Решение референдума




НазваниеРешение референдума
страница1/14
Дата публикации18.07.2013
Размер1.57 Mb.
ТипРешение
zadocs.ru > Право > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
1.Понятие права, его сущность. Соотношение права и морали.

Право в ОБЪЕКТИВНОМ смысле – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством, направленных на регулирование общественных отношений.

Право в СУБЪЕКТИВНОМ смысле – мера юридически возможного поведения субъекта, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

3 способа правового воздействия:

  • Запрещение; Дозволение; Обязывание.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Виды:

  • Общесоциальные (экономич.-законод. Регулирование экономики страны, политич.-какими органами, как осущ власть, ряд зак-х актов, воспитат.-направления: предупреждение (беседы) и связь с гультурой (интересуется обществом), нагазания).

  • Специально-юридические (регулятивная-регулирует права и интересы; охранительная- охраняет права и интересы).

До XIVв. мораль как бы включалась в право. По Канту мораль – сфера внутренней свободы человека, а право - его внешней свободы. Право и мораль находятся в неразрывной связи. У них есть общее, и в то же время значительные различия. Общее: они оба явл. основными социальными регуляторами, тесно взаимодействуют м/у собой в упорядочении обществ-х отношений. П. и М. различаются по форме своего выражения, по сфере действия, по способу регулирования.
^ 2. Виды нормативных правовых актов. действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт – представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Виды:

  • Конституция Республики Беларусь .

  • Решение референдума 

  • Программный закон 

  • Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

  • Закон Республики Беларусь 

  • Декрет Президента Республики Беларусь 

  • Указ Президента Республики Беларусь 

  • Директива Президента Республики Беларусь 

  • Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь –Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

  • Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь 

  • Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь

  • Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

  • Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

  • Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

  • Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

  • Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

  • Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Статья 66. Действие нормативного правового акта во времени

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления – на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
^ 3.Система права. Понятие отрасли и института права

Система права – это внутр стр-ра права, состоящая из взаимосогласованных элементов: нормы права, институты права, подотраслей и отраслей права.

^ Норма права – это формально определенно правило поведения, устанавливаемое и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественны отношений.

^ Норма состоит: гипотеза – диспозиция – санкция.

-гипотеза (если) – часть нормы, указывающая условия, при которых у участников регули-руемого общественного отно-шения возникают юридические права и обяз-ти.

-диспозиция (то) – часть нормы, раскрывающая содержание пове-дения субъекта права, имеющее ее юридическую значимость.

-санкция (иначе) – указания на неблагоприятные последствия нарушения правового предписа-ния.

Институт права – совокупность юридических норм, направленных на црегулирование однородных общ. Отнош. (нпр. Институт заработной платы).

Подотрасль – сов-ть норм, родственных институту(напр. Наследственное право)

^ Отрасль права – сов-ть юрид норм, институтов, подтраслей права, направл. На урегулир. однородных обществ. отношений (семейное, трудовое, административное и др.)

^ Источники права:

  1. Нормативный акт – правовой акт, который содержит силу нормы права и направлен на урегулирование общественных отношений.

  2. Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения людей, которое в результате многократного применения вошло в сознании в привычку и привело к правовому закреплению.

  3. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.(когда имеет место пробел в законодательстве)

  4. Нормативный договор – соглашение о взаимных обязательствах, которые имеют силу нормы права.

  5. Юридическая доктрина

  6. Священное (религиозное) писание.


^ 4.Понятие и сущность государства, его функции.

Государство – организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (национальные, классовые, религиозные) в пределах определенной территории.

2 подхода к сущности гос-ва:

  1. классовый(осущ. интересы господствующих слоев)

  2. социальный(интересы всех (демократический режим:реализует ф-ции в интересах всего населения).

Бывает расовый, религиозный, национальный и другие.

Признаки гос-ва: территория, народ, власть.

Функции государства:

  • основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, характерных для данного государства нормах, свойственными ему методами

  • в зависимости от направленности различают внутренние и внешние(экономическая, идеологическая, соц-культ., экологическая, охрана правопорядка;; оборона, сотрудничество с другими гос-ми, поддержание мира.)

  • в зав-ти от продолжит-ти – временные, постоянные;

Формы реализации ф-ций гос: 1.правотворческая, 2.правоиспол-нительная, 3. Правоохранительная
^ 5. Формы государства.

Форма гос-ва – организация полит. власти, охватывающая форму правления, форму гос-го устройства и полит-й (гос-ый) режим (это э-ты формы гос-ва). Форма правления – монархия –по наследству (абсолютная, ограниченная (парламентарная, конституциональная)) и республика (президентская,парламентская,смешанная). Формы гос-го устройства: 1.унитарная (единая) 2.федера-тивная (Российская Федерация)3.конфедеративная (СНГ). По полит режиму-совок-сть методов и средств осуществления го.власти: демократич (народ), тоталитарн(полный контроль над всеми сферами жизни).,авторитарные(власть в руках одного лица), либеральные(минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан).
^ 6. Конституционный строй (понятие, характерные черты и принципы).

Конституционный строй – это определенная форма, способ организации государства, который закреплен в его конституции.

Структура:

  1. Политическая система.(государство, политические партии, общественные объединения и коллективы).

  2. Экономическая система. Основу экономической системы составляют находящиеся в стадии становления социальные рыночные хозяйства, основанные на разнообразных формах собственности, экномических, общественных отношениях, связанных с владением, пользованием, распоряжением этой собственностью; производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ.

  3. Социальные отношения – это система соц. Отнош., которые складываются, развиваясь в обществе (охрана труда и здоровья людей, установление минимального размера оплаты труда, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, стипендий, пособий и других гарантий социальной защиты).

  4. Духовно-культурные отношения – это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ (образование наука).

Принципы:

  1. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

  2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

  3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ

  4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

  5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

  6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную

  7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

  8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

  9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

  10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

  11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

  12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

  13. Собственность может быть государственной и частной.

  14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

  15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

  16. Религии и вероисповедания равны перед законом.

  17. Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

  18. Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

  19. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

  20. Столица Республики Беларусь - город Минск.

(выучите наиболее важные)
^ 7.Конституционно-правовой статус личности. Понятие гражданства.

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

  • каждый имеет право на гражданство;

  • гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;

  • гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;

  • никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;

Республика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) (далее, если не указано иное, – гражданство) другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.
^ Вопрос № 8 «Конституция РБ. Ее структура, общая характеристика, содержание»

Конституция РБ была принята на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь  двенадцатого созыва 15 марта 1994 года. С изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. В структуру Конституции входят: 9 разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего 8 глав), 146 статей. Есть преамбула: подчеркивается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. Конституция обладает определёнными юридическими свойствами: Конституция – Основной закон государства; Конституция является ядром правовой системы государства; В Конституции определяется иерархия юридических актов; Конституция обладает верховенством и по отношению к тем правовым актам.

^ В 1 разделе “Основы конституционного строя”. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, то есть верховенства воли народа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение референдума iconМихаил Пастухов Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского...
Развитие правовой системы Беларуси (до и после ноябрьского 1996 года референдума)

Решение референдума iconРуководитель (Ф. И. О., степень, должность)
Институт референдума в зарубежных странах (на примере Швейцарии, Франции, Украины)

Решение референдума iconВопросы к экзамену по дифференциальным уравнениям группа нмб-11
Определение дифференциального уравнения первого порядка. Решение, общее решение, интегральная кривая, общий интеграл, задача Коши,...

Решение референдума iconСводный план
Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению...

Решение референдума iconРешение принять решение это уже решение
Кейс (от английского case) — многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от латинского casus),...

Решение референдума iconКонституция республики казахстан
День вступления Конституции в силу 5 сентября 1995 г. (В этот день в газетах «Егемен Казакстан» и«Казахстанская правда» были опубликованы...

Решение референдума iconРешение системы
Решить систему методом Жордано Гаусса. Найти общее решение и два частных. Сделать проверку общего решения

Решение референдума iconМудрости на пути правителя
На пути принятия решений можно принять любое решение, но ни одно решение не решает всех вопросов

Решение референдума iconТерриториальная избирательная комиссия №16 Муниципальное образование...
Санкт-Петербурга, для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на всех видах выборов, местных...

Решение референдума iconДля решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для...
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов