Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра _____гуманитарных и естественнонаучных дисциплин_________
(наименование кафедры)
УТВЕРЖДАЮ:
|
|
|
| Проректор по учебной работе и качеству
|
| О.А. Серова
|
|
|
|
| «___» ___________ 20____г.
|
^ Информационные технологии в юридической деятельности
(наименование дисциплины) образовательная программа направления 030900 Юриспруденция
(код и наименование направления)
шифр цикла дисциплин Б2.Б.1 часть базовая
(наименование цикла дисциплин) (базовая, вариативная)
профиль подготовки
(наименование профиля)
квалификация (степень) выпускника бакалавр
(бакалавр, специалист, магистр)
| Очная форма обучения
| Очно-заочная форма обучения
| Заочная форма обучения
| Курс
| 1
| -
| 2
| Семестр
| 2
| -
| 3
|
Самара
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления
030900 Юриспруденция
код и наименование направления (специальности)
(квалификация (степень) ______________"БАКАЛАВР"___________________________________, («БАКАЛАВР», «СПЕЦИАЛИСТ»)
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_4_» _мая_ 2010 г. № __464_.
Составители рабочей программы:
профессор каф. ГиЕНД к.т.н., доцент, Баландин А.В. ________________________
(подпись)
Рецензент:
зав.кафедрой информационных систем и технологий СГАУ,
д.т.н., профессор Прохоров С.А. ________________________
(подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
(протокол № _____ от «____» _____________ г.) Заведующий кафедрой _______________ __________^ ______________
(подпись) (фамилия, инициалы.)
____ _____________ г. СОГЛАСОВАНО
Декан факультета _______________ ______________________________
(подпись) (фамилия, инициалы.)
____ _____________ г.
^ Целью курса является формирование у студентов целостного, научного представления об информации и информационных процессах, методах и средствах работы с информацией с использованием компьютеров, а также формирование начальных навыков применения современных компьютерных информационных технологий общего назначения в практической деятельности.
Основными задачами курса является формирование у студентов:
базовых знаний в области информатики и современных информационных технологий;
представлений об использовании персональных компьютеров, локальных и глобальных компьютерных сетей для работы с электронной информацией;
навыков использования программных систем для работы с текстовой информацией и создания документов сложной структуры;
навыков использования программных систем для автоматизации вычислений;
навыков использования программных систем для создания и управления электронными базами данных;
навыков использования программных систем для создания электронных презентаций;
навыков использования компьютера для поиска и доступа к информационным ресурсам в сети Интернет;
представлений о проблеме хранения и защиты деловой электронной информации.
1.2 Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере;
основы государственной политики в области информатики;
методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;
уметь:
применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;
владеть:
навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
владеть компетенциями:
Код
компетенции
| Наименование результата обучения
| ОК-10
| способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества
| ОК-11
| владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
| ОК-12
| способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
| ^ Очная форма обучения Вид учебной работы
| Объем часов/ зачетных единиц
| Трудоемкость изучения дисциплины
| 144/4
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 64/1,778
| в том числе:
| лекции
| 24/0,667
| лабораторные работы
| 40/1,111
| Самостоятельная работа студента (всего)
| 80/2,222
| в том числе:
| подготовка к лабораторным работам
| 64/1,778
| подготовка к аттестации (зачет)
| 16/0,444
| ^ Вид учебной работы
| Объем часов/ зачетных единиц
| Трудоемкость изучения дисциплины
| 144/4
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 14/0,389
| в том числе:
| лекции
| 4/0,111
| лабораторные работы
| 10/0,278
| Самостоятельная работа студента (всего)
| 130/3,611
| в том числе:
| самостоятельное изучение теоретического материала
| 54/1,5
| самостоятельное выполнение и отчет по лабораторным работам (контролируемая самостоятельная работа - КСРС)
| 60/1,667
| подготовка к аттестации (зачет)
| 16/0,444
| 2.2 Тематический план учебной дисциплины
Очная форма обучения Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лаб. работ и пр. занятий, самост. работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов/ зачетных единиц
| Образовательные технологии
| Формируемые компетенции/ уровень освоения* (код)
| Формы текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Семестр 1
| Раздел 1
| Основы информатики и информационных технологий
| 56/1,556
|
| ОК-10
|
|
| Лекции
| 16/0,444
|
|
| Контроль посещения
|
| Понятие информации. Базовые информационные процессы
|
| Проблемная лекция
|
|
|
| Моделирование и кодирование информации
|
| Проблемная лекция
|
|
|
| Измерение информации
|
| Проблемная лекция
|
|
|
| Основы государственной политики в области информатики. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере
|
| Обзорная лекция
|
|
| Самостоятельная работа студента
| 40/1,111
|
|
|
|
|
| Изучение теоретического материала.
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к аттестации
|
|
|
|
| Раздел 2
| Автоматизация информационных процессов
| 88/2,444
|
| ОК-11, ОК-12
|
|
| Лекции
| 8/0,222
|
|
| Контроль посещения
| 1
| Архитектура и программное обеспечение персонального компьютера
|
|
|
|
| 3
| Компьютерные сети
|
|
|
|
| Лабораторные работы
| 40/1,111
|
|
| Контроль выполнения
| 1
| ОС MS Windows
|
|
|
|
|
| Текстовый процессор MS Word
|
|
|
|
| 1
| Табличный процессор MS Excel
|
|
|
|
|
| Процессор презентаций MS PowerPoint
|
|
|
|
|
| СУБД MS Access
|
|
|
|
|
| Справочно-правовая система КонсультантПлюс
|
|
|
|
|
| Работа в Интернете
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента
| 40/1,111
|
|
|
|
|
| Изучение теоретического материала
|
| Изучение литературы
|
|
|
|
| Подготовка к лабораторным работам
|
| Изучение литературы
|
|
|
|
| Подготовка к аттестации
|
| Изучение литературы
|
|
| ^ Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лаб. работ и пр. занятий, самост. работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов/ зачетных единиц
| Образовательные технологии
| Формируемые компетенции/ уровень освоения* (код)
| Формы текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Семестр 1
| Раздел 1
| Основы информатики и информационных технологий
| 62/1,722
|
| ОК-10
|
|
| Лекции
| 2/0,056
| Обзорная лекция
|
| Контроль посещения
| 1
| Содержание и порядок изучения раздела дисциплины
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента
| 60/1,667
|
|
|
| 1
| Тема "Основы государственной политики в области информатики".
|
| Изучение литературы
|
|
|
|
| Тема "Понятие информации. Базовые информационные процессы"
|
| Изучение литературы
|
|
|
|
| Тема "Моделирование и кодирование информации"
|
| Изучение литературы
|
|
|
|
| Тема "Мера информации"
|
| Изучение литературы
|
|
|
|
| Тема "Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере"
|
| Изучение литературы
|
|
|
|
| Подготовка к аттестации
|
| Изучение литературы
|
|
| Раздел 2
| Автоматизация информационных процессов
| 68/1,889
|
| ОК-11, ОК-12
|
|
| Лекции
| 2/0,056
| Обзорная лекция
|
| Контроль посещения
| 1
| Содержание и порядок изучения раздела дисциплины
|
|
|
|
| Лабораторные работы
| 10/0,278
|
|
| Контроль выполнения
| 1
| Текстовый процессор MS Word
|
|
|
|
| 1
| Табличный процессор MS Excel
|
|
|
|
|
| Процессор презентаций MS PowerPoint
|
|
|
|
|
| СУБД MS Access
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента
| 56/1,556
|
|
|
|
| Тема "Архитектура и программное обеспечение персонального компьютера"
|
| Изучение литературы
|
| Проверка навыков
|
|
| Тема "Компьютерные сети"
|
| Изучение литературы
|
|
|
|
| Лабораторная работа "ОС MS Windows"
|
| КСРС
|
|
|
|
| Лабораторная работа "СУБД MS Access"
|
| КСРС
|
|
|
|
| Лабораторная работа "Справочно-правовая система КонсультантПлюс"
|
| КСРС
|
|
|
|
| Лабораторная работа "Работа в Интернет"
|
| КСРС
|
| Проверка навыков
|
|
| Лабораторная работа "СУБД MS Access"
|
| КСРС
|
|
|
|
| Подготовка к аттестации
|
| Изучение литературы
|
|
| 2.3 Содержание учебного курса
Раздел 1. Основы информатики и информационных технологий
Тема 1.1. Понятие информации. Информационные процессы
Понятие информации. Информационные процессы. Информация и общественное развитие. Информационные революции их причины и последствия.
Предмет информатики. Фундаментальные виды информации - фактографическая и процедурная информация. Фундаментальные свойства информации: многообразие, способность копироваться (относительная независимость от материального носителя).
Семиотические аспекты информации, понятие синтаксиса, семантики и прагматики. Информация и данные. Меры информации: синтаксическая мера, семантическая мера. Количество (объем) информации.
Тема 1.2. Моделирование и кодирование информации
Моделирование информации. Понятие модели данных. Примеры моделей данных.
Моделирование фактографической информации: диаграммы «Сущность‑Связь» (ER‑модели), реляционные (табличные) модели.
Моделирование процедурной информации, понятие алгоритма. Средства разработки алгоритмов: блок‑схема, псевдокод, алгоритмический язык. Базовые алгоритмические конструкции: следование, развилка, повторение (цикл).
Объектно-ориентированное моделирование информации. Понятие информационного (виртуального) объекта. Структура и функционирование виртуального объекта.
Позиционная система счисления как универсальная система кодирования информации. Системы счисления, используемые в информатике: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, десятичная.
Основы кодирования фактографической информации. Кодирование текстовой (алфавитно-цифровой) информации, кодирование графической информации (изображений), кодирование аудио- и видеоинформации.
Основы кодирования процедурной информации. Алгебра логики (булева алгебра) и её применение в информатике для моделирования высказываний и кодирования операций.
Тема 1.3. Измерение информации
Цели измерения информации. Подходы к измерению информации. Алфавитный подход. Числовой подход. Меры информации: мера Хартли, мера Шеннона.
Тема 1.4. Основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере
Понятие и структура правовой информации. Предмет и методы правовой информатики.
Государственная политика в области информатизации и концепции правовой информатизации России.
Информационные системы в области права.
Раздел 2. Автоматизация информационных процессов
Тема 2.1. Архитектура и программное обеспечение персонального компьютера
Компьютер как универсальное средство автоматизации работы с информацией. Структурно‑функциональная организация компьютера: память, процессор, устройства ввода/вывода информации, программное управление.
Функциональные характеристики компьютеров: разрядность и объем оперативной памяти, быстродействие процессора.
Понятие персонального компьютера, его архитектура: оперативная память, внешняя память, процессор, материнская плата, шина, системный блок, устройства ввода-вывода.
Файловая система ПК. Объекты файловой системы: устройства, файлы, папки, ярлыки.
Основы графического объектно-ориентированного пользовательского интерфейса ОС Windows. Основные объекты графического пользовательского интерфейса ОС Windows: рабочий стол, папка, ярлык, окно, меню, кнопка, панель.
Управление объектами графического пользовательского интерфейса ОС Windows.
Стандартные программы MS Windows. Работа с текстом в приложении Блокнот и WordPad. Работа с графикой в приложении Paint. Работа с программой Калькулятор. Работа с аудио- видеоинформацией в приложении Проигрыватель WindowsMedia.
Состав и предназначение пакета офисных программ (приложений) Microsoft Office.
Приложение MS Word для работы с текстом. Пользовательский интерфейс MS Word.
Приложение MS Excel для работы с электронными таблицами. Пользовательский интерфейс MS Excel.
Приложение MS PowerPoint для работы с электронными презентациями. Пользовательский интерфейс MS PowerPoint.
Приложение MS Accsess для работы с базами данных. Пользовательский интерфейс MS Accsess.
Тема 2.2. Компьютерные сети
Назначение компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Подключение компьютера к локальной и глобальной сети. Сетевое программное обеспечение. Понятие протокола. Ресурсы локальной сети. Имена компьютеров, рабочих групп и сетевых ресурсов локальной сети.
Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернет. IP-адрес и доменные имена. Служба доменных имен (DNS). Универсальный указатель сетевого ресурса - URL. Протокол TCP/IP.
Понятие гипертекста. Доступ к информации в Интернет. Основные понятия World Wide Web (WWW). Просмотр Web-страниц, протокол HTTP. Обозреватель (браузер) MS Internet Explorer.
Поиск информации в Интернет. Поиск в WWW. Поисковые системы, поисковые Web-порталы. Получение файлов, протокол FTP.
Понятие электронной почты. ^ 3.1. Организация контроля
Входной контроль по дисциплине не предусмотрен. Текущий контроль обучения выражается в контроле посещения студентом занятий и проверку результатов контролируемой самостоятельной работы – КСРС. Так как дисциплина изучается в течение одного семестра, то промежуточный контроль отсутствует.
В течение семестра студенту необходимо изучить теоретическое содержание дисциплины и выполнить все лабораторные работы компьютерного практикума. Лабораторные работы компьютерного практикума являются обязательными для выполнения всеми студентами. Они выполняются студентом в компьютерном классе либо по расписанию аудиторных занятий с преподавателем, либо во время, отведенное на самостоятельную работу – КСРС. Результаты каждой выполненной студентом лабораторной работе должны быть представлены преподавателю. Компьютерный практикум считается освоенным, если результаты выполнения всех лабораторных работ приняты и зачтены преподавателем.
К итоговой аттестации допускаются студенты, которые выполнили все лабораторные работы (освоили компьютерный практикум очно или заочно в виде КСРС). В противном случае студент к итоговой аттестации по дисциплине не допускается.
Итоговая аттестация осуществляется по всему содержанию дисциплины и проводится в форме компьютерного тестирования. Студент, прошедший итоговую аттестацию, получает зачет по дисциплине. Студент, не прошедший итоговую аттестацию, должен в установленном порядке ликвидировать задолженности по лабораторным работам компьютерного практикума и/или пройти повторную аттестацию.
3.2. Контролируемая самостоятельная работа студентов (КСРС)
Студенты заочной формы обучения должны выполнить ряд лабораторных работ компьютерного практикума самостоятельно и отчитаться по результатам преподавателю. Порядок выполнения лабораторных работ и форма отчета изложены в методических указаниях компьютерного практикума.
Студенты очной формы обучения при пропуске аудиторных занятий с преподавателем по любой причине обязаны самостоятельно выполнить пропущенные лабораторные работы и отчитаться преподавателю.
3.5. Вопросы для подготовки к аттестации
Понятие информации. Информационные процессы.
Информация и общественное развитие. Информационные революции и их причины.
Предмет информатики. Фундаментальные виды информации. Фундаментальные свойства информации. Фундаментальное понятие носителя информации.
Понятие фактографической и процедурной информации.
Информация, данные, сигналы. Меры информации: синтаксическая мера, семантическая мера. Количество (объем) информации.
Моделирование информации. Понятие модели данных.
Моделирование фактографической информации: диаграммы «Сущность‑Связь» (ER‑модели).
Моделирование фактографической информации: реляционные (табличные) модели.
Моделирование процедурной информации. Понятие алгоритма. Базовые алгоритмические конструкции.
Объектно-ориентированное моделирование информации. Понятие информационного (виртуального) объекта. Свойства и методы виртуального объекта.
Кодирование информации. Системы счисления как системы кодирования информации.
Понятие позиционной системы счисления.
Двоичная, шестнадцатеричная и восьмеричная системы счисления.
Логические основы кодирования алгоритмов. Алгебра логики.
Персональный компьютер и его архитектура.
Структура программного обеспечения ПК.
Операционная система персонального компьютера.
Основные элементы графического пользовательского интерфейса ОС Windows.
Управление объектами графического пользовательского интерфейса ОС Windows.
Перемещение по файловой системе. Поиск объектов файловой системы. Создание папок и ярлыков.
Копирование и перемещение объектов файловой системы. Удаление и восстановление удаленных объектов.
Стандартные программы MS Windows.
Состав и предназначение программ пакета офисных приложений Microsoft Office.
Приложение MS Word для работы с текстом. Пользовательский интерфейс MS Word.
Структура документа MS Word. Создание документа и ввод текста.
Оформление документа.
Табличный процессор MS Excel. Ввод данных в ячейки электронной таблицы. Редактирование данных. Выделение ячеек. Перемещение, копирование и удаление данных. Формы представления (форматы) числовых данных.
Использование в ячейках формул. Виды операций и операнды, используемые в формулах. Адресация ячеек. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Перемещение и копирование формул. Правила изменения вида относительных, абсолютных и смешанных ссылок при копировании и перемещении формул.
Библиотека функций MS Excel. Математические и статистические функций.
Использование Мастера функций при включении функции в формулу.
Понятие и основные принципы создания презентаций в приложении MS PowerPoint.
Создание слайдов. Элементы слайдов.
Объекты слайдов. Макеты слайдов.
Создание титульного слайда. Добавление новых слайдов.
Сохранение презентации. Воспроизведение презентаций.
Управление структурой презентации.
Работа с текстом презентации.
Формирование таблиц в презентации.
Анимационные эффекты в презентации.
Оформление слайдов и фоновые элементы.
Понятие реляционной базы данных (БД).
Система управления реляционной базой данных - MS Access. Создание таблиц для хранения данных. Записи и поля записей: типы полей, ключевые поля. Модификация структуры таблицы.
Порядок заполнения таблиц записями в MS Access.
Средства MS Access для поиска и/или замены данных в полях таблицы.
Средства MS Access для сортировки записей в таблице.
Средства MS Access для фильтрации записей в таблице: фильтр по выделенному.
Понятие презентации. Технология подготовки презентаций в MS PowerPoint.
Назначение компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Понятие протокола.
Принципы построения и структура глобальной сети Интернет.
Адресация в Интернет. Доменные имена и IP‑адреса. Служба DNS.
Универсальный указатель ресурса Интернет – URL.
Доступ к информации в Интернет. Основные понятия World Wide Web (WWW). Протокол HTTP.
Порядок доступа к Интернет-ресурсам. Программы-обозреватели (браузеры). Доступ к Web‑страницам. Основы работы с браузером Internet Explorer.
Поиск информации в Интернет. Поисковые системы. Понятие Web‑порталов.
Понятие и структура правовой информации.
Предмет и методы правовой информатики.
Государственная политика в области информатизации и концепции правовой информатизации России.
Информационные системы в области права. СПС КонсультантПлюс.
Правовая защита электронной информации. Правовые акты, регламентирующие работу с электронной информацией.
Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ^ Степанов А.Н. Информатика: Учебник. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учеб.пособие для сред. Проф. Образования / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 256 с.
Баландин А.В. Информатика. Учебное пособие. – Самара: Самарская гуманитарная академия, Баландин А.В., Жаринова Л.А. Компьютерный практикум по информатике. Основы управления информацией в операционных системах семейства MS Windows: Учеб. Пособие для выполнения лабораторных работ / Под ред. А.В. Баландина. – Самара: Самар. Гуманит. Акад., 2008. – 65 с.: ил.
Баландин А.В. Хранение и защита электронной информации. Курс лекций / Электронное издание. – Самара: Самар. Гуманит. Акад., 2010.
Баландин А.В. Хранение и защита электронной информации. Компьютерный практикум / Электронное издание. – Самара: Самар. Гуманит. Акад., 2010.
2002г.-115 с.
Жаринова Л.А., Баландин А.В. Основы технологии работы с текстовым процессором MS Word: Учеб. пособие/ Под ред. Жариновой Л.А.. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2007. –63с.: ил.
Microsoft Excel 97. Основы технологии работы с табличным процессором. Методические указания к лабораторным работам. Самара: Самарская гуманитарная академия,2000г.-67с.
Microsoft Access. Основы технологии работы с системой управления базой данных. Методические указания к лабораторным работам. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2001г.-47с.
Баландин А.В. Компьютерный практикум по информатике. Основы технологии разработки презентаций в MS PowerPoint: учеб. пособие для выполнения лабораторных работ / А.В. Баландин, Л.А. Жаринова. – Самара : Самар. гуманит. акад., 2010. – 39 с.
^ Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учебное пособие / М.М. Рассолов, В.Д. Элькин, И.М. Рассолов / - М: Юристъ, 1996. – 480 с.
Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. – М.: ООО НПО "Вычислительная математика и информатика", 2000. - 319 с.
Юрист и Интернет: методическое и практическое пособие / А.В. Баландин, Свиридов В.А., Шлапак Ю.П.. Шевченко под ред. В.А. Свиридова / - Самара: "Прожект Хармони, Инк.", 2000. –232с.
Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки. – М.: Радио и связь, 2004. – 208 с.
4.3 Электронные учебные и учебно-методические материалы, размещенные в электронно-библиотечной системе
Елочкин М.Е., Брановский Ю.С., Николаенко И.Д. Информационные технологии: Учебник. ОНИКС, Москва, 2009. http://www.knigafund.ru/books/42470
Исаев Г.Н. Информационные технологии: учебное пособие. Омега-Л, Москва, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106847
Провалов В.С. Информационные технологии управления: учебное пособие. Флинта; МПСИ, Москва, 2008. http://www.knigafund.ru/books/106435
Хохлова Н.М. Информационные технологии. Телекоммуникации: Конспект лекций. Приор-издат, Москва, 2010. http://www.knigafund.ru/books/53179
^ Для выполнения лабораторных работ компьютерного практикума требуется компьютерный класс, оснащенный локальной сетью персональных компьютеров с операционной системой семейства MS Windows XP/2000. Каждое рабочее место должно входить в корпоративную локальную сеть СаГА и иметь выход в Интернет. На компьютерах должны быть установлены офисные приложения семейства Microsoft office XP/2000/2003 и антивирусная система Касперского.
Для промежуточной и итоговой аттестации студентов по дисциплине на компьютерах должна быть установлена программа для проведения тестирования студентов (профессиональная программа-оболочка ExaMINATOR®).
|