Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе,




НазваниеМетодические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе,
страница1/5
Дата публикации15.07.2013
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации

по организации работы педагогов-организаторов

в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования
Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также внеклассной, внешкольной деятельности с учащимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества их работы возникла потребность в создании данных рекомендаций.

Должность педагога-организатора в учреждениях образования введена в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 08 июля 1996 г. № 296. Основное назначение этой должности заключается в организации воспитательного процесса, внеклассной, внешкольной работы с детьми во взаимодействии с детско-юношескими объединениями, в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в организации культурно-массовых мероприятий. Педагог-организатор входит в состав педагогического персонала школы, как член педагогического коллектива он находится в административном подчинении директора учреждения образования. Согласно квалификационным требованиям педагог-организатор должен иметь высшее педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее специальное педагогическое образование (стаж педагогической работы по специальности не менее 2 лет).

В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыраже­ния воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора яв­ляются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и моло­дежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к ду­ховным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирова­ние самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных документах Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнени­ям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.

^ Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам учениче­ского самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

^ Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализа­ции внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспе­чивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии со своими должностными обязанностями педагог-организатор:

  • организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;

  • координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

  • со­действует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, пре­дусмотренных их уставами;

  • строит работу на принципах со­трудничества, гуманности, демократизма, учитывая интере­сы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;

  • создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержатель­но проводить свободное время;

  • формирует общую культуру учащихся;

  • изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, органи­зует общественно-полезную и досуговую деятельность совме­стно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

  • создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, лю­бительских объединений;

  • организует летний отдых школьников;

  • содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

  • проводит индивидуальную рабо­ту с педагогически запущенными детьми и подростками;

  • за­ботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

  • кури­рует деятельность воспитателей групп продленного дня, ру­ководителей детских и молодежных общественных объединений и органов уче­нического самоуправления;

  • совершенствует свой профессио­нальный и методический уровень.


^ Работа педагога-организатора по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся.

В современной школе вопросы идейно-воспитательной работы должны находиться в центре внимания педагога-организатора и находить свое отражение в каждом воспитательном мероприятии. Сегодня чрезвычайно важно, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в духе государственной идеологии, культурных традиций нашей страны, на основе ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности. В соответствии с указанными задачами идеологическое сопровождение своей работы педагог-организатор должен осуществлять по следующим направлениям:

  1. Организация на всех уровнях мероприятий, мотивирующих молодых людей на созидательную деятельность, личные достижения на благо всей страны.

  2. Использование государственной символики на различных мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию и формирование у молодежи эмоционально-положительного отношений к ней, осуществление постоянной работы по формированию у школьников чувства Родины, ощущения себя как гражданина Республики Беларусь.

  3. Создание условий для активизации участия учащихся в общественно значимой деятельности через развитие волонтерского движения, оказание шефской помощи ветеранам войны и труда, организацию профильных отрядов и трудовых бригад.

  4. Организация такого педагогического взаимодействия, которое демонстрировало бы детям и учащейся молодежи, что их заботы и потребности действительно находятся в центре внимания педагогов и общественности, и было бы наполнено конкретным содержанием, основанном на интересах и нуждах школьников, формировало доверие к государственной власти (подробные рекомендации по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся содержатся в инструктивно-методических письмах Министерства образования Республики Беларусь «Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2005/2006 учебном году» (Настаўніцкая газета, 21 ліпеня 2005 г.) и «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году» (Настаўніцкая газета, жніўня 2006 г.).



^ Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. В тарифно-квалификационных харак­теристиках по должностям работников образования сказано, что педагог-орга­низатор «координирует деятельность детско-юношеских обществ, организа­ций, объединений, содействует образо­ванию детско-юношеских общественных организаций и объединений и реализа­ции целей и задач, предусмотренных их уставами».

Планируется и осуществляется эта работа на основании Закона Республи­ки Беларусь «О правах ребенка» (ст. 25, 26), в соответствии с Концепцией развития детского движения в Респуб­лике Беларусь (Указ Президента Рес­публики Беларусь от 1998 г. № 14), приказами управлений образования облисполкомов о про­ведении и итогах областных смотров школьных комнат для деятельности детских организаций и их органов са­моуправления, в сотрудничестве с ко­митетами БРСМ, советами БРПО.

В настоящее время в Республике Беларусь официально зарегистрировано 5 детских и более 40 молодежных республиканских общественных объединений, имеющих различные цели деятельности. Среди них можно выделить несколько наиболее многочисленных и активно действующих на базе общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, каждое из которых строит свою работу по определенным программам деятельности, имеет свои цели, задачи (см. Приложение 4).

Детские и молодежные общественные структуры в воспитательных системах школ представлены по-разному:

— разнообразными органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные парламенты);

— школьными (ученическими) организациями;

— детскими общественными объединениями, организациями, действующими в рамках законодательства на базе школы;

— временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных соревнований и т.д.

^ Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:

—формирование у школьников активной гражданской позиции;

— создание необходимых механизмов для участия детей и учащейся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;

— создание условий для приобретения учащимися опыта социально значимых отношений и т.д.;

— развитие творческой личности.

В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. Партнерское взаимодействие предоставляет возможность педагогу-организатору использовать комплексный подход к решению поставленных перед ним задач, используя технологии и формы работы общественных объединений и опыт воспитательной работы, накопленный педагогической наукой и практикой.

Важнейшим фактором деятельности любой детской и молодежной организации является ее кадровое обеспечение. Следует отметить, что в функциональных обязанностях педагога-организатора не оговаривается его руководство каким-либо детским или юношеским объединением. Педагог-организатор вправе самоопределяться: взаимодействовать с какой-либо уже существующей организацией, или взять на себя ответственность за руководство каким-либо объединением. Роль руководителя общественного объединения не исключает, а напротив предполагает его взаимодействие с другими объединениями, организациями, движениями, действующими в учреждении образования и в нашей стране.

В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций. Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности.

Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:

— добровольность его участия в деятельности объединения;

— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;

— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;

— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;

— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.

^ Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:

5.1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и про­ведении выборов их органов самоуп­равления.

5.2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправ­ления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы школы, педагога-организатора (на год, полуго­дие, четверть, каникулы) с целью оп­ределения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть раз­ными — КТД, деловая игра, большой сбор ак­тива, экспресс-интервью, групповые со­беседования и т.д.

5.3. Организация работы с активом дружины, отрядов БРПО:

• использование игровых, других со­временных педагогических техно­логий обучения актива (с учетом выполняемых поручений) знаниям, умениям, навыкам осуществления Устава, Программы БРПО, планов работы советов дружины, отрядов, изготовления наглядных материа­лов об их деятельности (план учебы пионерского актива прила­гается к перспективному плану, в нем определяются темы занятий, формы, методы, сроки их прове­дения, участники и организаторы);

• организация участия пионеров в районных, областных, республикан­ских смотрах, акциях, конкурсах и т.п.;

• организация участия пионерских отрядов в мероприятиях, посвя­щенных Дню пионеров Республи­ки Беларусь, Международному Дню мира, Дню юного героя-анти­фашиста, Дню Победы, Дню пио­нерской дружбы (19 мая), Между­народному Дню защиты детей (1 июня), в акциях «Мы — пионеры XXI века» (агитбригады, трудовые десанты, игровые программы);

• создание юнкоровских постов, ПСН (пионерской службы новостей);

• определение форм, сроков подве­дения итогов работы, их анализ (в каких делах участвовали, чему научились и т.д.).

5.4. Организация работы с активом школьных кружков, клубов, объедине­ний по интересам:

• проведение выборов (или перевы­боров актива, если они действова­ли ранее) органов детского само­управления в кружках, клубах, с учетом профиля, направлений их деятельности (указать сроки, фор­мы проведения выборов);

• организация учебы актива круж­ков, клубов с учетом выполняемых поручений (информаторы, игротехники, юнкоры, художники-оформители, юные режиссеры, мастера и т.д.).

5.5. Организация участия кружков, кружковцев в школьном, районном, областном конкурсах-смотрах «Юные мастера XXI века»;

• традиционной акции «Знай, умей, действуй!» (кружок, клуб — се­мье, школе, району) с целью ис­пользования кружковцами в по­вседневной жизни умений и навы­ков, полученных в кружке, клубе;

• районных, областных, республи­канских смотрах, конкурсах, выс­тавках по профилю кружка, клу­ба (согласно их положениям);

• изготовлении учебно-наглядных по­собий, игрового реквизита для ис­пользования их при проведении за­нятий (с учетом профиля кружка).

5.6. С целью подведения итогов ра­боты кружков, клубов планируется проведение соответствующих мероприятий (указываются формы, сроки проведения, участники).

В том случае, если за организацию деятельности кружков, клубов отвеча­ет заместитель директора по воспитательной работе или завуч, то педагогу-органи­затору следует всю указанную работу проводить совместно с ними, быть ини­циатором создания в кружках, клубах органов детского самоуправления.

5.7. Совместно с завучем, заместите­лем директора школы по воспитатель­ной работе определение форм, методов обучения избранного актива детских коллективов классов с учетом их воз­раста и выполняемых поручений.

5.8. Организация работы пресс-цент­ра, «рекламбюро», использование дру­гих видов пропаганды деятельности детских коллективов.

5.9. Определение и использование совместно с заместителем дирек­тора школы по воспитательной работе различных форм вза­имодействия органов ученического, пи­онерского, детского самоуправления (об­щий сбор, сбор-старт, сбор-финиш, де­ловая игра «Я и мы», пресс-кон­ференция, открытый микрофон и т.д.).

5.10. Организация участия детских коллективов (отрядов, кружков, клубов) в создании и обновлении оформления школьной комнаты (кабинета педагога-организатора) для деятельности детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправления (определить поручения, задания, организовать их выполнение).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconПрактика учащихся в учреждениях образования обеспечивающих получение...
Практика организуется и проводится учебными заведениями в тесном взаимодействии с предприятиями, организациями и учреждениями, отраслевыми...

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconЛабораторная работа тема: Организация учебно-воспитательного процесса...
Цель: ознакомиться с организацией учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) школах для детей с умственной отсталостью,...

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов...
Курсовая работа является одной из форм научной деятельности студентов, самостоятельным исследованием определенной научной проблемы....

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов...
Курсовая работа является одной из форм научной деятельности студентов, самостоятельным исследованием определенной научной проблемы....

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconМетодические рекомендации по выполнению междисциплинарной курсовой...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для специальности 080110. 51 Банковское дело для среднего профессионального...

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconУчебное пособие для 9 класса учреждений, обеспечивающих получение...
Н в науменко (§ 13-23,25,28,36,41,45,48, 52, 58-63, 68); Н. Л. Стреха (§ 7-12, 24, 26-27, 29-35, 37-40, 42-44, 46-47, 49-51, 53-57,...

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconРекомендации об организации образовательного процесса в общеобразовательных...
Ленинградской области направляет рекомендации «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской...

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, icon-
Познакомиться со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса данного учреждения

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconМетодические рекомендации по формированию портфолио студента московского...
Методические рекомендации предназначены для студентов мгпу, а также для руководителей структурных подразделений мгпу, организаторов...

Методические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, iconМетодические рекомендации по формированию портфолио студента московского...
Методические рекомендации предназначены для студентов мгпу, а также для руководителей структурных подразделений мгпу, организаторов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов