1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период




Скачать 227.11 Kb.
Название1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период
Дата публикации18.07.2013
Размер227.11 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы


Приложение № 6 Лекция: Механизм исчисления трудовых пенсий

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период
1.1 Правила исчисления государственной трудовой пенсии, действовавшие до 1998 г. (по Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года)
Основу механизма исчисления государственной трудовой пенсии, предусмотренного Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340-1 (далее - Законом 1990года), составляли следующие принципы:

  • пенсия исчислялась на основе заработка работника, в который включались все выплаты за работу, формировавшие уровень жизни в период трудовой деятельности;

  • высокие размеры трудовых пенсий по отношению к заработку, на основе которого они подсчитываются, и дифференциация этих
    размеров в зависимости от длительности трудовой деятельности;

  • исчисление пенсии из полного фактически начисленного заработка до удержания из него различных налогов и иных обязательных сборов и подсчет среднемесячного заработка за «выгодные» периоды трудовой деятельности;

  • объективно обоснованные минимальные и максимальные размеры пенсий, разумное их соотношение, а также корректировка этих размеров в зависимости от длительности работы, службы, местности проживания пенсионера;

  • начисление к основному размеру пенсии компенсирующих надбавок — на уход за пенсионером и на нетрудоспособных его иждивенцев;

  • повышение пенсий отдельным категориям граждан с учетом обстоятельств, которые указаны непосредственно в законах;

К сожалению, правовой механизм, заложенный в Законе 1990 г. и некоторый период действовавший, оказался впоследствии разрушенным, хотя отдельные его элементы сохранились. Однако они, будучи оторванными от других, потеряли свое значение.

В некоторых случаях пенсия не исчисляется из заработка, а устанавливается в определенных твердых суммах. Так определяются размеры пенсий при установлении их по Закону 1990 г. — во-первых, на основаниях, предусмотренных для военнослужащих и их семей, во-вторых, на детей — круглых сирот и детей умершей одинокой матери. Размеры этих пенсий хотя и определены в твердых суммах, однако, как правило, несколько выше тех пенсий, которые исчисляются из заработка. В твердых размерах устанавливаются также все социальные пенсии.

Принципиальное значение при определении пенсии на основе заработка имеют два обстоятельства: состав заработка и периоды, за которые подсчитывается среднемесячный заработок. В нормативных правовых актах всех стран, регулирующих пенсионные отношения, определяются эти параметры, касающиеся заработка. Определены они и в указанных российских пенсионных законах.

От того, какие выплаты учитываются в составе заработка, а какие не учитываются, зависит как абсолютный, так и относительный уровень пенсионного обеспечения. Понятно, что при исчислении пенсии, например, лишь из оклада по занимаемой должности, без надбавок и доплат к нему пенсия окажется ниже, чем исчисляемая из полного фактического заработка.

В Законе 1990 г. содержится, можно сказать, идеальное правило: в заработок включаются все виды выплат (дохода), полученные в связи с выполнением работы, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Это правило претерпело некоторые изменения, но суть его сохранилась — при исчислении пенсии учитывается весь заработок, за исключением некоторых выплат, которые практически не относятся к оплате труда, например компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск, и некоторые другие подобные выплаты, указанные в ст. 89 Закона 1990 г. Российским пенсионным Законом 1990 г. предусмотрены, во-первых, периоды, за которые подсчитывается среднемесячный заработок при назначении пенсии, и, во-вторых, возможность замены отдельных месяцев, когда работа по соответствующим причинам не выполнялась либо выполнялась неполный месяц, на другие.

Периоды, за которые подсчитывается заработок, имеют существенное значение, как и состав заработка. Основная цель их установления, — с одной стороны, гарантировать исчисление пенсии из характерного для данного работника заработка, соответствующего главным образом его профессиональному уровню, а с другой — предотвратить исчисление пенсии из случайного, не характерного для работника заработка.

Согласно Закону 1990 г., среднемесячный заработок может определяться за один из двух периодов: длительный или сравнительно короткий. Какой из этих периодов выбрать, решает обратившийся за пенсией. Естественно, он выбирает тот период, заработок за который выше.

Короткий период — это 24 последних месяца работы подряд перед обращением за пенсией. Он отсчитывается с месяца работы, предшествующего тому месяцу, в котором прекращена работа. Выбора точки отсчета «рабочих» месяцев в данном случае нет.

Длительный период — это 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности. Отсчитываются эти 60 месяцев с любого месяца работы по выбору обратившегося за пенсией. В данном случае, следовательно, есть выбор, с какого месяца начать исчисление этих 60 месяцев работы подряд.

Перерывы в трудовой деятельности значения не имеют — соответственно месяцы работы (24 или 60) берутся подряд, несмотря на перерывы между «рабочими» месяцами (они могут быть даже длительными, допустим, год, три года).

По желанию обратившегося за пенсией из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются неполные месяцы в связи с началом и окончанием работы не с первого числа месяца и некоторые другие периоды. Заменяются указанные месяцы другими месяцами («рабочими»), которые непосредственно предшествовали избранному периоду или непосредственно следовали за ним.

Порядок подсчета среднемесячного заработка прост: заработок за все месяцы работы (24 или 60) складывается и полученная общая сумма заработка делится соответственно на 24 или на 60.

При расчете заработка к заработку, полученному за прошлые периоды, применялась целая система коэффициентов, с тем, чтобы их "осовременить" для исчисления размера пенсии.

Действовали два общих правила начисления надбавок к пенсии независимо от основания их установления. Они касаются всех надбавок, в том числе надбавок на нетрудоспособных иждивенцев неработающего пенсионера.

  1. Надбавки начисляются к основному размеру пенсии, определенному по установленным правилам, после соответствующего повышения пенсии.

  2. Надбавки начисляются сверх минимального и максимального размеров пенсии. Таким образом, пенсия с надбавками превышает эти размеры на сумму надбавок, т. е. пенсия вместе с надбавками не ограничивается какой-либо предельной суммой.

Третье правило касается только надбавки на нетрудоспособных иждивенцев, которая устанавливается лишь неработающим пенсионерам. Оно предусматривает, что при наличии в семье двух или более неработающих пенсионеров каждый нетрудоспособный член семьи, находящийся на их общем иждивении, учитывается для надбавки лишь одному из пенсионеров, по их выбору.

Предусмотрены также два способа повышения пенсий. Первый способ — повышение самой пенсии, исчисленной в соответствии с установленными правилами, в определенном процентном отношении к ней. Так повышается пенсия Героям Советского Союза и Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда .

Второй способ — повышение пенсии на определенный процент минимального размера пенсии по старости — на 100 или 50%. Этот способ более распространен, таким образом повышается пенсия всех других категорий граждан, указанных в ст. 110 Закона 1990 г. Например, на 100% минимального размера пенсии по старости повышается пенсия участникам Великой Отечественной войны, гражданам — бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, и др. категориям.

Повышается любая пенсия, в том числе пенсия за выслугу лет. Пенсия может повышаться по нескольким основаниям, например как Герою и участнику Великой Отечественной войны, и т.д. Однако в ряде случаев не допускается повышение пенсий по сходным основаниям.

Таким образом, Закон 1990 г. предусматривает метод исчисления пенсии из заработка, действующий со времени принятия данного закона, — исчисление пенсии из индивидуального заработка, без какого-либо его ограничения, но с ограничением основного размера пенсии, подсчитанного на основе такого заработка в процентах к нему, определенным максимумом.

Трудовая пенсия по старости определялась в размере 55% заработка при наличии требуемого для назначения полной пенсии общего трудового стажа (как правило, 25 лет - у мужчин или 20 лет - у женщин) из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет и повышалась на 1 процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 20процентов.

Первый метод исчисления пенсии предусматривал льготы по зачету в трудовой стаж различных периодов, не связанных с работой, а также льготное исчисление некоторых периодов работы (в полуторном, двойном и т.д. размере).

Размер пенсии не мог быть ниже минимального размера пенсии по старости (к концу 2001 г.- 185 руб. 2 коп.) Размер пенсии также не мог быть более 3 минимальных размеров пенсии по старости, т.е. 555 руб. 96 коп.

При назначении пенсий с использованием первого метода по Закону 1990 г. ко всем пенсиям, размеры которых исчислены по соответствующим правилам, устанавливается определенная компенсационная выплата, ее уровень и правила начисления регулируются не законом, а Указами Президента РФ.

Применение первого метода в сочетании с целенаправленным сдерживанием и замораживанием минимального размера пенсии по старости, а это, как отмечалось, базовый размер, привело к резкому, беспрецедентному падению реального уровня пенсионного обеспечения.

С конца 1993 г. государство фактически прекратило индексацию пенсий, назначенных по Закону 1990 г. Сначала, с 1 ноября 1993 г., компенсационная выплата устанавливалась в одинаковом размере для всех пенсионеров, ее уровень определялся волевым порядком по «остаточному» принципу. С 1 мая 1996 г. введена так называемая дифференцированная компенсационная выплата. Ее размеры уменьшались по мере увеличения размеров пенсии.

Общая сумма пенсии определяется следующим образом: 1) подсчитывается основной размер пенсии; 2) если сумма пенсии (основной ее размер) не достигает минимального размера пенсии, то она повышается до этого размера, а если сумма пенсии превышает установленный максимальный размер пенсии, то она снижается до этого размера; 3) определяются размеры соответствующих надбавок к пенсии и надбавки присоединяются к основному размеру пенсии, подсчитанному с учетом минимального и максимального размеров пенсии; 4) общая сумма пенсии с надбавками повышается в установленном порядке; 5) к общей сумме, включая надбавки и повышение пенсии, прибавляется соответствующая сумма компенсационной выплаты.

Возможны случаи, когда пенсия, исчисленная из заработка, не достигает минимального размера соответствующей пенсии. В таких случаях пенсия устанавливается обычно в минимальном размере. Для тех граждан, которые проживают в районах, где заработная плата определяется с учетом районных коэффициентов, установлено дополнительное правило: минимальный размер пенсии определяется для них с учетом районного коэффициента.

В таком же порядке определяются и максимальные размеры трудовых пенсий: они повышаются с учетом установленного коэффициента к заработной плате. С 1 апреля 1998 г. предельный уровень коэффициента, установленный ранее (1,5), отменен. При выезде из указанных районов граждан, которым пенсия назначена в связи с длительной работой на Севере, на новое постоянное место жительства за ними сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяется максимальный размер пенсии, составляет 1,5.
1.2 Правила расчета государственной трудовой пенсии, действовавшие после 1998 года (по Федеральному закону «О порядке исчисления и увеличения размеров государственных пенсий» от 20 июля 1997 г. № 113-ФЗ
Второй метод исчисления государственных трудовых пенсий был введен сравнительно недавно, 1 февраля 1998 г. Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения размеров государственных пенсий» от 20 июля 1997 г. № 113-ФЗ.

Это исчисление пенсии из индивидуального заработка, но не выше чем из среднемесячного, сложившегося в стране и определяемого по особым правилам.

Первый метод применяется при исчислении пенсии по Закону 1990 г. всем гражданам, включая работающих. Второй — используется при назначении пенсий по Закону 1990 г. не всем гражданам, а только тем, кто оставил трудовую деятельность.

Размер пенсии определяется реальным заработком работника и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Суть второго метода состоит в том, что основной размер пенсии определяется с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, который исключил льготы по зачету в трудовой стаж различных периодов, не связанных с работой, а также льготное исчисление некоторых периодов работы (в полуторном, двойном и т.д. размере).

Пенсия также определялась в зависимости от имеющегося общего трудового стажа в размере от 0,55 до 0,75и среднемесячной заработной платы в стране за предыдущий квартал, умноженной на отношение заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, взятых за один и тот же период. Индивидуальный коэффициент рассчитывается в два приема.

Сначала исчисляется соотношение среднемесячного заработка конкретного пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране. Для этого среднемесячный заработок пенсионера делится на среднюю заработную плату в стране (периоды подсчета заработка должны теоретически совпадать). При этом предусмотрено два правила.

Первое касается утверждения среднемесячной заработной платы в стране Правительством РФ по представлению Госкомстата РФ. Порядок расчета среднемесячной заработной платы за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» утвержден постановлением Минтруда от 4 апреля 2000 г. N 27 (ред. от 17.05.2001) "Об утверждении Порядка расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом "О Порядке исчисления и увеличения государственных пенсий."

Второе правило касается уровня допустимого соотношения среднего заработка пенсионера и среднего заработка в стране. По закону оно составляло 0,7. Однако Указами Президента РФ его уровень повышен до 0,8, до 0,95 (соответственно, с 1 мая и с 1 августа 2000 г.), а затем до 1,2 (с 1мая 2001 г.). Таким образом, компетенция устанавливать это соотношение перешла к Президенту РФ.

Затем определяется размер пенсии в процентах к заработку, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа. При этом учитывается не общий трудовой стаж, а страховой трудовой стаж, который исчисляется по иным, более жестким, правилам, чем общий трудовой стаж, в календарном порядке. В связи с тем, что страховой стаж обычно меньше, чем общий, ниже и процентное отношение пенсии к среднемесячному заработку.

После этого рассчитывается индивидуальный коэффициент пенсионера: размер пенсии, полагающийся пенсионеру в зависимости от продолжительности страхового стажа, умножается на соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, но не более, чем на 1,2 (с 1 мая 2001 г.). Индивидуальный коэффициент пенсионера для пенсии по старости при полном стаже колеблется, следовательно, от 66% (при страховом стаже 25 и 20 лет соответственно у мужчин и женщин) до 90% (при страховом стаже 45 и 40 лет и выше соответственно у мужчин и женщин). Определяются коэффициенты следующим образом — 55% х 1,2 и 75% х 1,2.

Размер пенсии, исчисленный с применением индивидуального коэффициента, напрямую не ограничивается максимальным размером, установленным Законом 1990 г. Однако новый порядок практически косвенно предусматривает такой размер, так как ограничивалось учитываемое соотношение заработка пенсионера и зарплаты в стране (не более 1.2)

К пенсиям, исчисленным с применением индивидуального коэффициента, компенсационная выплата не устанавливается.

Размер пенсии, исчисленной с применением индивидуального коэффициента пенсионера, может оказаться ниже, чем размер пенсии, определенный по первому способу подсчета пенсии (например, в связи с тем, что страховой стаж значительно меньше, чем общий трудовой стаж). В таких случаях пенсионер вправе выбрать порядок исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента. ).

Более высокое отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране предусмотрено с 1 августа 2001 г. для граждан, проживающих на Крайнем Севере.

Можно резюмировать, что ранее действовавшие правила исчисления государственных трудовых пенсий, несмотря на различия, имеют общие принципы исчисления: пенсия исчисляется в процентах от заработка работника, в который включались все выплаты за работу, формировавшие уровень жизни в период трудовой деятельности; высокие размеры трудовых пенсий по отношению к заработку, на основе которого они подсчитываются, и дифференциация этих размеров в зависимости от длительности трудовой деятельности. Вместе с тем, в обеих методиках предусмотрены искусственные ограничения размеров пенсий – в первом случае прямые, во втором - косвенные.

2. Современный механизм расчета трудовой пенсии в России: общие правила
Правовой режим исчисления трудовых пенсий по старости в РФ осуществляется Законом № 173-ФЗ в редакции Закона № 213-ФЗ. Указанные законы закрепили создание в РФ страховой пенсионной системы, предусмотрев право на трудовую пенсию только для граждан, застрахованных по системе обязательного пенсионного страхования, выработавших необходимый размер страхового стажа.

Ст.5 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» закрепляет трудовые пенсии трех видов: трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Размеры трудовых пенсий и порядок их исчисления регулируются главой 4 Закона № 173-ФЗ, статьями 14, 15 и 16, а также статьями 291, 30, 301, 302 главы 6 указанного Закона.

С 2010 года финансовое обеспечение выплаты всех частей трудовых пенсий, в том числе трудовой пенсии по старости, осуществляется за счёт сумм страховых взносов работодателей (страхователей). В связи с этим базовая часть перешла в страховую в виде фиксированного базового размера, и финансируется не из федерального бюджета, а за счет сумм страховых взносов аналогично страховой составляющей.

Трудовая пенсия по старости теперь состоит из двух частей: страховой и накопительной. Этот порядок установлен в новой редакции пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Закона № 173-ФЗ. С учетом указанной структуры трудовой пенсии устанавливается общий размер трудовой пенсии по старости, определяемый как сумма ее составляющих: страховой и накопительной частей.


Указанные законы закрепили структуру трудовой пенсии по инвалидности в составе только страховой составляющей, финансируемой за счет страховых взносов работодателя в ПФР. Формирование накопительной части в структуре данной пенсии не предусмотрено. Статьей 37 Закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ предусмотрены специальные нормы, касающиеся условий назначения накопительной части трудовой пенсии по инвалидности, при наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, имеющего право на трудовую пенсию по инвалидности. Согласно п.3 ст.6 Закона № 173-ФЗ инвалиды будут иметь право на накопительную часть трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной, по достижении соответствующего пенсионного возраста, предусмотренного для трудовой пенсии по старости.

Указанные законы закрепили структуру трудовой пенсии по случаю потери кормильца в составе только страховой составляющей, финансируемой за счет страховых взносов работодателей в Пенсионный Фонд России (далее – ПФР). В связи с этим базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца перешла в страховую в виде фиксированного базового размера. Этот порядок установлен в новой редакции п. 1 ст. 5, п. 1 ст.16 Закона № 173-ФЗ. С учетом указанной структуры трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается ее общий размер, определяемый как величина страховой составляющей, включая фиксированный базовый размер.

В практическом плане это означает, что в структуре указанной трудовой пенсии не может быть накопительной части трудовой пенсии.
^

При этом внутри страховой составляющей каждого вида трудовой пенсии выделен фиксированный базовый размер.


Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме, которая дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, группы инвалидности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи. При этом фиксированный базовый размер страховой части (далее – ФБР) устанавливается в сумме, предусмотренной пунктами 2-18 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, пунктами 2-11 ст. 15 Закона № 173-ФЗ и пунктом 9 ст. 16 Закона № 173-ФЗ).

Размер ФБР трудовой пенсии по старости и по инвалидности дифференцирован в зависимости от статуса гражданина, наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи и подразделяется на основной и повышенный размер. ФБР трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в твердой сумме, которая дифференцируется в зависимости от категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Основной размер ФБР трудовой пенсии по старости составляет 2562 рубля в месяц и подлежит увеличению при индексации страховой части, ФБР остальных трудовых пенсий устанавливаются в кратном соотношении к величине основного размера ФБР.

Повышенные размеры ФБР для лиц, достигших 80 лет и инвалидов 1 группы, составляют 5124 руб.(двойной размер основной ФБР).

Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Закона № 173-ФЗ, ФБР увеличивается на 854 руб. за каждого нетрудоспособного иждивенца, но не более чем за троих иждивенцев..

Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – РКС, МКС), размер ФБР увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, либо устанавливается в повышенном размере на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 14 Закона № 173-ФЗ:

СЧ = ПК: Т + Б, где:

ПК – сумма расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, определяемая по формуле статьи 29, 291, 301;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который составляет с 1 января 2013 года 19 лет (228 месяцев). Базой для определения размера страховой составляющей трудовых пенсий является расчетный пенсионный капитал..

Формула определения суммы расчётного пенсионного капитала застрахованных лиц, с учётом которого исчисляется размер страховой составляющей трудовой пенсии, определена ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,

исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ;

СВ - сумма валоризации, определяемая по правилам статьи 30.1 Закона № 173-ФЗ;

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

Порядок исчисления ПК1 – части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица – определяется по нормам статьи 30 Закона № 173-ФЗ по формуле:

ПК = (РП - 450 рублей) x T, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 1 января 2002 года;

T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом о трудовых пенсиях (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 данного Федерального закона).

Кроме того, при расчете ПК1 производится индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 Закона 3 173-ФЗ, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии..

Накопительная часть трудовой пенсии по старости устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений).

Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле, указанной в пункте 2 статьи 15 Закона № 173-ФЗ, аналогично исчислению страховой части трудовой пенсии по старости, однако в знаменателе указанной формулы период Т дополнительно умножается на показатель К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется аналогично исчислению страховой составляющей трудовой пенсии по инвалидности с применением показателя К, по формулам, указанным в п.п.1 - 8 статьи 16 Закона № 173-ФЗ. Особенностью исчисления является деление страховой составляющей на количество нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

В соответствии с п.1 ст.16 размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (за исключением трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери – круглым сиротам) каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца определяется по формуле:

П = ПК / (Т x К) / КН + Б, где

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам, рассчитываемой аналогично расчету данного показателя для трудовой пенсии по инвалидности;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

К числу законодательных нововведений с 1 января 2010 года следует отнести порядок исчисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям – круглым сиротам (п.п.2 – 7 ст.16 Закона № 173-ФЗ). При этом учитывается расчетный пенсионный капитал каждого умершего кормильца, а для детей умершей одинокой матери данный показатель удваивается;

Порядок исчисления РП различается в зависимости от того, по какому из ранее действовавших Законов исчисляется РП: по Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340 или по Федеральному закону «О порядке исчисления и увеличения размеров государственных пенсий» от 20 июля 1997г.№113-ФЗ.

При исчислении РП в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, т.е. в порядке вышеуказанного закона, с применением индивидуального коэффициента пенсионера расчетный размер трудовой пенсии РП определяется аналогично методике расчета государственной трудовой пенсии, действовавшей после 1998 года (по Федеральному закону от 20 июля 1997 г. № 113-ФЗ. При выборе порядка определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 Закона № 173-ФЗ, расчетная пенсия РП исчисляется аналогично методике, установленной Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340 по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

СК - стажевый коэффициент, который при выработке нормативного трудового стажа составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для граждан, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости по статьям 27 и 28 Закона № 173 – ФЗ, указанный показатель исчисляется по нормативам исходя из величины специального страхового стажа либо страхового стажа, предусмотренного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан.
^ Выводы о современном состоянии механизма исчисления и размеров трудовой пенсии :

Исторически советская, а затем и российская пенсионная система строилась на четкой зависимости от трудового стажа права на пенсию и ее размера. Основу механизма исчисления государственной трудовой пенсии, предусмотренного Законом 1990года, составляли следующие принципы:

— исчисление пенсии из индивидуального заработка работника, в который включались все выплаты за работу, без какого-либо его ограничения, но с ограничением основного размера пенсии, подсчитанного на основе такого заработка в процентах к нему, определенным максимумом.

  • высокие размеры трудовых пенсий по отношению к заработку, на основе которого они подсчитываются, и дифференциация этих
    размеров в зависимости от длительности трудовой деятельности;

  • начисление к основному размеру пенсии компенсирующих надбавок и повышение пенсий отдельным категориям граждан с учетом обстоятельств, которые указаны непосредственно в законах;

Указанный метод исчисления пенсии предусматривал льготы по зачету в трудовой стаж различных периодов, не связанных с работой, а также льготное исчисление некоторых периодов работы.

Второй метод исчисления государственных трудовых пенсий был введен с 1 февраля 1998 г. Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения размеров государственных пенсий» от 20 июля 1997 г. № 113-ФЗ. Это исчисление пенсии из индивидуального заработка, но не выше чем из среднемесячного, сложившегося в стране и определяемого по особым правилам.

Первый метод применялся при исчислении пенсии по Закону 1990 г. всем гражданам, включая работающих. Второй — использовался при назначении пенсий только тем, кто оставил трудовую деятельность. Суть второго метода состояла в том, что основной размер пенсии определялся с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, который исключил льготы по зачету в трудовой стаж различных периодов, не связанных с работой, а также льготное исчисление некоторых периодов работы.

Индивидуальный коэффициент рассчитывался путем определения соотношения среднемесячного заработка конкретного пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране. Затем определяется размер пенсии в процентах к заработку, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа. При этом учитывается не общий трудовой стаж, а страховой трудовой стаж, который исчисляется по иным, более жестким, правилам, чем ОТС, в календарном порядке. Размер пенсии, исчисленный с применением индивидуального коэффициента, напрямую не ограничивается максимальным размером, установленным Законом 1990 г. Однако новый порядок практически косвенно предусматривает такой размер, так как ограничивалось учитываемое соотношение заработка пенсионера и зарплаты в стране (не более 1.2)

К сожалению, правовой механизм, заложенный в Законе 1990 г. и некоторый период действовавший, оказался впоследствии разрушенным, хотя отдельные его элементы сохранились. Однако они, будучи оторванными от других, потеряли свое значение.

С 1 января 2002 г., после вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, пенсии стали трудовыми лишь по названию. Вряд ли можно назвать трудовым вкладом гражданина в народное хозяйство требуемые по ст. 7 данного закона 5 лет страхового стажа как для мужчин, так и для женщин для назначения трудовой пенсии по старости. Отсутствие зависимости размеров трудовых пенсий от величины трудового вклада и заработка работника, на наш взгляд, играет негативную роль. Размер трудовых пенсий и порядок их исчисления регулируется Законом № 173-ФЗ. При этом механизм исчисления страховой составляющей предусматривает зависимость размеров трудовой пенсии не от величины страхового стажа и среднемесячного заработка, а от величины уплаченных за работника страховых взносов. Стажевые показатели учитываются только при оценке пенсионных прав, приобретенных гражданином за период до 1 января 2002 года.

С 1 января 2010 года Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ внесены значительные изменения в законодательство, регулирующее институт трудовой пенсии, в том числе в структуру и порядок ее исчисления. Введена новая структура трудовой пенсии, которая финансируется за счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых работодателем. Исчисление, перерасчет и индексация страховой и накопительной частей трудовой пенсии производится по собственным правилам. При этом в структуре трудовой пенсии фиксированный базовый размер является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию.

По мнению ученых, необходим возврат к нормам, устанавливающим размер пенсии в определенной пропорции к заработку, получаемому перед ее назначением, и исчисление пенсий исходя из величины страхового стажа работников, введя в формулу ограничивающий коэффициент по доходам.

Вышеуказанные законодательные новеллы позволят увеличить размеры трудовых пенсий застрахованным лицам. Вместе с тем, размеры трудовых пенсий не позволяют в полной мере обеспечить материальное благополучие граждан. В определенной мере указанная проблема решается за счет введения с 1 января социальной доплаты к пенсии тем категориям, уровень дохода которых ниже прожиточного минимума в соответствующем регионе. Однако это не обеспечит существенного подъема жизненного уровня граждан. По мнению ученых, размер трудовых пенсий можно и нужно ориентировать не только на величину прожиточного минимума, но и на величину средней заработной платы работающих категорий граждан. Решить эту проблему могут только кардинальные экономические меры по достижению положительной динамики коэффициента замещения пенсией утраченного заработка в системе обязательного пенсионного страхования.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconТема: Определение размеров и порядок исчисления трудовых пенсий по инвалидности
Составить таблицу размеров трудовой пенсии по инвалидности с использованием ипс «Гарант»

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconТема: Исчисление размеров трудовой пенсии по старости на общих основаниях
Составить таблицу размеров страховой части трудовой пенсии по старости с использованием ипс «Гарант»

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconЛекция на тему: Институт перерасчета размера трудовой пенсии
Понятие и сущность института перерасчета размера трудовой пенсии как составного элемента пенсионного процесса

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconПервый период
Тема 19. Общая характеристика творчества А. Н. Островского. Общая характеристика драмы «Гроза»

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconТема: Решение практических задач на определение условий назначения,...
Задание 1 Найдите ошибку в ходе решения задачи на определение условий назначения и размеров досрочно назначаемой трудовой пенсии...

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconПорядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное...
Во исполнение требований пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 Приказом Минздравсоцразвития...

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconОбщая характеристика задач энергоснабжения и автоматизации энергоучета
Общая характеристика систем потребления электрической и тепловой энергии

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconБанкротство: общая характеристика
Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconВосточно-сирийские церковные писатели IV в. Общая характеристика....
Ок. 260 или 275 после 345, восточнохрист писатель. Род в Персии, видимо, в семье зороастрийцев. Имя А. встречается не ранее IХ в.,...

1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой пенсии в дореформенный период iconЗаявление о единовременной выплате средств пенсионных накоплений,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов