Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля




НазваниеЛабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля
страница1/17
Дата публикации16.07.2013
Размер2.25 Mb.
ТипЛабораторная работа
zadocs.ru > Право > Лабораторная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»


Ю. В. Неёлов, В. В. Попцов

ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Учебное пособие

для студентов специальности 190601 “Автомобили

и автомобильное хозяйство” дневной, заочной

и заочной сокращенной формы обучения

Тюмень

ТюмГНГУ

2010

УДК 629.3.017(075.8)

ББК 39.33-01я73

Н 42
Р

ецензенты:

доктор технических наук, профессор Н. В. Храмцов

кандидат технических наук, доцент Д. А. Захаров





Неёлов, Ю. В.

Н 42

Теория автомобиля. Лабораторный практикум : учебное пособие / Ю. В. Неелов, В. В. Попцов. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. – 132 с.




ISBN 978-5-9961-0299-0





В учебном пособии рассмотрен порядок определения основных эксплуатационных свойств автомобиля. Приведены методики расчета элементов конструкции автомобиля. Представлена методика тягово-скоростного расчета автомобиля, используемая при оценке динамических свойств автомобиля. Учебное пособие может быть использовано для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов.

Пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» дневной, заочной и заочной сокращенной форм обучения.



УДК 622.24=111(075.8)

ББК 33.131я73


ISBN 978-5-9961-0299-0



© Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тюменский государственный

нефтегазовый университет», 2010

Оглавление
Введение ................................................................................................... 4
Лабораторная работа № 1. Геометрические параметры

профильной проходимости автомобиля ……………………..……………… 5
Лабораторная работа № 2.Тормозные свойства автомобиля …...…. 17
Лабораторная работа № 3. Аналитическое определение

центра тяжести автомобиля …………………………………...……..…….. 29
Лабораторная работа № 4. Контактирование шины с опорной

поверхностью …………………………………….....…………..…….. 40
Лабораторная работа № 5. Определение радиальной жесткости

автомобильной шины …………………………………...…........……. 47
Практическая работа № 1. Расчет карданной передачи ….......……. 55
Практическая работа № 2. Расчет элементов подвески

автомобиля ………………………………………………………..…………. 66
Практическая работа № 3. Расчет элементов сцепления

автомобиля …………………………………..........………….............……… 78
Методика расчета тягово-скоростных свойств автомобиля …....…. 89
Критерии оценки работы студентов ………………………..……… 114
Список литературы …………………………………….....………… 117
Приложение 1 ……………………………………………………….. 118
Приложение 2 ……………………………………………………….. 121
Приложение 3 ……………………………………………………….. 123
Приложение 4 ……………………………………………………….. 126


Введение
Назначение автомобиля – транспортирование грузов, пассажиров или специального оборудования из пункта отправления в пункт назначения. При этом качество и эффективность применения автомобиля во многом зависит от его эксплуатационных свойств.

Эксплуатационные свойства - это свойства автомобиля, по­средством которых реализуются: средние скорости транспортиро­вания; расход топлива, связанный с транспортированием; без­опасность движения автомобиля, выполняющего свои производ­ственные функции; возможность движения по дорогам различного качества, а иногда и без дорог.

Важнейшими качественными показателями эксплуатации автомобиля являются его производительность и себестоимость перевозок, которые в большей степени зависят от таких эксплуатационных свойств как тягово-скоростные и топливная экономичность.

Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение авто­мобиля, существенно зависят от конструкции и технического со­стояния автомобиля, его систем и механизмов. Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства автомобиля. Поэтому автомо­биль, его системы и механизмы конструируют таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, требу­емые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его эффективное использование.

Будущему инженеру следует хорошо знать особенности этих свойств, чтобы наилучшим образом выполнять те производственные функции, для которых и предназначен автомобиль.

Специалисту, обеспечивающему эксплуатацию автотранспортных средств, знание свойств различных автомобилей помогает выбирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют характеристикам перевозимого груза и условиям перевозок, дает возможность разрабатывать оптимальную стратегию перевозок, оптимальные методы поддержания в эксплуатации свойств, заложенных при проектировании и производстве и восстановления их в процессе ремонта.

Целью учебного пособия является формирование у студентов системы научных представлений, обеспечивающих глубокое понимание конструкции автомобилей, рабочих процессов и механизма формирования основных эксплуатационных свойств автомобиля.

Данное учебное пособие рекомендовано для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» ТюмГНГУ по дисциплине «Теория автомобилей».

^ Лабораторная работа № 1
«Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля»
Цель работы:
Определение геометрических параметров профильной проходимости автомобиля.
Содержание работы:
Изучить теоретические положения по определению геометрических параметров дорожных автомобилей.

В результате выполнения лабораторной работы предусматривается определение следующих геометрических параметров:

  1. дорожного просвета;

  2. переднего (заднего) свеса;

  3. угла переднего (заднего) свеса;

  4. продольного радиуса проходимости;

  5. поперечного радиуса проходимости.

Из них первые три параметра находятся практически и сравниваются с нормативно-справочными материалами, а остальные два рассчитываются теоретически по формулам.
Оборудование:


  1. автомобиль «DEAWOO»;

  2. линейка;

  3. мерная рулетка;

  4. маркер;

  5. калькулятор.




  1. Инструкция по технике безопасности




  1. Перед началом работы с автомобилем «DEAWOO» необходимо убедиться что:

    • автомобиль находится в неработающем состоянии;

    • к нему не подведены какие-либо не изолированные провода;

    • под колесами установлены противооткатные башмаки.

  1. При использовании каких-либо осветительных приборов убедиться что:

  • осветительный прибор (лампа) находится в защищающем от ожогов сетчатом кожухе;

  • прибор имеет заземление.

  1. Теоретические положения по определению геометрических параметров проходимости автомобиля


Проходимостью называется эксплуатационное свойство, определяющее возможность движения автомобиля в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий.

К ухудшенным дорожным условиям относятся мокрые, грязные, заснеженные, обледенелые, разбитые и размокшие дороги. При движении по бездорожью происходит взаимодействие автомобиля с различными грунтовыми поверхностями.

К препятствиям относят:

  • уклоны;

  • барьерные препятствия, профиль которых представляет собой короткие уклоны и пороги (дорожные насыпи, каналы, придорожные кюветы, рвы);

  • дискретные препятствия (пни, кочки, валуны и т.д.).

Потеря проходимости может быть полной или частичной:

Полной потерей проходимости является – прекращение движения. Возможность движения по проходимости выражается неравенством:
(1.1.)
^ Частичная потеря проходимости связана со снижением скорости движения (производительности), а также с ростом расхода топлива в рассматриваемых условиях движения. Поэтому это свойство может быть охарактеризовано соответствующими показателями.

Проходимостью должны обладать автомобили всех типов, но в зависимости от назначения в разной степени. По уровню проходимости автомобили и автопоезда подразделяют на дорожные (обычной проходимости), повышенной проходимости, высокой проходимости. К дорожным относятся автомобили и автопоезда, предназначенные преимущественно для использования на дорогах с твердым покрытием. Конструктивными признаками таких автотранспортных средств являются: неполноприводность (колесная формула автомобилей-тягачей – 4х2, 6х2,6х4), шины с дорожным или универсальным рисунком протектора, использование в трансмиссии простых (неблокируемых) дифференциалов.

Автомобили и автопоезда повышенной проходимости предназначены для использования как на дорогах с твердым покрытием, так и вне дорог и преодоления естественных препятствий. Их основным конструктивным признаком является полноприводность, поэтому эту группу объединяют под названием полноприводные автомобили. На них обычно применяют тороидные шины с грунтозацепами, широкопрофильные или арочные шины. В некоторых конструкциях используют систему регулирования давления воздуха в шинах. В трансмиссиях автомобилей повышенной проходимости в большинстве случаев устанавливают блокируемые дифференциалы. Максимальный динамический фактор этих автомобилей значительно больший, чем у дорожных автомобилей. Такие автомобили, как правило, обеспечены средствами самовытаскивания и могут иметь возможность преодолеть вброд водные преграды.

Автотранспортные средства высокой проходимости предназначены для преимущественного использования в условиях бездорожья, преодоления естественных и искусственных препятствий, и водных преград. Автомобили высокой проходимости отличаются своеобразной компоновочной схемой, полноприводностью, наличием трансмиссии самоблокирующихся дифференциалов, использованием специальных шин (сверхнизкого давления, пневмокатков и т.д.), а также дополнительных устройств (выдвижные катки для преодоления канав). Очень часто автомобили высокой проходимости являются плавающими и имеют специальный водяной движитель.

Проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности пути, препятствия и вписываться в требуемую полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым грунтам.
^ 3. Оценка профильной проходимости
Большинство единичных показателей профильной проходимости представляет собой геометрические параметры автомобиля и прицепного состава. Профильную проходимость автомобилей в соответствии с ГОСТ 22653 – 77 оценивают по следующим единичным показателям:

  1. дорожному просвету;

  2. переднему (заднему) свесу;

  3. углу переднего (заднего) свеса;

  4. продольному радиусу проходимости;

  5. наибольшему углу преодолеваемого подъема;

  6. наибольшему углу преодолеваемого косогора.

Применительно к автопоездам оценочными показателями профильной проходимости, кроме перечисленных, являются: 7) вертикальный и горизонтальный углы гибкости, определяемые по ГОСТ 2349 – 75 и ГОСТ 12105 – 74.

Часто к показателям профильной проходимости автомобилей дополнительно относят: 8) поперечный радиус проходимости; 9) угол перекоса мостов (угол поперечной гибкости); 10) коэффициент совпадения следов передних и задних колес.

Для полноприводных автомобилей основными измерителя профильной проходимости являются ширина преодолеваемого в поперечном направлении рва и высота преодолеваемой вертикальной стенки (эскарпа).

^ Дорожный просвет Н1 (рис. 1.1.). Расстояние от одной наиболее низко расположенных точек автомобиля (прицепа) до опорной поверхности определяет возможности движения по мягким грунтам и преодоления сосредоточенных препятствий (камней, пней, кочек и т.д.). Дорожные просветы грузовых автомобилей должны быть максимальными по условиям рациональной компоновки и устойчивости. В технико-эксплуатационных требованиях к грузовым автомобилям и автопоездам общего назначения предусмотрено минимальное значение просвета для автомобиля каждой категории. Кроме этого указывается, что дорожный просвет у прицепного состава должен быть не менее, чем у базового автомобиля-тягача.












Дорожный просвет у автомобилей и автопоездов повышенной и высокой проходимости должен быть существенно большим, чем дорожный просвет дорожных автотранспортных средств.

Ниже приведены минимальные просветы дорожных автомобилей (табл. 1.1.).

Таблица 1.1

Минимальные просветы дорожных автомобилей

Категория автомобиля

I

II

III

IV

V

VI...VIII

IX

X

Полная масса, т

1,75

2,5

3,5

5,2

8,3

12…18,5

16,5

27,0

Дорожный просвет, Н1 мм

160,00

180,0

200,0

220,0

245,0

260,0

270,0

270,0

Передний L6 (задний L9) свес (рис.1.1). Расстояние от крайней части контура передней (задней) выступающей части по длине автомобиля о плоскости, перпендикулярной опорной поверхности и проходящей через центры передних (задних) колес, влияет на проходимость при переезде через канавы, пороги, кюветы и т.п. Чем меньше свесы, тем менее вероятна потеря контакта колес с поверхностью при преодолении препятствий.

Угол переднего 2 (заднего 3) свеса. Угол между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружностям наружных диаметров передних (задних) колес и проходящей через точку контура передней (задней) части автомобиля таким образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого угла, характеризует возможность преодоления препятствий с короткими подъемами и спусками. Чем больше углы свеса, тем больше крутизна коротких неровностей, которые преодолевает автомобиль, не задевая выступающими частями за неровности при въезде и съезде с него. Только при преодолении рвов иногда целесообразно, чтобы корпус выступал перед колесами и имел соответственно малые углы свеса.

Для дорожных автомобилей 2 ≥ 250, а 3 ≥ 200. У автомобилей повышенной проходимости 2 = 3 ≥ 300. Для автомобилей высокой проходимости 2 = 3 = 60…700.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconЛабораторная работа № Лабораторная работа №3 Тема: «Работа с панелью...
Основные приемы работы(контекстное меню, выделение, группирование объектов, перетаскивание мышью, получение справки)

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconЛабораторная работа №5. Генерация отчетов в субд access лабораторная...
Лабораторная работа №3. Изменения экранного образа таблицы в субд access лабораторная работа №4. Простые и сложные запросы к базе...

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconЛабораторная работа выполняется по темам: «Оптимизационные экономико-математические...
Лабораторная работа выполняется и защищается в соответствии с утвержденным расписанием занятий

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconЛабораторная работа по теме «Тема 10. Лабораторная работа «Текстовые файлы»
Цель лабораторной работы состоит в изучении средств vb и средств vs для работы с текстовыми файлами

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconЗакон Ома для участка цепи без эдс. Сопротивление проводника. Падение...
Лабораторная работа: «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решётки»

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconА. В. Федорова менеджер по продажам
Подвеска автомобиля предназначена для обеспечения упругой связи между колесами и кузовом автомобиля за счет восприятия действующих...

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconЛабораторная работа №4. Информатика в старшей школе. Цели и содержание...
Лабораторная работа № Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Стандарт школьного образования по информатике...

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconТягово-скоростные свойства автомобиля
При анализе тягово-скоростных свойств автомобиля производится расчет и построение следующих характеристик автомобиля

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconЛабораторная работа 14
Создание шаблона. Работа с шаблонами документов. Совместное использование Word и Excel

Лабораторная работа № Геометрические параметры профильной проходимости автомобиля iconВождение автомобилей высокой проходимости
Вождение автомобилей высокой проходимости. Лаврентьев В. Б. М., «Транспорт», 1974. 96 г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов