Скачать 0.56 Mb.
|
Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также внеклассной, внешкольной деятельности с учащимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества их работы возникла потребность в создании данных рекомендаций. Должность педагога-организатора в учреждениях образования введена в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 08 июля 1996 г. № 296. Основное назначение этой должности заключается в организации воспитательного процесса, внеклассной, внешкольной работы с детьми во взаимодействии с детско-юношескими объединениями, в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в организации культурно-массовых мероприятий. Педагог-организатор входит в состав педагогического персонала школы, как член педагогического коллектива он находится в административном подчинении директора учреждения образования. Согласно квалификационным требованиям педагог-организатор должен иметь высшее педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее специальное педагогическое образование (стаж педагогической работы по специальности не менее 2 лет). В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников. Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных документах Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям. Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей. ^ предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями. ^ способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни. Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии со своими должностными обязанностями педагог-организатор:
^ В современной школе вопросы идейно-воспитательной работы должны находиться в центре внимания педагога-организатора и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии. Сегодня чрезвычайно важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе государственной идеологии, культурных традиций нашей страны, на основе ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности. В соответствии с указанными задачами идеологическое сопровождение своей работы педагог-организатор должен осуществлять по следующим направлениям:
^ В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. В тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования сказано, что педагог-организатор «координирует деятельность детско-юношеских обществ, организаций, объединений, содействует образованию детско-юношеских общественных организаций и объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами». Планируется и осуществляется эта работа на основании Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 25, 26), в соответствии с Концепцией развития детского движения в Республике Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 1998 г. № 14), приказами управлений образования облисполкомов о проведении и итогах областных смотров школьных комнат для деятельности детских организаций и их органов самоуправления, в сотрудничестве с комитетами БРСМ, советами БРПО. В настоящее время в Республике Беларусь официально зарегистрировано 5 детских и более 40 молодежных республиканских общественных объединений, имеющих различные цели деятельности. Среди них можно выделить несколько наиболее многочисленных и активно действующих на базе общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, каждое из которых строит свою работу по определенным программам деятельности, имеет свои цели, задачи (см. Приложение 4). Детские и молодежные общественные структуры в воспитательных системах школ представлены по-разному: — разнообразными органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные парламенты); — школьными (ученическими) организациями; — детскими общественными объединениями, организациями, действующими в рамках законодательства на базе школы; — временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных соревнований и т.д. ^ детского и молодежного общественного движения являются: —формирование у школьников активной гражданской позиции; — создание необходимых механизмов для участия детей и учащейся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства; — создание условий для приобретения учащимися опыта социально значимых отношений и т.д.; — развитие творческой личности. В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. Партнерское взаимодействие предоставляет возможность педагогу-организатору использовать комплексный подход к решению поставленных перед ним задач, используя технологии и формы работы общественных объединений и опыт воспитательной работы, накопленный педагогической наукой и практикой. Важнейшим фактором деятельности любой детской и молодежной организации является ее кадровое обеспечение. Следует отметить, что в функциональных обязанностях педагога-организатора не оговаривается его руководство каким-либо детским или юношеским объединением. Педагог-организатор вправе самоопределяться: взаимодействовать с какой-либо уже существующей организацией, или взять на себя ответственность за руководство каким-либо объединением. Роль руководителя общественного объединения не исключает, а напротив предполагает его взаимодействие с другими объединениями, организациями, движениями, действующими в учреждении образования и в нашей стране. В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций. Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности. Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает: — добровольность его участия в деятельности объединения; — педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения; — согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения; — уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации; — эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации. ^ педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие: 5.1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и проведении выборов их органов самоуправления. 5.2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы школы, педагога-организатора (на год, полугодие, четверть, каникулы) с целью определения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть разными — КТД, деловая игра, большой сбор актива, экспресс-интервью, групповые собеседования и т.д. 5.3. Организация работы с активом дружины, отрядов БРПО: • использование игровых, других современных педагогических технологий обучения актива (с учетом выполняемых поручений) знаниям, умениям, навыкам осуществления Устава, Программы БРПО, планов работы советов дружины, отрядов, изготовления наглядных материалов об их деятельности (план учебы пионерского актива прилагается к перспективному плану, в нем определяются темы занятий, формы, методы, сроки их проведения, участники и организаторы); • организация участия пионеров в районных, областных, республиканских смотрах, акциях, конкурсах и т.п.; • организация участия пионерских отрядов в мероприятиях, посвященных Дню пионеров Республики Беларусь, Международному Дню мира, Дню юного героя-антифашиста, Дню Победы, Дню пионерской дружбы (19 мая), Международному Дню защиты детей (1 июня), в акциях «Мы — пионеры XXI века» (агитбригады, трудовые десанты, игровые программы); • создание юнкоровских постов, ПСН (пионерской службы новостей); • определение форм, сроков подведения итогов работы, их анализ (в каких делах участвовали, чему научились и т.д.). 5.4. Организация работы с активом школьных кружков, клубов, объединений по интересам: • проведение выборов (или перевыборов актива, если они действовали ранее) органов детского самоуправления в кружках, клубах, с учетом профиля, направлений их деятельности (указать сроки, формы проведения выборов); • организация учебы актива кружков, клубов с учетом выполняемых поручений (информаторы, игротехники, юнкоры, художники-оформители, юные режиссеры, мастера и т.д.). 5.5. Организация участия кружков, кружковцев в школьном, районном, областном конкурсах-смотрах «Юные мастера XXI века»; • традиционной акции «Знай, умей, действуй!» (кружок, клуб — семье, школе, району) с целью использования кружковцами в повседневной жизни умений и навыков, полученных в кружке, клубе; • районных, областных, республиканских смотрах, конкурсах, выставках по профилю кружка, клуба (согласно их положениям); • изготовлении учебно-наглядных пособий, игрового реквизита для использования их при проведении занятий (с учетом профиля кружка). 5.6. С целью подведения итогов работы кружков, клубов планируется проведение соответствующих мероприятий (указываются формы, сроки проведения, участники). В том случае, если за организацию деятельности кружков, клубов отвечает заместитель директора по воспитательной работе или завуч, то педагогу-организатору следует всю указанную работу проводить совместно с ними, быть инициатором создания в кружках, клубах органов детского самоуправления. 5.7. Совместно с завучем, заместителем директора школы по воспитательной работе определение форм, методов обучения избранного актива детских коллективов классов с учетом их возраста и выполняемых поручений. 5.8. Организация работы пресс-центра, «рекламбюро», использование других видов пропаганды деятельности детских коллективов. 5.9. Определение и использование совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе различных форм взаимодействия органов ученического, пионерского, детского самоуправления (общий сбор, сбор-старт, сбор-финиш, деловая игра «Я и мы», пресс-конференция, открытый микрофон и т.д.). 5.10. Организация участия детских коллективов (отрядов, кружков, клубов) в создании и обновлении оформления школьной комнаты (кабинета педагога-организатора) для деятельности детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления (определить поручения, задания, организовать их выполнение). |
![]() | Практика организуется и проводится учебными заведениями в тесном взаимодействии с предприятиями, организациями и учреждениями, отраслевыми... | ![]() | Цель: ознакомиться с организацией учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) школах для детей с умственной отсталостью,... |
![]() | Курсовая работа является одной из форм научной деятельности студентов, самостоятельным исследованием определенной научной проблемы.... | ![]() | Курсовая работа является одной из форм научной деятельности студентов, самостоятельным исследованием определенной научной проблемы.... |
![]() | Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для специальности 080110. 51 Банковское дело для среднего профессионального... | ![]() | Н в науменко (§ 13-23,25,28,36,41,45,48, 52, 58-63, 68); Н. Л. Стреха (§ 7-12, 24, 26-27, 29-35, 37-40, 42-44, 46-47, 49-51, 53-57,... |
![]() | Ленинградской области направляет рекомендации «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской... | ![]() | Познакомиться со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса данного учреждения |
![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов мгпу, а также для руководителей структурных подразделений мгпу, организаторов... | ![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов мгпу, а также для руководителей структурных подразделений мгпу, организаторов... |