Лекция на тему «авторское право в рекламе»




Скачать 118.88 Kb.
НазваниеЛекция на тему «авторское право в рекламе»
Дата публикации06.07.2013
Размер118.88 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Право > Лекция


МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ

КАФЕДРА КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ЛЕКЦИЯ
на тему «АВТОРСКОЕ ПРАВО В РЕКЛАМЕ»


Автор: заведующий кафедрой, кандидат военных наук, доцент Сингилевич Д.А

МОСКВА 2013



ПЛАН И ТЕКСТ

лекции «Авторское право в рекламе»


Дата проведения: ______ ___________ 2013 г.

Лекционный поток (учебные группы): ______________________________


Место: аудитория _____ (класс ______ )

Время: 90 мин.
Учебные и воспитательные цели:

Сформировать у студентов представления о требованиях законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

Сконцентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых понятиях, содержащихся в ЗДА об авторских договорах в рекламной деятельности.

Стимулировать активную познавательную деятельность студентов и способствовать формированию у них творческого мышления.

^ Учебные вопросы и распределение времени:

Вступление: Требования законодательства об авторском праве и смежных правах. Тестовый контроль - 10 мин.
Основная часть:

1. Объекты и субъекты авторского права в рекламной деятельности. Права авторов и их защита в сфере рекламы. Авторские договоры в рекламной деятельности - 15 мин.

2. Объекты и субъекты смежных прав в рекламной деятельности. Права исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания – 45 мин.

3. Международная охрана авторских прав - 15 мин.
Заключение: задание на самостоятельную работу, рекомендуемая литература и порядок работы с ней - 5 мин.
Материальное обеспечение:

1. Текст лекции и раздаточные материалы по ее содержанию.

Введение



Помимо рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей к общественным отношениям, связан­ным с рекламной деятельностью, могут оказаться причастными и другие лица, результаты творчества которых привлекаются к рекламе. Вопрос о них не возникает, когда все, что включено в рекламу и сопровождает ее, сделано самими участниками рек­ламных отношений. Созданный усилиями участников реклам­ных отношений продукт в виде рекламы может, как сказано в ст. 4 Федерального закона «О рекламе», полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские и смежные права подлежат защите в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации. Все вопросы, касающиеся защиты интеллектуальной собственности прописаны в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

^ 1.1 Объекты и субъекты авторского права в рекламной деятельности.
Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства

^ Реклама - это информация. Она может представляться в форме следующих объектов авторского права, прямо указанных в Законе об авторском праве, или содержать их:

- литературных произведений (оригинальные рекламные сообщения, касающиеся физического или юридического лица, товаров, идей, начинаний, выраженные письменно или устно);

- музыкальных произведений;

- аудиовизуальных произведений (например, рекламные видеоролики);

- произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксов и других произведений изобразительного искусства (например, наружная реклама);

- фотографий (например, фотографии товара в печатных рекламных изданиях);

- других произведений, перечень которых не закрыт.

Следует отметить, что не являются объектом авторского права сообщения, имеющие информационный характер. Поэтому, если рекламное сообщение не выражено в оригинальной форме, а лишь сообщает о достоинствах товара, то оно не охраняется авторским правом.

субъекты авторского права – авторы (соавторы) и правообладатели


^ 1.2 Права авторов и их защита в сфере рекламы.
Авторское право состоит в совокупности исключительных прав личного неимущественного характера и имущественных прав. Оно распространяется как на произведение в целом, так и на его часть, которая отвечает всем предъявляемым Гражданским кодексом РФ (часть IV) требованиям и может использоваться самостоятельно.

Личные неимущественные права принадлежат автору (физическому лицу, творчеством которого создано произведение). Они неотчуждаемы и заключаются в праве считаться автором, праве на имя, праве на обнародование, праве на защиту произведения от посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Имущественные права заключаются в исключительном праве на использование произведения в любой форме и любым способом. Таким образом, никто не может использовать рекламное произведение или его часть, будь то рекламный ролик, фотография, рисунок, образ или какой-либо иной объект, без разрешения правообладателя.

Правообладателем может являться автор, его работодатель, иной правопреемник на основании Гражданского кодекса (например, наследники) или договора. Обычно правообладателем в отношении рекламного произведения является рекламодатель. Однако для того, чтобы он обладал имущественными правами и был правообладателем, необходимо, чтобы автор был его работником с соответствующими служебными обязанностями либо с автором (рекламопроизводителем) был заключен авторский договор. Следует отметить, что авторами аудиовизуального произведения (например, видеоролика) являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения, специально созданного для этого произведения. Нередки случаи, когда рекламодатель не может защитить свои права в силу того, что не урегулировал свои отношения с автором(ами) или рекламопроизводителями при создании рекламы.
^ 1.3 Авторские договоры в рекламной деятельности

Выделяют договоры на создание рекламы и договоры на распространение рекламы. К первым относят договор подряда на выполнение рекламы и авторский договор заказа в зависимости от того, является ли выполненный рекламный продукт результатом  творческой деятельности рекламопроизводителя, либо рекламодателя. При этом к договору подряда на выполнение рекламы применяются общие гражданско-правовые нормы о подряде. Что же касается авторского договора заказа, то основу составляют нормы законодательства об интеллектуальной собственности. В договоре должна предусматриваться обязанность рекламопроизводителя именно рекламный продукт. Многие отечественные  рекламные фирмы в целях ослабления своей ответственности указывают в договорах, что они изготавливают не рекламу, а рекламную информацию, т.е. некий полуфабрикат, порядок использования которого определяет сам заказчик. Это одно из негативных следствий отсутствия законодательного регулирования данных отношений.  К тому же необходимо в тексте договора предусматривать ответственность рекламопроизводителя перед третьими лицами в случае нарушения авторских прав последних. В части четвертой ГК РФ дается определение: по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

По договору на распространение рекламы исполнитель (рекламораспространитель) обязуется совершить в определенной сторонами форме и порядке действия по распространению соответствующих сведений о рекламируемом объекте или лице в целях привлечения интереса к этому объекту (лицу), а заказчик (рекламодатель) обязуется оплатить стоимость оказанных услуг. Условия договоров на распространение рекламы зависят от наименования услуги, способа выполнения, объема услуг. В настоящее время становиться необходимым правовое регулирование договора на оказание PR-услуг. PR становится неотъемлемой частью стратегии организаций по повышения ее конкурентоспособности. Грамотно проведенная PR кампания позволяет организации занять доминирующее положение на рынке.  Тем не менее, в законодательстве РФ такого понятия нет, кроме того, некоторые PR-стратегии нарушают правовые нормы, но, тем не менее, широко применяются, т.к. нет ответственности.

Поскольку использование организацией PR-технологий позволяет занять доминирующее положение, но PR-методы не защищаются законодательством об авторских и смежных правах, то для защиты необходимо использовать правовые нормы о коммерческой тайне.

Таким образом, в договорах на оказание услуг по рекламе и с ней связанных очень важно устанавливать ответственность рекламопроизводителя или рекламораспространителя как перед самим рекламодателем, так и третьими лицами, например, за нарушение положений авторского права. При этом также необходимо учитывать, что рекламораспространитель несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по общим правилам гражданского законодательства, в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

^ В четвертой части ГК предусмотрено изменение сложившейся договорной практики, а именно:

распространение на сферу авторского права возможности заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав, благодаря которому исключительные авторские права могут быть навсегда в полном объеме изъяты у автора;

если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным;

несоблюдение письменной формы договора, как теперь специально указано в ГК РФ, повлечет признание договора недействительным, за исключением случаев, когда сам Кодекс допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы;

при нарушении условий о выплате вознаграждения за предоставление прав на использование произведения правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от такого договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков;

закрепляется право автора требовать исполнения обязательства по использованию произведения, что возможно в случаях, во-первых, специально предусмотренных договором, а во-вторых, также в случае заключения издательского лицензионного договора.
^ 2.1 Объекты и субъекты смежных прав в рекламной деятельности
Смежные права регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

^ Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Объектами смежных прав являются исполнительская деятельность артистов; фонограммы; передачи организаций эфирного вещания.
^ 2.2 Права исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания

Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

^ Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:

право на имя;

право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

^ Организациями вещания являются радио- и телестудии, а также другие организации, которые производят распространение звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) или сообщают их публике с помощью кабеля, провода, оптического волокна или других аналогичных средств (организации кабельного вещания). Передача организации эфирного или кабельного вещания — передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии с российским законодательством, если эта организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Организация эфирного или кабельного вещания осуществляет свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Организациям эфирного и кабельного вещания в отношении их передач принадлежат исключительные права использовать передачи в любой форме и давать разрешение на их использование, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.

Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право разрешать осуществление следующих действий:

1) одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю их передачи другим организациям эфирного или кабельного вещания (право на ретрансляцию передач);

2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю организациями эфирного вещания или передавать передачу в эфир организациями кабельного вещания;

3) записывать передачу;

4) воспроизводить запись передачи;

5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.
^ 3. Международная охрана авторских прав
Конвенции международные по охране авторских прав, многосторонние международные договоры, устанавливающие обязательства государств по охране авторского права на произведения, принадлежащие гражданам других участвующих в договоре стран или впервые опубликованные в этих странах. Наибольшее значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 и Всемирная (Универсальная) Женевская конвенция об авторском праве 1952 (вступила в силу в 1955. СССР (Россия) участвует в этой конвенции (в редакции 1952) с 27 мая 1973.

Однако необходимо отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны.
Международные договоры Российской Федерации

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.(в редакции 1971 г.).

Конвенция об учреждении Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

Всемирная (Женевская) конвенция об авторских правах (в редакции 1952 и 1971 г.).

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. (Брюссельская)

Конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римской)

^ Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), международная организация, созданная на основании Конвенции, принятой на состоявшейся в 1967 в Стокгольме дипломатической конференции государств — членов Парижского союза по охране промышленной собственности, Бернского союза по охране произведений литературы и искусства и других специальных союзов. Высший орган ВОИС — Генеральная ассамблея, состоящая из государств — участников Конвенции, которые являются членами какого-либо союза.
^ Россия готовится присоединиться к:

Договору ВОИС по авторскому праву 1996 г.

Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.
Заключение

Любой производитель желает, чтобы его товары и услуги пользовались успехом, чтобы их реклама оказывала максимальное воздействие на потребителя. Для производства такой рекламы необходимо приложить определенные творческие усилия. Во многих случаях используются результаты творчества и иные объекты интеллектуальной собственности третьих лиц. Но нельзя забывать, что их использование должно подчиняться определенным законодательно установленным правилам. В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Литература

Бернская конвенция" Об охране литературных и художественных произведений" 1886 года

Парижская конференция 1896 года.

Берлинская конференция 1908 года.

Бернский дополнительный протокол 1914 года.

Римская конференция 1928 года.

Брюссельская конференция 1948 года.

Стокгольмская конференция 1967 года.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconЛекция Система социального регулирования. Право как нормативный регулятор...
Право есть наука о добром и справедливом. Так определяли право древнеримские юристы. Право происходит от латинского слова «justitia»...

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconКакие из следующих объектов охраняются авторским правом?
Авторское право охраняет только оригинальную идею, но не оригинальное выражение этой идеи

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconВопросы к зачету по курсу «Авторское /Наследственное право» Для
Понятие и правовые основы регулирования интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной деятельности

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconЛекция 1 Право: 1 Частное
Частное: отношения между людьми, отношения равного с равным (отношения по горизонтали). Примеры: коммерческое право, торговое право,...

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconПонятие рекламы раскрыто в Федеральном законе от 13. 03. 2006 n 38-фз...

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconАвторское право в сфере информационных технологий
Россия, Санкт-Петербург, Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconОбщие положения
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства...

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconОб авторском праве и смежных правах
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства...

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconЛекция на тему «Что такое база данных. Реляционная база данных ms access»
...

Лекция на тему «авторское право в рекламе» iconАвторское право
Иванов. И. И. утверждает, что песня "Солнце" сочинена именно им такого-то числа, и ни у кого он ее не стырил". Т. е само авторство...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов