Список экзаменационных вопросов для студентов-бакалавров Института иностранных языков по направлению «педагогика»
Предмет, задачи и функции педагогики как науки. Её место в системе педагогических наук.
Педагогика как наука и искусство. Место педагогики в системе наук о человеке.
Методология и методы научно-педагогического исследования.
Педагогическая антропология – основа целостного подхода к воспитанию. Здоровьесберегающие педагогические технологии как путь её практической реализации.
Сущность и факторы развития личности. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников в педагогическом процессе.
Дидактика как теория образования и обучения. Характеристика основных дидактических понятий.
Содержание образования в современной школе: учебные планы, программы, учебники. Государственный образовательный стандарт.
Теории формирования содержания образования. Его современные концепции и основные направления гуманизации.
Гносеологические основы процесса обучения. Его закономерности и принципы.
Современные дидактические концепции и технологии.
Цели и функции обучения в современной школе.
Понятие методов и приёмов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной школе.
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.
Критерии выбора методов обучения. Пути активизации методов обучения.
Методы стимулирования учения школьников, их образовательные, развивающие и воспитательные возможности.
Дидактические методы предупреждения неуспеваемости и коррекции знаний школьников.
Цели, задачи и функции диагностики школьной успеваемости. Учёт и оценка знаний школьников.
Психолого-педагогические условия контроля и оценки результатов обучения школьников.
Основные условия гуманизации диагностики успеваемости школьников.
Теоретические основы, задачи и принципы коррекционно-развивающего обучения.
Проблемы слабоуспевающих и отстающих школьников. Способы и результаты коррекционно-развивающей работы в школе.
Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью.
Характеристика воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.
Характеристика общеучебных умений и навыков, их роль в успешности учения школьников.
Формы и методы обучения и воспитания одарённых детей.
Возрастные и индивидуальные проявления познавательных интересов школьников. Способы их выявления. Причины падения познавательных интересов школьников к знанию: дидактические, психологические, социальные.
Общая характеристика мотивов учебной деятельности учащихся разного возраста и пола, их роль в успешности учения и развития личности. Пути воспитания познавательных мотивов учения мальчиков и девочек разного возраста.
Познавательный интерес, его виды и уровни. Особенности познавательных интересов учащихся разного возраста и пола; пути их развития в процессе обучения.
Проблема дифференциации и индивидуализации обучения в современной школе. Теория и практика индивидуализации обучения.
Формы организации обучения в дидактике.
Типы и структура урока. Формы организации обучения учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.
Урок в современной школе.
Понятие средств обучения. Учебник и учебное пособие как средства обучения. Современные требования к учебникам.
Компьютерные и информационные технологии обучения.
Характеристика основных этапов усвоения знаний школьниками.
Сущность понятия «воспитание». Цели и задачи воспитания. Содержание воспитания в современной школе.
Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
Закономерности и принципы воспитания
Связь воспитания и обучения.
Методы воспитания, их классификация и характеристика 2-3 наиболее часто используемых (по выбору студента). Основные критерии выбора методов воспитания.
Основные тенденции развития воспитания в современных условиях.
Критерии и диагностика воспитанности школьников.
Воспитательная среда: понятие, сущность, методика создания.
Воспитывающая деятельность как основа воспитательного процесса. Её виды и функции в развитии и воспитании человека.
Формы и методы организации внеклассной деятельности учащихся.
Традиционные и новые формы воспитательной работы, технология их подготовки и проведения.
Понятие о критериях и уровнях воспитанности. Основные методы изучения эффективности воспитания.
Понятие воспитательной технологии. Характеристика современных технологий воспитания. Проблемы выбора и реализации воспитательной технологии.
Сущность детского коллектива как воспитывающей среды; его основные признаки. Характеристика класса как коллектива.
Детский коллектив, его сущность. Типология детских коллективов, их воспитательный потенциал.
Стадии развития детского коллектива; позиция педагога на каждой из них. Методика и техника создания и развития детского коллектива.
Соуправление и самоуправление в детском коллективе, их организация и развитие.
Сочетание двух подходов в работе педагога с коллективом: от коллектива к личности и от личности к коллективу.
Неформальные объединения детей и молодёжи. Взаимодействие коллектива с ними в школе и открытой среде.
Различные формы организации воспитательной работы в системе дополнительного образования и внеурочной педагогической деятельности учителей-предметников.
Сущность педагогических категорий: «мероприятие», «дело», «организационная форма». Классификация и картотека организационных форм воспитательной работы с учащимися.
Методика и техника подготовки и проведения различных форм КТД.
Специфика деятельности детей, методические правила её организации.
Понятие внутришкольного управления. Функции, принципы, средства и методы внутришкольного управления.
Методическая служба школы, её структура и формы совершенствования профессионального мастерства учителей.
Педагогический совет как орган коллегиального управления школой.
Правовые основы регулирования жизнедеятельности современной школы. Закон РФ «Об образовании».
Функциональные обязанности и управленческая культура должностных лиц школы.
Государственно-общественный характер управления системой образования.
Сущность и основные принципы управления школой.
Характеристика современной семьи. Сущность, цели и задачи работы школы с родителями.
Семья как фактор воспитания. Содержание и методика работы классного руководителя с родителями.
Слагаемые системы педагогической деятельности классного руководителя. Классный руководитель в коллективе единомышленников.
Возможные варианты статуса классного руководителя в современной школе. Планирование воспитательной деятельности классного руководителя. Критерии её эффективности.
Аттестация педагогических кадров и её совершенствование. Система оценки педагогических кадров.
|