Лекция №1: Государство как социальный институт




НазваниеЛекция №1: Государство как социальный институт
страница1/19
Дата публикации26.06.2013
Размер2.91 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Лекция № 1: Государство как социальный институт

1. Происхождение государства   

    Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества.

   Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - кото­рый выбирал своего старейшину.

  

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовы­вали племена.

    Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

    Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.
Специфические формы возникновения государства

    Переход к государству совершался в различных исторических фор­мах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

    На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя — земельная община, коллективная собственность и др.

    Афины — классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

    Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями — членами пат­рицианского рода и пришельцами — плебеями.

   Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

    Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

  ~ Древний Египет;

  ~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

  ~ Шумер и Аккад; Ассирия;

~ Вавилон;

  ~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

  ~ Древний Китай;

  ~ древнегреческие полисы;

  ~ Древний Рим;

  ~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

    В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

    Различие теорий возникнове­ния государства связано с тем, что:

   • возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

   • данный процесс (первоначально возникновение госу­дарства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

   • влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (цер­ковное господство в средние века (теологическая), заро­ждение капитализма, современная и др.) откладывала от­печаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

   • нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

    К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

   ♦теологическую (религиозная, божественная);

   ♦патриархальную (отеческая);

  ♦ договорную (естественно-правовая);

  ♦ органическую;

  ♦ психологическую;

  ♦ ирригационную;

  ♦ насилия (внутреннего и внешнего);

  ♦ экономическую (классовую).

^ Теологическая теория возникновения государства

    Теологическая (религиозная)  теория  господ­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

    У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Бла­женный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

    В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.

    Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены".

   Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми".

^ Патриархальная теория возникновения государства

    Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).

    Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

    В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

    В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

    Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

^ Договорная теория возникновения государства

    Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государст­ва получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авто­рами в разное время являлись:

    Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

    Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

   Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- п росветител и;

   А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

   Теория, выдвинутая данными авторами, получила так­же названиеестественно-правовой.

   Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

  = первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

  = каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";

  = в результате "войны всех против всех" неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

  = чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

  = в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

    Теория общественного договора имела прогрессивное значение:

   сделан шаг к созданию гражданского общества;

   фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

   государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

   согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

   в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

^ Органическая теория возникновения государства

    Органическая теория возникновения государ­ства была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.

    Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

   • люди образуют государство, как клетки - живой организм;

   • государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

   • между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.д.).

^ Психологическая теория

    Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

    Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека:

  - желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

  - желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;

  - желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

    Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

^ Теория насилия

    Насилие как главный фактор возник­новения государства выдвигалось различными автора­ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

    В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, го­сударство возникло путем насилия:

  *одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

  *одних государств над другими (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика).

    Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

  = сбор дани дружинниками;

  = =расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

  = огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

  = иные формы насилия.

    ^ Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

    Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

    Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.

^ Ирригационная теории возникновения государства

    Ирригационная (водная) теория возникнове­ния   государства   выдвигалась   многими   мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

    Для строительства оросительных каналов необходи­мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

    В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

^ Экономическая (классовая) теория возникновения государства

   Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

    Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

   - произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

   - возник прибавочный продукт;

   - в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

   - появились частная собственность и публичная власть;

   - для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

    Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

    Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.

    К данной группе теорий образования государства относится  господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

    Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

    Среди отдельных современных теоретиков получило распространениеолигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

    Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

    Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

    Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

     Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

    К подобному варианту образования государства относится:

   » революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

   » организационные изменения: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

   » распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло илимирным путем – в результате референдума, или в результатевооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и  то и другое.

Пути возникновения государства

    Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.

    Для азиатского пути характерно:

   › возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

   › экономическая основа - общественная и государственная собственность;

   › политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

   › чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

    Для европейского пути характерно следующее:

   » государство возникло до появления классов.

   » насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

   » основой государства является частная собственность;

   » классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

   » определение политическое господство через богатство;

   » административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

   » государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

     В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

   a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

   b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

   c) Германская - внешнее насилие.

    В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

    Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

    Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1: Государство как социальный институт icon1. Государство как социальный институт
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества

Лекция №1: Государство как социальный институт icon2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4
Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 3

Лекция №1: Государство как социальный институт iconТема: «Семья как социальный институт и малая социальная группа. Тенденции...

Лекция №1: Государство как социальный институт iconКонцепция Миссия: Евразийское государство, как государство гарантийное
«Евразийское государство, как государство гарантийное, обеспечивает отдельным частям общества широкое участие в политической жизни....

Лекция №1: Государство как социальный институт iconНаучное познание и его структура. Ценностные установки учёного
В предыдущем разделе наука рассматривалась как системное целое. В ней были выделены три подсистемы: 1 наука как социальный институт,...

Лекция №1: Государство как социальный институт iconСоветское государство в 20 – 30 гг
Социальный кризис (крестьянские выступления против продразверстки за легализацию рынка, забастовки рабочих)

Лекция №1: Государство как социальный институт iconСодержание
Лекция Стихийное массовое поведение: понятие, социальный феномен и предмет исследования

Лекция №1: Государство как социальный институт iconПсихологические типы семьи в европейской культуре
Нужна или не нужна семья, хороша она или плоха как социальный институт, куда она эволюционирует и какой должна быть эти вопросы

Лекция №1: Государство как социальный институт iconЧетвертая
Мы живем в сложную эпоху слома потребительской цивилизации. Государство как институт уходит с исторической арены. Куда качнется маятник...

Лекция №1: Государство как социальный институт icon2. Природа, в отличие от общества
Б. Социальный институт – это устойчивый комплекс норм, регу­лирующих определенные сферы деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов