Российской федерации




Скачать 407.73 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/4
Дата публикации13.07.2013
Размер407.73 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4




МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2012 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об экспертизе Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011г. № 342н

«Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 633), Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. № 634 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее – Приказ № 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу Приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (зарегистрирован в Минюстом России 9 июня 2011 г. № 20963, опубликован в «Российской газете» от 24 июня 2011 г. № 135), вступившим в действие с 1 сентября 2011 г. (далее – нормативный акт, Порядок - соответственно), и сообщает следующее.

В ходе проведения экспертизы нормативного акта в период с 13 января 2012 г. по 12 февраля 2012 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный акт, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее – разработчик, Минздравсоцразвития России - соответственно), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Автономную некоммерческую организацию «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Консультативный совет по иностранным инвестициям в России (далее - представители предпринимательского сообщества) (письма от 13 января 2012 г. № Д26- 108, от 7 марта 2012 г. № Д26и-995, от 23 марта 2012 г. № Д26и-1082).

По результатам публичных консультаций было получено 23 замечания и предложения от субъектов предпринимательской и иной деятельности. Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке по дополнительным замечаниям к нормативному акту (приложение 2 к настоящему заключению) и Справке о результатах публичных консультаций (приложение 3 к настоящему заключению).

В Справку по дополнительным замечаниям к нормативному акту вошли отзывы участников публичных консультаций, которые не в полной мере подтверждают наличие положений в нормативном акте, необоснованно затрудняющих введение предпринимательской и инвестиционной деятельности (в том числе не содержат обоснования статистического характера, расчеты, доказательства).

Для проведения экспертного исследования положений нормативного акта была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении 3 к данному заключению).

^ 1. Общее описание рассматриваемого регулирования

По сведениям, полученным от разработчика нормативного акта, в целях установления единообразного подхода к оценке условий труда на рабочих местах, в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также в соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Минздравсоцразвития России, как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, был издан нормативный акт.

При этом в соответствии со статьей 212 Кодекса обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда, а также информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Указанный Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации.

Следует отметить, что процедура аттестации рабочих мест по условиям труда действовала и ранее, в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 (далее – приказ № 569). Так, по мнению разработчика нормативного акта, в новом Порядке более четко определены требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, в том числе более четко определены сроки проведения аттестации рабочих мест, состав аттестационной комиссии, совокупность признаков аналогичных рабочих мест.

^ 1.1. Аттестация рабочих мест в системе государственного регулирования в сфере охраны труда

Охраной труда можно назвать систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Согласно трудовому законодательству работодатель несет ответственность за правильное и полное соблюдение требований по осуществлению мероприятий системы охраны труда.

Следует заметить, что аттестация рабочих мест является одним из инструментов в системе охраны труда для обеспечения безопасных условий труда для работников, что наглядно приведено на рисунке № 1.


???????? ??????????? ???????????? ?? ??????????? ?????????? ??????? ? ?????? ????? (??.212 ???????)





???????? ??????????????? ?????????? ?????? ????? ?? ?????? ??????? ?????

??????????? ???????????? ?????????? ??? ???????????? ?????? PersonName, ?????????? PersonName, ???????????? PersonName, ????????????? ??????????????? ????????? PersonName, ? ????? ??????????? ? ???????????? ???????????? PersonName, ????? ? ??????????




??????????? ??????????? ?????????-???????? ? ???????-????????????????? ???????????? ??????????



??????????? ?????? ????? ? ?????? ?????????? ? ???????????? ? ?????????????????


???????????? ? ?????? ?? ???? ??????? ???????????? ??? PersonName, ??????????? ? ??????????????? ??????? ? ???????????? ? ?????????????? ???????




???????? ? ?????????? ?????????? PersonName, ???????? ?????? ??? ???? PersonName, ?????? ? ?????????? ?? ?????? ????? ? ???????? ?????? ?????? ??? ?????????? ??????




??????????? ? ?????? ??? PersonName, ?? ????????? ? ????????????? ??????? ???????? ? ?????????? ?? ?????? ????? PersonName, ?????????? ? ???????? ?????? ?????????? ?????? ?????







???????? ??????????? ??? ?? ?????????????? ????????? ???????? PersonName, ?????????? ????? ? ???????? ?????????? ??? ????????????? ????? ???????? PersonName, ? ??? ????? ?? ???????? ?????? ?????? ????????????




?????????? ?????????? ??????? ???? ?? ???????? ????? ? ??????????? ????????????? ??????????? ????? ?? ?????? ?????







?????????? ??????????????? (??? ??????????? ?? ??????) ? ????????????? (? ??????? ???????? ????????????) ??????????? ???????? ??????????




???????????? ?????????? ??????????? ?????????? ?? ?????????? ??????? ?? ???????????? ? ???????????????? ???????????





?????????????? ?????????? ?? ???????? ? ?????? ????? ?? ??????? ?????? PersonName, ? ????? ??????????? ???????? ? ???????????? ?? ???????????? ? ???





^ Рисунок № 1. Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных

условий и охраны труда.
Аттестация рабочих мест в системе охраны труда может повлечь как положительный, так и отрицательный эффекты для работодателя и для государства (общества в целом), которые приведены на рисунке № 2.

Работодатель

Государство /общество в целом

Положительный

Негативный

Положительный

Негативный

  • повышение производительности труда;

  • уменьшение налогооблагаемой базы;

  • получение скидок к страховым тарифам;

  • обоснование льгот и компенсаций для работников занятых на вредных и (или) опасных условиях труда

затраты на проведение аттестации каждого рабочего места с привлечением аттестующей организации

  • способствует соблюдению выработки мер по обеспечению безопасности труда работников;

  • своевременное информирование работников;

  • снижение издержек по выплатам

излишнее администрирование

системы


Рисунок № 2. Положительные и негативные эффекты аттестации рабочих мест
^ 1.2. Круг заинтересованных лиц

Круг адресатов норм. Согласно пункту 1 Порядка, требования Порядка распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), (далее – работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее – аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. К числу заинтересованных лиц относится ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Минздравсоцразвития России, ФСС, Роструд и другие), а также работники (примерная численность - 67 млн. человек, примерное количество рабочих мест – 45 млн.) и профсоюзные организации.

При этом аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

^ Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

По сведениям, полученным от разработчика нормативного акта, по состоянию на 5 сентября 2011 г. аккредитовано 652 аттестующие организации. При этом, согласно статистике Росстата общее количество предприятий и организаций по состоянию на конец 2010 г. составляет 4 823,3 тыс.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

^ 2. Основания для проведения экспертизы нормативного акта

Основанием для проведения экспертизы нормативного акта на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности послужили следующие причины:

- Аттестации рабочих мест по условиям труда в настоящее время обязательна для всех малых предприятий, в том числе не являющихся вредными производствами. Между тем, это дорогостоящая процедура, не гарантирующая безопасности работников (например, для предприятий бытового обслуживания существуют требования по технике безопасности, обучение работников правилам безопасности, а также обязательное обучение руководителей предприятий или специально назначенных работников за соблюдение правил безопасности, ведутся специальные журналы вводного и повторного инструктажа). При этом при проведении аттестации рабочих мест проводится ряд измерений, уже проведенных в соответствии с установленными Роспотребнадзором требованиями. Фактически предприятия оплачивают дважды одни и те же замеры.

- Наличие неопределенности и возможности для толкования формулировок Порядка по своему усмотрению должностными лицами, осуществляющими контроль за соблюдением Порядка.

- Наличие противоречивых требований в самом Порядке. Отсутствие процедур и механизма для обеспечения исполнения ряда требований Порядка.

^ 3. По результатам проведенного исследования Минэкономразвития России сообщает следующее:

Эффективное регулирование в рамках нормативного акта затруднено следующими положениями, которые могут привести к необоснованному затруднению ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызвать необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности:

- единообразный подход к проведению аттестации без дифференциации экономической деятельности и учета специфики такой деятельности, в части распространения на всех без исключения работодателей;

- обязательность проведения аттестации рабочих мест с периодичностью один раз в пять лет.

3.1. Следует отметить, что существует огромное количество различных видов рабочих мест, на которых риск возникновения травм, профессиональных заболеваний или несчастных случаев низок или вообще отсутствует. При этом Порядок распространяется на всех без исключения работодателей, независимо от специфики осуществляемых ими видов деятельности.

Отсутствие дифференциации по специфическим особенностям условий труда различных видов рабочих мест, на которых показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, приводит к дополнительной финансовой и административной нагрузке на субъектов предпринимательской и иной деятельности. При этом управление рисками предполагает проведение целесообразных мероприятий по предотвращению выявленных опасностей, которые могут привести к неприемлемому ущербу для здоровья работника, а, следовательно, и для бюджета работодателя.

Нижеприведенная статистика (таблицы 1, 2, 3) характеризует динамику производственного травматизма.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации концептуальные взгляды на деятельность вооруженных сил российской федерации
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г

Российской федерации iconСодействие развитию отрасли жкх «межрегиональное объединение управляющих компаний»
Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях»,...

Российской федерации iconКонкурс среди молодёжи проводится в рамках ежегодного открытого Национального...
И поддержке государственной думы российской федерации, министерства образования и науки российской федерации, министерства спорта,...

Российской федерации iconУтверждено постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с 12 ноября 2012 года по 1 марта 2013 года совместно с Министерством образования...

Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Феде­ральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Российской федерации iconРоссийской федерации
Сийской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии...

Российской федерации iconЗакон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 194-фз "О внесении...
Внести в статью 202 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994,...

Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации система проектной документации для строительства
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Российской федерации iconРоссийской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-фз "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской...

Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 52766
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов