Скачать 4.25 Mb.
|
2005/2006 уч. год Вопросы для Государственного экзамена по Конституционному праву Российской Федерации Использованная литература:
Предмет КП. Два подхода к определению предмета. ^ – нормы КП регулируют осн. черты соц.-эк. системы и пол. организации общества. Ал-др Ник. Кокотов – предметы конст. и нац. права принципиально совпадают, КП – об. часть нац. права. Конст.-пр. нормы, регулирующие «основы» различных сфер соц. жизни, одновременно включаются в массивы норм соответствующих отраслей (гр., уг., тр.). КП содержит об. принципы для всей пр. системы, всех отраслей, применение этих норм возможно в случае отсутствия норм других отраслей или для их толкования. Позиция имеет множество уязвимых сторон: (1) Признается, что у КП отсутствует собственный предмет пр. регулирования, вопрос об оправданности выделения его в качестве отрасли права. (2) Нарушается принцип научной классификации норм права на отрасли: одна и та же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах пр. системы. (3) КП отождествляется с Конституцией. Конституция, выступая в качестве основы пр. системы и комплексного пр. акта, может рассматриваться как источник норм различных отраслей права. Однако КП как совокупность норм, не следует ограничивать только одной Конституцией. ^ подход (в отечественной и в зарубежной науке) – КП регулирует отношения по поводу осуществления пуб. пол. власти – отношения, связанные с организацией и устройством системы гос. органов и взаимоотношений личности и государства (сфера свободы гражданина, куда государство вторгаться не вправе, права личности, обеспечиваемые государством). КП юридически оформляет отношения гос. властвования, отношения по поводу власти, пол. отношения. Неочевидно, что является первичным – само содержание, властные отношения, или их пр. форма. Согласно мнению представителей социол. направления в теории КП [Лассаль Ф.], право закрепляет сложившиеся отношения. Пол. сфера организуется и упорядочивается, но не предопределяется правом. Хорошим примером может служить ситуация гос. революции или переворота (прежний правопорядок низвергается вместе с пол. режимом, его охранявшим, принимается новая конституция, оформляющая новые отношения). Но многие конст. принципы (принцип пр. государства, приоритета прав человека) требует ограничения власти правом, деятельности государства в рамках, установленных пр. нормами. Мнение – отношения власти исключают пр. отношения, отношения власти и права – разные (Г.С. Гумплович). В рамках социол. подхода это отчасти справедливо, но следуя необходимости обозначить круг регулируемых отношений, можно сказать, что КП регулирует форму, порядок, процесс осуществления власти, а тж содержание властной деятельности, устанавливая пределы властных полномочий и обязанности государства. Регулирует ли КП общественное устройство, принципы общ. организации? И да, и нет. Власть универсальна и проникает практически в любую сферу общ. жизни. Ограничение такого проникновения – предмет регулирования КП. ^ – предмет КП охватывает две основные сферы общ. отношений:
^ : предмет – гос.-пр. отношения, общ. отношения по вопросу закрепления, регулирования и гарантирования конст. прав и свобод. Метод КП. Зачастую рассуждения о методе сводятся к спорам о преобладании императивного и диспозитивного метода. Очевидно, что ни тот, ни другой метод в чистом виде не могут воплощаться ни в одной отрасли права, хотя импер. или диспоз. начала могут преобладать. Импер. метод (отсутствие свободы усмотрения самих участников отношений, как в части их прав и обязанностей, так и в части возникновения правоотношений, заранее определенные их права и обязанности, неравенство участников, широкое подзаконное регулирование) обычно рассматривается как особенность норм пуб. права, оформляющие отношения власти и подчинения. Однако в рамках КП, как и других пуб.-пр. отраслей, обнаруживаются также и диспоз. начала. Используя достижения современной науки теории права (С.С. Алексеев) метод регулирования отрасли КП рассматривается не как соотношение импер. и диспоз. начала, а как «общий режим пр. регулирования» – совокупность принципов, презумпций и особенностей пр. норм (см. №2).
Нормы права – исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, об., формально-опр. правила поведения. Обычно выделяют особенности конст.-пр. норм (Белов Сергей Ал-др.): 1. Абстрактность (регулирование на уровне норм-принципов). Признак высшей юр. техники и одновременно препятствие к применению нормы (затруднительно толкование). Нормы-принципы определяют содержание более частных пр. норм и применяется в случае отсутствия таких норм. Абстрактность присуща не всем конст. нормам (в основном это нормы конституции). Помимо принципов существуют пр. презумпции в области КП: - Гражданам разрешено все, что прямо не запрещено, гос. органам запрещено все, что прямо не разрешено; - Презумпция внутренней непротиворечивости, согласованности норм внутри одного нормат. акта; - Нормат. акты считаются соответствующими актам большей юр. силы, пока не доказано обратное. 2. Усеченность состава нормы (отсутствие санкции, иногда гипотезы). Санкции, обеспечивающие действие нормы, реализуются в рамках охранительных правоотношений (право на жизнь – уг.-пр.), их следует искать в нормах др. отраслей. Специфика конст.-пр. норм (^ ): - значительная часть содержится в КРФ, конституциях субъектов РФ (в первичных учредительных актах); - закрепляют принципиальное пол., соц.-эк., духовно-культ. устройство общества; - детально определяют устройство ин-тов народовластия (выборы, реф-м, парламент, президент, пол. партии, СМИ), выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; - часто выступают в качестве стандартов для др. отраслей права; - отсутствие санкции (иногда они есть – роспуск парламента, отрешение от должности президента). ^ : а) В зависимости от функций и целей пр. регулирования (Ал-др Ник. Кокотов): 1. Регулятивные (учреждают общ., гос. ин-ты, закрепляют права и обязанности): - общие (фиксируют в обобщенном виде эл-ты регулируемых отношений, напр., усл-я правосубъектности) - дефинитивные (вводят определения базовых пр. терминов) - нормы-принципы, нормы-цели (устанавливают исходные для КП и иных отраслей права ценности, напр-я и сп-бы деятельности) - нормы-гарантии (направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти) - коллизионные (указывают на нормы, подлежащие применению в конкр. случае при разрешении юр. затруднений, определении компетенции органов) - оперативные (направлены на введение, отмену, изменение содержания др. норм) + управомочивающие (закрепляют пр. возможности участников пр. отношений путем установления их полномочий и прав) + обязывающие (устанавливают обязанность совершать опр. действия) + запрещающие (устанавливают обязанность воздерживаться от четко описанного в них поведения) 2. Охранительные (устанавливают меры конст.-пр. принуждения, ответственности): б) По х-ру содержащихся в них велений (Баглай Марат Викт.): 1. Императивные (категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений) 2. Диспозитивные (позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению) 3. Кокотов здесь выделяет ещё рамочные (сочетают признаки импер. и диспоз., свобода выбора в импер. заданных пределах)
КП, используя охранительные нормы др. отраслей (уг., адм.), обладает и собственным механизмом охраны своих норм. Выделяют вид юр. ответственности – конст.-пр. ответственность [Авакьян С.А.], которая выражается в применении негативных последствий к лицам, нарушившим нормы КП. Меры конст.-пр. ответственности и порядок её применения урегулированы нормами КП. Конст.-пр. ответственность носит карательный, а не правовосстановительный х-р, налагается, как правило, в суд. порядке, применяется к гражданам и органам гос. власти. ^ – ответственность в КП устанавливается совокупностью пр. принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы гос. власти и д/лиц в случае нарушения конституции и других норм КП. Цель воздействия – недопущение нарушений или восстановление нарушенных пр. положений. От этой ответственности следует отличать ответственность за нарушение конст.-пр. норм, которую несут граждане и д/лица по др. отраслям права (уг., адм., гр.). Конст.-пр. ответственность не имеет ни мат., ни репрессивного х-ра. ^ – конст.-пр. ответственность – сп-б охраны КРФ, реализация и защита конст.-пр. норм. Отношение между субъектом ответственности и контролирующей инстанцией по поводу реализации требований нормы. Два подхода – широкий (ретроспективная и проспективная ответственность) и узкий (только ретроспективная). ^ : Ретроспективная – применение к лицам в особой проц. форме мер принудительного воздействия (санкций) за совершение ими правонарушения и обязанность этих лиц претерпеть соответствующие лишения; проспективная – осознанное и активное исполнение лицами своих обязанностей. Факт. основание – конст. правонарушение – посягательство на ценности, охраняемые конституцией. Спорный вопрос – виновность. Есть мнение, что конст.-пр. ответственность возможна без вины, но эта позиция оспаривается. Субъекты конст.-пр. ответственности – субъекты конст. отношений, д. обладать конст.-пр. статусом. ^ – общ. отношения, составляющие предмет регулирования КП (см. №1). Кокотов: объект – спец. пр. статусы. Меры конст.-пр. ответственности – лишение спец. статуса, отмена регистрации кандидата, отставка Пр-ва, роспуск ГД.
Кокотов Ал-др. Ник.: конст.-пр. отношения – берущие начало в конст.-пр. нормах связи соц. субъектов на основе их юр. прав и обязанностей. Содержание – стыкующиеся друг с другом по принципу дополнения права и обязанности инд., колл. субъектов. Осн. виды объектов – гос. территория и ее границы; мат. блага; поведение людей; деятельность органов и д/лиц государства, негос. организаций; пр. акты; личные неимущественные блага. ^ – в противовес Кокотову – не все нормы КП способны породить правоотношения. Субъекты – человек, объединения (партии, общ. организации), народ (мало), государство и субъекты федерации (в целом или через свои органы) ^ : Субъектом конст.-пр. отношений м.б. лицо, способное иметь права и обязанности. Не следует рассматривать в качестве субъектов, напр., общество, это понятие неопределенное и неинституализированное. По поводу столь же неопределенного понятия – «народ» – в науке КП давно ведется дискуссия. «Народ» упоминается тк в нормах-принципах, не устанавливающих непосредственно прав и обязанностей, к нему м. не применять требование о способности выступать субъектом права вообще, однако следуя строгой теории права, этому нельзя найти достаточно оснований. Нельзя считать субъектом образование, не имеющее определенных границ (круг лиц, входящих в состав народа, юр. не определен, иначе невозможно было бы издание нормат. актов, рассчитанных на этот круг). Сложно ответить на вопрос, является ли лицом государство. Част. право обычно дает отриц. ответ, от имени государства выступают гос. органы, это создает иллюзию, что они являются субъектами. Но в межд.-пр. и в конст.-пр. отношениях субъектом следует считать государство в целом (в отличие от адм.-пр., где сторонами являются гос. органы). Так же следует рассматривать в качестве субъектов терр. образования, обладающие элементами государства: населением, территорией и властью (субъекты федерации). Юр. лица выступают субъектами тк в случаях, когда представляют или являются формой реализации прав граждан – участников этого юр. лица. При этом гражданская правосубъектность не является необходимым условием конст. правосубъектности. Общ. объединения могут выступать формой реализации конст. права на объединение, но не регистрироваться в качестве юр. лиц. ^ : урегулированные нормами КП общ. отношения, которые складываются в сфере реализации народом суверенитета или в процессе народовластия. Содержание – взаимные права и обязанности участников.
Источник права – форма в/ш выражения содержания пр. нормы. Белов Сергей Ал-др.: К источникам КП относятся нормат. пр. акты, различающиеся по юр. силе. Наивысшую юр. силу имеет КРФ, принятая 12 декабря 1993 г.. Нормат. акты, обобщаемые термином «закон» (в него включаются обычные ФЗ и ФКЗ, а тж законы субъектов РФ) д. соответствовать межд. договорам РФ, но перед прочими нормат. актами закон имеет приоритет. Решения ни судов о/ю или арб. судов, ни конст. либо уставных судов к источникам относить не следует. Эти пр. акты в определенных случаях содержат толкование нормы или определяют юр. судьбу др. пр. акта, но новых, самостоятельных норм в них сформулировано быть не может. Прочие виды источников, обнаруживаемые в др. пр. системах – конст.-пр. обычаи [Белкин А.А.], религ. тексты, труды ученых-юристов, имеющих признанный авторитет, - в росс. КП не обнаруживаются. ^ – две основные сферы источников – ест. право и позитивное право. Ест. право – совокупность прав и свобод, ист. признанных человечеством как неотъемлемо присущие каждому человеку от рождения. Они не зависят от воли государства, напротив, оно связано этими первичными нравственными и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать и гарантировать их. Позитивное право: конституции, законы, договоры и соглашения, декларации, регламенты палат Фед. Собрания, указы и распоряжения През-та, пост-я Пр-ва, суд. решения, пр. акты СССР и РСФСР, акты ОМС. ^ : источники КП – акты, содержащие юр. нормы, напр. на регламентацию правоотношений, составляющих предмет КП. Группы источников: (1) конст. – фед. конституция, рег. конституции и уставы, (2) законодат. – законы о поправках к конституции, ФКЗ, ФЗ, декларации, акты палат Фед. Собрания, регион. законы, (3) подзаконные – указы и распоряжения През-та, пост-я Пр-ва, акты фед. органов исп. власти, (4) суд. – решения фед. КС, регион. КС (УС), судов о/ю, (5) договорные – фед. договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, вертикальные соглашения, горизонт. договоры и соглашения, (6) межд., (7) локальные – акты ОМС. |
![]() | Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 06. 2004 №317 (Собрание... | ![]() | З, от 29. 06. 2004 n 58-фз, от 29. 07. 2004 n 97-фз, от 18. 06. 2005 n 61-фз, от 18. 07. 2005 n 90-фз, от 03. 05. 2006 n 60-фз, от... |
![]() | Итоговый междисциплинарный экзамен сдается в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 021100 (030501.... | ![]() | Гражданское право как отрасль права: понятие, предмет и метод правового регулирования |
![]() | Конституция Российской Федерации: понятие, юридические свойства, особенности подготовки и принятия | ![]() | Фз от 17. 04. 2006; №73-фз от 03. 06. 2006; №92-фз от 30. 06. 2006; №93-фз от 30. 06. 2006; №154-фз от 27. 07. 2006; №160-фз от 16.... |
![]() | Саратовской государственной академии права. Специалист по международному праву. Автор учебного пособия "Международное частное право"... | ![]() | Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 6 декабря 1993 г. №508 и от 14 апреля 1994 г. №138 и на основании распоряжения... |
![]() | Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского... | ![]() | Гиа проводится в форме единого государственного экзамена (егэ) или в форме государственного выпускного экзамена |