Скачать 393.98 Kb.
|
![]() Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт коммуникативных технологий» (НОУ ИКТ) Кафедра Туризма и рекламы Холодцова И.И. Скабеева Л.И. Методические указания по выполнению дипломных проектов для студентов всех форм обучения по специальности 100201.65 Туризм специализация - «Технологии и организация туроператорских и турагентских услуг» 2013 Содержание
^ 1.1. Настоящие Методические указания определяют порядок выполнения в Институте коммуникативных технологий (ИКТ) выпускных квалификационных работ (ВКР), требования, предъявляемые к ним, структуру изложения, форму исполнения и их защиту. Методические указания предназначены студентам, преподавателям и руководителям выпускных квалификационных работ. 1.2. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано систематизировать и расширить знания, умения и навыки студентов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовки к выполнению профессиональных задач и соответствие их подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломного проекта на заключительном этапе обучения. 1.3. Дипломный проект представляет собой самостоятельно выполненную студентом учебно-исследовательскую разработку, отражающую итог полученной теоретической и практической подготовки по дисциплинам учебного плана. Проект оформляется в виде текстуальной части с приложением графиков, таблиц, чертежей, компьютерных программ, схем и т.п. 1.4. Выполнение дипломного проекта предполагает широкое использование информационных источников (современной учебной и научной литературы, справочных материалов статистических данных, передового зарубежного и отечественного опыта) с целью закрепления и дальнейшего углубления полученных теоретических и практических знаний. В процессе выполнения проекта должны раскрываться способности студентов самостоятельно осуществлять поисково-научную деятельность, анализировать и обобщать теоретический и практический материал, делать аргументированные выводы, вносить свои рекомендации по разрабатываемой теме. При написании проекта используются научные методы анализа и моделирования, электронно-вычислительная техника, опыт хозяйственной и иной деятельности различных субъектов в современной рыночной экономике. ^ дипломного проекта 2.1 Тематика дипломных проектов ежегодно разрабатывается выпускающей кафедрой и утверждается в установленном порядке. 2.2. Тематика дипломных проектов доводится до сведения студентов при закреплении студентов за выпускающими кафедрами, что позволяет студентам, ориентируясь в тематике, ещё на стадии написания курсовых работ приступить к набору необходимого опыта и материала для будущего дипломного проекта. 2.3. Темы должны соответствовать направлению подготовки (специальности) выпускающей кафедры, быть актуальными, соответствовать уровню и тенденциям развития науки. Если темы дипломных проектов затрагивают интересы других кафедр, то они согласовываются с кафедрами до утверждения перечня тем. Вместе с тем, студент имеет право предложить свою тему дипломного проекта, обосновав целесообразность использования этой темы. В этом случае он должен исходить, прежде всего, из возможности собрать необходимый для её написания конкретный материал. 2.4. После выбора темы дипломного проекта студент не позднее, чем за шесть месяцев до окончания обучения подает заявление, предварительно согласованное с руководителем, на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить выполнение дипломного проекта по выбранной теме (приложение А). Приказом ректора ИКТ студентам утверждаются выбранные темы дипломных проектов, закрепляются руководители, устанавливаются даты проведения защиты. 2.5. После утверждения темы дипломного проекта, руководитель разрабатывает задание на проектирование. Задание подписывается студентом и руководителем, утверждается заведующим кафедрой. Форма задания приведена в приложении Б. Уточнять наименование тем или вносить изменения в перечень разрешено заведующему кафедрой после обсуждения на заседании кафедры и утверждения установленным в институте порядке, но не позднее трёх месяцев до даты защиты. 2.6. В соответствии с заданием студент составляет план дипломного проекта (приложение В). При этом необходимо учитывать следующие требования: - наименование, объем, и глубина рассматриваемых вопросов дипломного проекта должны вытекать из темы и соответствовать заданию; - степень детализации плана должна отражать важность глав (разделов); - содержание плана должно исключать различные толкования. План подписывается студентом и утверждается руководителем. После разработки и утверждения плана дипломного проекта составляется календарный план работы его написания (приложение Г). В нем указываются сроки мероприятий: подбора и изучения литературы; разработки основных глав (разделов); представления на проверку научному руководителю; окончательного оформления; представления на отзыв и рецензию; подготовки к защите и др. Календарный план подписывается студентом и утверждается руководителем. Оба плана являются рабочими документами студента, поэтому в ходе работы над дипломным проектом их содержание с разрешения руководителя может уточняться. 2.7. Подбор литературы производится студентом самостоятельно по предметным каталогам и библиографическим справочникам, по базам данных в системе Интернет и ЭБС. Подбирая литературу, необходимо обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражена действующая практика, представлены новые разработки, которые, возможно, будут использоваться в решении вопросов избранной темы. 2.8. Начинать изучение вопросов по выбранной теме проекта следует с литературы, раскрывающей сущность поставленной задачи, с тем, чтобы получить общее представление об основных теоретических проблемах темы и возможных путях их решения. После этого следует использовать учебники и учебные пособия, а также инструктивные материалы, затем перейти к журнальным статьям. Такая последовательность в изучении литературных источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному в исследовании избранной темы. Особенно важно ознакомиться с публикациями, размещенными в специальных журналах и газетах, затрагивающими избранную тему. 2.9. Дипломный проект студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных частей и работы в целом. Руководитель помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, подготовить план проекта, календарный план выполнения проекта, рекомендует студенту необходимую литературу по теме, консультирует студента в ходе исследования. 2.10. Выполненный (в несброшюрованном виде) дипломный проект, подписанный научным руководителем и дипломником обязательно проходит предварительную защиту на выпускающей кафедре. 2.11. Для проведения процедуры предварительной защиты дипломного проекта выпускающая кафедра формирует комиссию из числа ведущих преподавателей кафедры. 2.12. По итогам предзащиты заведующий кафедрой на основании представленных материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе дипломного проекта. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Заведующий кафедрой служебной запиской представляет ректору ИКТ решение кафедры о недопуске студента к процедуре ГАК с приложением копии протокола заседании кафедры. 2.13. Доработанный после предварительной защиты дипломный проект, сброшюрованный и подписанный студентом, представляется руководителю не позже, чем за пятнадцать дней до даты защиты. Научный руководитель пишет подробный письменный отзыв (приложение Д). В отзыве отражаются: - соответствие содержания дипломного проекта утвержденному заданию; - полнота освещения рассматриваемых вопросов; - целостность подачи материала; - степень самостоятельности и инициативности студента при написании проекта; - рекомендация о допуске дипломного проекта к защите. 2.14.Дипломный проект, допущенный выпускающей кафедрой к защите, направляется на внешнее или внутреннее (другие кафедры) рецензирование не позднее, чем за две недели до даты защиты. Рецензия (Приложение Е) должна содержать: - заключение о соответствии дипломного проекта заданию; - характеристику полноты выполнения поставленной задачи, актуальности темы, глубины изучения специальной литературы, объективности методов исследования и достоверности результатов, обоснованности выводов; - оценку выполнения требований, предъявляемых к дипломным проектам; - решение рецензента о допуске дипломного проекта к защите, - рекомендуемую оценку работы. Рецензия должна быть заверена подписью рецензента. Если рецензент не является сотрудником ИКТ, его подпись заверяется печатью организации, в которой он работает. 2.15. С рецензией должны быть ознакомлены студент – выпускник, руководитель дипломного проекта, заведующий соответствующей кафедрой. Получение отрицательной рецензии на дипломный проект не является основанием для недопуска работы к защите. ^ 3.1. К дипломному проекту, как к документу, завершающему обучение студентов, на основе которого выявляется степень его профессиональной подготовленности, предъявляются следующие требования: - тема должна быть актуальной, сформулированы цель и задачи работы, ее замысел (основная идея); - работа должна быть направлена на совершенствование деятельности предприятий, повышение эффективности производства; - работа должна быть написана самостоятельно и отличаться критическим подходом к существующей практике. Раскрытие темы должно быть конкретным, с использованием фактических данных, а материалы из источников должны быть творчески переданы и лаконично изложены, применительно к рассматриваемой теме; - работа в обязательном порядке должна завершаться теоретическими выводами и практическими рекомендациями; - в работе должен быть представлен краткий обзор литературы по исследуемой теме, освещены различные точки зрения по затронутым дискуссионным вопросам и обязательно сформулировано свое отношение к ним; - авторская позиция по спорным вопросам должна быть аргументирована и обоснована; - работа должна быть правильно оформлена. 3.2. Дипломный проект включает: - титульный лист; - задание на дипломное проектирование; - отзыв руководителя; - рецензию; - содержание; - введение; - основную часть; - заключение; - список литературы и других источников информации; - приложения. Объем выпускной квалификационной работы определяется руководителем в задании на работу и должен составлять от 80 до 90 страниц. 3.3. Форма исполнения титульного листа дипломного проекта приведена в Приложении Ж. 3.4. Оформление раздела «Содержание» осуществляется после того, как готова вся работа. Формулировки разделов и подразделов должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннею логику (Приложение К). Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел или подраздел. Заглавия и номера структурных частей текста должны полностью совпадать с содержанием. Необходимо проследить, чтобы ни одно из названий структурных частей текста не повторяло названия самой работы. 3.5. Во введении (объемом 3-4 страницы) обосновывается выбор темы, её актуальность, раскрывается поставленная цель и задачи работы, описывается предмет и объект исследования. 3.6. Основная часть работы состоит, как правило, из трех глав, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 подраздела. ^ дипломного проекта дается теоретическое обоснование исследуемой проблемы, приводятся основные определения и понятия изучаемых объектов и явлений, выявляются причинно-следственные связи, раскрывается роль, значение и место изучаемых объектов и явлений. Целесообразно кратко излагать историю вопроса, рассматривать основные методы и приемы совершенствования и развития исследуемых объектов, раскрывать сущность инновационных процессов и степень их влияния. Уместно приводить разные варианты классификаций изучаемых объектов, обобщать передовой опыт и рассматривать инновационные подходы к решению поставленных задач. Таким образом, в первом пункте теоретической главы дипломного проекта приводятся все определения по выбранной тематике, раскрывается сущность данной проблемы. Во втором пункте теоретической главы проекта рекомендуется раскрыть технологическое и организационное обеспечение решения проблематики дипломного проекта, предлагается также осветить методические подходы к организации сбора, обработки и анализа информации. В третьем пункте теоретической главы проекта следует привести описание алгоритма действий по решению поставленной проблемы. Объем данной части - около 25% дипломного проекта, т.е. 20-30 страниц. ^ должен содержаться анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, должны быть выявлены тенденции развития, вскрыты недостатки и причины, их обуславливающие, намечены пути их возможного устранения. В этой части дипломного проекта проводится анализ объекта исследования (туристского предприятия и его основных бизнес-процессов). Исходными материалами для анализа может быть: международная и российская отраслевая статистика, материалы исследований, статистика предприятия и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики. В общем случае данная глава дипломного проекта должна содержать следующие разделы: ^ (туроператора, турагентства, гостиницы, предприятия питания и др.). В данном разделе дается развернутая характеристика предприятия: полное наименование предприятия, год основания, организационно-правовая форма (ООО, ОАО, ЗАО, ИП и пр.), особенности деятельности, специализация (по видам туризма, географическим направлениям, ассортименту услуг и пр.), сведения об общей структуре предприятия. В этом же разделе целесообразно представить схему организационной структуры управления предприятием (турфирмой, гостиницей, предприятием питания), определяется ее тип, выявляются особенности (преимущества и недостатки организационной структуры управления анализируемого предприятия). После приведения оргструктуры необходимо сделать выводы об ее преимуществах и недостатках, а также предложить пути ее совершенствования. ^ Данный раздел аналитической главы следует дополнить таблицей (таблица 1). Таблица 1 - Анализ основных организационно-технологических показателей предприятия за 2011-2012гг.
Все приведенные в таблице 1 показатели необходимо проанализировать, применяя метод сравнительного анализа и сделать заключение по всем рассматриваемым показателям. Оценив динамику их развития и показать степень влияния каждого на результаты деятельности предприятия. ^ Данное задание рекомендуется выполнить, опираясь на испытанные методы и модели, в частности метод SWOT анализа, позволяющего оценить реальное положение предприятия на региональном рынке туристских услуг, а также наметить стратегические пути развития предприятия. SWOT - анализ проводится при помощи SWOТ – матрицы (табл. 2), позволяющей провести анализ внутренней (Сила и Слабость) и внешней среды (Угрозы и Возможности) предприятия и на основании выявленных характеристик указать направления будущего развития предприятия. Таблица 2 - SWOT – анализ предприятия
Для более глубокого исследования конкурентных преимуществ и стратегических возможностей анализируемого предприятия необходимо провести сравнительный анализ данного предприятия с его основными конкурентами. Результаты рекомендуется оформить в таблице (табл. 3). Таблица 3 - Анализ конкурентов турфирмы
*** Виды оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Вместе с тем можно использовать дополнительные варианты видов экспертных оценок. По результатам сравнительного анализа конкурентов необходимо сделать выводы о том, какие конкурентные преимущества и недостатки турфирмы могут послужить основой ее успешного развития или напротив отставания. Аналитическая глава дипломного проекта может включать дополнительно ряд пунктов, характеризующих отдельные стороны деятельности предприятия:
В конце аналитической главы обязательно должны быть сформулированы выводы, которые должны содержать краткую оценку состояния предприятия, т.е. следует выделить выявленные в результате анализа внутренние резервы предприятия (сильные и слабые стороны) и неиспользуемые возможности и угрозы внешней среды. Объем аналитической части - около 30% дипломного проекта, т.е. 30-40 страниц. ^ должен быть отражен ход решения поставленной задачи, должны быть приведены полученные результаты. Конкретные рекомендации и предложения студента должны опираться на результаты исследований, отраженные в предыдущих главах и логически вытекать из них. В конце каждой главы (раздела) делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. 3.7. В заключении (объемом 5-6 страниц) обобщаются теоретические и практические выводы и предложения, полученные в результате исследования по заданной теме. При необходимости отмечается перечень нерешённых вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. 3.8. В приложения включается вспомогательный материал: инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера и т.п. 3.9. В список использованной литературы и источников в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5-2008 вносятся все необходимые сведения. ^ 4.1. Дипломный проект должен быть выполнен на стандартной белой бумаге размером 210 х 297 мм (формат А4), листы которой переплетаются в твердый переплет. Не допускается представлять дипломный проект в скоросшивателе или подобной ему папке. Проект должен быть отпечатан шрифтом «Times New Roman», размер шрифта 14 через полтора интервала. Каждая страница должна иметь «поля» MS Word по умолчанию: верхнее и нижнее - по 20 мм; правое - 10 мм; левое – 25-30 мм. 4.2. Разделы дипломного проекта называются главами. Каждая глава начинается с новой страницы. Подразделы нумеруются двумя арабскими цифрами, разделенными точкой: первая означает номер соответствующей главы, вторая - ее подраздела. После номеров разделов и подразделов ставится точка. Например, 1.3 - это третий подраздел первого раздела, 2.4 - четвертый подраздел второго раздела и т.п. Номер раздела или подраздела указывают перед их заголовком. Введение, каждый раздел (кроме подразделов), заключение (выводы и предложения), список использованных источников и материалов организации, приложения начинают с новой страницы. Их заголовки печатают без подчеркивания прописными (заглавными) буквами, а подразделов - строчными. Переносы слов в них не допускают, точку в конце не ставят. Все страницы дипломного проекта последовательно нумеруются арабскими цифрами с размещением их в правом нижнем углу. Нумерация должна быть сквозной от титульного листа до последнего приложения, включая таблицы и иллюстрации, расположенные на отдельных страницах. При этом на титульном листе и содержании дипломного проекта (а также на задании, отзыве и рецензии), которые являются первой и второй страницами, номера не проставляют. 4.3. Иллюстрации, поясняющие текст, должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанное место их разместить не возможно. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, "... в соответствии с рисунком 2" при сквозной нумерации. Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например (рисунок 1). Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Название и порядковый номер рисунка указываются по центру под рисунком. Например: ![]() ![]() Потребность в саморазвитии, самовыражении ![]() Уровень 1 ![]() ![]() ![]() Уровень 3 Уровень 2 Уровень 4 Уровень 5 ![]() ![]() ![]() ![]() Потребность в уважении, самоуважении Потребность в любви, доброжелательности Потребность в самосохранении Физиологические потребности Вторичные потребности (формируются в ходе познания, опыта) Первичные потребности (обусловлены генетически) Рисунок 1 – Теория потребностей А. Маслоу Количество и качество представленного материала в виде диаграмм, графиков, диаграмм и приложений свидетельствует о глубине проработки теоретического и практического материала по избранной теме, качество подобранного материала и обоснованность выводов и предложений. 4.4. Цифровой материал в работе рекомендуется помещать в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать над таблицей после слова “Таблица”. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается на одной строке со словом “Таблица 1”. Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Например: Таблица 2 - Расчет отклонений затрат предприятия «АВС»
При переносе таблицы «шапку» таблицы следует повторить, и над ней размещают слова “Продолжение таблицы”, с указанием её номера. Если «шапка» таблицы велика, допускается её не повторять. В этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки, подзаголовки и графы диагональными линиями не допускается. Если все показатели, приведённые в таблице, выражены в одной и той же единице, то её обозначение помещается над таблицей справа. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается. 4.5. Формулы могут быть написаны чернилами (пастой) или тушью такого же цвета, как и текст, с размещением знаков, цифр и букв согласно смысловому значению соответствующей формулы. Значение каждого символа и числового коэффициента, входящего в формулу, располагают с новой строки непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в ней. Первую строку начинают со слова «где». Двоеточие после него не ставят. Все формулы, если их в дипломном проекте более одной, имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах всей работы (до приложений к ней). Этот номер заключают в круглые скобки и размещают по правому краю листа, на уровне формулы, к которой он относится. В таком виде его указывают и при ссылке в тексте, например « ... в формуле (1)». Например: Исо = (Соб х Дб)/Рб – (Сот х Дт)/Рт, (1) где Исо - изменение скорости оборачиваемости оборотных активов в днях (+ ускорение; - замедление); Соб, Сот - средние остатки производственных запасов и готовой продукции в базовом и текущем периоде (тыс.руб.); Рб - полная себестоимость реализованной товарной продукции (объема продаж) в базовом и текущем периоде (тыс.руб.); Дб, Дт - длительность базового и текущего периода в днях. r= (1+ r / p)p-1, (2) где r - номинальная годовая ставка р - частота капитализации процентов в течение года |
![]() | ... | ![]() | Методические указания по написанию и оформлению дипломных работ для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 1-2501.... |
![]() | Приложение пример оформления титульного листа дипломной работы | ![]() | Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов всех форм обучения |
![]() | Методические указания по выполнению лабораторных работ в среде табличного процессора excel 2007 для студентов всех форм обучения | ![]() | Методические указания и задания по выполнению самостоятельной работы для студентов очной формы обучения и контрольной работы для... |
![]() | Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения, а также слушателей факультета переподготовки по... | ![]() | Методические указания по выполнению курсовой работы студентов всех форм обучения, специальностей спо |
![]() | Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы по дисциплине «Строительная физика» для студентов специальности... | ![]() | Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов при выполнении курсового проекта по технологии швейных изделий... |