Лекция 5




Скачать 121.73 Kb.
НазваниеЛекция 5
Дата публикации19.07.2013
Размер121.73 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Право > Лекция
Лекция 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: сущность, методы (тарифные и нетарифные).


  1. Виды регулирования внешнеэкономической деятельности.

  2. Тарифное регулирование.

  3. Нетарифное регулирование.




  1. Виды регулирования внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельностисистема государственных мер в интересах национальной экономики, стимулирующих внешнеторговую деятельность отечественных производителей, их защиту от иностранной конкуренции.

Государственное регулирование ВЭД включает таможенно-тарифные и нетарифные меры воздействия на экспорт и импорт.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

К методам государственного регулирования ВЭД относятся экономические и административные.

Экономические методы базируются на использовании экономических инструментов торговой политики (таможенных пошлин, налогов, сборов). К ним относятся таможенно-тарифные методы.

Административные методы основаны на воздействии государства непосредственно на субъектов ВЭД и регламентировании их деятельности. К ним относятся большинство нетарифных методов.

Таможенно-тарифные методы регулирования ВЭД основаны на использовании таможенного тарифа.

Основой таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-ХII в ред. от 5 декабря 1997 г. № 98-3 «О таможенном тарифе», который устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа и правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.

Нетарифные ограничения внешней торговли не связаны с уровнем таможенных пошлин, это меры контроля над ценами, меры количественного контроля; монополистические, административные, финансовые, технические меры, таможенные формальности и др.

^ Паспорт сделкидокумент установленной формы, который оформляется экспортером или импортером по внешнеторговым договорам в таможенных органах, и является основным документом при осуществлении валютного контроля внешнеторговых операций.


  1. Тарифное регулирование.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности государство защищает экономические интересы страны введением специальных защитных мер, которые применяются только в том случае, если установлено, что импорт товара осуществляется в Республику Беларусь в таком возросшем количестве и на таких условиях, что причиняет существенный ущерб отрасли белорусской экономики или создает угрозу его причинения.

^ Тарифные методы регулирования внешней торговливоздействие на потоки товаров с помощью налоговых ограничений. Сюда относятся таможенные сборы, пошлины, акцизы и др., непосредственно влияющие на цену товара, а также косвенные налоги и сборы (НДС, гербовый, муниципальный сборы и др.).

^ Виды ставок таможенных пошлин:

адвалорные, начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфические, начисляются в денежном выражении за единицу измерения облагаемых товаров (за определенное количество товара);

комбинированные, объединяют адвалорные и специфические пошлины.

^ При таможенном оформлении конкретной партии товаров применяется та из двух ставок, которая больше.

Таможенные пошлины устанавливаются, исходя из таможенной оценки товара так называемой таможенной стоимости товара.

^ Таможенные платеживсе виды платежей, которыми облагается товар, пересекающий таможенную границу. Предусмотрены следующие виды платежей: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за таможенное оформление и другие.

^ Таможенные пошлины государственные денежные сборы (налоги), взимаемые таможенными учреждениями с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны.

Таможенная пошлина начисляется таможенными органами Республики Беларусь в соответствии со ставками таможенного тарифа, действующими на день таможенного оформления вещей, подлежащих обложению таможенной пошлиной.

Начисление таможенной пошлины на вещи, подлежащие обложению, производится на основе их таможенной стоимости.

Таможенная пошлина взимается с реальной таможенной стоимости и независимо от ее соответствия указанной при декларирований.

^ Таможенная ставка — величина таможенной пошлины.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-ХII, в ред. от 5 декабря 1997 № 98-З, с изм. и доп. «О таможенном тарифе».

^ Таможенный тариф Республики Беларусь является систематизированным сводом ставок таможенных пошлин, которыми облагаются вещи, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.

Таможенный тариф Республики Беларусь формируется в соответствии с международно признанными принципами и стандартами таможенно-тарифного регулирования и базируется на Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ).

Акцизы — один из видов косвенных налогов, которыми облагаются некоторые товары, при ввозе их на территорию Республики Беларусь.

Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

^ Налог на добавленную стоимость

Во внешнеэкономической деятельности страны применяют два принципа взимания косвенных налогов:

  • принцип страны назначения — экспорт в страну не облагается, импорт из страны облагается;

  • принцип страны происхождения — экспорт в страну облагается, импорт из страны не облагается.

^ Республика Беларусь в отношении большинства стран применяет принцип страны назначения.

Плательщиками налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, являются декларанты.

Налогообложению подлежат товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь в таможенных режимах, и за которые в соответствии с законодательством предусматривается уплата налога на добавленную стоимость.

^ Сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,15 % от их таможенной стоимости.



  1. Нетарифное регулирование.

Нетарифное регулированиеэто форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление ограничений на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее товаров, работ, услуг.

Нетарифные ограничения внешней торговли не связаны с уровнем таможенных пошлин, это меры контроля над ценами, меры количественного контроля; монополистические, административные, финансовые, технические меры, таможенные формальности и другие.

Меры нетарифного регулирования — это комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.

К мерам нетарифного регулирования экономического характера относятся:

- антидемпинговые меры; (демпинг — это продажа товаров и/или услуг по бросовым ценам. Считается недобросовестным видом конкуренции. Например, у вас есть конкурирующая организация. У вас больше денег и ресурсов и вы решили продавать свой товар очень дешево, в надежде вытеснить конкурента с вашего рынка, чтобы затем стать монополистом. Демпингуют на зло или просто для того, чтобы привлечь больше покупателей. С одной стороны, демпинг — это недобросовестная конкуренция, с другой стороны – тут выигрывает конечный потребитель. Это хорошо видно на рынке электроники, когда цены на память постоянно падают в течение года благодаря очень жёсткой конкуренции между разными производителями. С другой стороны, демпинг — верный путь к банкротству.)

  • различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;

  • меры валютного и финансового характера.

К мерам нетарифного регулирования административного характера относятся:

  • запрещение импорта;

  • количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;

  • лицензирование;

  • добровольные ограничения экспорта.

К мерам нетарифного регулирования технического характера относятся:

- национальные стандарты, системы сертификации продукции;

  • требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;

  • требования экологического характера;

  • требования к упаковке и маркировке товаров.


Не для записи

Основными формами нетарифного регулирования являются:

^ Лицензирование экспорта и импорта это выдача уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений (лицензий) на ввоз и (или) вывоз определенных видов товаров, работ, услуг.

Лицензия — документ на право ввоза или вывоза товара, выдаваемый импортеру или экспортеру государственным органам. В Республике Беларусь введен единый порядок лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг), распространяющийся на всех субъектов хозяйствования, действующих на ее территории, независимо от форм собственности и подчиненности.

Лицензии на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь в зависимости от характера товаров (работ, услуг) выдаются Советом Министров, Министерством иностранных дел, Министерством сельского хозяйства и продовольствия,

Министерством торговли для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Большинство лицензий выдаются Министерством торговли.

Квотированиевременное количественное ограничение экспорта (импорта) отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемое, уполномоченными государственными органами. К квотируемым товарам в Республике Беларусь за последние годы относятся импорт табачных изделий, алкогольной продукции, сахара и некоторых других товаров.

  • Обязательная регистрация внешнеторгового контракта на отдельные виды товаров, осуществляется Государственными органами управления (Министерством торговли Республики Беларусь).

  • Контроль за ценами.

В целях совершенствования государственного регулирования экспорта отдельных видов товаров, производимых в Республике Беларусь, субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, при заключении договоров на экспорт товаров обязаны устанавливать на эти товары цены не ниже утвержденных на них предельных минимальных цен. Предельные минимальные цены формируются соответствующими министерствами и другими республиканскими органами управления, в ведение которых входят предприятия, осуществляющие экспорт товаров, на основании расчетов, представленных этими предприятиями, по себестоимости продукции, конъюнктуре внешнего и внутреннего рынков.

Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливается в форме исключительного права государства на осуществление деятельности по экспорту и импорту этих видов товаров, работ, услуг; Это относится к специфическими товарами (ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть применены при создании ядерного оружия, химикаты, оборудование и технологии, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия; и другие).

Стандартизация и требования в отношении ввозимых товаров.

Ввозимые товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям. Осуществляется контроль за качеством ввозимых товаров. Подтверждение соответствия ввозимых товаров указанным требованиям осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Контроль за экспортными операциями.

По отдельным группам товаров при вывозе за пределы территории Республики Беларусь необходимо получить разрешение (лицензию). В эту группу товаров входят: металлы, удобрение, лесоматериалы, текстиль, товары народного потребления, продовольственные товары и некоторые другие.

Контроль за импортными операциями. Деятельность по импорту отдельных видов товаров, работ, услуг осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий). К группе товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям, относятся специфические товары, алкогольная продукция, табачные изделия, сахар и некоторые другие, определяемые государственными органами.

^ Запреты и ограничения на экспорт и импорт

При ввозе: отходы производства и потребления, которые не могут быть переработаны или использованы в Беларуси.

При вывозе действуют ограничения на:

  • дикорастущее лекарственное сырье;

  • растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также их части и дериваты (кроме культивируемых или выращенных в неволе);

  • историко-культурные ценности.

Существуют ограничения на ввоз и вывоз печатных и аудиовизуальных материалов, иных носителей информации, содержащих сведения, которые могут причинить вред политическим или экономическим интересам республики, ее государственной безопасности, охране здоровья и нравственности граждан.

Алкогольные и табачные изделия подлежат маркировке акцизными марками.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 5 iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Лекция 5 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция 5 iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция 5 iconМетодические рекомендации вводная лекция введение в курс лекция 2
Лекция 15. Финансирование государственной службы. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о государственной службе

Лекция 5 iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция 5 iconЛекция I. Предмет, система и основные понятия
Лекция II. Судебная власть и правосудие

Лекция 5 iconЛекция роль государства и права в жизни общества 2 часа 8 Лекция...
Лекция основные правовые системы современности. Международное право как особая система права – 2 часа 65

Лекция 5 iconЛекция Эстетика как философская наука
Лекция Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории ХХ века

Лекция 5 iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)

Лекция 5 iconЛекция предмет и история развития биогеографии лекция ареалогия
Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов