Скачать 2.06 Mb.
|
6. Краткий курс лекций по конституционному праву зарубежных стран ТЕМА № 1. Понятие конституционного права зарубежных стран. Конституционное право как отрасль права в зарубежных странах, его предмет, система, источники. ПЛАН:
2. Источники конституционного права в зарубежных странах 3. Конституционно-правовые отношения 4. Субъекты конституционного права 1. Понятие науки конституционного права и конституционного права зарубежных стран Наука конституционное право зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства. Предмет науки конституционного права базируется на Конституции, но ею не исчерпывается. Самостоятельность наука конституционного права зарубежных стран приобрела в первой половине XIX в. В разных государствах данная наука имела неодинаковое название. Для стран романо-германской правовой семьи характерно наименование «государственное право». Этим подчеркивался приоритет государства в формировании права. В странах англосаксонской правовой семьи использовался термин «конституционное право», отражая идею правового государства, верховенства конституции и закона. Дискуссия о наименовании данной науки, начавшаяся в России еще в досоветский период, актуальна и до сих пор, поэтому зачастую можно встретить двойное название науки «конституционное (государственное) право зарубежных стран». Основными функциями данной науки, исходя из ее сути и назначения являются: познавательная, направленная на получение достоверной информации об иностранном конституционном праве и его институтах. Огромное значение этой функции в учебном процессе, в области получения качественного юридического образования; прогностическая, позволяющая оценивать и обоснованно предвидеть (прогнозировать) тенденции государственно-правового развития; прикладная, помогающая применить знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности; коммуникационная, способствующая юридически корректному поведению специалистов в условиях действия иностранного и международного права. Наука конституционного права в советский период была чрезвычайно идеологизирована. Нередко зарубежная политико-правовая действительность рассматривалась исключительно негативно и сверх критично, что не способствовало объективному анализу. С конца 80-х годов положение постепенно начало меняться. На современном этапе все отрасли российского правоведения характеризуются обновлением своей методологической базы, широким плюрализмом в методологии исследований. Представляют интерес работы по конституционному праву (или смежным дисциплинам), посвященные зарубежной проблематике особенно последнего периода, таких авторов как С. А. Авакьян, И.А. Алебастрова, К.В. Арановский, М.В. Баглай, Г.В. Барабашев, В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, Л.Д. Воеводин, В. Н. Даниленко, В.Б. Евдокимов, С. А. Егоров, Д.Л. Златопольский, С. Ю. Кашкин, Д.А. Ковачев, М.А. Крутоголов, Б.С. Крылов, Н.С. Крылова, В.А. Кряжков, В.И. Лафитский, И.Д. Левин, Ю.И. Лейбо, В.О. Лучин, В.В. Маклаков, А.А. Мишин, Н.А. Михалева, М.А. Могунова, Г.И. Муромцев,В.В. Невинский, Ж.И. Овсепян, Ф.М. Решетников, П.И. Савицкий, А.Х. Саидов, М.С. Саликов, Б.А. Стародубский, Б.А. Страшун, Л.Р. Сюкияйнен, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, Ю.П. Урьяс, В.Е. Чиркин, В.Н. Шаповал, Л.М. Энтин, Ю.А. Юдин и др. На современном этапе есть основания констатировать расширение «географии» исследований конституционного права, в том числе и иностранного. Это специализированные юридические вузы в Москве, Екатеринбурге, Саратове, юридические факультеты Московского, Санкт-Петербургского, Иркутского, Казанского, Ростовского госуниверситетов, Московский государственный институт международных отношений (университет), Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Конституционный Суд РФ. Конституционное право зарубежных стран можно рассматривать как науку и учебную дисциплину. Конституционное право зарубежных стран имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая изучить определенный уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Этим и характеризуется в первую очередь предмет конституционного права зарубежных стран. ^ конкретного государства представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, содержащихся в конституции, законах, других источниках права, регулирующих определенную категорию общественных отношений (главным образом, правовое положение личности, устройство государства и организацию государственной власти, порядок его отношений с институтами гражданского общества). В настоящее время в мире существует более 200 государств, каждое из которых имеет свою правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать: высокоразвитые страны Запада (к этой же группе относится и Япония); государства среднеразвитого капитализма (Португалия, Греция, Турция, Мальта, Израиль и др.); бывшие социалистические страны Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и др.); развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Индия, Кения, Конго, Пакистан и др.); государства, продолжающие считать себя социалистическими (КНР, Вьетнам, Лаос, КНДР, Куба). При изучении данного курса особое значение имеет анализ конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада. Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает, что существует особая отрасль права. При употреблении данного термина речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. В правовой системе любой страны имеется свое конституционное право как совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данного государства. ^ принято делить на Общую часть, включающую целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства конкретных государств, основах теории конституции, институтах конституционного права и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики конституционного законодательства. Можно сказать, что в Общей части изучаются государственно-правовые институты, а в Особенной — основы конституционного права конкретного государства. Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина по объему значительно меньше, чем одноименная наука. 2. Источники конституционного права в зарубежных странах Источники конституционного права — это внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституция (за исключением некоторых преимущественно мусульманских стран), законы, другие нормативные правовые акты (регламенты, акты главы государства и исполнительной власти), судебно-правовые акты (особенно постановления конституционных судов, прецеденты в англосаксонском праве), правовые обычаи, публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные), религиозные источники (главным образом, в монархиях стран Востока по вопросу престолонаследия; в ряде мусульманских государств — Коран заменяет конституцию или стоит выше неё). В каждом государстве — своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как едином целом. В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов федерации действуют свои источники конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии. Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция — основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права (см. вопрос 5). Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты. ^ — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения. Различают законы: конституционные (в ряде государств вносят изменение в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией); органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции; обычные (ординарные) законы, регулирующие по сравнению с конституционными или органическими, менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права (гражданство, статус депутата, выборы президента); чрезвычайные законы, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их принятия. Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа власти. Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.). Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих органов. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция). Большинство исследователей к группе подзаконных актов относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, уездов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах, международных и внутригосударственных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования конституционных или политически значимых отношений. Так, по Конституции Испании (ст. 145) автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве, в Австрии ст. 15А Конституции такое право предоставляет землям, которые могут заключать соглашения как между собой, так с Федерацией. США и Канаде известны соглашения между правительствами и коренным населением для решения земельных и экологических вопросов. ^ (например, о защите прав человека, об участии государства в межгосударственных объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом, вступлении в действие имеют приоритет по сравнению с законом. В странах англосаксонской системы права широкое распространение получил судебный прецедент — образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел, как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов. Его характерные черты состоят в том, что он:
К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих официальное толкование конституций и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными. В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившееся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые, и поэтому молчаливо санкционируемые государством. Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений. В странах, где утвердилась континентальная система права, роль правового обычая в целом невелика. 3. Конституционно-правовые отношения Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Иными словами, конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти, суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак, как массовость. Конституционно-правовые отношения, целями которых выступают социально-экономические и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права. Для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений необходим определенный юридический факт или их совокупность (например, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента США в совокупности с иными условиями, указанными в Конституции). Конституционно-правовым отношениям свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность), но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических связей между участниками данных общественных отношений. Объектом конституционных отношений выступает материальная или духовная реальность, по поводу которой вступают в отношения субъекты конституционного права (власть, суверенитет, свобода и достоинство личности). Особенностью указанных правоотношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что конституционно-правовые отношения определяются во многом характером властеотношении, т.е. отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных норм сопровождается возникновением управленческих, имущественных и некоторых иных отношений. 4. Субъекты конституционного права Субъектами конституционного права являются государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционно-правовых отношениях. Последние порождаются нормами конституционного права — общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, образующие предмет данной отрасли. Субъекты конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения. К физическим лицам (индивидам) относятся:
В ряде стран особо выделяются такие категории физических лиц, как избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты, т.е. лица со специальной правоспособностью. Реальный объем прав и обязанностей этих лиц определяется в зависимости от принадлежности их к той или иной вышеназванной категории. ^ относятся: 1)государство в целом; 2) составные части государств (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования и др.). ^ :
3) государственные органы местного управления. ^ относятся: 1) общности людей — народ, национальные и иные этнические группы, население региона, автономии, административно-территориальных единиц и муниципальных образований;
В ряде государств имеются субъекты конституционного (государственного) права, не характерные для других стран. Так, в недалеком прошлом в ряде афро-азиатских государств субъектами конституционно-правовых отношений были центральные и местные органы правящей политической партии (движения). В ряде государств Востока особый привилегированный статус имеют национальные религиозные организации и церковь. |
![]() | Данная наука системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-правовой... | ![]() | Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная |
![]() | Конституционное право отрасль права в зарубежных правовых системах. Понятие. Общая характеристика и основное содержание | ![]() | История государства и права зарубежных стран реферат и экзамен, доц. Смирнова Анна Александровна |
![]() | Предмет отрасли конституционного права. Место конституционного права в системе права, его соотношение с другими отраслями права | ![]() | Предметом изучения данного учебного курса является государство и право зарубежных стран в процессе их возникновения и развития |
![]() | «История государства и права зарубежных стран» – историко-теоретическая юридическая дисциплина. Данный учебный курс является неотъемлемым... | ![]() | Все они содержатся в различных правовых актах: конституциях, законах, декретах президента и т д. Конституционное право любой зарубежной... |
![]() | Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран. Место дисциплины в системе наук и учебных курсов | ![]() | Предмет, метод, периодизация истории государства и права зарубежных стран. Место игпзс в системе юридических наук |