Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III




Скачать 401.83 Kb.
НазваниеСтатистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III
страница1/2
Дата публикации18.07.2013
Размер401.83 Kb.
ТипПояснительная записка
zadocs.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ) РГСУ

Кафедра государственного, муниципального управления и документоведения

И.И. Москалева

СТАТИСТИКА

Учебно-методические материалы по проведению

семинарских и практических занятий
Часть III


Курск 2011

УДК 31 (075)

ББК 60.6я73

М82
Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по дисциплине «Статистика» подготовлены кандидатом экономических наук, доцентом кафедры государственного, муниципального управления и документоведения КИСО (филиала) РГСУ И.И. Москалевой
Рецензент:

Доктор сельскохозяйственных наук, кандидат экономических наук,

профессор В.И. Свиридов
Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по дисциплине «Статистика» утверждены на заседании кафедры государственного, муниципального управления и документоведения КИСО (филиала) РГСУ от 25.02.2011 г., протокол №7
Москалева, И.И.

Статистика: Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий. В 3 ч. Ч. III / И.И. Москалева; Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. – Курск: ООО «Учитель», 2011. – 30 с.
Настоящие учебно-методические материалы регламентируют учебную деятельность студентов специальностей 060400 (080105.65) «Финансы и кредит», 061000 (080504.65) «Государственное и муниципальное управление», 061100 (080507.65) «Менеджмент организации» по подготовке к семинарским и практическим занятиям, содержат планы занятий, вопросы для обсуждения, примеры решения типовых задач, тесты и задания для самостоятельного выполнения, рекомендуемую для изучения литературу.
УДК 31 (075)

ББК 60.6я73


© Москалева Ирина Ивановна, 2011

© Курский институт социального

образования (филиал) РГСУ, 2011

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Статистика» относится к циклу естественнонаучных дисциплин. Изучение этого учебного курса преследует две основные цели:

  • подготовку специалистов, владеющих современной статистической методологией, позволяющей решать конкретные прикладные задачи экономико-статистического анализа.

  • повышение общего уровня статистической культуры студентов, т.е. повышение уровня их аналитического и алгоритмического мышления при проведении экономико-статистического анализа данных.

«Статистика» изучается в двух семестрах: в четвертом – теория статистики, в пятом – социально-экономическая статистика.

В теории статистики рассматриваются основные понятия, категории науки, методы изучения социально-экономических явлений, правила сбора и обработки статистической информации, методы анализа.

Данное пособие является третьим из 3-х частей I раздела учебного курса (теории статистики) и включает темы:

  1. Выборочное наблюдение (занятия № 13 - 15).

  2. Статистические методы изучения взаимосвязей (занятия № 16 - 18).



Занятия № 13, № 14, №15 (практические): Выборочное наблюдение

План

  1. Понятие выборочного наблюдения и его преимущества.

  2. Генеральная и выборочная совокупности, их обобщающие характеристики.

  3. Методы, виды и способы формирования выборочных совокупностей.

  4. Ошибки выборочного наблюдения.

  5. Определение необходимой численности выборки.

  6. Расчет ошибок выборки при различных способах отбора (задача).

  7. Расчет необходимой численности выборки (задача).

Вопросы для обсуждения

1. Какое наблюдение называется выборочным?

2. В чем преимущества выборочного наблюдения перед сплошным?

3. Какие вопросы необходимо решить для проведения выборочного наблюдения?

4. Почему при выборочном наблюдении неизбежны ошибки и как они классифицируются?

5. Каковы условия правильного отбора единиц совокупности при выборочном наблюдении?
^
6. Как производятся собственно-случайный, механический, типический и серийный отборы?

7. В чем различие повторной и бесповторной выборки?

8. Что представляет собой средняя ошибка выборки (для средней и доли)?

9. По каким расчетным формулам находят средние ошибки выборки (для средней и доли) при повторном и бесповторных отборах?
^
10. Что характеризует предельная ошибка выборки и по каким формулам она исчисляется (для средней и доли)?

11. Что показывает коэффициент доверия?

12. В чем значение теоремы Чебышева — Ляпунова для решения задач выборочного наблюдения?

13. Какими способами осуществляется распространение результатов выборочного наблюдения на всю совокупность?
^
14. Зачем и как исчисляются предельные статистические ошибки выборки (для средней и доли)?
15. По каким формулам определяется необходимая численность выборки, обеспечивающая с определенной вероятностью заданную точность наблюдения?
^

Примеры решения типовых задач


Пример 1. Из партии электроламп взята 20%-ная случайная бесповторная выборка для определения среднего веса спирали. Результаты выборки следующие (см. табл.). Определить с вероятностью 0,95 доверительные пределы, в которых лежит средний вес спирали, для всей партии электроламп.

Таблица

Вес, мг

38-40

40-42

42-44

44-46

Число спиралей

15

30

45

10


Решение

Доверительные интервалы для генеральной средней с вероятностью Р:



- средний уровень признака по выборке:



;

При вероятности Р = 0,95 t = 1,96 (по таблице).





Доверительные интервалы для генеральной средней с вероятностью Р = 0,95:

42,0 - 0,3 ≤ ≤. 42,0 +0,3; 41,7 мг. ≤ ≤. 42,3 мг.

Пример 2. На заводе электроламп из партии продукции в количестве 1600 шт. ламп взято на выборку 1600 шт. (случайный, бесповторный отбор), из которых 40 шт. оказались бракованными.

Определить с вероятностью 0,997 пределы, в которых будет находиться процент брака для всей партии продукции.

Решение.

Определяется доля бракованной продукции по выборке:

, или 2,5%.

При вероятности Р = 0,997 t = 3,0 (по таблице);

Размер предельной ошибки

, или 1,1%.

Доверительные интервалы для генеральной доли с вероятностью Р = 0,997

, ;

1,4% ≤ р ≤ 3,6%.

Пример 3. По городской телефонной сети в порядке случайной выборки (механический) отбор произвели 100 наблюдений и установили среднюю продолжительность одного телефонного разговора 5 мин. при среднем квадратическом отклонении 2 мин.

Какова вероятность того, что ошибка репрезентативности при определении средней продолжительности телефонного разговора не превысит 18 сек.?
Решение

По условию задачи известны:

объем выборки - п = 100;

выборочная средняя - = 5 мин.;

выборочное среднее квадратическое отклонение -S=2 мин.;

предельная ошибка выборки - = 18 сек. = 0,3 мин.

;



Затем по таблице на основе значения t определяется вероятность того, что ошибка не превысит заданной величины.

При t = 1,5 вероятность Р = 0,866.

Пример 4. На основе выборочного обследования в отделении связи города предполагается определить долю писем частных лиц в общем объеме отправляемой корреспонденции. Никаких предварительных данных об удельном весе этих писем в общей массе отправляемой корреспонденции не имеется.

Требуется определить численность выборки, если результаты выборки дать с точностью до 1% и гарантировать это с вероятностью 0,95.
Решение

По условию задачи известны:

размер допустимой (предельной) ошибки - Д/> 1%, или 0,01;

принятая вероятность - Р = 0,95;

при Р = 0,95 t = 1,96 (см. приложение 3).

Необходимая численность выборки:



Так как значение w не дано, то следует ориентироваться на наибольшую дисперсию, которой соответствует значение w = 0,5.

.

Таким образом, чтобы с заданной точностью определить долю частных писем в общем объеме отправляемой корреспонденции, необходимо в порядке случайной выборки отобрать 9604 письма.

Пример 5. На предприятии в порядке случайной бесповторной выборки было опрошено 100 рабочих из 1000 и получены следующие данные об их доходе за октябрь:


Месячный доход, руб.

600 - 1000

1000- 1400

1400- 1800

1800-2200

Число рабочих

12

60

20

8


Определить: 1) среднемесячный размер дохода у работников данного предприятия, гарантируя результат с вероятностью 0,997; 2) долю рабочих предприятия, имеющих месячный доход 1400 руб. и выше, гарантируя результат с вероятностью 0,954; 3) необходимую численность выборки при определении среднего месячного дохода работников предприятия, чтобы с вероятностью 0,954 предельная ошибка выборки не превышала 50 руб.; 4) необходимую численность выборки при определении доли рабочих с размером месячного дохода 1400 руб. и выше, чтобы с вероятностью 0,954 предельная ошибка не превышала 4%.
Решение

1. Доверительный интервал среднего размера месячного дохода работников предприятия:

Средний месячный доход по выборке



Предельная ошибка выборки .

При вероятности Р = 0,997 t = 3,0







; ;

2. w - доля рабочих, имеющих размер месячного дохода 1400 руб. и выше:

Предельная ошибка доли

При вероятности Р = 0,954 t = 2.



Доверительные интервалы для генеральной доли:

; 0,28 - 0,085 ≤ р ≤ 0,28 + 0,085;

0,195 ≤ р ≤ 0,365.

3. Необходимая численность выборки для определения среднего месячного дохода определяется по формуле

.

По условию задачи известны:

при вероятности Р = 0,954 t=2

= 50 руб.; S2 = 93184 (по данным предыдущей выборки).

чел.

4. Необходимая численность выборки для определения доли рабочих, имеющих доход 1400 руб. и выше, определяется по формуле

.

По условию задачи известны:

∆р= 2%, или 0,02; при вероятности Р = 0,954 t = 2;

w = 0,28 (по данным предыдущей выборки).

чел.

Пример 6. Операция шлифования при обработке детали № 312 производится в цехе на трех станках. Для определения процента брака для всей партии продукции, выработанной за день, проведена расслоенная (типическая) 10%-ная выборка. Отбор деталей из выработки каждого станка - случайный бесповторный; объем выборки пропорционален размеру выпуска. На первом станке было обработано 1700 деталей, на втором - 2000, на третьем - 1800. Число забракованных деталей в выборке: по первому станку - 2, по второму - 3, по третьему - 3.

Определить: 1) доверительные интервалы, в которых с вероятностью 0,95 заключен процент брака для всей партии продукции: 2) вероятность того, что процент брака для всей партии продукции отличается от полученного по выборке не более чем на 0,6.
Решение

1. Общий объем генеральной совокупности

N = N1 + N2 + N3 = 1700 + 2000 + 1800 = 5500 деталей.

Численность выборки



Численность выборки по станкам

n1 = 170 деталей; n2 = 200 деталей; n3 = 180 деталей.

.

Доверительные интервалы процента брака для всей партии продукции:

p,

где w - процент брака для всей выборочной совокупности;

- предельная ошибка выборки.



; ,

где - среднегрупповая выборочная дисперсия доли.



wi - доля брака для каждого станка.

; ;

или 0,48%.

При вероятности Р = 0,95 t = 1,96 (см. приложение 3).

= 1,96 · 0,48 = 0,94%.

< р < ; 1,45 - 0,94 ≤ р ≤ 1,45 + 0,94; 0,51% ≤ р ≤ 2,39%.

2. Для решения второго задания известна допустимая ошибка = 0,6%, или 0,006.

; отсюда

= 0,0048 (см. решение первого задания).

Величина t = 1,25; ей соответствует вероятность Р = 0,7887

Пример 7. При контрольной проверке качества апельсинов проведена 10%-ная серийная выборка. Из партии, содержащей 50 ящиков апельсинов (вес ящиков одинаков), методом механического отбора взято 5 ящиков. В результате сплошного обследования находящихся в ящике апельсинов получили данные об удельном весе бракованных апельсинов. Результаты следующие:


№ ящика, попавшего в выборку

1

2

3

4

5

Удельный вес бракованной продукции, %

1,2

1,8

2.0

1,0

1,5


Требуется с вероятностью 0,95 установить доверительные интервалы удельного веса бракованной продукции для всей партии апельсинов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconСтатистика учебно-методические материалы по проведению семинарских...
Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по дисциплине «Статистика» подготовлены кандидатом...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconСтатистика учебно-методические материалы по проведению семинарских...
Учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по дисциплине «Статистика» подготовлены кандидатом...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconУчебно-методические указания по самостоятельной работе студентов...
С. В. Рыбак, доцент кафедры теории и истории государства и права Ростовского филиала Российской таможенной академии

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconМетодические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине...
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconМетодические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине...
Характеристика дисциплины, данные об авторе, постреквизиты, пререквизиты дисциплины

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconМетодические указания к выполнению практических занятий для студентов...
Шошин, В. И., Прутской, А. В. Гидротехнические мелиорации (Часть III. Орошение и водоснабжение): методические указания к выполнению...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconРабочая учебная программа дисциплины «Информационное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Он включает...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconМетодические рекомендации, планы семинарских и практических занятий...
Методические рекомендации, планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения...

Статистика учебно-методические материалы по проведению семинарских и практических занятий Часть III iconПланы практических занятий и учебно-методические материалы к ним Практическое занятие №1
Особенности концепции реализма у Гончарова (теория исторической дистанции как непременного условия реалистического изображения, понимание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов