11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности




Скачать 215.47 Kb.
Название11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности
Дата публикации07.07.2013
Размер215.47 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности.
Зарождение первых государств историки относят к концу 4-го тысячелетия до нашей эры. Великими реками древности называют три реки, в долинах которых она происходило – Нил (Египет), Тигр и Ефрат (Южная Месопотамия). Именно вблизи рек было удобно создавать оросительную систему которая является необходимым условием для использования метода поливного земледелия.

Начальные формы государств – номы – представляли собой территорию, на которых проживало несколько общин с единым центром – городом. Город являлся для своего нома единственным центром(и культурным, и административным, и религиозным).

В 3-ем тысячелетии складываются крупные государства с деспотической формой правления, при которой монарх обладает всей полнотой власти. Можно сказать, что она является чертой почти всех стран древнего востока. Власти деспота приписывался божественный характер. При такой системе существовал бюрократический аппарат и четкая система рангов в нем. Помимо налогов, население несло государственные повинности (общественные работы).

Другие общие черты государств древнего востока:

  • Два вида собственности, общинная и государственная.

  • Преобладание натурального хозяйства

  • Вид рабства – патриархальный (Раб входил в семью на неполных правах), отсутствие жестокой эксплуатации.


Географическая среда.

-Между различными областями и соседствующими народами устанавливаются контакты (культурные, политические, экономические), соответственно развивается торговля, оформляются важнейшие торговые пути.

-Этому сопутствует переход от бронзового века к железному, начинается усовершенствование орудий труда и производство новых предметов быта.
Билет №12. Экономика и социальное устройство древних обществ.
Общественная наука, которая сравнивает людей и вмешивается в их права и выгоду – экономика. Несовершенство технических средств, вынуждает трудиться не покладая рук, и при таком способе производства на душу населения в год приходится меньше энергии, чем при любом другом. Так называемая «экономика выживания». Если обратиться к изучению, то древнее общество было общество первоначального изобилия. А потребности можно удовлетворять или много производя или немного желая.

На экономику первобытных обществ значительное влияние оказывало географическое положение. Природные условия некоторых территорий имели сходные черты: субтропический климат с жарким летом и мягкой зимой (у берегов рек Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга, Хуанхэ), т.к. именно на таких территориях имелись все условия для хозяйственной деятельности (постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, отвода лишней влаги и мелиорации земель; велась борьба с наводнениями с помощью укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).

Производилось окультуривание злаковых (положено начало возделыванию ячменя, пшеницы, проса, риса и др. зерновых культур), приручение ряда животных; один из основных способов добычи пищи – рыболовство. Развивались новые орудия труда и производительные силы, накапливался производственный опыт, расширялись способы использования уже имеющегося сырья.

Традиционный мрачный взгляд на образ жизни охотников ещё уходит в те времена, когда никто не писал. Недостаточность материальных средств – вот первый принцип богатейших народов мира. Производство и распределение регулируется колебаниями цен и все жизненное благосостояние зависит от доходов и расходов, недостаточность материальных средств становится очевидной, но в древнем обществе всё совершенно по-другому. Необходимо приложить минимум средств, когда цель извлечь максимально возможное удовлетворение в существующих условиях. Ранняя стадия развития человечества относится скорее к природе, чем к культуре.
Человеческое усилие как основной источник энергии палеолитической культуры и противопоставление её доместицированным растительным и животным ресурсам неолитической культуры. Основная механическая энергия, обеспечивалась человеческими существами, которая трансформировано из растительных и животных источников. У древних обществ было разделение труда по половому признаку, материальное изобилие обусловлено легкостью производства. «Кто ничего не желает, то ни в чём не нуждается». Охотники и собиратели работают не очень много, так как добыча пропитания является не постоянным изнурительным занятием, а периодической задачей, и следовательно времени на досуг и на сон у них было очень много. Люди древности исчерпывали до предела, имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Присутствовала одна большая проблема – расточительность, то есть поедание сразу всей имеющийся еды на стоянке, даже в очень трудные времена. Так же древние общества были кочевыми, т.к. охота и собирательство требуют постоянного передвижения для поддержания производства и жилья на должном уровне. Люди проводили большую часть жизни в маленьких группах, разбросанных на обширных пространствах. Земледелие, которым занимались очень активно в древности, подняло общество над простым распределением природных ресурсов пищи, оно позволило неолитическим обществам сохранять высокий уровень организации социальной жизни там, где природная организация вообще не обеспечивала условий для человеческого существования.

Уже в III тысячелетии до н.э. возникают крупные образования поселений, обнесенные стенами и обладающие внутренней организационной структурой – возникают города. Город — принципиально новое явление в истории того времени; он становится Центром управления и религиозного культа, в нем концентрируется ремесленное производство, обслуживающее нужды городского населения, правителя и его администрации, служителей культа, а также и соседнюю сельскохозяйственную округу. Результатом этого явилось разложение примитивных первобытнообщинных отношений, усложнение социальной структуры, разделение более или менее однородного родового общества на прослойки, различавшиеся по богатству, знатности, влиянию среди соплеменников и сородичей. Появляется новый социальный институт — рабство, слабо известное в родовом обществе. Сохраняла позицию община, однако она постепенно теряла свое влияние. Община являлась основной территориальной и социальной единицей.
13. Государства Древнего Востока. Древневосточная деспотия.




В 3-ем тысячелетии на Востоке складываются крупные государства с деспотической формой правления, при которой монарх обладает всей полнотой власти. Можно сказать, что она является чертой почти всех стран древнего востока. Власти деспота приписывался божественный характер. При такой системе существовал бюрократический аппарат и четкая система рангов в нем. Помимо налогов, население несло государственные повинности (общественные работы).

Египет возник в 4-м тысячелетии до нашей эры. Изначально представлял собой два различных царства – Верхний и Нижний Египет, которые объединил первый фараон Менес в XXX веке до н.э. История Древнего Египта делится на несколько периодов:

- Раннее царство (XXX-XXIX вв.) – начинается с объедиеия и царствования Менеса. Столица находилась на прежней границе верхнего и нижнего Египта в городе Мемфисе.

- Древнее царство (XXVIII –сер. XXIII вв.) или эпоха пирамид – начиная с третьей династии, фараона Джосера.

Оформление централизованной деспотической монархии, вся земельная собственность в руках государства. Наличие крупного бюрократического аппарата.

Постепенно ослабевает власть фараонов, в середине XXIII  в. до н. э. государство распадается на номы.

- Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н. э.) правление Ментухотепа I, воссоздание централизованной власти, перенесение столицы в Фивы.

Культ бога Амона. Правление Аменхепа I, расцвет государства. В XVIII веке Египет захватывают племена гиксосов.

- Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.) – правления Яхмоса I, изгнание гиксосов из Египта. Правление Тутмоса I, Тутмоса III, завоевательные походы, расширение территории Египта.

Религиозные реформы Аменхотепа IV (Эхнатона) – введение культа единого бога Атона, отмененного после смерти фараона).

Войны с хеттами, мирный договор между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III.

В XII веке – нашествия ливийских племен и народов моря, внутренние волнения, кризис власти. Распадение в XI веке на Нижний и Верхний Египет.

- Поздний Египет (конец VII – середина VI вв. до н.э.)

^ Месопотамия (Междуречье) –цивилизация, возникшая в конце 4 тысячелетия до н.э. на пересечении рек Тигр и Ефрат. Изначально не было единого государства, были лишь крупные автономные города, являвшиеся политическими центрами – Аккад, Ларса, Ниппур, Урук, Ур и другие. В этническом, религиозном и культурном отношении представляли собой государство Шумер. В XXIII веке формируется Аккадское царство с крупной централизованной властью, распавшееся спустя век. В конце XXI века столица была перенесена в город Ур, власть принадлежала так называемой Урукской династии.

В XIX в Месопотамии существовало два наиболее влиятельных государства – Вавилон (наивысший его расцвет – XVIII век, правление и законы Хаммурапи, а в начале XVI в. Вавилон был разгромлен, и только в VII-VI вв. вновь станет крупнейшим государством, и в последствии войдет в состав персидского царства) и Ассирия (период могущества – VIII век, в конце VII века она перестанет существовать ).

На рубеже 2-1 тысячелетий до н.э. на территории Ирана , населяемой персами возникла держава Ахеменидов, объединившая территории Месопотамии, Египта, части Индии и восточного Средиземноморья.

В 334 году Александр Македонский, добившийся господства в Греции, идет походом на персов и Ахеменидское государство прекращает свое существование, войдя в состав империи Александра Македонского (она распалась вскоре после смерти самого Александра в 323 году).

Билет № 14

Древний Египет: основные этапы развития цивилизации.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в IV тыс. до н.э. – IV в. до н.э.

Термин «Египет» (Aigyptos) происходит от финикийского «Хикупта» – искаженного египетского «Хаткапта» («Храм Птаха»), названия древнеегипетской столицы Мемфиса. Сами египтяне называли свою страну «Кемет» («Черная земля») по цвету черноземной почвы в Нильской долине в противоположность «Красной земле» (пустыня).

География и природные условия. Египет расположен на северо-востоке африканского континента и связан с Передней Азией Суэцким перешейком. В древности под Египтом понималась долина, образованная нижним течением Нила. С севера Египет ограничивался Средиземным морем, с запада – Ливийским плоскогорьем, с востока – Аравийским (Восточным) нагорьем, с юга – 1-м нильским порогом. Он распадался на Верхний (собственно Нильская долина) и Нижний Египет (область Дельты, широкого устья Нила из нескольких рукавов, своей формой напоминающего треугольник).

Нильская долина представляла собой длинный и узкий оазис (от 1 до 20 км в ширину), запертый с обеих сторон двумя горными цепями и малодоступный на юге (у 1-го порога горные цепи непосредственно подходили к реке); он был открытым только на северо-востоке. Это обусловило относительную замкнутость и самостоятельность древнеегипетской цивилизации.

Нил («Большая река»), самая длинная река мира (6671 км), образуется из слияния Белого Нила, вытекающего из озер Тропической Африки, и Голубого Нила, берущего начало в озере Тана на Эфиопском нагорье; в своем течении он проходит шесть порогов и разветвленным устьем впадает в Средиземное море. Ежегодные разливы, начинающиеся в середине июля и достигающие пика осенью, после весеннего отступления оставляют на нильских берегах слой плодородного ила, что создает чрезвычайно благоприятные условия для земледелия. Нил – главная транспортная артерия, связывающая все части долины между собой и со Средиземным морем. В условиях почти полного отсутствия дождей (за исключением Дельты) он является единственным источником влаги. Неудивительно, что египтяне обоготворяли свою реку и называли Египет «даром Нила».
Эффективное использование благ Нила было невозможно без коллективного и организованного труда всех живущих в его долине. Неравномерность разливов (то недостаточный подъем воды, то наводнение, равно грозившие урожаю) вызывала необходимость в единой системе регулирования и распределения воды (ее отвод в отдаленные и возвышенные места, сооружение плотин, устройство запасных резервуаров, осушение болот с помощью каналов). «Большая река», требовавшая объединенных усилий всего населения Нильской долины, оказалась главным фактором создания общеегипетской государственности.
Другим важным природным фактором развития древнеегипетской цивилизации стала пустыня. С одной стороны, она способствовала ее замкнутости, препятствуя контактам с соседними народами, и несла ей постоянную угрозу, насылая враждебные племена и песчаные бури; египтянам приходилось все время бороться с ней, создавая преграды наступающим пескам и отвоевывая у нее необходимые для земледелия территории. С другой, формирующийся над пустыней столб теплого воздуха обеспечивал на протяжении большей части года доступ в долину северного ветра со Средиземного моря, который обогащал ее солями, питающими растения, и поддерживал влажный и умеренный климат; лишь в апреле и мае на Египет обрушивался иссушающий юго-восточный ветер хамсин.
Растительный и животный мир Египта был достаточно разнообразным. Культивировали ячмень и эммер (вид пшеницы), лен и кунжут, из овощей – огурцы, лук-порей и чеснок. В заводях собирали лотос и папирус. В долине росли финиковая и кокосовая пальма, гранатовое дерево, смоковница, древовидная акация, сикомор, в Дельте – виноградная лоза и фруктовые деревья. Однако строительного леса практически не было; его доставляли из Финикии, богатой кедром и дубом.
Воды Нила изобиловал рыбой, его заросли – дичью. Дикая фауна была представлена львами, гепардами, пантерами, шакалами, газелями, лисами, жирафами, бегемотами, крокодилами, носорогами; часть видов исчезла в результате интенсивной охоты и изменений климата. Из домашних животных держали быков, коров, овец, коз, свиней, ослов, собак, позже мулов и лошадей; из домашней птицы – уток и гусей, позже кур. Разводили пчел.
Египет не был богат полезными ископаемыми. Главным достоянием его недр являлись разнообразные породы камня (гранит, базальт, диарит, алебастр, известняк, песчаник). Многие металлы отсутствовали, что обусловило экспансию египтян в южном и северо-восточном направлениях: на Синайском п-ве их привлекали медные рудники, в Нубии и на Аравийском нагорье – залежи золота и серебра. Египет и соседние области не располагали запасами олова и железа, что задержало наступление бронзового и железного века на территории нильской долины.
Этнический состав. Египетский этнос возник в результате смешения ряда семитских и хамитских племен. Этот антропологический тип отличался крепким телосложением, средним ростом, смуглой кожей, скуластым лицом с выпуклыми «негритянскими» губами, продолговатым черепом и черными гладкими волосами.
ИСТОРИЯ
Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи: Первый (начало 4 тыс. до н.э.) и Второй (середина 4 тыс. до н.э.) додинастический периоды; Раннее царство (32–29 вв. до н.э.); Древнее царство (28–23 вв. до н.э.); Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.); Среднее царство (21–18 вв. до н.э.); Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.); Новое царство (16–11 вв. до н.э.); Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.); Позднее царство (9–7 вв. до н.э.); эпоха Персидского господства (конец 6–4 вв. до н.э.), вхождение и пребывание в составе Древнеримского государства.
В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний и Египет Нижний (со столицами в Иераконполе и Буто)[источник не указан 193 дня]. Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тысячелетия до н. э. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.
В XXX—-XXVIII веках до н. э. начались столкновения с соседями: кушитами (нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.
В XXVIII—-XXIII веках до н. э. сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны (в титулатуре).
В XXIII—XXI веках до н. э. Египет распадается на множество номов[источник не указан 193 дня]. Новое объединение древнего Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.
В XVII—XVI веках до н. э. Египет переживает переходный период — нашествие гиксосов расшатывает раннее царство и Египет снова распадется. Гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.
Далее следует религиозная реформа — покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе.

При Аменхотепе III древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирными изделиями, слоновой костью. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.
В XI—VII веках до н. э. укрепилась власть монархов[источник не указан 193 дня].
В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.
В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.
В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.
В 528 г. до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в древний Египет, подвергнув его страшному разорению.
В 332 до н. э. в древний Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами древний Египет достался полководцу Птолемею Лагу — основателю греко-македонской династии Птолемеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.

При Птолемеях древний Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птолемеев, древний Египет оказался втянутым в политическую борьбу в древнем Риме. После поражения флота Египта при мысе Акций в 31 г до н. э., самоубийства Клеопатры VII и смерти Марка Антония Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).

15. Религия древнего Египта. Важнейшие мифы и культы.

Религия древнего Египта существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий. Типологически относится к религиям, характерным для древнейших классовых обществ (поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.).

Г. Масперо в серии статей, посвященных разным вопросам египетской доказал, что египетская религия была явлением исторически развивающимся, а не стабильным, всегда тождественным самому себе феноменом, как это считалось до тех пор. Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни. Так же это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

Очень важен вопрос ее возникновения, имеющий два аспекта. Первый, чисто теоретический, требующий подхода с позиций исторического материализма: возникновение и развитие египетской религии как явления надстроечного определяется теми же закономерностями, что и возникновение, и развитие других религий (близких ей типологически) в обществах, переходящих из доклассовой формации в первую классовую формацию. Нет никаких оснований считать, что египетская религия возникла и развивалась каким-то особым, только ей свойственным путем. Второй аспект - конкретные формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Но письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Однако, в "Текстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности, хотя это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии. Таким образом, описание религии Египта начинается с информации, зафиксированной письменно во времена Древнего царства. Уже тогда она приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на дальнейшем протяжении ее существования. Изменения, происходившие позже, не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.

Государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось.

Только малая часть египетского пантеона может выступать главными его представителями, т.к. существовали многочисленные  местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.

К главным богам и относящимся к ним же главным мифам египетской культуры можно отнести:

Миф о появлении всего живого и божественного, родоначальником которого является бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут.  Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба (бог земли) и богиню Нут (богиня неба). По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх - это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.

Миф о боге солнца Ра. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю. Вечером же он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.

Миф о боге истины и справедливости Пта. О Пта говорят, что он - это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.

Миф о Хоре и его борьбе с Сетхом. Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора.

Мифы о загробном мире. Бог потустороннего мира - Анубис. Изображался в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.

Мифы об Амоне (божественный отец). Считался вездесущим божеством воздуха и ветра, наполняющего весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных.  

Египтяне представляли себе своих богов в зооморфном или антропоморфном виде, что создавало необходимость для божества иметь свой земной дом. Таким "домом" являлся египетский храм, где хранились изображения богов, предметы культа. Служение культу состояло в основном в аккуратном выполнении разных обрядов, угодных и, как полагали египтяне, необходимых божеству (удовлетворение их потребностей, разного рода жертвоприношения) , но вовсе не в следовании каким-либо этическим нормам. Под благочестием подразумевалось в первую очередь соблюдение внешнего ритуала. Нельзя сказать, чтобы этика совсем отвергалась, но в отношении человека к божеству она отодвигалась на второй план. На ежедневных богослужениях в храмах народ не присутствовал. Каждый храм имел свой религиозный календарь, т. е. расписание многочисленных празднеств в честь своего божества, в которых принимали участие жрецы и значительная масса населения. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. Дальние путешествия божества по воде совершались на специально предназначенных для этого судах. В памятниках упоминаются путешествия богов одних городов и храмов в другие города и храмы: мемфисского Пта, ассиутского Анубиса, абидосского Осириса, дендерской Хатхор, фиванских Амона, Мут и Хонсу, армаитского Монту, аполинопольского Хора, асуанской Анукет.

^ Культ Амона. Одним из праздников был "Прекрасный Праздник Долины", во время которого фиванский бог Амон отправлялся по каналам к западной кромке фиванского некрополя и затем возвращался обратно в Карнак. Это путешествие Амон совершал на судне из ливанского кедра, которое называлось Усер-хат. Религиозное значение праздника заключалось в приобщении покоящихся в фиванском некрополе к таинствам и благодати бога Амона. Это был далеко не единственный праздник Амона Карнакского. Следует также упомянуть о многочисленных празднествах Мина Коптосского. Особое значение имело воскурение мирры, преследовавшее цель ритуального очищения статуи бога, помещений храма, жрецов и т. д. Культовым инвентарем, в первую очередь, являлись сосуды. Так же с культом были связаны известные предписания и запреты чисто ритуального характера, особенно для жрецов: обязательное удаление волос с тела, разного рода пищевые табу и т. д. Физическая чистота была абсолютным требованием культа. Тесно была связана с культом и символика (анх как символ бессмертия и т.д.)

Огромную роль в отправлении культа играли жертвоприношения - быки, антилопы, козы, гуси, плоды, различные изделия, в том числе из муки и даже из цветов, а также пиво и молоко. Жертвоприношения всегда сопровождались формулой: "Жертва, которую дарует царь".

 В культе Нила практиковался обычай во время подъема воды в Ниле направлять к ниломерам судно, на борту которого находилась одна из египетских "богинь" - Исида, Хатхор или Нейт. Делалось это с целью ускорить разлив. Существующие версии о человеческих жертвоприношениях Нилу в целях спасения Египта от засухи в неурожайные годы письменного подтверждения не находят, а потому необоснованны. Ритуал этот был отменен арабами, однако пережитки древнеегипетского языческого культа Нила продолжали существовать в разных формах и во времена христианства.

Важнейшим обрядом египетского культа богов и культа умерших был обряд "отверзания уст", имевший целью оживить для будущей вечной жизни мумию умершего (не случайно обряд совершался в день похорон) или только что изготовленную статую божества. Обряд "отверзания уст" как бы создавал возможность для вселения в статую невидимого божества. Состоял обряд в следующем: статую божества окуривали и опрыскивали водой, затем специальными жертвенными инструментами прикасались к ее губам, что и означало "отверзание уст", а также к глазам, произнося при этом священные формулы, губы смачивали молоком. Все это, вместе взятое, должно было превратить изваяние в "живого" носителя бога. Таким же было "отверзание уст" и у мумии. Интересно отметить, что подобный обряд играл важную роль и в религии древнего Вавилона.

К сфере культа относится и деятельность оракулов - одна из форм общения человека с божеством. Человек задает божеству волнующие его вопросы; божество, если хочет, "отвечает" человеку. Явление оракула возможно было лишь в том случае, если человек в чем-то сомневался и искал разрешения своих сомнений в "ответе" божества. Однако "волеизъявление" божества происходило иногда и без запроса человека.

Мистерии - театральные представления из жизни богов, разыгрывавшиеся в храмах или  при них.

Геродот (II, 59) подчеркивает, что "всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды и затем в Бусирисе в честь Исиды. Ведь в этом городе находится самый большой храм Исиды. Расположен же этот город в середине египетской Дельты (Исида - это египетское имя Деметры). Третье празднество бывает в городе Саисе в честь Афины, четвертое - в Гелиополе в честь Гелиоса, пятое - в городе Буто в честь Латоны, шестое - в Папремисе в честь Ареса". 

Сведения о египетских мистериях говорят об их ритуальном содержании. Элемент нравственности в них отсутствует, что соответствует основной и характерной черте египетской религии. Но ритуальная структура египетской религии вовсе не абсолютна. Постепенно мистерии Осириса приобретают некую нравственную окраску. Осирис, Исида и Хор становятся образцами высоконравственного поведения и именно поэтому завоевывают все большую популярность. До появления нравственного аспекта в египетских мистериях отсутствуют молитвы индивидуума, обращенные к богу. Единственным исключением являются молитвы рабочих фиванского некрополя, адресованные Амону. В некоторых из этих молитв впервые в истории религии Египта появляются элементы раскаяния. Как правильно подметил Б. Ганн, "египтянин не был склонен становиться в положение "жалкого грешника" перед своим божеством, столь типичное для христианства и других семитских религий".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности iconТематический план семинарских занятий по курсу история культуры Семинар...
Особенности культуры древневосточных обществ. Архаическая мифология и религиозное сознание первых цивилизаций

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности iconАлексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. М.: Мысль,1977....
Абрамова Ж. И., Оксенгендлер Г. И. Человек и противоокислительные вещества. Л.: Наука, 1985. 230 с

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности icon1 первобытный мир и зарождение цивилизаций
Учебник предназначен студентам средних профессиональных учебных заведений. Он соответствует обязательному минимуму содержания исторического...

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности icon1 Вещественный состав, границы и основные физические свойства го,...
Географическая оболочка – объем вещества разного состава и состояния, возникшего в земных условиях и сформировавшего специфическую...

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности iconАндрей Ливадный Среда выживания Часть 1 Глава 1 Мы жестоко заблуждались,...
Частный колониальный проект «Прометей» стал вызовом, брошенным судьбе, способом выжить, обрести свободу, когда стало ясно: обозримая...

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности iconСамюэль Хантингтон Столкновение цивилизаций
Книга Самюэля Хантингтона “Столкновение цивилизаций” – первая проба практического применения новых смыслов, вложенных в понятие “цивилизация”...

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности iconТема зарождение и развитие педагогической этики
Истоки педагогической деятельности. Зарождение педагогической этики в трудах античных мыслителей

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности iconКраткий экскурс в историю изучения детерминации активности человека и животных
Потребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие...

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности iconВопросы к экзамену по истории педагогики Зарождение воспитания в...
Зарождение и развитие педагогической мысли в трудах философов Древнего мира (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан)

11. Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда. Великие реки древности iconЯ. Г. Риер история средневековых цивилизаций
Я. Г. Риер. История средневековых цивилизаций. Часть IV. Духовная жизнь и культура Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы во...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов