Как учить детей добродетели? 4




НазваниеКак учить детей добродетели? 4
страница1/7
Дата публикации05.07.2013
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7




Содержание
Предисловие 3

Глава 1. Как учить детей добродетели? 4

Глава 2. Родители, берегите детей своих! 7

Глава 3. Страшное дело — клятва родительская! 10

Глава 4. Безрассудная молитва матери о смерти своих детей 14 Глава 5. Недостойная молитва и ее следствие 18

Глава 6. Как учить детей страху Божию? 20

Глава 7. Дорожите, дети, благословением родительским! 23

Глава 8. Помните, дети, пятую заповедь! 26

Глава 9. Мудрые советы родителям 29

Глава 10. Мужья и жены 32

Глава 11. Святость и важность брачного союза 35

Глава 12. О любви и согласии в супружеской жизни 38

Глава 13. Снохи в семье 42

Глава 14. О воспитании детей 45

Глава 15. О наставлении детей 50

Глава 16. Наставление женам 52

Глава 17. Слово к современной женщине 55
По благословению

Высокопреосвященнейшего Амвросия,

архиепископа Ивановского

и Кинешемского
Предисловие
Вопросы существенной важности, имеющие, без сомнения, живой интерес, например, — о браке, девстве, отношениях супругов, о направлении в воспитании и образовании детей, взаимных отношениях членов семьи, значении семейных начал для общества и государства, — решаются в настоящее время различным образом, иногда, по-видимому, и на почве христианской, но далеко не в истинно христианском и библейском духе. Понятно, что односторонние и неправильные воззрения на эти вопросы оказывают вредное влияние и на саму жизнь. Между тем, семейные начала, согласные с духом библейско-христианского учения, неизмеримо высоки, чисты и совершенны; нужно только, по возможности, понять, уяснить, «верно выразуметь» их полное значение и благотворность.

^ Надеемся, что собранные в этой книге духовные советы и поучения помогут Вам возрасти в ту меру, в которую призывает нас Господь. Аминь.

Священник Григорий Вышеславцев

^ Глава 1

Как учить детей добродетели?
«Страннолюбия не забывайте!» — так любил часто повторять угодник Божий преп. Сергий. Стран-ноприимство было любезно ему с детства; вспомните, как он, будучи семилетним мальчиком, встретил в поле под дубом странного инока, как со слезами упрашивал сего старца Божия зайти в дом его родителей: «Родители мои, — говорил святой отрок, — очень любят таких, как ты, отче! Не лиши их своего благословения!» Видно, его праведные родители строго внушали детям не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или другого какого-нибудь усталого странника.
Есть и теперь такие благочестивые родители — страннолюбцы. Вот что, например, рассказывает один богобоязненный странник. «Проходя по Тобольской губернии, раз увидал я на самой дороге небогатое село и небольшую деревянную церковь. Проходя мимо, мне пожелалось воздать поклонение храму Божию, и я вошел на паперть церковную и помолился. Около церкви на лужке играли двое малюток, лет по пяти или шести. Я подумал, что это дети священника и, помолившись, пошел дальше. Не успел я отойти шагов десять от церкви, как слышу за собой крик: «Ни-щенький, нищенький, постой!» — это кричали и бежали ко мне малютки, мальчик и девочка.
Я остановился; они подбежали и, схватив меня за руки, сказали в один голос: «Пойдем к маменьке; она нищих любит!» — «Я не нищий, — говорю им, — а дорожный человек». — «А как же у тебя мешок-то?» — «Это мой дорожный хлеб», — говорю. «Нет, пойдем непременно, — упрашивали детки, — маменька даст тебе денег на дорогу». — «Да где же ваша маменька?» — спросил я. «Вот за церковью, за этой рощицей». Они повели меня в прекрасный сад, среди коего увидал я большой господский дом; мы вошли в палаты, — навстречу

нам выбежала барыня. «Милости прошу! — говорит. — Откуда тебя Бог послал к нам? Садись, садись, любезный!» Она сама сняла сумку.

«Дети! — говорит, — возьмите сумочку странника и отнесите в образную комнату: там он у нас и ночует»... Далее странник рассказал, как он хотел уединиться в саду, чтобы помолиться там, но хозяйка сказала, что дети не дадут ему покоя: «Как только тебя увидят, то не отойдут от тебя ни на минуту: они любят нищих — Христовых братии и странников».
Не правда ли, читатель, как счастливы родители, которых Бог благословил такими детьми! Поистине такие дети — Божие благословение: они не только в себе самих носят это благословение небесное, но и собирают его, так сказать, отовсюду, чтобы привлечь на дом родительский!
Но ведь это счастье благочестивых родителей вполне ими заслуженно; кто, как не сами они, воспитывали в детских душах эти святые чувства любви к меньшим братиям Христовым? А если так, то что мешает и всем христианским родителям заслужить такое счастье? Учите своих детей страннолюбию, учите их всякой добродетели — и вы будете так же счастливы, как были счастливы родители преп. Сергия и им подобные. Посмотрите, как радуется добрая мать-христианка, каким счастьем сияет ее взор, когда она видит свое дитя так умильно, в простоте детской души молящееся пред святой иконой! Тихо горит лампада пред ликом Матери Божией, и как отрадно льется этот тихий свет на доброе невинное личико малютки-богомольца! Будто Сама Матерь Дева кротко и нежно взирает на младенца-молитвенника, и кто же посмеет усомниться, что эта молитва будет услышана, что и на этого младенца, и на его отца, и на мать, и на всех, в доме том обитающих, по молитве сей, как роса небесная, сойдет благословение Божие?..
А кто научил дитя этой благодатной молитве? От кого оно впервые научилось произносить своими невинными детскими устами пре-благословенное имя Небесного Отца? О, конечно, от матери, и вот ей за то достойная награда: она теперь несказанно счастлива; она любуется, как горячо за нее молится ее милое дитя! А как крепка и сильна бывает детская молитва — вот тому пример.
«В нашем селе, — рассказывал один старец, вспоминая свои детские годы, — случился пожар: загорелся дом, бывший с нами по соседству, почти рядом. Было утро в половине ноября. «Родимые детушки! — с криком вбежала к нам в комнату матушка. — Вставайте скорее, — горим!» Началась суматоха; нас, детей, наскоро обули и отвели в то место, куда стаскивали все наше имущество. Дым густым, черным столбом взвивался в воздух; огонь страшными языками рвался в разные стороны... С минуты на минуту надо было ожидать, что вдруг вспыхнет соломенная кровля и нашего двора.
«Детушки, батюшки, молитесь!» — крикнула нам матушка и побежала поскорее еще вытащить что-нибудь из огня. Я взглянул на церковь, ринулся на колени и начал молиться, горячо, по-детски молиться... «Мороз даже меня по коже пробрал, — так после говорил батюшке один крестьянин, — когда я увидал вашего мальчугана на коленках; молись, говорю, младенчик Христов, а я побегу за водой...» То была молитва еще семилетнего ребенка. Глубокий вопль растерзанного сердца матери живо воспринят был детским сердцем; материнский призыв к горячей молитве и теперь будто слышится в моих ушах... Я молился. Три раза загорался наш дом; но Господь простер Свою всесильную десницу и защитил его от всесокрушающего пламени».

Так заключил свой рассказ почтенный старец. Такова сила детской молитвы!

Учите, родители, своих детей молиться Богу; слагайте их нежные персты и учите полагать на себе крестное знамение: никогда вашей собственной молитве не сравняться с детской! Так она чиста и Богу приятна!

Вот еще картина. Дети играют на улице. Мимо них проходит батюшка священник. Посмотрите, с каким почтением бегут к нему эти малютки, чтобы получить от него благословение, с какой любовью смотрят они на служителя Божия! Или вот, несут по селу святые иконы; смотрите, с каким усердием эти малютки кладут земные поклоны перед ними, с каким благоговением прикладываются к святыне, когда ее вносят в дома их родителей...

Полюбуйтесь, как чинно, благоговейно стоят эти юные богомольцы в церкви Божией, как они весело бегут туда по первому удару благовестного колокола! Посмотрите, как умная, благочестивая мать дала дитяти в руки монету, как дитя кладет эту трудовую монету родителей на блюдо церковное или подает ее нищему и убогому, подает с чистым детским восторгом, и как этот нищий калека со слезящим взором благодарности призывает Божие благословение на дитя, и на мать, и на всех присных его! Счастливы вы, добрые родители, если с детства приучаете руку дитяти творить дело доброе: давайте ему чаще эти монеты; его рукой подавайте милостыню; его рукой ставьте свечу перед иконой и знайте: за это осенит вас благословляющая десница Отца Небесного!
Приучайте дитя считать себя приставником Божиим у благ земных; учите его любить матерь нашу — Церковь Православную; пусть звон церковного колокола будет самой сладостной музыкой для детского слуха; пусть на чистой, мягкой скрижали его сердца неизгладимо глубоко напечатлеваются священные звуки церков-

ных песнопений: что за беда, что они непонятны слабому уму его? Ум успеет после понять их — лишь бы полюбил их сердцем своим! А полюбит — тогда до глубокой старости они будут служить ему отрадой во всех горестях жизни его... Помните, други: сердце дитяти — чистая страничка: что на ней напишете, то на века останется. А не успеете добра написать, враг начертит на нем свои письмена гибельные, и тогда трудно будет их отчищать...

^ Глава 2

Родители, берегите детей своих!

Блюдите, да не презрите единаго (от) малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф. 18: 10).

Так говорил Господь и Спаситель наш Иисус Христос, с отеческой любовью обнимая и лаская и благословляя малюток детей, которых благочестивые матери приносили и приводили к Нему, чтобы Он возложил на них Свои Божественные руки. Которая из вас, добрые христианки-матери, всем сердцем не пожелала бы быть в числе этих счастливиц, — матерей времен Евангельских? Кто из вас не скажет: «Ах, если б и теперь можно было, как тогда, подвести мое дитя ко Христу Спасителю, наклонить его детскую головку под Его руку Божественную, а самой упасть бы к Его пречистым стопам и прикоснуться хотя к краю одежды Его!»
Благо желание вашего доброго смиренного сердца, почтенные матери; но ведаете ли, что все это и теперь возможно, возможно даже более, чем тогда?... Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8); Он и теперь и всегда всех зовет к Себе: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11: 28), а о детях даже строго заповедует: оставите детей при-ходити ко Мне и не браните (не препятствуйте) им, таковых бо есть Царствие Божие (Лк. 18: 16). Спросите: как же это? Очень просто: чаще приносите своих малюток в храм Божий, чаще причащайте их Крови Христовой, чаще наклоняйте их головки под благословляющую именем Господним руку священнослужителя, и Господь не только благословит их, но и соединит с Собою, соделает их Своими чадами по благодати. Слышите, что Сам Он говорит? Ядый (ядущий) Мою Плоть и пияй (пиющий) Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6: 56). Что ближе, что теснее этого соединения с Господом? Ваши дети — Христовы дети: вы дали им жизнь временную, а Он дает им — вечную; вы питаете их млеком от сосцов своих, а Он — самой пречистой Кровью Своею, от святой чаши, как бы из самого Его ребра, копием прободенного, источаемою...
Это ли не любовь? Это ли не величайшее для вас счастье?.. Но, добрые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети навсегда остались детьми Христовыми, то — слышите, что говорит Христос? Блюдите, да не презри- те единаго (от) малых сих. Смотрите, берегите этих малюток, берегите их невинность и детскую просто- ту, как зеницу ока, как хороший садовник бережет нежный цветок от ветра и зноя, от непогоды и сне- га. Берегите ваших детей от всего, что может заразить их нежные, простые сердца, запятнать их светлые, чистые души. Берегите их от соблазна и помните: и иже аще приимет отроча (кто заботится о дитяти, кто бережет его душу), тот... Мене приемлет, — глаголет Христос, — а иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя, уне (лучше) есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, т.е. если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18: 5-6).
К вам, наипаче к вам, относится это грозное слово Христово, отцы и матери!.. Вы прежде всех дадите Богу ответ за погибших детей своих! Ваша святая обязанность — быть их ангелами хранителями во плоти — с самой колыбели, с первых дней их младенческой жизни!
Но все ли понимают эту святую обязанность?.. Вот мать подносит малютку лет двух или трех к причащению Святых Тайн Христовых, — дитя и бьется, и плачет, и кричит... Что это значит? А это значит то, что неразумная мать или нянька, когда дитя плакало почему-нибудь дома, пугала его именем священника: «А вот я тебя ему отдам, — вот он идет!...» Боже мой! До чего может дойти неразумие человеческое! Служителя алтаря Твоего выставляют младенцу как пугало, своего отца духовного — каким-то волком или зверем лютым... И это вместо того, чтобы внушить младенцу любовь и привязанность к священнику Божию, его будущему отцу духовному; вместо того, чтобы приучать малютку взирать с почтением и любовью на служителя Тайн Божиих! Да еще говорят: «Дитя ничего не понимает!» Нет, стало быть, понимает, когда вон оно и бьется и кричит, когда видит священника. А священник-то в это время держит в руках — Самого Господа Иисуса Христа, во Святых Своих Тайнах неизреченно сущего... Болит сердце, братия, когда приходится говорить о таком неразумии; не православным бы христианам говорить о том!.. Но приходится говорить, ибо от неразумия родителей терпят вред души их детей, а Господь говорит: смотрите, берегите малюток своих!..
Но вот ваши дети подросли и играют на улице с товарищами. А вам прибавилось заботы. Где они играют? С кем играют? Как играют? Ныне в редком селении нет корчемницы, в этом жилище пьяного разгула постоянно слышатся или непристойные песни или сквернословие и всякая брань... Окна открыты, и далеко слышны гнилые слова. Что, если ваши дети расположились играть тут же, -около этого пьяного места? Что, если они наслушаются тут гнилых речей и станут потом повторять их, — ведь дети на все переимчивы? Долго ли до греха? Поберегите же их, не позволяйте им близко подходить к корчемнице... Опять, — с кем играют? Не с такими ли товарищами, которые уже испорчены, у которых гнилое слово не сходит с уст? Гоните же дальше таких товарищей от своих детей! Еще, — как играют? Есть игры, о которых лучше бы и не знать вашим детям. Орлянка, например, пробуждает в детях зависть и может повести к краже. Поиграть хочется, а денег нет, — где взять? — и украдет. Играя, дети иногда разоряют гнезда птичек, ловят птенцов и безжалостно общипывают их, мучат домашних животных. Не позволяйте

детям ничего подобного. Если увидите, пристыдите их, скажите, что за это и Бог накажет, и добрые люди будут бранить. А не послушают — накажите их властью родительской.
Бывает, что дети воруют у соседей яблоки, ягоды или еще что подобное. Сохрани Бог смотреть на это, как говорится, сквозь пальцы, снисходительно! Необходимо строже взыскивать за это. Украл ребенок яблоко у соседа, поймал ты его, просит он прощения — скажи ему прямо, что ты сам простить его не можешь, что он должен просить прощения у того соседа, у кого украл, — и отведи его к хозяину яблони, и оба вместе пристыдите его, и покажите, как это гадко — быть вором; вот ему и памятно будет, и в другой раз не решится на эту шалость. В наше грешное время есть порок, от которого широкой рекой разливается горе-горькое по лицу Русской земли. Нужно ли называть этот гибельный порок? О родители, берегите паче всего детей ваших от первой чарки вина! Счастлив тот, кто никогда не отведывал из этой поистине гибельной чаши, кто не знает самого вкуса водки. Он свободен от искушения, его не соблазнят никакие уговоры товарищей, он всегда будет на хорошем счету у добрых людей... Напротив: кто хоть раз в жизни отведал водки, тот скорее поддастся соблазну и кто поручится, что не станет он горьким пьяницей?.. А кто и убережет юношу от первой чарки, если не родители? Внушайте же, православные, своим детям, внушайте, пока они вас слушают, пока не вышли из вашей воли, чтоб никогда они водки не пробовали, чтоб хранили себя от первой чарки, как от смертоносной чаши... Вот, наконец, ваши дети стали и совсем взрослыми. Ваш сын — жених, ваша дочь — невеста. О родители! Удвойте, утройте теперь свои о них попечения: юность неопытна, юность доверчива; между тем в юности-то и пробуждаются страсти, недаром Священное Писание сравнивает самовольного юношу с необъезженным конем (Сир. 30: 8), а дочь называет тайной постоянной заботой для отца (Сир. 42: 9). Вспомните свою молодость, вспомнимте, как легко могли вы тогда потерять невинность и развратиться, если бы не следил за вами зоркий глаз стариков родителей! Берегите же и вы своих детей! Вот, например, есть у нас по деревням обычай собираться молодым людям вместе на «засидки». Если подруги девицы собираются в одну избу, чтоб охотнее было работать в долгий осенний или зимний вечер, в этом нет еще худого; но худо то, что к ним приходят и юноши, — вот уж им-то тут совсем бы делать нечего! Еще хуже то, что старшие иногда оставляют молодежь проводить вечер без себя: «Пусть-де повеселятся, люди молодые, — что им мешать?» Вот и веселятся юноши и девицы и — не от этого ли веселья бывает, что у них погасает ясный взор очей прежде времени, блекнет красота юности, как нежный цветок?.. Берегите же, родители, этот прекрасный цветок, берегите чистоту души ваших детей и не пускайте их на такие собрания. А если уж искушение велико, если таковы мирские грешные обычаи, то кто мешает вам, старцы почтенные собраться вместе да и порешить сообща, «на миру» чтобы не было впредь ничего подобного, чтобы юноши не смели проводить вечера с девицами, не гуляли бы в летнее время с ними до полуночи? Мирского решения нельзя не послушать, а если бы кто и не послушал, то мир нашел бы средство пристыдить и смирить ослушника... Помните, други, что ваши дети - Христовы дети, и вы за них ответ Христу Богу дадите!.. Аминь.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как учить детей добродетели? 4 iconБог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной...
Источник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени

Как учить детей добродетели? 4 iconСильвестр Домострой «Домострой»
Учить мужу свою жену, как Богу угодить и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и...

Как учить детей добродетели? 4 iconСодержание Предисловие Часть Зачем учить детей дома? Первый вопрос...
Пятнадцать лет я учу своих четверых детей дома сам. В школе они только сдают зачеты и экзамены. Трое старших уже выучились и закончили...

Как учить детей добродетели? 4 iconРежим дня – основа жизни человека
Цели: убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять...

Как учить детей добродетели? 4 iconМетоды обучения истории. Метод
Определение Данилова. Метод это логический способ, через который учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками....

Как учить детей добродетели? 4 iconКак сделать своих детей счастливыми (чудеса за завтраком)
Главная проблема с детьми – как с ними жить. При воспитании детей проблема заключается во взрослом, а не в ребёнке

Как учить детей добродетели? 4 iconРусские цари, надо учить историю

Как учить детей добродетели? 4 iconПоложение о благотворительном фестивале детской красоты и таланта "Beauty&Talant"!
Фестиваль проводится с целью поиска и развития талантливых детей, проведения спортивно-оздоровительных и развлекательных мероприятий,...

Как учить детей добродетели? 4 icon«Нет хуже на свете людей, в которых еще тлеют остатки добродетели.»
Информация- нарушение однообразия; на сегодняшний день правду подменяют информацией

Как учить детей добродетели? 4 iconДетей''. Термин '"ортопедия" составлен из
Термин '"ортопедия" составлен из двух греческих слов: orthos -прямой и paideia воспитание. Вводя этот термин, Андри имел в виду "правильное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов