметим, что при СБ, ТАК, вооруженных конфликтах происходит и информационно- психологическое воздействие на людей. Оно подрывает их морально - психологическое состояние, парализует волю.

При одновременном воздействии на объекты различных видов поражения происходит комбинированное поражение. Конкретные величины, при которых наступает та или иная степень поражения (повреждения) объекта при воздействии на него различных видов энергии, будут указаны в последующих материалах.

Как видно, потенциальные опасности довольно разнообразны. Они сопровождают человеческую деятельность в любой сфере и области производства. К сожалению, потенциальные опасности реализуются. Число ежегодных аварий не уменьшается. ТАК, СБ., применение ССП в военных конфликтах увеличивают вероятность возникновения ЧС со всеми вытекающими последствиями. Особо опасны так называемые «тихие» катастрофы. Они порождаются выбросами в атмосферу и водоёмы вредных различных веществ (отходов производства). Недопустимо загрязнение среды различными ядохимикатами (Пример: спуск цианидов в реку Дунайского бассейна, Румыния, 2000 год).

Таким образом, вопросы БЖД актуальны. Для их решения нужна единая теория и практика. Защита населения и окружающей среды в подобных условиях, ликвидация последствий любых ЧС – очевидна и необходима. Без подготовки соответствующих сил и средств, планомерной организаторской деятельности решение такого круга вопросов невозможно. Очевидно также, что для студентов важна в первую очередь теоретическая подготовка по вопросам безопасности в ЧС. Вспомним выражение Э. Хемингуэя «Безопасность - это если знаешь, как увернуться от опасности» («По ком звонит колокол»).

1.2. Чрезвычайные ситуации. Термины и определения основных понятий. Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций

Термины и определения основных понятий даются по ГОСТ Р22.0.02-94.

ЧС – остановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате ТАК, СБ или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные мат. потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (различают ЧС по характеру источника – природные, техногенные, биолого-социальные, военные, и по масштабам - локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные) .

Источники ЧС – различают ЧС по характеру источника – природные, техногенные, биолого-социальные, военные, - и по масштабу - локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. ТАК, СБ и иные природные бедствия, применение ССП, инфекционные болезни людей, животных и растений, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями (проявлениями), которые определяются или выражаются соответствующими параметрами (выделяют первичные или вторичные п.ф.).

Опасность в ЧС – состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и их воздействия на окружающую среду.

Безопасность в ЧС - состояние защищенности населения, объектов экономики и среды от опасностей в ЧС (различают Безопасность по видам – промышленная, радиационная, химическая, биологическая, пожарная и т.д.).

Авария – опасное техногенное происшествие (разрушение сооружений либо технических устройств, неконтролируемый взрыв, выброс опасных веществ в среду и т.п.), создающее соответствующую угрозу жизни людей и окружающей среде обитания.

Техногенная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде.

Зона ЧС – территория, на которой сложилась ЧС (различают: зоны поражения, заражения, загрязнения; часть зоны - зону бедствия, зону временного отселения и т.п.).

Очаг поражения – органическая территория, в пределах которой в результате применения ССП произошли массовая гибель или поражение людей, животных и растений, разрушения и повреждения зданий и сооружений и т.д.

Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят, транспортируют опасные вещества [воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, токсичные, радиоактивные и др. вещества], создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС (объекты, использующие оборудование, которое работает под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 С, считаются опасными).

Риск возникновения ЧС – вероятность или частота возникновения источника ЧС (это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях).

ГО - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Важный элемент национальной безопасности России оборонной функции государства обеспечивающий выживаемость его в военное время.

Анализ всевозможных техногенных аварий, а отсюда и возникающих ЧС, позволяет чётко выделить четыре фазы (стадии, ступени) протекания аварий. Первая фаза – инициирование аварии. Это может быть излишняя концентрация энергоносителей на объекте; выход (утечка) паров либо жидкостей различных веществ; отсутствие диагностики окружающей среды на предмет наличия опасных веществ (воздуха, воды, грунта и т.д.); наличие открытого пламени и т.д. и т.п. Вторая фаза – развитие самой аварии, когда происходит разрушительное высвобождение энергозапаса. Третья фаза – выход аварии за пределы очага возникновения (считай объекта, предприятия). Разрушительное влияние сказывается на населении, среде, производстве и т.д. Четвёртая фаза – ликвидация последствий, т.е. устранение действия порождённых аварией опасных (отрицательных) факторов на среду.
По характеру происхождения все ЧС можно разделить на природные, техногенные (биолого-социальные), экологические и военные и свести их к следующим источникам возникновения:

1. ЧС, вызванные СБ (ЧС чисто природного характера).

2. ЧС, вызванные выбросом (утечкой) опасных веществ в окружающую среду в результате аварий на радиационно-, химически-,бактериологически опасных объектах (аварии на АЭС, объектах связанных с АХОВ и бактериологическими средствами). Эти ЧС могут быть как техногенного, так и вторичного природного характера.

3. ЧС, вызванные взрывами, пожарами и их последствиями (как техногенного, так и природного характера).

4. ЧС, вызванные авариями на транспортных коммуникациях (аварии на ж.д., воздушном, водном транспортах; аварии на трубопроводах, энергосетях и т. п.). Подобные ЧС могут быть как техногенного, так и природного характера.

5. ЧС, вызванные факторами военно-политического характера.

Критерии оценки ЧС. Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или радиуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или общественным потрясением; отдаленными физическими, психическими, генетическими и иными последствиями; экологическими последствиями; материальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и сооружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.л.); продолжительностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.

В зависимости от величины выбранных критериев для оценки принята следующая государственная классификация ЧС природного и техногенного характера (табл. 1.1).

Практика показывает, что около 70 % всех ЧС на ЖДТ составляют аварии и аварийные ситуации при движении поездов и маневровой работе. Все ЧС, вызванные нарушениями безопасности движения в поездной и маневровой работе на ЖДТ, классифицируются как : крушения поездов; аварии; особые случаи брака в работе; случаи брака в работе.

^ Причины возникновения ЧС. Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. техногенные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъективными факторами, т.е. производными от человеческой деятельности. Поэтому любые промахи и просчеты при проектировании, нарушения инструкций и техники безопасности при эксплуатации, ошибки в системе «человек-машина» могут привести к ЧС. Из этого многообразия можно выделить следующие причины и свести их в группу. Это:

просчеты при проектировании (в политике);

недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);

отступления от проектов и некачественное строительство;

непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);

нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино и взрыв в Арзамасе;

недисциплинированность и другие причины.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconКонспект является основным учебным пособием по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
К у р б а т о в Б. Е. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. М.: изд. Маи. 2006. 92 с с ил

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические рекомендации разработаны старшим преподавателем кафедры судовождения и энергетики судов иф онма мазур Т. Н. в соответствии...

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconВопросы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
Факторы, формирующие условия жизнедеятельности. Основное содержание общественно-политических, социальных, экологических, техногенных...

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность как одна из основных потребностей человека в современном мире. Понятие «безопасность». Системы безопасности (экологическая,...

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconКонспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»
Опорный конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» для студентов 2 курса (3 семестр) сгф для направления 101100. 62 «Гостиничное...

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconБезопасность жизнедеятельности как категория. Общие понятия и определения...
Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconКонспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование»
Конспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование» (для студентов специальности 06. 05. 02)

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconКонспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование»
Конспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование» (для студентов специальности 06. 05. 02)

Конспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconБезопасность жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности: практикум / Составитель: доцент Устименко В. Н. – Симферополь, кэи, 2012. – 64 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов