Исчисления и уплаты




Скачать 161.67 Kb.
НазваниеИсчисления и уплаты
Дата публикации20.07.2013
Размер161.67 Kb.
ТипАнализ
zadocs.ru > Право > Анализ
"Главная книга.by", 2012, N 17
ПЛАТА ЗА СБОР ОТХОДОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОБЩИЙ ПОРЯДОК

ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
А.Н.ГНЕДОВ,

эколог,

консультант по вопросам

обращения с отходами
Подписано в печать 24.08.2012
С 1 августа производители и поставщики отдельных товаров и тары из пластмассы, бумаги, картона, стекла обязаны обеспечивать сбор от населения, обезвреживание и (или) использование отходов, образовавшихся после потребления указанных товаров и тары <1>. Одним из способов выполнения этой обязанности является плата за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее - плата) специальной организации <2> - оператору в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами, созданному Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее - оператор). Рассмотрим порядок исчисления и перечисления субъектами хозяйствования данной платы оператору.

--------------------------------

<1> Подп. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 N 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее - Указ N 313).

<2> Абз. 3 подп. 1.2 Указа N 313.
Общие положения
Анализируя нормы Указа N 313, касающиеся платы, прослеживается ее аналогия с налогом, поскольку система взимания платы подобна элементам налогообложения <3>. Указом N 313 установлены плательщик платы (плательщик налога), ее объект (объект налогообложения) и база (налоговая база), порядок расчета (порядок исчисления налога), отчетный период (налоговый период) и порядок перечисления (порядок и сроки уплаты налога); Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 N 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313" (далее - Постановление N 708) - размеры платы (ставка налога).

--------------------------------

<3> П. 5 ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).
Налоги поступают в республиканский и местные бюджеты, плата согласно Указу N 313 - на счет оператора, поэтому при всей схожести с налогом она не является налоговым платежом и положения налогового законодательства к плате не применяются.
Плательщик
Для признания субъекта хозяйствования плательщиком платы необходимо одновременное соблюдение двух условий.

1. Субъект должен быть обязанным лицом согласно Указу N 313, т.е. он осуществляет <4>:

производство товаров, перечисленных в приложении 1 к Указу N 313;

ввоз товаров, содержащихся в приложении 1 к Указу N 313;

ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона (далее - тара).

--------------------------------

<4> Абз. 1 подп. 1.2 Указа N 313.
Указ N 313 не раскрывает значение понятия "потребительский товар", однозначного его определения нет и в других нормативных правовых актах. Полагаем, что товары должны относиться к группе потребительских исходя из их назначения (личное, семейное пользование и т.п.)

При определении обязанного лица следует учесть случаи льготирования, установленные Указом N 313 <5>. Так, обязанность вносить плату не распространяется на производителей и поставщиков в части:

произведенной и (или) ввезенной пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, предназначенной для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, круп и крупяных изделий, молочных продуктов, детского питания, сахара, соли, муки, мяса (в том числе птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения (включая используемые в ветеринарии), денежных знаков, а также использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь;

произведенных товаров, предусмотренных в приложении 1 к Указу N 313, реализованных за пределы Беларуси;

произведенных масел, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона при условии использования для их производства не менее 30% отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона соответственно.

--------------------------------

<5> Подп. 1.3 Указа N 313.
2. С оператором заключен договор <6>. Только при наличии договора обязанный субъект становится плательщиком платы. Без такого договора обязанный субъект не признается плательщиком.

--------------------------------

<6> Абз. 3 подп. 1.2 Указа N 313.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НА ЗАМЕТКУ │

│ Обязанное лицо, которое не заключит договор с оператором, должно│

│создать собственную систему сбора отходов потребления по правилам,│

│установленным Указом N 313 │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Таким образом, плательщики платы - это юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся обязанными лицами согласно Указу N 313 и заключившие договор с оператором.

В качестве плательщиков в Указе N 313 поименованы юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но, как известно, плательщиком налога могут выступать также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, исполняющие налоговые обязательства этих юридических лиц <7>. В отношении платы Указом N 313 подобное правило не установлено. Другими словами, за рамками регулирования Указа N 313 остались обособленные подразделения, не имеющие статуса юридических лиц, но являющиеся плательщиками налогов. Полагаем, что при наличии договора между оператором и обособленным подразделением юридического лица это подразделение становится плательщиком платы, поскольку для целей Указа N 313 значение имеет не правовой статус обязанного лица, а выполнение предусмотренной данным Указом обязанности.

--------------------------------

<7> П. 3 ст. 13 НК.
Объект
В соответствии с налоговым законодательством объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика законодательные акты о налогообложении (решения местных Советов депутатов) связывают возникновение налогового обязательства <8>.

--------------------------------

<8> П. 1 ст. 28 НК.
По аналогии можно сказать, что объектами платы признаются обстоятельства, с наличием которых у обязанного лица Указ N 313 связывает возникновение обязанности внести плату. Согласно Указу N 313 такими обстоятельствами являются:

производство товаров, содержащихся в приложении 1 к Указу N 313 (включая производство тары, которая поименована как товар в приложении 1 к Указу N 313);

ввоз товаров, предусмотренных приложением 1 к Указу N 313 (включая ввоз тары, которая поименована как товар в приложении 1 к Указу N 313);

ввоз тары из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона, которая использована для упаковки ввозимых потребительских товаров.

До 1 января 2011 г. за производство и (или) импорт тары и иных товаров, а также импорт товаров, упакованных в тару, взимался экологический налог <9>. Сравним объект обложения налогом и объект платы. Ранее экологический налог уплачивался только за ввоз и производство тары из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона, а также ввоз и производство столовой и кухонной посуды из пластмасс <10>. Теперь к этим объектам добавлены производство и ввоз бытовой техники, ламп, мобильных телефонов и других товаров различного назначения, предусмотренных приложением 1 к Указу N 313.

--------------------------------

<9> Подп. 1.7 ст. 205 НК (в редакции, действовавшей до 01.01.2011).

<10> Приложение 9 к НК (в редакции, действовавшей до 01.01.2011).
Следует обратить внимание, что, если обязанным лицом становится субъект, осуществляющий ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, объектом платы является ввоз тары из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввозимые потребительские товары. Таким образом, при определении базы платы необходимо знать количество ввезенной с товарами тары, а не количество ввезенных потребительских товаров.

Пример 1.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Для обязанных лиц объектами платы согласно Указу N 313 являются: │

│ 1) ввоз из России стеклянной бутылки (ввоз товара из приложения 1 к│

│Указу N 313); │

│ 2) производство в Беларуси картонного ящика и его реализация на│

│территории республики (производство товара из приложения 1 к Указу│

│N 313); │

│ 3) ввоз стеклянной банки, в которую упакован ввезенный сок (ввоз│

│потребительского товара, упакованного в стеклянную тару); │

│ 4) производство тары ПЭТФ и использование ее для упаковки кваса│

│(производство товара из приложения 1 к Указу N 313); │

│ 5) ввоз из Германии ноутбуков, упакованных в картонные коробки (ввоз│

│товара из приложения 1 к Указу N 313 и ввоз тары, использованной для│

│упаковки потребительского товара) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
В приложении 1 к Указу N 313 содержатся коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), поэтому соответствие кода ввозимого (производимого) товара в товаросопроводительных документах кодам, перечисленным в приложении 1 к Указу N 313, является ключевым при определении объекта платы.

Пример 2.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ В приложении 1 к Указу N 313 специальными товарами являются масла│

│смазочные, масла прочие и указаны их коды ТН ВЭД ТС - 2710 19 820 0 - │

│2710 19 880 0, 2710 19 980 0. Фактически регулируемыми Указом N 313│

│товарами являются: │

│ │

│┌──────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐│

││ 2710 19 820 0│моторные масла, компрессорное, турбинное смазочное масло││

│├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤│

││ 2710 19 840 0│жидкости для гидравлических целей ││

│├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤│

││ 2710 19 860 0│светлые масла, вазелиновое масло ││

│├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤│

││ 2710 19 880 0│масло для шестерен и масло для редукторов ││

│├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤│

││ 2710 19 980 0│прочие смазочные масла и прочие масла ││

│└──────────────┴────────────────────────────────────────────────────────┘│

│ │

│ Таким образом, смазочные масла для специфических процессов│

│переработки (код 2710 19 710 0), составы для обработки металлов, масла│

│для смазывания форм и антикоррозийные масла (код 2710 19 920 0),│

│электрические изоляционные масла (код 2710 19 940 0) не подпадают под│

│действие Указа N 313 │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
При установлении предмета ввоза "тара" необходимо использовать ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения". Следует отличать упаковку, в состав которой входит тара, от упаковки без тары.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НА ЗАМЕТКУ │

│ Стретч-пленка, термоусадочная пленка, используемая при упаковке│

│различных товаров для формирования партий товаров, не является тарой,│

│поэтому она не рассматривается в качестве предмета платы │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Размеры и база платы
Постановлением N 708 утверждены Размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары <11>. Для отдельных групп товаров размер платы установлен в виде процента от стоимости товара, а для других - в денежной сумме за количество товара.

--------------------------------

<11> Абз. 3 п. 1 Постановления N 708.
Размер платы:

для пластмассовой тары, посуды столовой и кухонной из пластмасс - 500000 руб. за тонну;

тары из бумаги, картона - 70000 руб. за тонну или 20000 руб. за тысячу кв. метров;

тары из стекла - 250000 руб. за тонну или 200 руб. за условный литр.

Аналогичный подход использовался ранее при установлении ставок экологического налога за производство, импорт тары и иных товаров, а также импорт товаров, упакованных в тару. Однако есть одно отличие: ранее, если при ввозе в договоре или товаросопроводительных документах отсутствовали сведения о массе тары, поставщик товара, упакованного в тару, был обязан применять специальную ставку налога, выраженную в процентах от стоимости ввезенного товара. В Постановлении N 708 подобная ставка не предусмотрена. Кроме того, теперь по таким объектам, как ввоз или производство тары картонной, бумажной, стеклянной, плательщик вправе самостоятельно выбирать размер платы исходя из того, какие у него есть данные по количеству ввезенной (произведенной) тары - в тоннах или тыс. кв. метров (условных литрах).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НА ЗАМЕТКУ │

│ Поставщикам товаров целесообразно включить в договора на поставку│

│положения, согласно которым они будут получать сведения о массе тары,│

│использованной для упаковки │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Размер платы для масел смазочных равен 3% от их стоимости (без учета НДС), шин, покрышек, элементов питания, термометров, ламп - 1,5% от их стоимости (без учета НДС), остальных товаров (бытовая техника, мобильные телефоны и др.) - 0,3% от их стоимости (без учета НДС).

Исходя из установленных размеров платы можно выяснить, что является ее базой. Так, в качестве базы платы выступает:

цена товаров, кроме случая, когда тара является товаром, предусмотренным приложением 1 к Указу N 313;

количество тары, в том числе когда тара - это товар, содержащийся в приложении 1 к Указу N 313.

Пример 3.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Организация ввезла в отчетном квартале мобильные телефоны на сумму│

│20 млн.руб. (без учета НДС), упакованные в картонные коробки общей│

│массой 50 кг. Базой платы будет: │

│ 20 млн.руб. - за ввоз мобильных телефонов (ввоз товара,│

│содержащегося в приложении 1 к Указу N 313); │

│ 50 кг - за ввоз картонных коробок, в которые были упакованы│

│мобильные телефоны (ввоз тары, использованной для упаковки│

│потребительских товаров) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Порядок расчета и перечисления платы
Фактическая база платы рассчитывается отдельно для товаров и для тары.

База платы определяется исходя из количества:

произведенных и реализованных товаров, перечисленных в приложении 1 к Указу N 313 (включая тару, которая является товаром, включенным в приложение 1 к Указу N 313);

ввезенных товаров, содержащихся в приложении 1 к Указу N 313 (в том числе тару, которая является товаром, включенным в приложение 1 к Указу N 313);

ввезенной тары, использованной в качестве упаковки ввозимых потребительских товаров <12>.

--------------------------------

<12> Подп. 1.4.2 Указа N 313.
Указом N 313 установлен порядок определения даты ввоза и даты реализации, что необходимо для расчета количества товаров и тары. Так, датой ввоза товаров и тары являются:

дата таможенного декларирования в соответствующей таможенной процедуре (выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада);

дата принятия на учет товаров (потребительских товаров для объекта платы "ввоз тары, использованной для упаковки потребительских товаров") организацией, если таможенное декларирование не требуется <13>.

--------------------------------

<13> Абз. 4 ч. 4 подп. 1.5 Указа N 313.
Дата реализации произведенных в Беларуси товаров (в том числе тары для упаковки потребительских товаров, изготовленной производителями этих товаров) - это дата отгрузки товаров (потребительских товаров, упакованных в произведенную тару) согласно оформленным документам <14>.

--------------------------------

<14> Абз. 2, 3 ч. 4 подп. 1.5 Указа N 313.
Отчетным периодом является квартал <15>, на который приходится день отгрузки произведенных товаров (потребительских товаров, упакованных в изготовленную тару) либо ввоза товаров или тары, определяемых по рассмотренным выше правилам.

--------------------------------

<15> Ч. 4 подп. 1.5 Указа N 313.
Итак, плательщику платы необходимо предпринять следующие действия.

Шаг 1. Определить количество ввезенных в квартале товаров и тары, а в отношении произведенных товаров и тары - количество отгруженных в квартале товаров, тары (потребительских товаров, упакованных в произведенную тару).

Шаг 2. Исходя из того, что является базой платы, рассчитать фактическую суммарную стоимость ввезенных (отгруженных) товаров (без НДС) или количество ввезенной (отгруженной) тары в тоннах (литрах, кв. метрах).

Шаг 3. Определить сумму платы: она равна произведению рассчитанной базы и размера платы.

Пример 4.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Условие примера 3. │

│ Фактическая база за ввоз мобильных телефонов в отчетном квартале│

│равна 20 млн.руб. (без НДС). Размер платы согласно Постановлению N 708│

│- 0,3% от стоимости без учета НДС. Следовательно, сумма платы за│

│отчетный квартал составляет 60000 руб. (20000000 руб. x 0,3%). │

│ Фактическая база за ввоз картонных коробок, использованных для│

│упаковки мобильных телефонов, равна 50 кг. Размер платы согласно │

│Постановлению N 708 - 70000 руб. за тонну картонной тары. Следовательно,│

│сумма платы за отчетный квартал составляет 3500 руб. (50 кг / 1000 кг x│

│x 70000 руб.) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НА ЗАМЕТКУ │

│ Для производителей и поставщиков, которые будут самостоятельно│

│обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов│

│потребления, количество товаров (тары) для расчета платы уменьшается на│

│количество собранных, обезвреженных и (или) использованных отходов│

│потребления <16>. │

│ -------------------------------- │

│ <16> Ч. 2 п. 1.4.2 Указа N 313 │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Плата перечисляется на счет оператора. Основанием для этого является заключаемый между обязанным лицом и оператором договор. Перечисление платы производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом <17>.

--------------------------------

<17> Ч. 4 подп. 1.5 Указа N 313.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НА ЗАМЕТКУ │

│ Плата, уплаченная обязанными лицами, включается ими в затраты на│

│производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав,│

│учитываемые при налогообложении <18>. │

│ -------------------------------- │

│ <18> Подп. 1.8 Указа N 313 │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Ежеквартально плательщик представляет оператору информацию о размере платы по форме согласно приложению 3 к Указу N 313 <19>. Срок ее подачи не установлен Указом N 313 и формой договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утвержденной Постановлением N 708. В представляемой форме отражается информация по внесенной плате, которая должна быть осуществлена не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, поэтому производителям и поставщикам товаров и тары целесообразно направить оператору данную форму до указанной даты.

--------------------------------

<19> Ч. 5 подп. 1.5 Указа N 313.
Ответственность за невнесение платы
Ответственность за невнесение платы будет представлять собой общую ответственность производителя и поставщика за невыполнение обязанности, установленной Указом N 313, поскольку внесение платы - это альтернатива самостоятельному сбору отходов потребления обязанным лицом.

За невыполнение обязанности по сбору, обезвреживанию, использованию отходов товаров и тары юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа, размер которого равен двукратной плате, подлежавшей перечислению оператору обязанным лицом <20>. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Государственного контроля Республики Беларусь <21>. Иных санкций Указ N 313 не предусматривает. Однако согласно подп. 3.1.4 договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утвержденного Постановлением N 708, которым должны руководствоваться оператор и обязанное лицо, плательщики за несвоевременное внесение платы уплачивают оператору пеню в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.

--------------------------------

<20> Подп. 1.10 Указа N 313.

<21> Подп. 1.12 Указа N 313.
В заключение отметим, что после внесения платы производители и поставщики полностью освобождаются от своих обязанностей по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и тары <22>.

--------------------------------

<22> Подп. 1.4 Указа N 313.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исчисления и уплаты iconПроблемы исчисления и уплаты налога на имущество организаций
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной...

Исчисления и уплаты iconАмортизация и износ основных фондов, их роль в общественном воспроизводстве
Акцизы и таможенные сборы: экономическое содержание, плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты,...

Исчисления и уплаты iconОбъект налогообложения
В россии ндс действует с 1 января 1992 года[1]. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге...

Исчисления и уплаты iconПрограмма обучения по экзаменационной дисциплине Налоги и налогообложение Цели и задачи
Цели и задачи: повышение уровня знаний в области налогообложения, понимание и овладение навыками практических расчетов, методологии...

Исчисления и уплаты icon2. налоговая система республики беларусь
Налоговая система это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления,...

Исчисления и уплаты icon1. Общая характеристика механизма исчисления государственной трудовой...
Правила исчисления государственной трудовой пенсии, действовавшие до 1998 г. (по Закону РФ «О государственных пенсиях в рф» от 20...

Исчисления и уплаты iconНередко организации награждают работников подарочными сертификатами....
Нередко организации награждают работников подарочными сертификатами. Нужно ли при этом исчислять ндс? Можно ли признать в налоговом...

Исчисления и уплаты iconГосударственная пошлина Реквизиты для уплаты государственной пошлины г. Пермь
В соответствии со статьями 333. 21 и 333. 22 главы 25. 3 Налогового кодекса (фз №127-фз от 02. 11. 2004 г и фз №201-фз от 31. 12....

Исчисления и уплаты iconМеждународная конференция (Г. Г. Чичерин ) Страны Антанты потребовали...
Г. Г. Чичерин Страны Антанты потребовали от России уплаты государственных долгов России, возвращения

Исчисления и уплаты iconКудрявцев Л. Д. Математический анализ (3 тома) Фихтенгольц Г. М....
Кудрявцев Л. Д. Математический анализ (3 тома) Фихтенгольц Г. М. Курс интегрального и дифференциального исчисления (3 тома) Будылин...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов