Образование Древнерусского государства




НазваниеОбразование Древнерусского государства
страница1/7
Дата публикации26.07.2013
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

  1. Племенные княжения восточных славян.

Датировки появления государства у восточнославянских племен зависят от трактовки самого понятия государства. Традиционно считается, что не любая политическая организация общества тождественна государственности, что государство – это наивысшая форма политической организации общества.

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия н.э. практически нет. Во второй половине первого тысячелетия н.э. восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря. Откуда точно сюда пришли восточные славяне, непонятно. Датируемая история Руси начинается лишь с IXв. Летописи на Руси начали появляться только на рубеже XI-XIIвв. Видимо, на Руси до ее крещения (конец Xв.) не было даже своей письменности.

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомых волохов) в IVв. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т.е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток - будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев - поляне) до Ладоги (Новгород – ильменские словене)), на юг – будущие южные славяне (сербы). Среди образовавших восточнославянских племенных союзов, помимо полян и словен ильменских, можно выделить древлян, вятичей, радимичей, северян.

Протогосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости.

Известно о живших в Vв. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах), у которых господствовала военная демократия, протогосударственная форма политической организации славянского общества.

Говорить о политической организации восточных славян в V-VIIIвв. (от антов до Киевской Руси) достаточно сложно. Нельзя в полной мере говорить о таких признаках государства как общность людей на территориальной (а не родовой) основе, наличие публичной (государственной) власти со своим особым аппаратом, регулярный сбор налогов применительно к восточнославянскому обществу указанному периоду. Также восточнославянские княжения не обладали государственным суверенитетом в международном аспекте, что позволяет говорить об отсутствии у них государственности вплоть до VIII-IXвв.

Нужно дополнительно отметить, что восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, словене ильменские, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс политогенеза (государствообразования) протекал быстрее, а в других – медленнее. Первыми вышли на порог государственности словене ильмееские на севере (Новгород) и поляне на юге (Киев).


  1. ^ Образование Древнерусского государства.

К середине IXв. северные восточные славяне (словене ильменские), видимо, находились в даннической зависимости от варягов (норманнов). Южные восточные славяне (поляне и пр.), в свою очередь, платили дань хазарам. В 859 объединившиеся славяне и финно-угоры (племена, жившие неподалеку от Новгорода, такие как чудь, меря) выгнали варягов из Новгорода. Вскоре здесь началась анархия, постоянные междоусобицы. В итоге победила компрадорская партия, которая позвала обратно варягов. В 862 в Новгород прибыл княжить варяжский конунг Рюрик. Как сообщают некоторые источники, Рюрик происходил из варяжского племени русь. Ходят споры, существовали ли братья Рюрика Синеус и Трувор, якобы вокняжившиеся соответственно в Белоозере и Изборске. Через несколько лет после призвания варягов в Новгороде вспыхнуло восстание против их власти, возглавлявшееся Вадимом, которое было вскоре подавлено. Восточные путешественники сообщают о трех протогосударственных образованиях в IXв. на территории, заселенной восточными славянами: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Рязань?).

После смерти Рюрика правителем при его сыне Игоре стал Олег, дружинник или родственник Рюрика. После его смерти вокняживается сам Игорь Рюрикович. В 882 Олег совершает поход на юг и захватывает Киев, центр племенного союза полян, где до этого правили Аскольд и Дир. В Киев была перенесена столица теперь уже объединенного восточнославянского государства. Затем Олег подчинил себе древлян, радимичей и др. Русы (росы) – это либо поляне (по имени реки Рось, впадающей в Днепр недалеко от Киева), либо варяги (как уже отмечалось, есть данные, что Рюрик происходит из варяжского племени русь). Т.о. во второй половине IXв. образовалось Русское государство с центром в Киеве – Киевская Русь.


  1. ^ Норманнизм и антинорманнизм.

Норманнисты считают, что государственностью Русь обязана исключительно Рюрику. Антинорманнисты считают, что варяги дали Руси только правящую династию. Предпосылки же государственности на Руси складывались под воздействием объективных причин в течение предшествовавшего призванию Рюрика времени. Одним из первых норманнистов был приглашенный в Российскую академию наук в XVIIIв. немецкий ученый Байер. Поддержал Байера и его коллега Миллер. Байера и Миллера раскритиковал М.В. Ломоносов (первый антинорманнист). Споры между норманнистами и антинорманнистами в XVIIIв. приобрели политический оттенок, причем государство поддержало, естественно, позицию М.В. Ломоносова. М.В. Ломоносов пошел дальше и даже стал отрицать скандинавское происхождение варягов. Однако на рубеже XVIII-XIXвв. норманнистов поддержали Шлецер и даже Карамзин. К XIXв. утвердилась компромиссная версия: признание скандинавского происхождения Рюрика, а также наличия предпосылок государственности в самой Руси до Рюрика. "Антинаучная" норманнская теория была "разоблачена" в 30-е гг. XXв., а в 90-е гг. XXв. (по теории маятника) уже антинорманнскую теорию чуть было не объявили "антинаучной" и "коммунистической" Во всяком случае, сейчас споры между норманнистами и антинорманнистами возобновились.



  1. ^ Источники древнерусского права.

До IXв. не представляется возможным судить о конкретных структурированных нормах права.

Источники древнерусского права:

  1. Правовой обычай – обычное право, складывающееся веками и очень медленно подвергающееся трансформации. Обычное право в договорах Руси с Византией именовалось Законом Русским.

  2. Договоры: договоры Руси с Византией (Xв), другие международные договоры, договоры между княжествами, сохранилось даже несколько частных договоров времен Киевской Руси.

  3. Судебные прецеденты – решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли впоследствии в текст Русской правды.

  4. Законодательство – писаные законы стали издаваться на Руси с Xв. Тогда был издан Церковный устав кн. Владимира, устанавливавший десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже кн. Ярослав Мудрый. Помимо светского, в кон. Xв. появилось церковное законодательство, не зависящее от воли киевского князя, ведь оно заимствовалось из Византии (греческий номоканон - постановления церковных соборов и патриархов, а также Эклога (VII-VIIIвв.), т.е. светские уголовные и гражданские законы). Все законы, заимствованные Русью из Винзантии, были в Xв. объединены в Кормчую книгу. Всеобщая западноевропейская тенденция рецепции римского права Киевскую Русь не затронула, для Руси Римом стала Византия. С XIв. основным законодательным источником древнерусского права становится Русская правда (подробнее см. вопросы №№5-7).



  1. ^ Русская правда. Краткая редакция.

Существует несколько десятков отличающихся друг от друга списков (изводов) Русской правды. Все эти списки группируются по трем редакциям Русской правды: Краткой, Пространной (больше всего списков) и Сокращенной. Хотя, например, проф. С.В. Юшков выделял среди списков Русской правды 6 редакций. Но даже внутри редакций тексты некоторых списков совпадают не полностью. В оригинале текст Русской правды не был разделен на статьи, эта классификация была произведена позже Владимирским-Будановым.

Краткая редакция Русской правды состоит из Правды Ярослава (Древнейшей правды) и Правды Ярославичей. Особняком стоят статьи "Покон вирный" и "Устав мостникам". Правда Ярослава была создана в правление кн. Ярослава Мудрого, т.е. примерно во второй четверти XIв. Текст Правды Ярославичей сформировался к концу XIв. Появление Краткой правды как единого сборника исследователи относят ко времени не позднее конца XIв. или начала XIIв. Текст Краткой правды чаще всего встречается в древнерусских летописях. Прежде всего, Краткая редакция ограничила кровную месть (ст.1). Помимо этого, в Древнейшей правде (ст.ст.1-17) содержатся нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о порче чужих вещей. В Правде Ярославичей, в частности, содержатся нормы о судебных пошлинах и расходах.

Русская правда возникла на местной почве и была результатом развития юридической мысли в Киевской Руси. Считать древнерусское право собранием норм других государств (например, рецепцией византийского права) было бы ошибочным. В то же время Русь находилась в окружении других государств и народов, которые так или иначе влияли на нее и на которые влияла она. Так, есть основание полагать, что нормы Русской правды сказались на развитии права западных и южных славян. Русская правда оказала большое влияние и на становление более поздних памятников отечественного права, таких, например, как Псковская судная грамота (XVв.), Двинская уставная грамота, Судебник 1497 года, Судебник 1550 года и даже некоторых статей Соборного Уложения 1649 года.


  1. ^ Русская правда. Пространная редакция.

Пространная редакция Русской правды состоит из Суда (устава) Ярослава (ст.ст.1-52) и Устава Владимира Мономаха (ст.ст.53-131). Видимо, основной текст Пространной редакции Русской правды был принят на совещании князей и бояр в Берестово в 1113. Эта редакция Русской правды действовала в русских землях до XIV-XVвв.

Пространная редакция Русской правды развивает положения Краткой редакции Русской правды, выстраивая их в более стройную систему, и добавляет к ним нормы, установленные законодательством кн. Владимира Мономаха.

Разделение Пространной редакции Русской правды на Суд Ярослава и Устав Владимира довольно условное: с именами этих князей связаны только первые статьи разделов, остальные статьи кодекса заимствованы из разных эпох и источников, ведь в задачу Пространной редакции Русской правды входило собрать и включить в свой состав разные нормы, которые кодификатор считал необходимым закрепить.



  1. ^ Русская правда. Сокращенная редакция.

Сокращенная редакция Русской правды представляет собой выдержки из Пространной редакции Русской правды, включающие ее статьи, наиболее актуальные для XVв., т.е. времени, когда была создана данная редакция.



  1. ^ Правовое положение групп зависимого населения Киевской Руси.

Среди зависимых категорий населения можно выделить следующие группы:

- смерды (крестьяне) – лично свободные (данное положение оспаривается некоторыми исследователями, которые считают, что смерды находились в определенной степени личной зависимости, отдельные даже считают, что смерды были практически рабами, холопами) сельские труженики. Имели право принимать участие в военных походах как ополченцы. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать только сыновьям. При отсутствии наследников-мужчин его имущество переходило общине. Закон защищал личность (из текста Русской правды непонятен размер виры за его убийство – полный или уменьшенный – есть разные версии перевода со старославянского) и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

- закупы (рядовичи) – лица, отрабатывающие свой долг в хозяйстве кредитора. Устав о закупах помещался в Пространной редакции Русской правды (данные правоотношения были урегулированы кн. Владимиром Мономахом после киевского восстания закупов в 1113г.). Были установлены предельные размеры процентов по долгу. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, то ответственность его была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть "выдан головой", т.е. обращен в холопство. Такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком (смердом?) и холопом.

- рядовичи – по договору (ряду) работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами, их социально-правовой статус сходен с положением закупа.

- изгои – лица, находящиеся как бы вне социальных групп (например, отпущенные на волю холопы, фактически зависимые от своего бывшего хозяина)

Фактически в положении рабов находились холопы (челядины) – подробнее см. вопрос №10



  1. ^ Правовое положение феодалов Киевской Руси.

В особом правовом положении ("над законом") находились князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы – бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.

Боярство выделилось из боевых соратников князя, его старших дружинников. В XI-XIIв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса, закрепление за ними вотчин. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

В княжеском хозяйстве важной рабочей силой была несвободная челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в долговую кабалу.

Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве.

Постепенно формируется боярская вотчина – крупное иммунитетное наследственное землевладение. Именно вотчинное землевладение становится основной экономической и политической опорой боярства на долгие века.



  1. ^ Холопы на Руси в X–XVIIвв.

Холопы (челядины) по сути являлись рабами. В Киевской Руси в холопство попадали путем самопродажи (например, для уплаты виры), рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабе (рабыни), поступления в ключничество (услужение, например, в княжеском хозяйстве), а также в результате совершения преступления ("поток и разграбление", "выдача головой"). В холопство переходили несостоятельные закупы. Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской правде, был плен (прежде всего, военный).

Холоп являлся не субъектом, а объектом права. Все, чем обладал холоп, считалось собственностью его господина. Личность холопа не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес его господин. Холоп не мог выступать в качестве стороны в судебном процессе.

Впоследствии источники холопства были ограничены: отменено холопство по городскому ключничеству; в 1550 холопам-родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе; с 1589 ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа; постепенно холопами перестали становиться несостоятельные закупы и преступники; также было запрещено холопить детей боярских, участились случаи отпуска холопов на волю.

В XVв. выделилась категория больших (докладных) холопов, т.е. княжеских или боярских слуг, ведавших отдельными отраслями хозяйства – ключников, тиунов, огнищан, конюших, старост, пашенных. Со временем большая часть этих холопов получала свободу.

С XVв. особо выделяется кабальное холопство. В отличие от полного холопа, его кабальный коллега не мог отчуждаться как обычное имущество, его дети не становились холопами. Кабальные люди часто сами стремились в полное холопство к господам, закон же ограничивал кабальные отношения уплатой или отработкой долга. Отношения господина и холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство. Развитие кабального холопства привело к вытеснению им полного холопства, а затем к уравниванию статуса холопов с крепостными (к XVIIв.).

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образование Древнерусского государства iconВопросы к экзамену по истории
Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

Образование Древнерусского государства iconПроисхождение, расселение и социальный строй восточных славян. Образование...
Ранняя история Древнерусского государства: от Игоря до Мономаха (конец IX начало XII вв.)

Образование Древнерусского государства icon1. Образование Древнерусского государства. Русская Правда
История отечественного государства и права. Ч. 1 Под ред проф. О. И. Чистякова. М., 1999

Образование Древнерусского государства iconОтветы на билеты по истории России. Учитель: Жолтикова Н. В
Билет № Вопрос Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность. Образование...

Образование Древнерусского государства iconВопросы к экзамену по истории государственного управления
Образование Древнерусского государства. Современная наука об истории происхождения русского государства

Образование Древнерусского государства iconВопросы к экзамену (зачету) по дисциплине
Возникновение государственности у восточных славян. Образование древнерусского государства

Образование Древнерусского государства iconЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне...
Образование и становление единого Древнерусского государства (iх-хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты

Образование Древнерусского государства iconVi в. Легенда о князе Кие основателе города Киева. IX в. Образование...

Образование Древнерусского государства iconОбразование древнерусского государства: IX – первая половина XI вв
Методология – совокупность способов и приемов раскрытия исторического материала. Основные методологические позиции

Образование Древнерусского государства iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине История государственного управления...
Образование Древнерусского государства, его территориальная организация и важнейшие функции

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов